Природа нации

0
519
Время на чтение 8 минут

Английский писатель Ричард Олдингтон, в романе «Все люди-враги», утверждал, что «...если жить всеми чувствами, непосредственными живыми восприятиями, вместо выдуманных, отвлечённых, тогда и впрямь все люди оказываются врагами». Сразу подумалось, ну, разве что -всеми без исключения чувствами, тогда конечно... Ведь каких только опасных для окружающих людей чувств и отрицательных «непосредственных восприятий» - не рождает непростая человеческая жизнь! И если не обуздать их разумом - такое начнётся!!

К счастью, самые опасные чувства человека всё-таки удаётся обуздать - не только разумом, но другими сдерживающими чувствами, чаще всего -страхом, а еще инстинктом самосохранения. Но есть такое универсальное определение - любовь, которая тоже относится к области чувств, причём очень сильных, живых и непосредственных! Так что, если попытаться жить всеми чувствами, то самое сильное из них - любовь - может и победить! Это может быть сильная любовь к родине, к родительскому дому, к определённому человеку. В любом случае от любви - теория английского писателя моментально рушится! Если тебе посчастливиться ощутить чувство любви к родине, например, ты уже перестаёшь отчуждённо смотреть на незнакомых тебе соотечественников. Ты начинаешь понимать, что связан с ними какими-то высшими узами ответственности и долга. Это метафизическая близость! Она заставляет людей действовать согласованно, не жалеть своих жизней для общего дела. Во время военного конфликта - чужие, а то и враждующие между собой люди, бросали вражду и спасали друг друга! Всё это приходит к нам через генную память, и храниться там, готовое в любую стать «непосредственным восприятием» в понимании Олдингтона. Человек тогда забывает инстинкт самосохранения, страх и доводы разума!

При этом, невозможно убедить сограждан, которые не имеют такой памяти, (или она умерла в них), что душевный порыв защитника родины - честно, искренне переживается человеком.

В январе этого года на сайте «Известий» в Интернете были опубликованы заметки Сергея Роганова. Вот что он пишет о Высоцком. «Его исступленный патриотизм был нелеп, так же как многие военные песни походили на лубочные картинки». Эту чудовищно искажённое представление могло быть только у человека, не воспринимающего идеалы страны проживания. Что делать? Он другой, но чрезвычайно самоуверенный. Он надеется, что эта оценка самая интеллектуально-правильная! Его невозможно убедить в том, что многие фронтовики любили песни Владимира Высоцкого о войне. Еще мало зная его биографию, некоторые из ветеранов были уверены, что наш бард сам воевал в Великую Отечественную войну - насколько точно Высоцкий прочувствовал душу нашего бойца в этой смертельной схватке.

Не ребёнком же он всё это усвоил в период с трёхлетнего до восьмилетнего возраста, родившись в 1938 году? Значит, это было в нём изначально как матрица! И надо было только прочесть воспоминания фронтовиков, как всё в душе «выстроилось», превратилось в живое, непосредственное переживание. Поражает позиция автора заметки в «Известиях». Он осуждает «исступленный пафос» песен, а ведь это тем самым осуждает и сам пафос борьбы советских солдат с фашистским нашествиям. Задумывался ли автор над тем, что перед опасностью смерти солдат чувствует и действует так, как это свойственно только его ментальности. Именно с таким «пафосным» настроением наши воины и смогли победить! Такой у них национальный характер. Как бы там не изощрялся политрук в своих призывах «за Родину», «за Сталина», он ничего бы не достиг, если бы высокие понятия и чувства не существовали изначально в солдатской душе! И если бы он не мог выразить их с присущей советскому солдату прямотой и открытостью! Более того, когда после боя особо отличившихся спрашивали: почему они так безрассудно бросились в самое пекло, бойцы не могли ответить, потому- что ни разум, ни расчёт не руководили ими! Их направляло безотчетное чувство, исходящее от самой природы и её Создателя.

Какое счастье, что не было тогда среди военных корреспондентов газеты «Известия» таких публицистов, как Роганов, и солдатам не надо было прятать свои чувства перед атакой, стесняясь замечаний журналиста. Только представьте себе на миг (в порядке эксперимента) таких журналистов на передовой 1943 года. И чтобы они учили солдат громко не выражать свои патриотические чувства, не размахивать красными флагами. Какой бы катастрофой закончилось всё это!

Кстати что-то похожее у нас уже было. В интернете приводились такие факты: после февральской революции 1917 года Временное правительство России издало приказ № 1 по всем армейским частям - не подчиняться командирам! Вся власть в армии переходит к солдатским комитетам. И это в самый разгар войны. Русская Армия перестала быть боеспособной в несколько дней!

В наше время снова у нас «маячат» призраки тех же «демократов» -временщиков. Их невозможно убедить в полезности «пафоса», потому - что у таких «соотечественников» отсутствует уважение к глубинным славянским духовным ценностям. Они совершенно не могут или не хотят понять, что эти ценности могут быть усвоены национальной душой только в определённой форме - чаще всего в эпической. Поэтому война 1812 года нашла отражение в величественном романе «Война и мир», а не в форме приключений, подобных похождениям солдата Швейка. И эпопея Льва Толстого вдохновляла людей именно своим высоким «пафосным» настроем. Это подтверждает и недавно опубликованный в пятом номере «Нового мира» за 2013 год материал Кирилла Кобрина о Лидии Гинсбург и её «Записках блокадного человека»:

«В годы войны люди жадно читали „Войну и мир", - чтобы проверить себя (не Толстого, в чьей адекватности жизни никто не сомневался). И читающий говорил себе: так, значит, это я чувствую правильно. Значит, так оно и есть. Кто был в силах читать, жадно читал „Войну и мир" в блокадном Ленинграде». У Толстого «народная война», «патриотический подъем» редуцируются к огромному количеству отдельных поведенческих феноменов, так или иначе вписанных в разного рода сословные, профессиональные, гендерные модели, представляющие собой налаженную систему социальных ритуалов»

Так или иначе, а этот спасительный «пафосный» патриотический подъём существует и показал себя как спаситель огромного числа людей в самые тяжкие дни ленинградской блокады. «Чувствовать правильно»- значит не отчаиваться и не трусить, забыть про своё нездоровье, голод и холод. Есть что-то более великое и значительное, чему ты должен следовать, чтобы вместе со всеми выжить! «Чувствовать правильно» - это значить - не кривляться и не ёрничать, а научиться смотреть на мир серьёзно и с трепетным уважением к там понятиям как война, родина, долг и смерть!

Это уже не просто непосредственное чувство в понимании писателя Ричарда Олдингтона, а скорее могучий инстинкт. Читая многочисленные статьи «борцов» с этим природным инстинктом, невольно спрашиваешь себя, есть ли у них вообще что-то святое? Человек не может жить, не уважая своё отечество, свой род! Ведь есть же и у Роганова и его сторонников свои духовные приоритеты. Почему они не рассказывают нам о них, не стараются увлечь нас своим, более «правильным» пониманием жизни, а с иронией и сарказмом «развенчивают» - высокие чувства чужих им соотечественников, как мифы и нелепости? Пытаются спорить с природой? Может быть, потому- что людей, разочарованных в высоких идеалах, легче покорять? Легче внушить им, что существует только «здравый смысл» и демократические свободы. Надо, чтобы все поверили: весь пафос патриотизма, в основе которого лежит бесценное чувство ответственности за родину- это чувство не природное, врождённое, а социально-приобретённое. В годину тяжких испытаний оно помогает выжить, а в мирное время о нём лучше не вспоминать. Оно только мешает строить государство на основе общедемократических духовных ценностей! В общем - победили и забыли!

Очень характерны в этом плане всё те же «Записки блокадного человека» Лидии Гинсбург. Полемизируя с Львом Толстым: «она тоже редуцирует «народную войну», «подвиг блокадников» к совокупности поступков отдельных людей, занятых выживанием. Привод, который заставляет эти колесики вертеться так, как надо для функционирования военно-государственной машины, - «социальный ритуал». Создавая (порой, воссоздавая в измененном виде довоенный) этот и другие ритуалы, выполняя их, доводя свое участие в них до автоматизма - вытесняя тем самым «биологическое», - блокадники побеждают Гитлера!»

Определённой части нашей интеллигенции очень бы хотелось, чтобы чувство ответственности за родину так и оставалось «социальным ритуалом» -палочкой - выручалочкой в военное время. Без всякой там биологии, генной памяти и прочих премудростей.

А вот в мирное время все должны слушаться умного дядю или тётю, которые внушат, что вы часть мирового рыночного сообщества и должны работать под руководством опытных менеджеров, учиться у либеральных филологов и историков. И чтоб про духовную родину, про какие-то там особенности национального развития- ни слова!

Жаль, что ветераны войны не смогли ответить С. Роганову на его заметку о «нелепом патриотизме» песен Высоцкого о войне. А уж тем более жаль, что сам Владимир Семёнович не смог возразить и по-мужски отреагировать на нелепые обвинения автора.

Как-то в записной книжке я нашёл выражение поэтессы Беллы Ахмадулиной: Великий поэт не может быть патриотом одной страны! Это так она писала об Иосифе Бродском в «Известях» в 2003 году. Может быть, Бродский и не может быть патриотом. Говорят, он сам себя ощущал поэтом всемирным. Прекрасная, чудная поэтесса писала это искренне, в порыве высоких чувств. Но тут же я вспомнил, что за восемьдесят лет до этой публикации, революционер Лев Троцкий в своей книге «Моя жизнь» утверждал, что Пушкин не национален. Это был уже умысел: не делайте из Пушкина русского символа! Он - поэт всех народов, проживающих на данной территории. Да никто и не спорит! В Эфиопии Александра Сергеевича тоже чтят поэта как своего - эфиопского гения! И это естественно, потому - что в его творчестве есть всемирные идеи и образы для всех. Весь вопрос в том, что сделало из сына внучки эфиопского пленника - великого национального поэта! В данном случае, обращаясь к Пушкину, как национальному гению, русский человек хочет лучше познать самого себя! Он действует согласно своей природе, не пытаясь никого осудить или принизить!

Но каких только несправедливых обвинений и обидных фантазий не приходится слышать ему! Кажется, это так просто: уважай и цени всех сограждан, обогащайся их лучшими духовными национальными качествами и культурным наследием. Но попробуй, воспитай в себе эту объективность и уважительность! Попробуй, победи в себе национальную «ревность» и нетерпимость! А ведь другого пути к созданию сплочённой многонациональной державы нет!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Природа нации

Уважаемый Валерий, хотелось бы поблагодарить вас за такие точные слова о патриотизме, трусости, долге. Русский человек не может быть счастлив без чувства гордости за Родину. Какое бы "качество" жизни ему не сулили, качество жизни это честь, совесть, исполнение долга.
Анна Кривцова / 12.02.2014, 08:20
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Скрипко
Совсем не цветущая сложность
Полемические заметки
28.12.2022
«Тот случай, что и "красть" не надо было»
Отклик на статью Сергея Михеева «Нашу молодёжь украла американская массовая культура»
06.10.2022
Заметки неравнодушного читателя
О романе Захара Прилепина «Обитель»
11.08.2021
Наша основа
Попытка исследования
10.03.2021
Точка опоры
Эссе
18.09.2019
Все статьи Валерий Скрипко
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05