20 августа исполнилось 125 лет с того момента, когда в семье академика В.И. Вернадского и Н.Е. Старицкой родился сын Георгий, в начале ХХ века ставший лидером историографических традиций России. В гражданскую войну, когда отец Владимир Иванович Вернадский создавал АН на Украине, Георгий Владимирович Вернадский занимал пост начальника отдела печати в администрации Врангеля. Вместе с Белой Гвардией в 1920 году Георгий отплыл в Константинополь.
С 1927 года Г. Вернадский, как и сын адмирала Макарова, жил и работал в США, преподавал в Йельском, Гарвардском, Колумбийском и Чикагском университетах. В 1929 году была издана его работа «История России», переведенная на многие языки мира. Рецензенты книги в США отмечали объективность Вернадского- евразийца, Вернадского-эмигранта по отношению к советской истории. В годы 2-й мировой войны Вернадский активно участвовал вместе с Макаровым, Деникиным, Рахманиновым и многими другими РУССКИМИ людьми в гуманитарной и политической поддержке Советского Союза.
Для понимания евразийской позиции историка Георгия Владимировича Вернадского остановлюсь на двух его работах: «Начертания русской истории» и «Подвиги св. Александра Невского»... Обоснованию исторического единства Евразии посвятили свои труды ряд авторов русской эмиграции издававших свои работы в книге «Исход к Востоку. Утверждение евразийцев» и журнале «Смена вех», выходивших в Софии, Париже, Праге. Общественно-политическое движение евразийцев доказывало не только факт взаимного влияния географического ландшафта на культурный и социальный ландшафт, они развили новую дисциплину - геополитику, а в дальнейшем планировалась дисциплина геоэкономика. Г.В. Вернадский, обосновавший историческое единство Евразии, был единодушен с видными евразийцами, что история Евразии есть история ее объединения и становления на едином пространстве Российского государства. Георгий Владимирович в 1927 году писал: «Евразия, как географический мир, как бы предсоздана для образования единого государства».
Историк Вернадский в своей работе «Начертания русской истории» выделяет несколько этапов, периодов в истории России в составе евразийского геополитического пространства. Вся отечественная история сводится у него к символической борьбе «леса» и «степи», с его более высокой культурой. В итоге ученый уверен в окончательном объединении Евразии под началом России. Утверждая, что помимо географического и исторического единства есть единство культурное, приводя материалы в подтверждения от лингвистического до этнического.
В наши дни идеи Г. Вернадского Президент Российской Федерации Владимир Путин взял за основу, если судить по его предвыборной публикации, статьи в «Известиях» о Евразийском союзе. Об интеграции на евразийском пространстве говорилось и раньше, но сейчас В. Путин совершает ряд последовательных шагов по реализации проектов Таможенного союза и создания свободной экономической зоны в СНГ. Сегодня Евразийский союз - это не просто экономические инициативы Путина, а его стратегия. Евразийская политическая философия Президента России основана на трех принципах: - Строительство многополярного мира. В противовес американской гегемонии, которую Путин критиковал в своей мюнхенской речи.
- Из многополярности мира вытекает вторая составляющая евразийства - интеграция постсоветского пространства. Объединив энергетические, экономические и военно-стратегические потенциалы, полезные ископаемые и маршруты их доставки, евразийская Россия на историческую арену возвращается глобальным игроком. Что дает право воплотить в жизнь третий принцип евразийства:
- Перевод России с либерально-демократической модели, в 90-е скопированной с Запада, на особый, евразийский путь развития. На иную систему ценностей. Именно о иной системе ценностей и пишет Г. Вернадский в своей работе «Подвиги св. Александра Невского».
Яркими маяками двух мирочувствований есть образы русских князей - Даниила Галицкого и Александра Невского. Они олицетворяют собою два культурных типа истории русской: тип «западника» и тип «восточника», «славянофила».
Наследием временами удачных, но не продуманных, подвигов одного было латинское рабство Руси юго-западной. Наследием подвига другого явилось великое Государство Российское.
Как пишет Г.В. Вернадский: «Не прошло и ста лет после смерти Даниила, как вся его отчина - Галицко-Волынская земля - была расхватана соседями: уграми, поляками, литовцами. Латинское рабство в отдельных частях Руси не изжито до наших дней. Шумная и блестящая эпопея Даниила Галицкого прошла впустую. Глубокая и настойчивая политическая работа Александра Невского привела к великим следствиям.»
Историческая задача, стоявшая перед Александром, была двояка: защитить границы Руси от нападения латинского Запада и укрепить национальное самосознание внутри границ. В том числе и защита живой энергии русской культуры - Православия. Своим гениальным историческим чутьем Александр понял, что в его эпоху основная опасность для Православия и русской культуры грозит с Запада, а не с Востока, от латинства, что искажало самую душу, а не от монгольства, несшего рабство телу, а не душе.
Г. Вернадский: «Русь могла погибнуть в героической борьбе между двух огней, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла. Предстояло выбирать между Востоком и Западом. Двое русских князей того времени сделали выбор по-разному. Даниила Галицкий выбрал Запад и с его помощью пытался вести борьбу против Востока. Александр Невский выбрал Восток и под его защитою отбивался от Запада и всего европейского русофобства». История повторяется в наши дни...
27-28 июля 2013 года глава Российского государства принял участие в мероприятиях, посвященных 1025-летию Крещения Руси. В. Путин так же прибыл на конференцию «Православно-славянские ценности - основа цивилизационного выбора Украины», организованную общественной организацией «Украинский выбор», возглавляемой Виктором Медведчуком. Президент России выступил с речью, которая не могла оставить равнодушной ни лагерь сторонников Евразийской интеграции, ни ее противников по факту ее произнесения. Российский лидер не устает призывать руководство Украины к принятию взвешенных, обдуманных социально -экономически, а не эмоционально -русофобски мотивированных решений в частности выбора «интеграционного вектора». Сделав историко-экономический экскурс В.В. Путин сказал: «Сегодня идет очень напряженная борьба на мировых рынках. И уверен, что подавляющее большинство на Украине понимает, что, только объединяя усилия, мы можем быть конкурентно способными и выиграть в этой жесткой борьбе.» Я соглашусь со многими блогерами, утверждающими, что сегодня Владимир Путин своей евразийской позицией похож на Александра Невского.
А в заключение приведу взгляд Г. Вернадского на традиционный для России национальный вопрос. Ученый-евразиец видел и решал его так: «Нынешнюю, перестроенную большевиками Россию придется признать как факт, а потом уже проводить в ней необходимые исправления. Те части России, которые пережили период собственного государственного существования, как-то Украина, и те части России, из которых большевики искусственно образовали самостоятельные национальные республики, должны остаться в качестве самостоятельных земель, входящих в российское целое на началах широкой автономии и федерализма.» Именно это Вернадский, которого американские ученые признавали самым объективным историком Руси, считал основой будущего Российского государства в Евразии.