«Юности честное зерцало» (К 300-летию прагматического руководства поведения)

Руководство о правилах хорошего тона, прагматическое руководство поведения в обществе, жизни в быту и хороших нравах «Юности честное зерцало», дополненное собственноручно Петром I, впервые было издано в Петербурге в 1717 году. Показаниями к житейскому обхождению и правилам взаимоотношений по жизни, собранным в 70 параграфам 300 лет тому назад, руководствовались отроки, и взрослые.

По высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй в 1787 году, продолжая «Честное зерцало», была издана книга «О должностях человека и гражданина», философско-нравственный и правовой трактат поведения по жизни, в обществе и стране, где были собраны лучшие идеи  мироустройства к тому времени. Забытые, но необычайно интересные идеи и правила для сегодняшних дней (В наши дни к этим идеям приблизилась работа В.Медведчука «Гражданское общество: Украинский выбор»).

Одним из главных вопросов, над которым во все времена задумывались люди, был вопрос о месте человека в обществе и смысле его жизни. Многие мыслители: Платон, Кампанелла, Аристотель пытались создать идеальную модель государства с гармоническими связями между личностью и обществом. Аристотелевское понимание человека как общественного существа и общения как основного социального явления было позже усвоено громадным большинством мыслителей.

Живший в обстановке междоусобиц и гражданской войны английский философ Гоббс, как в последствии и Спиноза, пришли к пониманию отдельного человека как дикого зверя. Печальные слова Гоббса: «человек человеку волк» дошли до наших дней. Философ считал враждебность отдельного человека и общества естественным состоянием.

Монтескье, Гельвеций, Сен-Симон рассматривали человека как общественное существо, видя в обществе главную силу, определяющую все стороны жизни личности. А вот Локка считал, что человек от рождения, подобен чистому листу, на котором пишет свои тексты социальная среда. Отсюда следует, что волком человек не рождается, он им становится под влиянием среды и воспитания. Здесь вопрос переводится в социальную плоскость: чтобы изменить человека, нужно изменить социальные условия. Социалисты-утописты дали яркую критику противоречий между личностью и обществом, порождаемых социальным строем, где господствует частная собственность. Классический пример этой школы - Шарль Фурье. Тот же Гегель утверждал, что человек таков какова окружающая его среда, понимая социальный строй - как индивидуальные условия деятельности человека.

Социально-экономическое развитие любой страны должно опираться на прочные духовно-нравственные основы. Но строители Украины социокультурный (духовно-нравственный) фундамент  людей  разбивают националистической кувалдой и капиталистической киркой. Каструлеголовые политики лупят по механизмам, духовно-нравственным связям, удерживающим социальные системы от распада. Механизмы эти - нравственные отношения между людьми. Честность и правдивость, доброта и отзывчивость, справедливость и человеколюбие, бескорыстие и взаимное доверие, уважение и скромность - все это называется нравственностью и составляет каркас человеческого общества. Не секрет, что в любом обществе межличностные и межгрупповые отношения регулируются двумя путями: правовыми и нравственными. Вопрос в уровне нравственности: где она - возле плинтуса или возле сердца? А для более точного ее определения обратимся к словарям.

С.Ожегов: Нравственность - правила определяющие поведение. Духовные и душевные качества необходимые человеку в обществе. Выполнение неписаных правил поведения.

С.Соловьев: Нравственность - это выражение общественных отношений, основа формирования человека и общества. Нравственность продукт человеческих взаимоотношений, получивших статус неписаного закона, обязательного для выполнения каждым членом общества.

Дмитрий Мережковский в статье «Грядущий хам», написанной в 1907 году, ссылаясь на Герцена, утверждал: «Мещанство (жлобство) - окончательная форма западной цивилизации, являющей собой сплоченную посредственность».

А теперь давайте задумаемся о слепом заимствовании западной либерально-рыночной доктрины с ее культом  эгоизма и наживы, пошлости и нравственного растления, что «самостийники» выдают за приобщение к «цивилизованному миру». Сегодня на Украине и слепой убедится в том, что нравственное загрязнение социальной среды неизбежно разрушает не только экономические но и правовые институты общества. Невиданные масштабы коррупции  и общей бюрократизации и численности управленческого аппарата - это только одно из проявлений духовно-нравственного кризиса на Украине. Ослабление механизмов нравственного самоконтроля рождает чрезмерное обилие нормативно-правовых актов, но сегодня мы убеждаемся в том, что навести порядок в морально деформированном обществе одними лишь правовыми методами становится невозможно, несмотря на высокую производительность законодательных органов. Та же нынешняя финансовая олигархия мастерски научилась обходить законы, маскировать свои безнравственные цели и столь же безнравственные способы их достижения...

В заключение «как руководство к действию» назову лишь главы с книги «О должности человека и гражданина»: О благополучии вообще; О образовании души; О добродетелях человеческих; О должностях к Богу и ближнему; О должностях к самому себе; О том чего надо избегать (самолюбия, спеси, тщеславия, подлости, распутства, грубости, неучтивости, самохвальства, хвастовства, прекословия, презрения, осмеяния, клеветания, лжи, проклинания, крика и проч.); О здравии; О благопристойности; О союзе общественном; О супружеском союзе; О союзе родителей и детей; О союзе господ и слуг; О союзе гражданском; О любви к Отечеству; О домоводстве...

Ну что, почитаем?  Или сколько не читай, сколько не смотри в «честное зерцало человека и гражданина» из жлобствующего мещанина - гражданина, как с вороны орла,- не выйдет, не будет...
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Николай Яременко:
Читая Владимира Бурцева
Об уроках Октябрьской революции 1917 года
31.10.2017
Анатомия американских провокаций
Писатель из Украины Николай Яременко считает, что провокации и двойные стандарты будут одной из причин падения американской империи
30.10.2017
Превращение Малороссии в Украину
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы?»
13.08.2017
«Читать ее надо с карандашом в руках»
Рецензия Николая Яременко на монографию Виктора Медведчука «Гражданское общество: Украинский выбор»
14.10.2016
Все статьи автора
Последние комментарии
Сорос лоббирует закон «о семейном насилии»
Новый комментарий от Александр Копейкин
11.12.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от Александр Копейкин
11.12.2019
«Ржев»: о священной войне с мерзавцами, которые позорят фронтовиков
Новый комментарий от Русский Сталинист
12.12.2019
«Памятник будет символом всеобщего покаяния»
Новый комментарий от PRO
12.12.2019
Россия и государственные услуги
Новый комментарий от Света Ч.
12.12.2019