Кто хоть раз бывал в крепкой драке, тот знает, что такое получить удар под ребра, в «дыхалку». Вроде сознание присутствует и кулаками продолжаешь махать, но воздух перекрыт, и ты испытываешь настоящий шок.
Нечто подобное испытал ШОКоладный барон Украины, «принц нуги и повелитель ирисок» Петро Порошенко, которому в последний день июля сообщили о запрете на ввоз в Россию сладостей, изготовленных его «именным» концерном Roshen...
Сегодня политологи и политические оракулы спешат заверить, что давно предвидели этот «коварный шаг северного соседа», но вообще-то украинский эфир молчал почти сутки, как молчало Политбюро ЦК КПСС после смерти «дорогого Леонида Ильича». Никто в незалежной не был готов к тому, что Роспотребнадзор обнаружит бензопирен сразу после праздничных мероприятий, посвященных Крещению Руси.
Когда дыхание вернулось, Украина задышала часто, выдыхая не только разумное. В хит-параде идиотизмов лидировала «мовная причина» сладкого конфликта, вызванная якобы раздражением России, ненавидящей соловьиную мову Лэси и Кобзаря, тем, что на обертках порошенковских конфет содержатся, помимо прочих, надписи на украинском языке. А на одном из форумов национально-одержимых звучал тезис о «мести Путина и Гундяева нашому патриарху Филарету».
Неожиданно дружным хором заквакало парламентское болото, доказывающее, что «наше найкраще». Причем «какавабобовый» патриотизм представителей непримиримой оппозиции шумно поддерживали и звезды Партии регионов - той самой, которую журналисты «5 канала», принадлежащего все тому же обиженному москалями Петру Порошенко, ежедневно смешивают вовсе не с шоколадом.
«Приведу простой пример из моей личной жизни. Мой друг, почти мне родной брат, который живет в Москве, привез мне в подарок российский шоколад, - защищает «рошенпродукт» Александр Стоян из фракции ПР. - Так вот, я могу сказать одно: небо и земля как по вкусу, качеству и оформлению!»
Для бывшего однопартийца Порошенко, с которым Стоян (№ 2 по списку ющенковской «Нашей Украины») поддерживал Майдан, это вполне естественно. Однако бывший начальник отдела коммунистического воспитания Министерства высшего образования УССР автор диссертации «Деятельность вузовских парторганизаций Украины по воспитанию коммунистической сознательности студенческой молодежи» Александр Стоян по своей «национал-майданной привычке» пошел дальше. Он гневается: «Россия не первый раз демонстрирует такой шантаж, экономики здесь нет никакой, как и нет оснований для запрета на ввоз нашей продукции... Россия показывает такое политическое давление, это шантаж, политический, как и газ, чтобы додавить на нас, чтобы мы вступили в Таможенный союз. Это ответ нам на то, что мы не хотим сближаться с ТС, а идем очень решительно в ЕС. Это экономическая война. Это надо остановить».
Таким образом, народные избранники партии, пришедшей к власти исключительно на симпатиях русофильской части украинского электората, «кидают» своих избирателей точно так же, как «кидали» когда-то своих партийных собратьев по КПСС и «майданному цеху». Политики и эксперты тут же заговорили о новой волне торговых войн как «грубому принуждению Киева к вступлению в Таможенный союз».
«Публичной поркой Порошенко» назвал произошедшее Владимир Фесенко, а модератор аналитической группы «Geostrategy» Сергей Даниленко и вовсе совершил политологическое открытие, назвав бойкот Roshen «ударом лично по Петру Порошенко как флагману евроинтеграции Украины». А в это время на фоне мудрецов запевал свою песню о формировании основ внешнеэкономической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды заместитель министра экономического развития и торговли Украины Анатолий Максюта.
Все это напоминало гомон козацкой Рады образца времен Руины, где все знают ответ на вопрос «Кто виноват?», но НИКТО не знает ответа на вопрос «Что делать?»...
Когда же претензии к сладкой «порошенковщине» предъявили сразу пять государств, пришло время второго шока, ибо схема ставших привычными российско-украинских торговых войн «раз на раз» явно сломалась. Теперь в дело пошли сами методы - от нелепых заявлений «рошеновцев» (мол, их обвиняют «в нарушении несуществующих норм») до попыток «давления на жалость» Минэкономразвития в лице Игоря Прасолова, продекламировавшего, что ситуация с Roshen «затрагивает интересы более 8 тыс. работников наших предприятий, может отразиться на сальдо торгового баланса, грозит уменьшением налоговых отчислений на всех уровнях».
Даже чудом выживший в Азовском море браконьер вдруг в эти дни стал вспоминать, что «российские пограничники преднамеренно таранили их баркас, что и привело к гибели четырех граждан Украины».
О национальных интересах заговорили парламентарии, политики, эксперты. И даже министр Прасолов невнятно, но погрозил Москве готовностью «отстаивать национальные интересы».
При этом новость, опередившая «шоколадный конфликт» всего лишь на один день, была воспринята возбужденной ныне Украиной спокойно и покорно, хотя этот вызов был куда более хлёстким и унизительным. Однако Украина сглотнула...
Речь идет о компании Shell, которая отказалась пользоваться трубами украинского производства, обосновав такое решение низким качеством украинских труб. «Европейцы» цинично выразили надежду, что за следующие 50 лет на Украине все же научатся делать качественные трубы. «Мы готовы использовать украинские товары при условии, что их цена и качество будут соответствовать иностранным аналогам. На данном этапе таких труб в Украине нет».
Тема, затрагивающая один из главных внешнеэкономических козырей Украины, не вызвала приступов гнева и появления глубокомысленных морщин на челе экспертов. Не предполагали политологи, не раздувала щеки оппозиция, молчал даже «нашеукраинский регионал» Стоян. О национальных интересах в данном вопросе никто не вспомнил и не заикнулся. Надменность, с какой европейцы указали на третьесортность украинской продукции, растревожила куда меньше, чем деятельность Роспотребнадзора. Все тот же Сергей Даниленко, полагающий, что «шоколадная война демонстрирует слабость России», возможно, увидел в демарше Shell лишь волю господина, решившего сплюнуть в сторону своего холопа. Подобного подобострастия, наверное, не проявляли даже придворные восточных деспотов!
А вот России, как оказалось, защищать свои государственные интересы и свою политическую линию нельзя. Россию можно лишь доить, одновременно понося ее во всю широту украинской груди и участвуя в готовящихся европейских подвохах по её адресу.
Янукович и его ближайшее окружение мнят себя этакими «кравчукучмами», которые и третье десятилетие постсоветского соседства будут ерзать на двух геополитических стульях.
Однако за окнами не 90-е годы прошлого века, и пока Украина разрабатывает детали национальной идеи, шьет шаровары, борется с русским языком, героизирует исторических лузеров и мечтает о сладком самостийном будущем, Россия стабильно восстанавливает и внедряет импортозамещающие экономические программы, укрепляет внутренние рынки, осваивает новые направления сотрудничества с союзниками.
Жертва шоколадной войны, конечно, неслучайна. Порошенко не столь опасен как конкурент-кондитер (объективно Roshen пока не дотягивает до «Красного Октября» или Бабаевской фабрики), сколько неприемлем как политический противник. С чего бы России способствовать обогащению финансиста русофобов и хулителей Таможенного союза, который оказался еще и «флагманом европейской интеграции Украины»? Так, может, тогда шоколадному куму медового президента надо начать осваивать рынки Бельгии или Швейцарии, заодно проверяя перед своими соотечественниками искренность помыслов и желаний «братской европейской семьи»? А ведь, судя по всему, - придется.
Как оказалось, шоколад тоже может быть политическим - были же в истории политическими шерсть, опиум, нефть и многое другое. Просто уровень политичности бывает разным. Сегодня шоколад стал синонимом слова «ВЫБОР», который Украине придется делать. Порошенко свой выбор сделал, отчего и потекли по щекам горькие шоколадные слезы...
Впервые опубликовано на сайте "Одна Родина"
1. Шеколадный русофоб с ГМ-сои