- Я столько сил вложил, чтобы он поступил в этот институт. Ездил специально в тот город в командировку, «наводил мосты», договаривался. Моему балбесу и лентяю фактически и оставалось только пройти профотбор и «абитуру», т.е. продержаться месяцок: пожить в летнем лагере, в палатке, на свежем воздухе, а он мне вчера: «Папа, я больше не могу тут! Комары тучами летают! Начальники придираются. Кормят плохо». Да и, как оказалось, парни, с которыми мой уже успел сдружиться, не прошли по конкурсу и собираются домой, ну и моего дурака подбивают. Я столько сил вложил...
Стенания товарища понятны. Единственный сын, надежда родителей. Престижный ведомственный вуз, хорошая возможность начать блестящую карьеру и вдруг... «забираю документы!»
Как оказалось, сын бывшего коллеги рос и воспитывался на всём готовом, любил, как и многие его сверстники-подростки «зависать в компе», какими-то обязанностями по дому был не обременён, в выходные был предоставлен сам себе - вобщем типичный продукт беспризорности или фактического сиротства при живых, вполне благополучных родителях.
И мне вспомнилась поездка этим летом под Переславль, где побывал этим летом в военно-патриотическом палаточном лагере «Юный суворовец». Здесь, на территории Национального парка «Плещеево озеро» собралось более полусотни подростков из Москвы, Подмосковья, Нижегородской области и Перми из нескольких военно-патриотических клубов, входящих в Объединение суворовско-ушаковских сборов. Жили ребята под чутким руководством организаторов, в палатках, на берегу легендарного водоёма, где юный царь Пётр получал навыки мореплавателя.
Скучать им там не приходилось. С подъёма под бодрые сигналы горниста, до отбоя под пение национального гимна весь день был заполнен различными занятиями по военно-прикладным видам армейской допризывной подготовки: строевой, огневой, изучением воинских уставов и тактико-технических характеристик оружия, топографии, физо. А ещё были высотная, тактическая, медицинская подготовки, плавание на рафтах, рукопашный бой, полоса препятствий... Желающие получили уникальную возможность «пощупать небо», совершив свой первый прыжок с аэродрома г.Киржач. На беду действующим вблизи лагеря диверсионным группам, каждую ночь выставлялся караул и патрули.
Одним из ключевых событий лагерного сбора стал «болотный суворовский переход». Под руководством местных проводников, юные суворовцы, вооружённые автоматами, с честью преодолели заболоченную местность на подступах к озеру.
Самое интересное, что на следующей день, едва просохнув после «изнурительного болотного марш-броска», ребята буквально требовали повторить выполнение задачи по преодолению «топей». Руководителям пришлось взять тайм-аут, а ребятам объявить, что если пойдут, то только наиболее достойные. И тогда случилось чудо! Сразу выздоровели все, бывшие до этого больными и хромыми. Наряд по кухне с удвоенной силой драил посуду, дневальные мели территорию, а все объявлявшие до этого голодовку начали просить добавки суворовской каши. Даже девчонки из взвода «косички» толпой ходили за начальником лагеря с просьбой не лишать их возможности совершить подвиг. Видя такой исключительно полезный воспитательный эффект, руководство с удовольствием организовало повторный «болотный переход».
У суворовцев установились доверительные связи с прославленной 21-й отдельной Софринской бригадой ВВ МВД России, где ребята бывали не один раз. В этот раз софринцы стали их гостями. На открытие лагерной смены прибыли духовник бригады игумен Феофан (Замесов), офицеры запаса: разведчики и краповые береты. Они приехали не с пустыми руками. Решением командования и ветеранской организации бригады, одному из переславльских военно-патриотических клубов было присвоено почётное имя военнослужащего софринской бригады, Героя Советского Союза, лейтенанта Олега Бабак, погибшего в 1991 в Карабахе.
Активное участие в организации и обеспечении лагеря приняли и сотрудники правоохранительных органов. Заместитель начальника полиции по охране общественного порядка МО МВД Переславль-Залесский, подполковник полиции Игорь Александров не только выделил необходимых сотрудников для обеспечения безопасности лагеря, но и организовал ряд встреч с молодёжью полицейских, принимавших участие в боевых действиях на Северном Кавказе.
В Переславле-Залесском, как оказалось, есть сильная казачья дружина во главе с атаманом Николаем Суняевым. Они взяли на себя не только обустройство, обеспечили демонстрацию на большом экране патриотических фильмов, но и организовали различные полезные мастер-классы и игры. Как нетрудно догадаться, казаки были и болотными проводниками и ночными диверсантами, которые наделали в лагере столько переполоха, что впечатлений о нём ребятам хватит надолго.
А ещё были ночи у костра, песни под гитару и задушевные разговоры. О том, как ребята, например, понимают историческое пространство вокруг себя? Видят ли за окружающей их красотой природы ещё и глубокие духовные скрепы, корнями уходящие в далёкое прошлое, объединяющее нас с ним?
Я видел живые, горящие интересом к жизни глаза ребят. Ни один из них, несмотря на достаточно суровые условия ни за что не согласился бы поменять свой спальник на охапке сена на домашние перины. А что говорить о предстоящей службе Родине? Даже девчонки высказывали желание, одеть после школы погоны - стать курсантами силовых вузов.
Мне искреннее жаль моего товарища и его сына. Даром потраченное время и силы, сожжённые «мосты наведённых переправ», порушенные надежды... А ведь все могло бы быть иначе, если бы он своего сына отправил хоть на сезон в подобный лагерь!
Роман Илющенко, подполковник запаса
Александр и Наталия Римм
Фото Л. Петровой