По поводу конкурса на современное архитектурное решение образа православного храма

От редакции. Русская Православная Церковь, Союз архитекторов России и Союз благотворительных организаций России готовят конкурс «Современное архитектурное решение образа русского православного храма». (Напомним, РНЛ посвятила теме современной церковной архитектуры несколько материалов). Его начало предварительно назначено на 1 августа, цель соревнования - поиск современных архитектурных решений для храмового строительства. Сегодня мы публикуем мнение по этому вопросу архитектора М.Ю.Келера.

***

Конкурсная документация еще не утверждена, а в средствах массовой информации уже появились первые сообщения, которые могут только повредить его проведению.

Так, все издания приводят слова пресс-секретаря Союза архитекторов России Марины Новиковой. По ее словам, «архитекторы чаще всего занимаются стилизацией образцов прошлого без учета современных эстетических, технических, инженерных и прочих условий». Новикова отметила, что перед участниками конкурса будет поставлена задача создать образец современной архитектуры, который в то же время будет отвечать религиозным требованиям.

«За границей сейчас появляются нетрадиционные культовые сооружения, в первую очередь католические. Мы хотим найти современный архитектурный образ, который отразит состояние культурной и архитектурной действительности России XXI века».

Что здесь не так?

Во вводной информации конкурсной документации говорится: «Практика современного этапа строительства православных храмов в России показала, что храмовая архитектура в основном ориентируется на повторение стилей прошлых эпох или их смешение, без попыток отразить в облике храма черты современности. Архитекторы чаше всего занимаются стилизацией образцов прошлого без попыток осмысления современного облика православного храма в русле традиции русского храмоздательства без учёта современных эстетических, технических, инженерных и прочих условий».

Далее, цели и задачи конкурса определяются следующим образом: «Проводимый архитектурный конкурс ставит целью привлечь творческие силы к поиску архитектурного образа современного русского православного храма, создании архитектурных решений, обладающих композиционно-художественной выразительностью, с соблюдением необходимых религиозных требований и ярко выраженным образом, отражающим непреходящую красоту Бога и Его Небесного Царства. Позитивно воздействовать на современное состояние культурной и архитектурной действительности России».

То есть, здесь очень важное уточнение. Должен идти поиск современного архитектурного образа, который отразит не состояние культурной и архитектурной действительности России XXI века, которая далека от идеала, а отразит архитектурными формами непреходящую красоту Бога и Его Небесного Царства, будет позитивно воздействовать на современное состояние культурной и архитектурной действительности России.

Нам как бы ставятся в пример архитектурные решения современных католических храмов, которые далеко ушли от традиции и действительно отражают состояние культурной и архитектурной действительности Запада и католической Церкви. Каково оно всем известно и зачем его повторять? Западные храмы пустуют, переоборудуются в рестораны, музеи и частные дома. Модернизм в храмовой архитектуре, провозглашенный II Ватиканским собором не привлек, а только оттолкнул верующих, не желающих принимать современную культуру.

Далее, публикуются высказывания известных людей.

Так, историк архитектуры Алексей Клименко сказал: «Это долгожданная и правильная инициатива, она могла бы сократить количество уродливых повторений того, что уже было. Но я не думаю, что что-то получится, нашей патриархии кажется, что все современные постройки должны копировать прошлое».

Возможно, что слова уважаемого искусствоведа исказил корреспондент, т.к. они вызывают удивление. Если современные храмы строятся в виде повторений архитектуры старых русских храмов, то как можно называть их безобразными? Было бы правильным сказать, как уже говорилось во вводной информации: «храмовая архитектура в основном ориентируется на повторение стилей прошлых эпох или их смешение».

Далее Алексей Клименко берет на себя смелость выражать мнение патриархии по вопросам современного храмоздательства, которого, к сожалению, не существует, как и органа, который мог бы такое мнение озвучить. Напротив, есть отдельные высказывания иерархов РПЦ, как, например, архиепископа Марка, который, побывав на Кипре в храме, построенном в современных формах, высказался о допустимости подобных новаций в храмовой архитектуре, несмотря на свою приверженность к традиции.

Церковь Сан-Джованни на дороге Солнца в Италии (арх. Микелуччи)

Церковь Сан-Джованни на дороге Солнца в Италии (арх. Микелуччи)

Профессор МАРХИ архитектор Никита Шангин в качестве удачных примеров привел капеллу Нотр-Дам в Рошане (автор Ле Корбюзье) и церковь Сан-Джованни на дороге Солнца в Италии (автор Микелуччи).  «Это шедевры архитектуры XX века. Они не имитируют традиционно исторические формы, и в то же время понятно, что это христианские храмы, Божьи дома и места молитвы. По форме это современные постройки, но в них живет дух вечности», - резюмировал эксперт.

Капелла Нотр-Дам в Рошане (арх. Корбюзье)

Капелла Нотр-Дам в Рошане (арх. Корбюзье)

Напомним, что Ле Корбюзье был откровенным атеистом, не желающим что-либо проектировать «для отживающей религии». Этот «шедевр архитектуры» выполнен в форме доисторического дольмена, что и выражает отношение автора к религии.

Может быть, не стоило бы разбирать эти высказывания людей, далеких от Православия, но беда в том, что подобным заблуждениям подвержены очень многие люди, считающие себя специалистами в области архитектуры, в том числе определяющие ее политику. Поэтому предстоящий конкурс должен не только показать пути развития церковного зодчества, но и отделить позитивное от негативного, обосновать неизменность следования традиции, понимаемой как живое воплощение вечности в условиях меняющегося мира.

Михаил Юрьевич Кеслер, архитектор

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

7. Модернизация Православия - душегубство.

Ускорение процесса экуменизации? Модернизация по западному образцу очень активно насаждается в православной музыке уже много лет. Теперь занялись зодчеством. Скоро будет объявлен конкурс на "новые современные решения в иконописи"? Аля Пикассо, Шагал, Малевич? Раньше коммунисты старались догнать и перегнать Запад, теперь и священноначалие объединилось в этом со светской властью.

А.Б. / 28.07.2013

6. Re: По поводу конкурса на современное архитектурное решение образа православного храма

прот. Алексий Касатиков, http://www.mochaloff.ru/lubertsi/016.jpg http://www.drugognya.ru/wp-content/uploads/408.jpg http://goldenring-travel.ru/pict/d38d9d8810e6aa61a7c2e1321fa1c2ee.jpg согласитесь, совсем разные (по качеству архитектуры) проекты. Или нет?

рудовский / 19.07.2013

5. Re: По поводу конкурса на современное архитектурное решение образа православного храма

Храмы, как и всё в церковном традиционном искусстве, отражает вещи высшей, духовной, вечной реальности. Они не могут быть порождением человеческой фантазии, к чему призывают "обновители". Точно также портрет конкретного человека не может быть плодом чьей-либо фантазии. Эдак вскоре предложат конкурс (не дай, Господи!) на "новый образ Иисуса Христа!" Это уж точно будет антихристово действо, каковым, по сути, является и обсуждаемый конкурс на поиск "новых" архитектурных форм в православном храмоздательстве. А приведённые "шедевры" совсем не похожи на христианские храмы, как бы ни пытался кто-нибудь доказать обратное. Кто-то сетует на "уродливые повторения того, что уже было", хотя никакие они не "уродливые". А будут ли лучшими воистину уродливые произведения того, чего ещё "никогда не было"? Да и нужно ли выдумывать то, чего "никогда не было"? С одной стороны "нет ничего нового под солнцем", а с другой стороны - если его не было, значит не Бог это сотворил.

4. Re: По поводу конкурса на современное архитектурное решение образа православного храма

Церковь Сан-Джованни выглядит неплохо, кстати. Западные храмы пустуют, переоборудуются в рестораны, музеи и частные дома. (с) Насколько знаю, всего в несколько странах были единичные прецеденты переоборудования церквей в иные объекты. В целом же везде видел прихожан (я посетил 12 западных (или, как иногда говорят, капиталистических) стран.

рудовский / 19.07.2013

3. Роттердамский дневник Бродского

Июльский полдень. Капает из вафли на брючину. Хор детских голосов. Вокруг — громады новых корпусов. У Корбюзье то общее с Люфтваффе, что оба потрудились от души над переменой облика Европы. Что позабудут в ярости циклопы, то трезво завершат карандаши.

2. Образ Храма

"...Храм это не только то, что видимо, что подлежит процедуре заинтересованного или просто любопытствующего рассмотрения./.../Храмовая постройка в наиболее развитых религиозных системах всегда отягощена структурированным и систематизированным комплексом представлений, отсылающих к кардинальным и менее явным проблемам теологии, мистики, философии./.../...образ Храма вбирает в себя все мыслимые и немыслимые основания мироустройства./.../Земной Храм является образом Храма вышнего. Именно в Храме, а не пути к нему люди находят столь волнующие их ответы о смысле жизни, о трансцендентных истоках и онтологическом устройстве мира их видения, созерцания, припоминания и глубинной мысли". "Образ Храма" М. Прогресс-Традиция, 2002 год. Из вышеприведенной цитаты из очень специализированного культуроведческого труда можно понять, что архитектура Храма есть отображение мировоззрения. Изменение архитектуры Православного Храма способно исказит Веру Православную. К этому вопросу нужно подходить максимально осторожно помня правило лекаря "не навреди". Что касается зданий на фотографиях, то это не Храмы, а вертепы языческие (архитектура постмодерна). Не есть ли стремление изменить Храм, стремлением подчинить Церковь миру, как хотели это сделать через упрощение, реформу Церкви, подготовляющую ее к экуменизму? Не есть ли это скрытое гонение на Веру Христианскую?

1. Re: По поводу конкурса на современное архитектурное решение образа православного храма

Переносить дух времени на церковную архитектуру принципиально невозможно, потому что Церковь живет в вечности. Но с другой стороны Господь захватил все принадлежавшее "сильному", т.е. дьяволу и язычеству и "расхитил" их имущество, обратив его для нужд Церкви (Мт 12:29). Вначале Церковь молилась в катакомбах, позже в переоборудованных храмах язычников. Но сегодня секулярный мир опять враждебен Церкви, и ей нельзя с ним смешиваться. И Церковь будет опять все больше гонима. Потому, думается, вряд ли вообще стоит строить храмы. Нужно просто побольше молитвенных, хорошо приспособленных помещений.

Михаил Кеслер:
Все статьи автора
"Проблемы церковной жизни"
Кто и зачем дискредитирует митрополита Псковского Тихона?
По поводу одной странной публикации портала «Кредо»
10.01.2020
Свой - чужой…
Об опасности перехода с церковнославянского на бытовой русский в Богослужении
08.01.2020
«Да вразумит Господь восстающих на Святое Православие!»
МИД России жестко охладил пыл Джукановича; РПЦЗ поддержала Черногорско-Приморскую митрополию СПЦ
03.01.2020
Все статьи темы