Святитель Филарет (Дроздов) в своем Пространном катихизисе Православной Кафолической Восточной Церкви рассуждает преимущественно о Церкви земной и дает ей следующее краткое определение: «Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами» [18. С. 43]. Далее сказано: «...для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа. Церковь, долженствующая пребыть во все роды века, требует и главы, всегда пребывающей; а таков есть один Иисус Христос. Посему и апостолы называются не более, как «служителями Церкви» (Колос. 1, 24-25)». (1).
На вопрос «Как согласить с единством Церкви то, что есть многие церкви отдельные и самостоятельные, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская» святитель отвечает: «Это суть частные церкви, или части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого устройства их не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единую главу - Христа и единый дух веры и благодати. Единство сие выражается видимо, одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и Таинствах». (2). Итак, формальная разделенность не отрицает единства Церкви, но более утверждает его, потому что, не имея одного человеческого начала, отдельные части Церкви пребывают в единомыслии.
Затем свт. Филарет высказывает ту же мысль, что и древние отцы, а именно, что спасение невозможно вне Церкви: «Поелику Иисус Христос, по изречению апостола Павла, есть «глава Церкви, и Той есть Спаситель тела», то, дабы иметь участие в Его спасении, необходимо нужно быть членом Его тела, т.е. Кафолической Церкви» (Ефес. 5, 23)». (3).
Свт. Игнатий Брянчанинов говорит о ереси как начале, враждебном Богу и Его Церкви, следующее: «Сущность этого греха - богохульство. Будучи собственно грех ума, ересь не только омрачает ум, но и сообщает особенное ожесточение сердцу, убивает его вечной смертию. Этим грехом человек всего ближе уподобляется падшим духам, которых главный грех - противление Богу и хула на Бога. Отличительное свойство падших духов - гордость, которой очевиднейшее проявление состоит в презрении и осуждении всех, не принадлежащих к их секте, омерзение ими, лютая ненависть к ним. Но существенное проявление гордости в еретиках и раскольниках состоит в том, что они, отвергши Богопознание и Богослужение, открытые и преподанные Самим Богом, усиливаются заменить их богопознанием и богослужениями самовольными, богохульными и богопротивными. Зараженного ересью и расколом диавол не заботится искушать другими страстями и грехами очевидными. И зачем искушать диаволу того и бороться с тем, кто при посредстве смертного греха - ереси - и убит вечною смертию, и заживо уже составляет достояние диавола? Напротив того, диавол поддерживает еретика и раскольника в воздержании и прочих наружных подвигах и видах добродетели, чтоб этим поддерживать его в самодовольстве и заблуждении, а правоверных личиною святости, которую носит на себе еретик, привлечь к ереси, или, по крайней мере, привести к оправданию и некоторому одобрению ее, также к сомнению в правоверии и холодности к нему». (4).
В этом же смысле наставлял князя Изяслава Ярославича прп. Феодосий Печерский: «Не подобает хвалить чужой веры. Если кто чужую веру хвалит, то становится он свою веру хулящим. Если же начнет непрестанно хвалить и свою и чужую, то окажется держащим двоеверие и недалеко от ереси. Ты, чадо, блюдись от таких деяний, не свыкайся с ними, но бегай от них, сколько можешь, и одну свою веру непрестанно хвали, подвизаясь в ней добрыми делами». (5). Пребывание в ереси есть печать богооставленности, что должно возбуждать в верных чадах Церкви соболезнование и стремление обратить заблудших на путь истины, потому что вне его только вечная погибель. Истина одна, тогда как заблуждений может быть безчисленное множество. Церковь же, по словам божественного Павла, - «столп и утверждение истины» благодаря пребывающему в ней Духу Святому. Его действие не ограничивается каким-нибудь одним лицом или группой лиц (священнослужителей), но распространяется на всех, пребывающих в благодати членов Церкви.
Об этом так говорит А.С.Хомяков в своем «Опыте катехизического изложения учения о Церкви»: «Единство Церкви следует необходимо из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати... Она живет не под законом рабства, но под законом свободы, не признает над собой ничьей власти, кроме собственной, ничьего суда, кроме суда веры (ибо разум ее не постигает), и выражает свою любовь, свою веру и свою надежду в молитвах и обрядах, внушаемых ей Духом истины и благодатью Христовою». (6).
Противопоставляя Церковь ее ложным образам в лице папства (или романизма) и протестантства, Алексей Степанович выдает следующую формулировку: «Единство внешнее, отвергающее свободу и потому недействительное - таков Романизм. Свобода внешняя, не дающая единства, и потому также недействительная - такова Реформа. А мы знаем, что тайна единства Христа с Его избранными, единства, осуществленного Его человеческою свободою, открыта в Церкви действительному единству и действительной свободе верных. Познание сил, которыми совершилось наше спасение, вверено подобным же силам; иначе не могло и быть. Познание единства не могло быть вверено раздору, ни познание свободы рабству; но Церкви дано и то и другое, потому что единство ее есть не иное что, как согласие личных свобод». (7).
В.Н.Лосский рассуждает о Христе - Главе Церкви: «Как Глава Своего Тела, Он становится Ипостасью этого Тела, собранного "от конец земли». В Нем сыны Церкви являются членами Его Тела и как таковые заключены в Его Ипостаси. Но этот «единый человек» во Христе, единый по своей обновленной природе, тем не менее множествен по лицам: существует во многих людях. Если человеческая природа оказывается объединенной в Ипостаси Христа, если она - природа «воипостазированная», то человеческие личности, ипостаси это единой природы, от этого не уничтожаются. Они не смешиваются с Божественной Личностью Христа, с Ней не сливаются. Ибо никакая ипостась не может слиться с другой ипостасью, не прекратив тем самым своего личностного существования: это было бы равносильно уничтожению человеческих личностей в едином Христе; это было бы безличностным обожением, блаженством, в котором не было бы самих блаженных. Будучи единой природой во Христе, Церковь, это новое тело человечества, содержит в себе множество человеческих ипостасей». (8).
Продолжим эту мысль. Кафоличность невозможна без ипостасей, в том числе коллективных, каковыми являются поместные православные церкви, затем - митрополии, епархии, монастыри, приходы. В папстве всё поглощается властью одного епископа по необходимости - т.к. тело указанного религиозного общества отделилось от Христа, и его не наполняет один Дух. Кафолическая Церковь, не имея постоянно действующего единого органа управления, не боится утратить единство, т.к. порука последнего - не внешняя власть, а Дух, действующий со властью в разных членах одного вселенского тела. Лосский так говорит об этом: «Дело Христа относится к человеческой природе, которую Он возглавляет в Своей Ипостаси. Дело же Святого Духа относится к человеческим личностям, обращается к каждой из них в отдельности. Святой Дух сообщает в Церкви человеческим ипостасям полноту Божественности единственным, личностным образом, приспособляемым к каждому человеку как к личности, созданной по образу Божию»... Один взаимодарствует Свою Ипостась природе, Другой сообщает Свое Божество личностям. Таким образом, дело Христа единит людей, дело Духа их различает». (9).
Приоткрыв завесу тайны Церкви, русский богослов делает вывод: «Церковь есть средоточие вселенной, среда, в которой решаются ее судьбы. Все призваны войти в Церковь, ибо, если человек - микрокосмос, то Церковь, по святому Максиму Исповеднику, - «макроантропос». Она возрастает и формируется в истории, вводя в свое лоно избранных и соединяя их с Богом. Мiр стареет и ветшает, а Церковь непрестанно оживляется и обновляется Духом Святым, источником ее жизни. В определенный момент, когда Церковь достигнет полноты своего роста, установленного волей Божией, внешний мiр, истощив все свои жизненные силы, умрет, и Церковь явится тогда в своей вечной славе Царствием Божиим».(10). Но разрушению видимого мiра по необходимости должно предшествовать общее отступничество, стремление утопить Церковь в пучине еретических сборищ.
Епископ Григорий Граббе пишет: «Как не может у Христа быть нескольких телес, особенно борющихся друг с другом, так невозможно и существование нескольких Церквей. Главное доказательство в пользу этого то, что в Св. Писании о Церкви всегда говорится в единственном числе (напр. Мф. 16, 18; Деян. 2, 47) за исключением тех случаев, когда ясно имеются в виду поместные общины (напр. Деян. 9, 31; 2 Кор. 11, 8 и 28). Такое сознание изначально было крепко у христиан, ибо представление о возможности существования двух или более благодатных Церквей унижало бы значение Церкви истинной. Эта вера в единственность Церкви, в то, что она - тот ковчег, который один только может спасти нас от гибели в бушующих волнах житейского моря, необходима и для возбуждения нашей ревности к проповеди Православия. Ведь зачем буду я стараться о присоединении к Церкви еретика или раскольника, если он тоже в Церкви и тоже спасается? Но если я верю, что он в безблагодатном обществе, что он не возрожден в святом Крещении, то христианская любовь должна меня заставить не жалеть сил для его обращения.
Знаю, что эти слова могут кое-кого смутить. За последнее время слишком распространились мысли о том, что будто бы «перегородки» между церквами не достигают Неба, слишком увлекаются всякими интерконфессиональными конференциями, на которых единственная Церковь оказывается, в сущности, несмотря на все оговорки, в положении одной из церквей». (11).
Четко обозначив себя единственным в своем роде обществом спасаемых в жизнь вечную, впрочем, без тени свойственного, например, иудеям, превозношения, Православная Церковь может привлечь в настоящее время к себе людей, понимающих, куда их ведут объединяющиеся безблагодатные религиозные общества. Это царский, божественный, безкомпромиссный путь, ибо истине не свойственно вступать в компромисс с ложью, ей свойственно ложь побеждать, исторгая из ее несытой пасти безсмертные человеческие души. Дай Бог нашей Русской Церкви идти этим путем, совершая последнее на Земле духовное сеяние. Именно этого ждут, как сказал Ф.М.Достоевский, от России народы. Россия чужда этнической ограниченности, она несет закваску соборности, ее сердце открыто мiру и готово вместить его в себе. Но теперь должны раскрыться ее уста и призвать народы ко спасению. Так говорил божественный Павел: «Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно» (2 Кор. 6, 11-12). В истинной Церкви никому не будет тесно, ибо она обладает не только единством, но и полнотой разнообразия, собранной в одно тело Духом Святым.
Примечания:
1. Пространный катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М: Синодальная типография, 1911. 104 с. - С. 45.
2. Там же.
3. Там же. - С. 49.
4. Святитель Игнатий Брянчанинов. О ереси и расколе. С.-Пб.: Общество памяти игумении Таисии, 2005. 103 с. - С. 18-19.
5. Феодосий Печерский, преп. Послание к князю о вере латинской того же Феодосия к тому же Изяславу. // Библиотека литературы Древней Руси. СПб.: Наука, 1997. - С. 448.
6. Хомяков А.С. Опыт катехизического изложения учения о Церкви («Церковь одна»). // Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. М., 1886. В двух томах. - Т. 2. - С. 3.
7. Там же.
8. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. // Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: 1991. 288 с. - С. 124-125.
9. Там же. - С. 125.
10. Там же. - С. 134.
11. Епископ Григорий Граббе. Церковь одна. // Епископ Григорий Граббе. Церковь и ее учение в жизни. М.: Вече, 2010. 303 с. - С. 36-37.
1. Давайте не будем ссылаться на расколоучителей Граббе