«Дидахэ» весьма красноречиво говорит о единстве Церкви, связывая его с Евхаристией: «Что же касается преломляемого Хлеба (благодарите так): благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам через Иисуса, Сына Твоего... Как этот преломляемый Хлеб, быв рассеян по холмам и, будучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твое» (1).
Та же мысль присутствует в литургии свт. Василия Великого сразу по пресуществлении св. Даров: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие; и ни единаго нас в суд или во осуждение сотвори причаститися святаго Тела и Крове Христа Твоего...» (2). Во время пения «О Тебе радуется...» читается молитва о Церкви: «Еще молим Ти ся, помяни, Господи, святую Твою соборную и апостольскую Церковь, юже от конец даже до конец вселенныя, и умири ю...» (3).
Призывая к миру и молясь о «свышнем мире» (как в Великой ектении), мы в то же время обличаем ереси и расколы. Отпавшие и омертвевшие части, когда-то принадлежавшие Церкви, может оживить только чудо Божие, да и то, пока души, представляющие эту омертвелость, живут на земле и могут принести Богу покаяние, потому что за дверью гроба покаяние безполезно. В службе недели 7-й по Пасхе, когда совершается память св. отцов I Вселенского собора, в 4-й песни канона на утрени сказано: «Прелюбодейстовавый Арий умом неразумным, православную веру; отеческими суды изгнан бысть от Церкве, якоже уд гнилый, злоименитый». (4). В этой службе приводится предание, согласно которому Господь явился святому Петру, архиепископу Александрийскому, в разорванной ризе, сказав, что ее разодрал Арий. В одной из стихир на вечерни сказано: «Кто Твою, Спасе, ризу раздра? Арий - Ты рекл еси». «Темже отцы богоноснии, сошедшеся усердно, ревностию разжизаеми, якоже Фесвитянин Илия, духовным посекают мечем студу научившаго хульника...» (5).
В Последовании Недели Православия звучит от архиерея многознаменательная молитва, где, среди прочего, сказано: «Видяще многих поползновения, прилежно Тя, всеблагий Господи, молим: призри на Церковь Твою и виждь, яко Твое спасительное благовестие, аще и радостно прияхом, но терние суеты и страстей творит оное в неких малоплодно, в неких же и безплодно, и по умножению беззаконий овии ересьми, овии расколом противящеся евангельской Твоей истине, отступают от достояния Твоего, отревают Твою благодать и повергают себе суду Твоего пресвятаго слова. Премилосердый и всесильный... укрепи нас в правоверии силою Твоею, заблуждающим же просвети размныя очи светом Твоим божественным, да уразумеют Твою истину; умягчи их ожесточение и отверзи слух, да познают глас Твой и обратятся к Тебе, Спасителю нашему. Исправи, Господи, иных развращение и жизнь, несогласную христианскому благочестию; сотвори, да вси свято и непорочно поживем; и тако спасительная вера укоренится и плодоносна в сердцах наших пребудет... Подаждь, Господи, и пастырем Церкве Твоея святую ревность, и о спасении и обращении заблуждающих попечение их духом евангельским раствори. Да, Тобою вси руководими, достигнем, идеже совершение веры, исполнение надежды и истинная любовь, и тамо с лики чистейших небесных сил прославим Тебе Господа нашего, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков». (6).
Эта молитва, составленная Константинопольским патриархом Мефодием ( IX век) кратко выражает, откуда берутся церковные разделения и как должно к ним относиться: они следствие помрачения душ грехами, разума - суетой. Нужно молиться об уврачевании благодатью наметившихся разделений, дабы они не стали непоправимыми; нужно молиться о вразумлении заблудших, дабы они не погибли, ибо в отделении от Единой соборной и апостольской Церкви (как мы исповедуем в священном Символе веры) нет спасения.
Зримый и осязаемый образ святой Церкви представляет собою Евхаристия. Здесь, на дискосе, обозначающем вселенную, которая включает в себя Небо и землю, предлежит Христос, Ему предстоят Богоматерь и лики святых. Ниже, обозначая дольний мiр, - подвизающиеся на земле члены вселенской Церкви; еще ниже - усопшие в надежде воскресения и жизни вечной. Церковь здесь едина.
Не менее замечательный образ Церкви представляют здания храмов Божиих. Здесь столпы и стены здания - изображенные на них сонмы святых разных времен и народов, и всех объединяет любовь в Боге, ибо здание одно.
Примечания:
1. Учение двенадцати апостолов. // Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. 256 с. - С. 11.
2. Служебник. М, 2000. - С. 234.
3. Там же. - С. 237.
4. Триодь Цветная. Издательство Московской Патриархии, 1999. - С. 208.
5. Там же. - С. 201.
6. Чиновник архиерейского священнослужения. Книга 2. Издание Московской Патриархии. М, 1983. 175 с. - С. 75-76.