Мысль о единстве Церкви утверждает в своих письмах священномученик Игнатий Богоносец. В Послании к Ефесянам он пишет: «...ваше знаменитое, достойное Бога, пресвитерство так согласно с епископом, как струны в цитре. Оттого вашим единомыслием и согласною любовию прославляется Иисус Христос. Составляйте же из себя вы все до одного хор, чтобы согласно, настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа, дабы Он услышал вас, и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына. Итак, полезно вам быть в невозмутимом единении между собою, чтобы всегда быть в союзе с Богом». [9. С. 68]. Как условие единства Церкви, Игнатий Богоносец представляет общую молитву, а наипаче Евхаристию: «Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя Хлеба Божия. Если молитва двоих имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой церкви! Поэтому кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя; ибо написано: Бог гордым противится». [Там же]. «Итак, старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога. Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов». (1)
Но вожделенное единение должно быть основано на истине, а не на равнодушии к ней, о чем святой Игнатий пишет в Послании к Траллийцам: «...прошу вас не я, но любовь Иисуса Христа, - питайтесь одной христианской пищею, а от чуждаго растения, какова ересь, отвращайтесь. К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине. Не знающий охотно принимает ее, и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть». (2). Итак, отлучающий себя от единства с Церковью находится в опасности вечной погибели. Эта мысль продолжена в Послании к Филадельфийцам: «Итак, чада света и истины, бегайте разделения и злых учений, но где пастырь, туда и вы, как овцы, идите. Ибо многие волки, по-видимому, достойные доверия, посредством гибельного удовольствия, пленяют идущих путем Божиим; но при единении вашем они не будут иметь места». (3).
В «Послании к Диогнету» одной фразой прекрасно выражен идеал единства Церкви: «что в теле душа, то в мiре христиане».(4). Церковь - это одна душа. Указанную мысль, можно сказать, подхватывает священномученик Ириней Лионский в трактате «Против ересей»: «Приняв это /изложенное выше - св.-к Сергий Карамышев/ учение и эту веру, Церковь, хотя и рассеяна по всему мiру... тщательно хранит их, как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста. Ибо хотя в мiре языки различны, но сила Предания одна и та же. Не иначе верят, и не различное имеют Предание церкви, основанные в Германии, в Испании, в Галлии, на Востоке, в Египте, в Ливии и в середине мiра. Но как солнце - это творение Божие - во всем мiре одно и то же, так и проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих прийти в познание истины. И ни весьма сильный в слове из предстоятелей церковных не скажет иного в сравнении с этим учением, ибо никто не выше Учителя, ни слабый в слове не умалит Предания. Ибо, так как вера одна и та же, то и тот, кто многое может сказать о ней, не прибавляет, и кто малое - не умаляет» (5).
Святой Ириней наставляет, что чуждые Церкви не способны приносить Богу жертвы, Ему приятные, и не способны участвовать в небесных Таинствах: «...чистое приношение одна только Церковь приносит Создателю, принося Ему с благодарением Его творения. Иудеи же не приносят Ему; ибо их руки полны крови, ибо они не приняли Слова, через Которое делается приношение Богу. И все сонмища еретиков не делают приношения Богу... мы приносим Ему то, что Его; последовательно возвещая общение и единство плоти и духа. Ибо как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей - из земного и небесного, так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения» (6).
Далее священномученик Ириней наставляет, как подобает распознавать истинных служителей Божиих от волков: «...надлежит следовать тем пресвитерам Церкви, которые, как я показал, имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия. Все эти отпали от истины. Еретики, приносящие к алтарю Божию чуждый огонь, т.е. чуждые учения, будут сожжены небесным огнем, подобно Надаву и Авиуду. Восстающие же против истины и других возбуждающие против Церкви Божией останутся в аду, поглощенные землей, как приверженцы Корея, Дафана и Авирона. Рассекающие же и разрывающие единство Церкви получат от Бога то же наказание, как Иеровоам». (7).
Священномученик Киприан Карфагенский в «письме к Калдонию, Геркулану и прочим об отлучении Фелициссима» образно представляет грех раскола: «Я крепко опечалился, возлюбленнейшие братья, получив ваше письмо, потому что у меня всегдашняя цель и желание - содержать братство наше невредимым и, как требует того любовь, в целости сохранять стадо. Вы же извещаете о безчинных и коварных замыслах Фелициссима, о том, что он, кроме прежних неправд и грабительств, о которых давно уже многое мне известно, теперь покусился еще отделить от епископа часть народа, то есть отлучить овец от пастыря, детей от отца и расторгнуть члены Церкви Христовой» (8). Логика здесь такова: разрывающий Церковь расторгает члены Христовы, т.е. становится богоубийцей - потому что убивает Бога в душах людей, отпадающих по его злобе от Церкви.
Отстаивая свое мнение о том, что подобает крестить еретиков, не приявших ранее Таинства от Церкви, святой Киприан говорит, что Святой Дух чужд еретическим сборищам, поэтому там не могут совершаться Таинства: «Мы думаем и принимаем за верное, что никто не может быть крещен на стороне, вне Церкви, потому что в святой Церкви установлено одно Крещение, и Господь говорит в Писании: «Меня, Источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2, 13). И опять Божественное Писание дает следующее наставление: «От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей» (Притч. 9, 8). Итак, вода должна быть прежде очищена и освящена священником, чтобы при Крещении она могла омыть грехи человека крещаемого... Каким же образом может очистить и освятить воду кто сам нечист, в ком нет Святого Духа и к которому относятся следующие слова Господа: «и всё, к чему прикоснется нечистый, будет нечисто» (Чис. 19, 22)... Эту истину утверждает и сам вопрос, предлагаемый при Крещении. Когда мы говорим: «Веришь ли в жизнь вечную и в оставление грехов через святую Церковь?» - то разумеем, что отпущение грехов может быть даровано только в Церкви и что грехи не могут быть оставляемы у еретиков, у которых нет Церкви... кто может дать то, чего сам не имеет? Или как может совершить духовное сам потерявший Духа Святого? Поэтому должен быть крещен и обновлен тот, кто приходит к Церкви неочищенным, чтобы внутри освятиться ему через святых... чтобы ему, впавшему в заблуждение и принявшему погружение на стороне, в истинном и церковном Крещении отложить и тот грех, что он, приходя к Богу и ища для того священника, по заблуждению обратился к святотатцу. Наконец, соглашаться на то, что у еретиков и раскольников есть Крещение, значит одобрять их крещение... Кто мог крестить, тот мог дать и Святого Духа. Если же не может дать Святого Духа, потому что, находясь вне Церкви, не пребывает с Духом Святым, то не может и крестить приходящего, т.к. и Крещение одно, и Дух Святой один, и Церковь... одна» (9).
Святой Киприан именует еретиков антихристами и духовными мертвецами. В письме к Римскому епископу Стефану он опровергает мнение последнего, будто не следует крестить никого из обращающихся к Церкви от ереси. То же он делает и в письме к Помпею: «Если же рождение христиан совершается в Крещении, а рождение и освящение Крещения есть у одной только невесты Христовой, которая одна может производить духовно и рождать сынов Богу, то где же, от кого и для кого родился тот, кто не есть сын Церкви, чтобы он мог иметь отцом своим Бога, не имевший прежде матерью своею Церковь? Но если таким образом не только ни одна ересь, но даже и раскол какой-либо не могут иметь у себя освящения спасительного Крещения, то к чему же брат наш Стефан простер свое жестокое упорство до того, что даже и крещению Маркиона, Валентина, Апеллеса и прочих хулителей Бога Отца вздумал присвоить силу рождать чад Богу...? Воздает ли славу Богу тот, кто утверждает, что и от прелюбодейцы и блудницы, вне Церкви, рождаются чада Божии?» (10).
Мы видим, что святым отцам древности, когда Церковь была менее терпима со стороны внешних сил и более гонима, чем сейчас, даже в ум не приходило составлять какие бы то ни было политические союзы с еретиками или раскольниками. Не то сейчас. А.С.Хомяков, бывший непосредственным свидетелем начавшихся процессов объединения религиозных обществ Европы в политические союзы, писал по этому поводу: «Перед ними быстро растет неверие, не то, которым отличался восемнадцатый век, не неверие властей, богачей и ученых, а неверие масс, скептицизм невежества - это законное исчадие рационализма, явного или переодетого, в продолжение стольких веков слывшего в Европейском мiре за веру. Страх, овладевший западными религиозными партиями, наталкивает их не на примирение (оно невозможно), а на переговоры о временных союзах; но этим только обличается слабость, расширяется область сомнения и увеличивается грозящая опасность... Самое стремление к такой сделке уже вредит делу, как верный признак страха, бессилия и отсутствия истинной веры. Христиане первых веков не испрашивали содействия Маркионитов или Савеллиан. Лет сто тому назад, ни паписты, ни протестанты, даже не подумали бы приглашать друг друга действовать сообща. Ныне нравственная их энергия надломлена, и отчаяние наталкивает их на путь очевидно ложный; ибо не могут же они не понимать, что если (в чем я не сомневаюсь) одно Христианство всесильно против неверия и заблуждения, то наоборот, в десятке различных Христианств, действующих совокупно, человечество, с полным основанием, опознало бы сознанное безсилие и замаскированный скептицизм» (11).
Это было писано всего за полвека до печальных событий, о которых повествует еп. Фотий. Столь мало потребовалось времени, чтобы совратить некоторых представителей православной иерархии к исповеданию идеи единства, чуждого истины, стремящегося лишь к временным, земным «миру и безопасности».
Строительство горнего Иерусалима близко к завершению. Живые души, составляющие торжествующую Церковь первенцев, спаянные между собой любовью в Боге, готовы явиться в нетленной славе. Спешит и устроитель антицеркви, всемiрного Вавилона, во главе которой будет поставлен антихрист. Падший херувим уловляет души, не утвержденные в истине, в тщетной попытке сравнять свое строение с горним Иерусалимом. Ему помогают вольные каменщики, ограждая стенами из человеческих душ сатанинское капище. Но над ним уже произнесен приговор: «пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу...» (Откр. 18, 2). Однако здесь же сказано и другое: «Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее». (Откр. 18, 4). Если «Вавилон» переводится как смешение, ясно, что смешение религий будет иметь в нем первенствующее значение; за ним уже без всякого надрыва последуют смешение национальное и культурное, что принято теперь называть мультикультурализмом. Однообразие серой массы, стада кастрированных, лишенных личностного начала людей, торжество разложения - вот что уготовано Вавилону прежде его окончательного поражения.
Архиепископ Аверкий (Таушев), основываясь на учении древних отцов, пишет по этому поводу: «Некоторые толкователи видят в этой блуднице неверную Христу церковь, поклонившуюся антихристу, или богоотступническое общество - ту часть человечества христианского, которая вступит в тесное общение с мiром греховным, будет ему служить и опираться всецело на его грубую силу... Члены этой неверной Христу церкви, или богоотступнического общества, будут людьми плотскими, преданными чувственности. Как говорит один из толкователей, «преисполненные наружного благочестия и в то же время не чуждые чувств грубого честолюбия и тщеславного славолюбия, члены неверной церкви будут любить роскошь и комфорт, станут устроять пышные церемонии для сильных мiра сего... будут проповедовать исключительно мечом и золотом». (12).
Нынешний Запад весьма основательно приблизился к «идеалу» всемiрного Вавилона, поэтому общение в особенности с его религиозными обществами не может принести ничего, кроме зла и растления. Единство, основанное на чисто политических интересах, не может распространиться на Небо - оно умрет на земле. Демократическое смешение ересей будет в разы дальше от истины, чем любая, отдельно взятая, ересь.
Поэтому А.С.Хомяков так продолжает свою мысль: «Как члены Церкви, мы - носители ее величия и достоинства, мы - единственные, в целом мiре заблуждений, хранители Христовой истины. Отмалчиваясь, когда мы обязаны возглашать глагол Божий, мы принимаем на себя осуждение, как трусливые и неключимые рабы Того, Кто потерпел поношение и смерть, служа всему человечеству; но мы были бы хуже чем трусы, мы стали бы изменниками, если бы вздумали призывать заблуждение на помощь себе в проповеди истины, и, потеряв веру в божественную силу Церкви, мы стали искать содействия немощи и лжи. Как бы высоко не стоял человек на общественной лестнице, будь он нашим начальником или государем, если он не от Церкви: то, в области веры, он может быть только учеником нашим, но отнюдь не равным нам и не сотрудником нашим в деле проповеди. Он может в этом случае сослужить нам только одну службу - обратиться». [22. С. 88].
Учение древних отцов Церкви и даже последние слова, направленные на ограждение истины от ее смешения с ложью, обычно воспринимаются людьми, не принадлежащими к Церкви, как гордость и превозношение. Но именно в этом обвиняли в свое время Христа. Так что не стоит удивляться, когда верным Христу достается подобная участь. Вспомним слова царя и пророка Соломона, обличающие помышления врагов Божиих: «Он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных, и тщеславно называет Отцом Своим Бога. Увидим, истинны ли слова Его, и испытаем, какой будет исход Его; ибо если этот Праведник есть Сын Божий, то Бог защитит Его и избавит Его от руки врагов. Испытаем Его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение Его и видеть незлобие Его; осудим Его на безчестную смерть, ибо, по словам Его, о Нем попечение будет. Так они умствовали и ошиблись; ибо злоба их ослепила их, и они не познали тайн Божиих...» (Прем. 2, 16-22). Так поступят устроители всемiрного Вавилона, когда их власть достаточно укрепится. Непокорных объявят гордецами и человеконенавистниками, губителями всеобщих прав и свобод. Будут требовать, как древние язычники от первых христиан воскурять фимиам перед идолами современности, а несогласных - гнать и убивать.
(Продолжение следует)
Примечания
1. Игнатий Богоносец, священномученик. Послание е Ефесянам. // Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. 256 с. - С. 72.
2. Игнатий Богоносец, священномученик. Послание к Траллийцам. // Там же. - С. 84.
3. Игнатий Богоносец, священномученик. Послание к Филадельфийцам. // Там же. - С. 94.
4. Послание к Диогнету. // Там же. - С. 247.
5. Ириней Лионский, священномученик. Против ересей. С.-Пб: Издательство Олега Бабышко, 2010. 639 с. - С. 54.
6. Там же. - С. 371.
7. Там же. - С. 395.
8. Киприан Карфагенский, священномученик. Письмо к Калдонию, Геркулану и прочим об отлучении Фелициссима. // Священномученик Киприан Карфагенский. Таинство единства Церкви. М: Издательство Сретенского монастыря, 2008. 365 с. - С. 128.
9. Киприан Карфагенский, священномученик. Письмо к Януарию и прочим епископам Нумидийским о крещении еретиков. // Там же. - С. 270-272.
10. Киприан Карфагенский, священномученик. Письмо к Помпею против письма Стефана о крещении еретиков. // Там же. - С. 306-307.
11. Хомяков А.С. Несколько слов Православного Христианина о западных вероисповеданиях по поводу брошюры господина Лоранси. 1853. // Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. М., 1886. В двух томах. - Т. 2. - С. 86-87.
12. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Св. Писания Нового Завета. М: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2004. 842 с. - С. 805.
13. Хомяков А.С. Ук. соч. - С. 88.
1. Святитель Григорий Богослов: