Предлагаем вниманию читателей полный текст выступления, изложенного вкратце на заседании «круглого стола» на тему «Законодательное обеспечение развития русского языка в современном информационном пространстве» в Государственной Думе Федеральном собрании Российской Федерации 06 июня 2013 г. в День русского языка и день рождения А.С.Пушкина.
1
Судя по тому, каково сегодня у нас реальное состояние русского языка в образовании, культуре и СМИ, - многие, приобщённые к этим областям руководители и чиновники, не обладают необходимыми знаниями в области филологии. В этом первая причина сложившегося положения.
Другая причина - утрата иными согражданами, и прежде всего многими филологами-профессионалами, чувства профессионального и гражданского долга; третья - проведение «реформирования» под провокационным «управлением» закулисы (это было известно ещё при министре В.М.Филиппове). Иначе трудно понять, что произошло с состоянием русского языка в России при стольких учреждениях, занимающихся его изучением и вопросами преподавания?
На факультете журналистики МГУ три года назад оценивали положение (цитирую МК, 03.11.2009) как катастрофическое, ибо оказалось, что поступившие «...не умеют не только писать, но и читать... Мы столкнулись с чем-то страшным. И это не край бездны: мы уже на дне». Не лучше обстоит с формальной грамотностью. Диктанты в московских школах дают (по представленным мне сведениям) до 47-70 % двоек.
Особую тревогу вызывают геополитические проблемы, связанные с языком (См.об этом: Обращение православной общественности к Президенту России В.В.Путину по поводу Закона об образовании от 13 февраля с.г.). Только филологическим невежеством руководящей «элиты» можно объяснить преступное бездействие в этой важной политической сфере.
В области преподавания филологических дисциплин административным путём внедряются антинаучные и профессионально несостоятельные решения, вроде варварского сокращения программ по филологическим дисциплинам и вредительского уменьшения количества учебных часов на их изучение (при значительно ухудшенной по сравнению с ХХ веком языковой среде), вроде соединения в одну школьную дисциплину (словесность) - двух дисциплин, имеющих (подчёркиваю!) разные предметы изучения...
Язык не может нормально существовать и развиваться в условиях, духовной оккупации в отношении к образованию, культуре и СМИ, в условиях руководства этими областями, иных людей, не обладающих государственной ответственностью и должной профессиональной подготовкой, умеющих болтать, но не наученных грамотно и квалифицированно мыслить. Должная ответственность во всех указанных областях зависит от уровня и глубины понимания того, что такое ЯЗЫК. Нужно поставить вопрос о ликбезе в этой области всех руководящих работников.
Реформаторы от образования, доведя состояние владения языком до означенного уровня, не только пренебрегают национальными интересами России, но нарушают «Всеобщую декларацию прав человека». В статье 26 там сказано (цитирую): «Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности...». Без культурообеспечивающего знания родного языка не может быть никакого развития личности.
2
Как преодолеть наступивший кризис?
1.Вернуть в программы школ русский язык как отдельную дисциплину и литературную классику как наиболее значимую часть русской культуры и основу для знания русского слова.
2. Вернуть научно оправдавшие себя формы и методы обучения языку в школу (сочинение, сведения, необходимые для целостного представления о языке, литературе и проч.).
3. Разработать созидательные программы, стандарты и учебники по русскому языку и литературе, используя плодотворные традиции русской культуры и ценные достижения предшествующей методической науки советского периода, неосновательно отброшенные в ХХI веке. Кстати сказать, г.Калина со товарищи уже подготовил всё для разрушения методической службы в Москве и искоренения методистов «как класса». Не пора ли остановить зарвавшегося разрушителя?
4. Учитывая, что слово сегодня используется противниками в информационной войне как основное средство повреждения духовного здоровья, разрушения личности и размывания полноценного сознания граждан, решить наконец на государственном уровне проблему информационной безопасности России и её информационной защиты.
Для этого предлагается:
А. Проводить кадровую политику, препятствующую «руководящему положению» тех, кто под предлогом защиты «прав человека» содействует снижению уровня образования и воспитания, благоволит политике русофобии и ущемлению созидающей русской культуры.
Б. Немедленно начать законотворческую деятельность для воплощения в законы «Концепции информационной безопасности России», подписанной Президентом В.В.Путиным.
В. Ускорить разработку системы законов, препятствующих разрушительным явлениям и процессам в области культуры и образования, содержащих меры пресечения за деструктивную деятельность и формы персональной ответственности за участие в узаконении некорректных и вредных постановлений.
Г. Просить Президента России В.В.Путина и Правительство России включать в ежегодные отчёты предметные сведения о состоянии государственного языка, образования и культуры в России.
5. Обеспечить Государственный контроль за состоянием владения русским языком на культурообеспечивающем уровне окончивших среднюю школу.
Обеспечить систематический государственный контроль за состоянием языковой среды, создать и ввести в жизнь законодательные средства для защиты грамотной и культурной речи (СМИ, реклама, печатная продукция, правила общественного поведения). Культура речи - первое условие защиты свободы слова человека.
6. Основная стратегическая цель наших недругов на нынешнем этапе информационной войны - разрушение нормального сознания, повреждение понятия и чувства нормы, отвергнуть природоустановленные нормы, разрушить мир, сделав его... ненормальным. И тогда он погибнет сам. Нам навязывают ненормальность под видом свободы.
Между тем норма (не норматив!) - это объективная данность.
Это - постоянная величина оптимального жизнеустроения. Это - постоянная величина, соприродная сущности предмета (или явления) и обеспечивающая его максимальную устойчивость, надёжность и взаимосоответствие с целостной, природной и надобыденной нерукотворной средой.
Нарушение и игнорирование норм называется ненормальностью. Нормативы (принятые к исполнению официально узаконенные данности), отклоняющиеся от норм, свидетельствуют о болезни общества и приводят его к вырождению и гибели. Социальное поведение и действия, находящиеся в противоречии с нормой, в здоровом обществе, желающем сохранить жизнеспособность, оцениваются только как уголовное преступление.
Вражеский замысел разрушения вторгается к нам через ложный смысл слова [1].
Ущербность таких ложных слов удачно иллюстрируется примерами из «Официального корректного словаря» американских сатириков Генри Брэда и Кристофера Серфа.
Например:
Безграмотный - обученный по иной системе.
Безумный - обладающий эмоциональным своеобразием.
Дурак - обладающий иной логикой.
Воровство - нетрадиционный метод совершения покупок и т. п.
Следствием внедрения ложного смысла слов становится утрата моральных ценностей, падение стандартов образования, интеллектуальная неразбериха и социально-мотивированные беспорядки.
Вместе с тем повреждение литературной речи тормозит и искажает правильное мышление, способность ясного понимания, ведёт к ложному восприятию и осмыслению мира, мешает умственному и духовному развитию личности. И всё это - проблемы стратегические.
Требуется действенная защита и восстановление повреждённой «реформами» системы образования, требуется повышенное внимание социологических служб, властных структур разного уровня, ФСБ для исправления катастрофического состояния русского языка, государственного языка России.
[1] Слово убийца, душегубец подменяется словом киллер, оценочное русское слово шлюха подменяется романтическим - путана, точное, социально здоровое название извращенцы нарочито заменяется уводящим от верной оценки явления словосочетанием «сексуальные меньшинства» и проч. От всего этого один шаг до логического «финта», чтобы клептомана объявили «социальным меньшинством» и официально признали право на воровство людей, объявленных клептоманами.
Всеволод Юрьевич Троицкий, доктор филологических наук, профессор, академик РНАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации
2. Re: Русский язык: реальность состояния и стратегия защиты
1. Re: Русский язык: реальность состояния и стратегия защиты