Ниже мы впервые переиздаём одну из статей русского православного мыслителя, церковного историка, публициста, писателя, журналиста, издателя, поэта, искусствоведа, церковного композитора и дирижера В.И. Аскоченского (1813-1879), посвященную погребениям Вольтера (1694-30 мая/12 июня) 1778).
Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изданию: Аскоченский В.И. [Без подп.] Сердце Вольтера // Домашняя беседа для народного чтения.- 1864.- Вып. 12.- С. 316-318) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничная сноска автора заменена концевой. Примечания в квадратных скобках - составителя.
+ + +
Трудно представить, до какого сумазбродства может доходить цивилизация, гоняющаяся за призраками и блудящими огоньками мнимо-высокого, мнимо-прекрасного. Сколько нам помнится, ни древняя ни новая история не представляет похожего на то, что теперь делается в одной из нынешних цивилизованных стран света. «В Магдебурге, пишут в иностранных газетах, еще не кончилась борьба за гробницу Карно, а уже в Сент-Женевьеве возгарается новая распря по поводу сердца Вольтера [1]. Смертные останки Вольтера, по общему убеждению, покоились в могильном склепе церкви св. Женевьевы, - бывшего Пантеона, на котором, во времена революции, красовалась надпись: «благодарное отечество великим людям». Вольтер скончался 30 мая 1778 года. Телу умершего атеиста было отказано в церковном погребении, и аббат Миньо, совершавший над ним панихиду в Селльерском аббатстве (департамент Юры), подвергся строгому наказанию. Революция учредила впоследствии торжественное празднество; остатки Вольтера перевезены были в Париж и погребены в Пантеоне, вместе с прахом Жан-Жака Руссо [2]. В могильном склепе соорудили временный памятник, из дерева и крашеного холста. Этот памятник существует и в настоящее время, хотя в весьма ветхом и полуразрушенном виде. Бронзовый монумент, который должен был заменить его, не был отлит. С 1806 года Пантеон снова обратился в церковь, и прах Вольтера продолжал покоиться в отведенном ему помещении до настоящего дня. Таково было, по крайней мере, общее мнение. Нынче, вследствие произведенных, по распоряжению императора, изысканий, оказалось, что гробница Вольтера - пуста. Мы полагаем, что у всех сохранилось воспоминание о процессе, возникшем по поводу завещания маркиза де-Вилльета, и о воспоследовавшем за тем решении суда, в силу которого кровные родственники французского писателя вступали во владение всем имуществом, принадлежавшем приемному сыну Вольтера. В течение последнего времени, замок Вилльет поступил в продажу, и англичане предлагали громадные суммы денег за находившееся в этом замке сердце Вольтера. Владельцы не согласились однако ж на предложение англичан, и, обратившись к министру внутренних дел, предлагали сердце Вольтера в дар Франции. Император принял подарок, но прежде чем предать сердце погребению, пожелал узнать мнение архиепископа. Кардинал, выразив свою благодарность за оказанное со стороны императора внимание, заметил, что в Пантеоне вряд ли отыщутся теперь останки Вольтера. Среди парижского духовенства, по словам архиепископа, сохранилось предание о перенесении, во время реставрации, праха Вольтера в неизвестное место. Вследствие этого император приказал открыть гробницу, и праха Вольтера в ней действительно не оказалось. Но дело тем не покончилось. Император повелел произвести следствие, и если прах Вольтера не будет отыскан, в чем почти нельзя сомневаться, то в большой зале библиотеки должен быть сооружен монумент в честь знаменитого писателя. По поводу исчезновения праха Вольтера, в новом журнале «Intermediaire», издающемся с января месяца настоящего года, появилась статья библиофила Жакоба, в которой сказано, что в 1814 году, ночью, в мае месяце, прах Вольтера и Руссо был вынут из гробниц, положен в мешок и отправлен в фиакре, в сопровождении шести человек, к Горской заставе. За заставой, на широкой площади, предназначавшейся для постройки складочного товарного места, была вырыта глубокая яма, частию наполненная негашеною известью. В эту яму зарыли смертные останки обоих писателей. Библиофил Жакоб сообщает некоторые указания о шести лицах, совершавших погребение, по всей вероятности, не без участия правительства» [i].
Таким образом сожаление нашего Пушкина, что любимый им Вольтер,
Не успокоившись и в гробовом жилище,
Доселе странствует с кладбища на кладбище,
Разрешено и удовлетворено Жакобом библиофилом. Знаменитый безбожник перестал странствовать с христианского кладбища на кладбище, и нашел себе место за городской заставой, где был сложен лес для построек. Ясно, что праху безбожника неловко лежать рядом с теми, кто верил в Бога и служил Ему, по мере сил и разумения своего. В показании Жакоба замечательно, между прочим, то, что яма, в которую свалили останки двух безбожников, была наполнена негашеной известью: так обыкновенно хоронят чумных и пораженных проказою. Жаль, что нет материала, которым можно было бы засыпать неумирающие останки этих архи-атеистов, архи-революционеров, и истребить память их, которая смрадной изгарью носится над миром христианствующим...
Примечания
[1] Вольтер (Voltaire) (псевд.; наст. имя и фамилия Мари Франсуа Аруэ (Arouet)) (1694 - 1778) - французский писатель, философ, историк.
[2] Руссо Жан-Жак (1712-1778) - французский писатель, публицист, философ.
[i] Русск. Инв. 1864 г. № 41.