Завершилась IX Международная конференция Делового сообщества «ДелоРус» и МОО «Александро-Невское Братство». Предлагаем вниманию читателей «Русской народной линии» доклад иерея Сергия Карамышева, принявшего участие в работе форума.
Радуйся, латинская учения презревый и прелесть их в ничтоже вменивый!
Радуйся, от лести иноверия премудро уклонивыйся!
Радуйся, лукавство проповедников лжеверия яве обличивый!
Радуйся, твердым защитником правоверия явивыйся!
Радуйся, лжесловесие врагов православия словом здравым препобедивый!
(Из акафиста блгв. Вел. Кн. Александру Невскому).
В Пасху 1204 г. столица вселенского Православия Константинополь оказался поверженным под ноги папских рыцарей. Это событие стало результатом недальновидной политики греков. Воспевая радостные гимны: «И ненавидящим нас простим вся Воскресением!», они наивно полагали, что их тоже простят рыцари-христиане, не станут ради Пасхи грабить их и убивать. Но жестоко ошиблись.
В том же 1204 г. папа Иннокентий III направил посольство к князю Роману Галицкому, предлагая в обмен за вероотступничество королевский титул и «меч святого Петра». Обнажив перед папскими послами свой меч, князь ответствовал: «Такой ли у папы? Доколе ношу его при бедре, не нуждаюсь в чужом мече и кровью покупаю города, по примеру дедов моих, возвеличивших землю Русскую» (1). Однако не потомству Романа Галицкого суждено было Богом возглавить Русь в ее небошествии.
Через три года Иннокентий отправил торжественное посольство ко всем русским архипастырям, клиру и народу. В своем послании папа писал: «Вот теперь Греческая империя и Церковь почти вся покорилась апостольскому седалищу и униженно приемлет от него повеления, - ужели же не будет несообразным, если часть (т.е. Церковь Русская) не станет сообразоваться со своим целым и не последует ему?.. Посему, любезнейшие братия и чада, желая вам избежать временных и вечных бед, посылаем к вам возлюбленного сына нашего кардинала-пресвитера Виталиса, мужа благородного и просвещенного, да возвратит он дщерь к матери, и убеждаем вас принять его, как посла апостольского седалища, даже как нас самих, и безпрекословно повиноваться его спасительным советам и наставлениям» (2). Посольство ушло из Русских земель, что называется, не солоно хлебавши. Русские не признали латинского лже-патриарха и остались в общении с Константинопольским православным патриархом, перебравшимся в Никею.
В 1200 г. немецкие колонисты основали в устье Западной Двины г. Ригу, в 1202 г. здесь был учрежден Орден Меченосцев по уставу Ордена Тамплиеров. 12 мая 1237 г. Орден Меченосцев был присоединен папой Григорием IX к Тевтонскому Ордену, что позволило придать ему свежие силы, и Орден Меченосцев стал называться Ливонским. Преобразование преследовало цель более энергичной экспансии на Восток. 9 декабря того же 1237 г., видимо прознав о монгольском погроме Руси, Григорий IX спешит послать архиепископу Упсальскому буллу с повелением возвестить о крестовом походе против финнов и русских. Поход готовился два года. Но князь Александр Ярославич, которому исполнился только 21 год, молниеносным натиском 15 июля 1240 (в день памяти равноапостольного Вел. Кн. Владимiра) разбил шведов и вышвырнул их из Русской земли. В том же 1240 г. зашевелились ливонские немцы. В 1241 г. князь Александр выбил их из Копорья, а в начале 1242 г. освободил Псков, после чего вторгся в немецкие земли.
5 апреля 1242 г. выпало на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, в который Царица Небесная прославляется как Взбранная Воевода, избавляющая христиан от варварских нашествий. В этот день произошло славное для русского оружия Ледовое побоище. Кои рыцари были избиты, кои попали в плен, а кои утопли в Чудском озере, как некогда войско фараона в Чермном море - «погрязоша яко олово в воде зельней». Вся Ливония пришла в ужас от сокрушительного поражения. Магистр Ордена немедленно направил посольство к датскому королю, ибо ожидал увидеть победоносные русские полки под стенами Риги.
Можно догадаться, сколь был раздражен победами молодого русского князя Римский первосвященник именно в то время, когда он, утвердившись в Константинополе, мечтал увидеть весь христианский мiр у своих ног! Это, действительно, тогда могло представляться делом ближайшей исторической перспективы.
Менее раздраженный, но более коварный, папа Иннокентий IV в 1248 г. отправляет к Александру Невскому посольство во главе с кардиналами Галдом и Гемонтом. Они вручили князю письмо, где, среди прочего, было сказано: «Отец твой, желая облечься в нового человека, смиренно обещал послушание своей матери Римской Церкви..., что он открыто и исповедал бы пред всеми людьми, если бы столь внезапно и столь несчастно не похитила его смерть. И так как он завершил течение настоящей жизни столь счастливым концом, то надлежит благочестиво верить и без всякого сомнения принимать, что он, сопричислившись к лику праведных, покоится в вечном блаженстве. Итак, желая, чтобы и ты, ставший законным наследником в отцовском наследии, сделался причастником столь великого блаженства, мы, наподобие жены евангельской, возжегшей светильник, чтобы найти потерянную драхму, изыскиваем пути, употребляем усилие и прилагаем старание, чтобы иметь возможность благоразумно навесть тебя на мысль спасительно последовать по стопам твоего отца, с которыми во всякое время надлежит сообразоваться. И как он от чистого сердца и с неложным намерением обещался принять постановления и учение Римской Церкви, так и ты, оставивши путь погибели, приводящий к осуждению вечной смерти, смиренно вступил бы в единение с той же Церковью, которая, без всякого сомнения, по прямому пути направляет к спасению своих почитателей. Конечно... ты не оказался бы в здравом разуме, если бы отказал в повиновении нам и даже Самому Богу, наместником Которого, хотя и не по заслугам, мы являемся на земле... Поэтому мы просим твое величество, увещеваем и прилежно убеждаем, чтобы ты снова признал своею матерью Римскую Церковь и оказал послушание ее первосвященнику. Постарайся также действительно привлечь к повиновению апостольскому престолу и твоих подданных, чтобы в вечном блаженстве наследовать тебе за это плод, который не гибнет вовек. Да будет тебе известно, что если ты воспользуешься нашим, или лучше, Божиим благоволением, мы будем считать тебя наилучшим между католическими государями и всегда с особенным усердием будем стараться об увеличении твоей славы» (3).
Лукавый Римский первосвященник решил положить в основе подчинения Руси уже обветшавшему в ереси Риму, клевету на Вел. Кн. Ярослава, который скончался в далекой Монголии. Но лукавство, подобно свирепой морской волне, разбилось вдребезги об утес веры святого Александра, нимало не повредив его душе. Папа соблазнял святого политическими выгодами - подобно тому, как диавол искушал Христа в пустыне Иудейской. Но тщетно. Нечестивый епископ посмел назвать весь великий жизненный подвиг святой Руси «путем погибели, приводящим к осуждению вечной смерти». Что это, как не хула на Духа Святого, Который уже тогда явил Свою силу в целом сонме русских святых?!
Прекрасно все это уразумев, святой князь дал послам исчерпывающий ответ, после которого любые дальнейшие разговоры теряли всякий смысл: «Слышите, посланницы папежстии и прелестницы преокаянные! От Адама и до потопа, и от потопа до разделеия язык, и от разделения язык до начала Авраамля, и от Авраамля до приития Израилева сквозь Чермное море, а от начала царства Соломона до Августа царя, а от начала Августа до Рождества Христова, и до Страсти и до Воскресения Его, а от Воскресения Его и на небеса Восшествия и до царствия Великого Константина и до Первого Собора и до Седьмаго Собора: сия вся ведаем добре, а от вас учения не принимаем» (4).
Лучше святого князя надменным папским послам ответить было невозможно. Клевету и ложь они перемежали перечислением внешних преимуществ Римской Церкви. Но что все это в очах Божиих, когда они попрали богооткровенную истину? Святой показал знание Откровения Божия и противопоставил его «учению от вас» - т.е. учению человеческому, которое было обличено Спасителем в современных Ему иудеях и которое укоренилось теперь у «папежников». Эта победа князя над искушением и искусителями не менее славна, чем все его ратные подвиги, потому что поражение здесь могло все их свести в ничто.
В те же самые годы один из могущественнейших русских князей - Даниил Романович Галицкий, совершивший немало ратных подвигов, поколебался в своей вере, принял папских послов, рассуждал с ними о политических выгодах, принял от папы Иннокентия IV королевский венец, смутил своих подданных и отторг тогда свое княжество от исторического пути Руси, явившись виновником погибели многих душ.
В правление Вел. Князя Александра Невского, в 1261 г., и наверняка, при его содействии, в столице Золотой Орды Сарае была учреждена русская епископская кафедра, благодаря чему часть татар обратилась в Православие, среди них был даже племянник хана, мирно скончавшийся в Ростове и причисленный к лику святых как Петр, царевич Ордынский.
Не достигнув старости, Великий Князь Александр достиг святости, и она - печать всех его дел. Он был причислен к лику святых в правление благоверного царя Иоанна Грозного. Последний продолжил дело своего предка на западных рубежах России: в ходе Ливонской войны он упразднил немецкое могущество в Прибалтийском крае. Вот только плодами его побед воспользовались тогда поляки со шведами.
Продолжал царь Иоанн Грозный дело Александра Невского также на восточных и южных рубежах России, присоединив к ней Казанское, Астраханское и Сибирское ханства; отодвинув на юг границу дикой степи. Он насаждал святое Православие в присоединенных землях. Таким образом, дело святителей, подвизавшихся в Сарае, не погибло, но принесло плоды благочестия.
Царь Иоанн также имел в 1582 г. собеседование с папскими послами, во главе которых стоял иезуит Антоний Поссевин. И что мы здесь видим? Нечто подобное диспуту с Александром Невским. Иезуит убеждает принять папское учение и Флорентийскую унию, куда, как в глубокий омут, в свое время пали греки. Соблазняет политическими выгодами, предлагая русскому царю сесть на императорский престол в самом Константинополе - точно папа тогда владел этим городом. Царь отвечал, что верует не в греков, пошедших на унию, а во Христа; что ему достаточно своего государства; и, наконец, что о вере ему без освященного собора говорить непригоже. Верность заветам святого князя упразднила и сделала бездейственными все ухищрения лукавого иезуита, который в отместку Царю распространил слух об убийстве им собственного сына.
Петр Великий, «прорубая окно в Европу», пожелал видеть фундаментом новой столицы святые мощи Вел. Кн. Александра Невского, тем самым давая понять всему мiру, что останется верным заветам этого святого. Он продолжил подвиги Невского героя и Грозного Царя в Прибалтийском крае, присоединив его к России. Перенимая передовые западные технологии, Царь Петр избегал всякого сближения с папизмом. Заговор против Помазанника, во главе которого был поставлен царевич Алексей и в который был вовлечен ряд священнослужителей, направлялся из Австрии (от иезуитов), где царевич потом некоторое время и скрывался от справедливого гнева державного отца.
Блгв. Вел. Князь Александр Невский оградил в свое время Святую Русь от Запада железным занавесом как своего, так и татарского, оружия, повернувшись лицом к Востоку. Петр Великий, с одной стороны, сократил территорию Западной цивилизации, но с другой - открыл Россию ее идеологическому и культурному влиянию Запада, что, увы, благоприятствовало тогда и впоследствии сеянию соблазнов.
Но полагать, будто Петр Великий рабствовал перед Западом, было бы глубокой ошибкой. Следуя завету блгв. Вел. Князя Александра, он обратился лицом на Восток. Петр I был одним из немногих людей своего времени, что оперировал, пусть тогда еще и не обозначенными наукой, категориями геополитики и определявший перспективы России на века вперед. В 1700 г. он поручил митрополиту Киевскому Варлааму (Ясинскому) «поискать из архимандритов или игуменов, или других иноков, доброго и ученого и благого непорочного жития, которому бы в Тобольске быть митрополитом, и мог бы Божиею милостью исподволь в Китае и Сибири в слепоте идолослужения и других невежествиях закоснелых человек приводить в познание и служение и поклонение истиннаго живаго Бога».
Все архипастыри, назначавшиеся тогда на Сибирскую митрополию, отличались святостью жизни и причислены к лику святых: это Димитрий, не достигший Сибири, но прославленный как святитель Ростовский, Филофей (Лещинский), Иоанн Максимович, Антоний Стаховский.
В 1706 г. была основана Иркутская епархия, вставшая перед самыми вратами Китая. Равноапостольный Иннокентий Иркутский сиял как солнце от северных пределов Поднебесной, проницая здесь духовными лучами мрак древнего идолопоклонства. Русские просветители, как молния, озарили азиатский континент с запада до крайнего востока, перебросив духовный огонь и в Америку. Все это было в XVIII веке. Как слепы те, что огульно этот великий для России век очерняют! Они видят недостатки века (но какой, скажите на милость, век грешного рода человеческого бывает без недостатков!) и не хотят замечать сияния святости, не хотят видеть целого континента, озаренного светом Христовой истины.
По инициативе митрополита Тобольского Филофея, в 1715 г. в Пекин была направлена первая русская миссия из десяти человек под руководством архимандрита Илариона (Лежайского). Благочинное, ненавязчивое пребывание русских вызвало симпатию китайского правительства, поэтому договором 1728 года было особо оговорено продолжение ее деятельности в Пекине. Все это земли, вблизи которых в свое время ступала нога святого Александра Невского!
Генералиссимус великой Победы Иосиф Сталин, рекомендовавший Верховному Совету СССР учредить орден Александра Невского (указ от 10 ноября 1942 г.), также показал всему мiру, по чьим стопам он хочет идти в деле державного строительства. Русская Церковь, очищенная, точно золото, в горниле испытаний, вдохновившая русский народ на Победу, вновь получила в государстве высокий статус. Во главе церковного управления во время и сразу после войны стояло тогда созвездие людей столь высокой духовной жизни, подобное которому можно было встретить только в древней Церкви. Патриарх Сергий Страгородский, Патриарх Алексий Симанский, архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, митрополит Вениамин Федченков, митрополит Николай Ярушевич, архиепископ Серафим Соболев, - лишь наиболее известные.
Всеправославное совещание 1948 г., обозначившее папизм как врага Православия и отвергшее экуменизм как ересь, - завет той великой эпохи, завет народа-победителя, только что избавившего мiр от сатанинского режима Третьего Рейха. В своем докладе на Совещании архиепископ Серафим Соболев выступал вполне в духе св. Александра Невского: «Православный взгляд под Единой Церковью всегда разумеет одних только истинно-верующих православных людей. Наша Церковь никогда не считала еретиков входящими в ее состав, в состав самого Тела Христова». Владыка Серафим открыто сказал, что экуменическое движение - масонский проект: «В 1928 г. в Софии состоялось совещание представителей Православных Церквей Всемiрного совета масонской ИМКИ и Национальных движений ИМКИ в Православных Церквах под руководством известного масона д.-ра Дж. Мотта. В его распоряжение Всеамериканский протестантский конгресс отпускает огромнейшие средства для мiровой протестантско-масонской пропаганды... После этого нет ничего удивительного, что на Стокгольмской экуменической конференции, бывшей в 1945 г. и Лозаннской экуменической конференции в 1927 г., 80% участников были членами масонской организации ИМКИ, руководимой тем же д.-ром Дж. Моттом... Отсюда понятно, кто стоит за экуменическим движением. За ним стоят исконные враги Православной Церкви - масоны... Их устроители стремятся не к догматическому соединению всех так называемых христианских церквей с Православными Церквами, а к смешению тех и других, через отступление православных от своей веры и их экуменической дружбы с еретиками... А это смешение равносильно уничтожению Православия... В прежние века, возбуждая в Церкви всякие ереси, диавол хотел погубить Святую Церковь через смешение православных с еретиками. Это делает он и ныне чрез то же самое смешение посредством экуменизма с его неисчерпаемыми масонскими капиталами... Не будем иметь абсолютно никакого общения с экуменическим движением. Будем в данном случае руководствоваться словами св. Писания: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверными?» (2 Кор. 6, 14-15). Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых (Пс. 1, 1).» (6).
Далее, в указанном выше направлении деятельности наших иерархов не все было благополучно. Но в начале XXI века (в 2008 г.) Александр Невский стал «Именем России», и что особенно важно, это имя защищал ставший вскоре после того Патриархом Московским и всея Руси Кирилл. Сын Невского героя Даниил возвеличил имя Москвы, а через 700 лет Патриарх Московский вновь возвеличил имя Вел. Кн. Александра. Имеются достаточные основания полагать, что связь Святейшего Кирилла и благоверного Вел. Князя действенна, что он будет следовать примеру святого.
Не случайно всего пару недель назад Патриарх Кирилл был с визитом в Китае. Он дал высочайшую оценку трудам Русской духовной миссии в этой стране и поставил перед нынешним китайским руководством вопрос о действенном восстановлении Китайской Православной Церкви. Следует отметить, что Хабаровская духовная семинария в настоящее время готовит миссионеров для Китая.
Этот визит стал серьезной победой нашей церковной и государственной дипломатии. Ведь до Патриарха Кирилла в Китай не приезжал ни один не только православный, но и, вообще, христианский иерарх столь высокого уровня. Этим фактом встревожено папское издание «Vatican Insider». Здесь были опубликованы материалы с характерными заголовками: «Исторический визит Патриарха Кирилла» и «Китай благосклонно смотрит на Православие». Как отмечает издание, высказывания Си Цзиньпина и Кирилла о хороших отношениях между Китаем и Россией подтверждают, что визит следует рассматривать в контексте все большего геополитического сближения между Москвой и Пекином. Аналитик А.А.Горбатов, шеф-директор информ-бюро «Восток-Центр» в своем материале «Свет веры Западу глаза режет» пишет «Китайские лидеры справедливо считают православную Церковь важным фактором в российской мировой политике, так как она связана с путинской властью. Важно, что Патриарх воспринимается как представитель не только России, но и в какой-то мере бывшего СССР, так как РПЦ имеет приходы во всех странах СНГ. Кроме того, в Китае разыгрывается и внутриправославная карта, так как КНР входит в стратегический проект расширения Русской Православной Церкви, соперничающей с экуменическим Константинопольским патриархатом. Последний хотел пять лет назад распространить свою юрисдикцию из метрополии в Гонконге на всю Поднебесную. Не удалось». (7).
Нынче Патриарх Константинопольский Варфоломей присутствовал на инаугурации (точно посвящали в жреческую коллегию авгуров - т.е. птицегадателей) папы-иезуита Франциска. При этом он сказал: «Существует шанс объединения Католической Церкви и Православной Церкви» (8). Александр Невский правил Русью, когда в Константинополе восседал не то чтобы рассматривавший некие шансы, а чисто латинский «патриарх». Пострадала ли от этого Русь? Нисколько - потому что твердо стояла за святое Православие. Святой же Александр Невский сказал тогда папским послам: «Слышите, посланницы папежстии и прелестницы преокаянные... от вас учения не принимаем».
Эти слова святого должны запечатлеться в сердцах русских людей XXI века, потому что нынешнее папство уже отреклось от Христа. Оставаясь верною святому Православию, Русь сможет привлечь к себе лучшие сердца людей Запада, тем самым завершив дело благоверного Вел. Кн. Александра Невского, сказавшего: «Не в силе Бог, но в правде».
1. Толстой М.В. История Русской Церкви. Издание Спасо-преображенского Валаамского монастыря, 1991. С. 97.
2. Протоиерей Михаил Хитров. Святый благоверный Великий Князь Александр Ярославич Невский. М.: 1893. С. 55.
3. Там же. С. 130-131.
4. Там же. С. 132.
5. Лебедев А.П. История Греко-Восточной Церкви по властью турок. С.-Пб.: Издательство Олега Бабышко, 2004. Книга 1. С. 153.
6. Да не будут тебе бози инии, разве Мене. Житомир: Ника, 2002.
7. http://ruskline.ru/news_rl/2013/05/20/svet_very_zapadu_glaza_rezhet/
8. Патриарх Варфоломей: существует шанс объединения Католической и Православной Церкви