Краткое изъяснение альтернативного мнения

Возвращаясь к теме учения о Таинстве Евхаристии

Проблемы церковной жизни 
0
7806
Время на чтение 7 минут

На РНЛ уже был опубликован ряд моих статей, в которых речь шла о Таинстве Евхаристии. В последних из этих публикаций было высказано богословское мнение о сем Таинстве, альтернативное как учению католической церкви о пресуществлении (т.е. мнению Фомы Аквинского), так и некоторым современным попыткам объяснения сего Таинства.

Тайная вечеря. Ватопед, 14 в.

Однако, как следует из форума этих статей, особенно последней, это мое мнение не до конца понято православными читателями РНЛ. Поэтому возникла необходимость кратко его изложить, что я и постараюсь сделать в данной публикации. Намеренно отказавшись от длинных доказательств и подробных объяснений некоторых мест, с целью более ясного и краткого изложения и изъяснения сего моего мнения.

Итак, согласно последнему, Евхаристия - это вечное установление, она совершается и в Царстве Небесном. На сие указывают слова преп.Симеона Нового Богослова, что там: «Сам Христос Бог будет вкушаем и пием, так как Сам Он есть всякий вид пищи, пития и сластей»» (Слово 52,1). Слова «Сам Христос Бог будет там вкушаем и пием» и означают сию небесную Евхаристию. А слова «Сам Он есть всякий вид пищи и пития», в частности, означают, что в этой небесной Евхаристии Тело и Кровь Христовы будут вкушаемы также и в виде хлеба и вина.

Так вот, суть моего мнения состоит в том, что Тело и Кровь Христовы при преложении (пресуществлении) св.Даров во время Божественной литургии сходят с неба уже именно в виде хлеба и вина, т.е. так, как они и преподаются на сей небесной Евхаристии, а отнюдь не заимствуют акциденции хлеба и вина от вместообразных хлеба и вина предложения, как сие мнит Фома Аквинат и иже с ним.

При всей, казалось бы, «новизне» сего моего мнения, оно, однако, в точности и полностью соответствует словам Спасителя о хлебе, сходящем с небес, который есть Его Плоть: «Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6,50-51). Как видим, согласно этим словам Господа, которые Он в Своей проповеди о Таинстве Евхаристии неоднократно повторяет (Ин.6,32-33 50-51; 58), с неба сходит именно хлеб, т.е. Плоть Христова в виде хлеба, а не так, что Плоть Христова, сходя с неба в собственном своем виде, затем заимствует акциденции хлеба от вместообразного хлеба предложения.

Что также полностью соответствует православному учению о соотношении первообраза и образа, согласно которому именно первообраз устанавливает соответствующие акциденции образа, а не наоборот. В Таинстве Евхаристии Первообразом является Господь наш Иисус Христос. Именно Он есть истинный «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1,29). А литургический агнец предложения (т.е. соответствующая часть Господской богослужебной просфоры, также называемая агнцем) - это лишь образ сего истинного Агнца, Который и установил акциденции этого Своего образа, т.е. вида пищи, под которым Он восхотел преподать нам в истинную пищу Свою животворящую Плоть.

Установил, во-первых, когда «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф.26,26). Ведь Господь мог взять не хлеб, а, скажем, часть иудейского пасхального агнца, а вместо вина - воду, тогда акциденции сего вида Его Плоти и Крови были бы другими. Но Он взял то, что восхотел взять, как Первообраз, таким образом, устанавливая акциденции Своего образа, т.е. литургических вместообразных. Которые (т.е. сии акциденции) затем более подробно изъяснил Духом Своим Святым чрез Св.Предание: «Известие учительное», чинопоследование Божественной литургии и т.д.

Из соответствующего соотношения первообраза и образа становится отчасти понятным, что происходит на Божественной литургии с вместообразными хлебом и вином предложения, когда после преложения (пресуществления) является их Первообраз, Сам Господь Иисус Христос, является Своей Плотью и Кровью под видом хлеба и вина. Тогда (как я об этом писал и объяснял это в 4-й части статьи «Католическое и православное учения о Таинстве Евхаристии») явлением Первообраза вместообразные хлеб и вино предложения упраздняются. Хотя сам образ этого упразднения нам не открыт.

При этом сошедшие с неба Плоть и Кровь Христовы заимствуют отнюдь не акциденции хлеба и вина, которые они и так имеют, преподаваемые на небесной Евхаристии под видом хлеба и вина, а также под видом всякой другой пищи и пития, как свидетельствует об этом в приведенной выше цитате (Слово 52,1) преп.Симеон Новый Богослов. Нет, они заимствуют индивидуальные особенности вместообразных хлеба и вина.

Что имеется в виду? Очевидно, в рамках установленных Господом и Духом Его Святым акциденциях хлеба и вина, которые достойны быть взятыми на проскомидию, могут быть определенные отличия. Так, к примеру, «Известие учительное» указывает, какими должны быть, скажем, их вкус, цвет. Но ведь и вкус, и цвет в рамках этого допустимого могут иметь свои оттенки: например, цвет может быть более или менее интенсивным, да и вкус будет несколько отличаться у разных просфор и разного вина. Далее, священник, совершающий Божественную литургию и, в частности, проскомидию строго в соответствии с богослужебным уставом, никогда не сможет сделать два совершенно одинаковых вместообразных агнца. Нет, конечно, их основная акциденция, установленная сим богослужебным уставом, т.е. форма, будет строго соблюдена. Но в рамках этой формы, очевидно, у разных вместообразных агнцев обязательно будут некоторые индивидуальные отличия. Скажем, у одного линии будут более прямые, у другого - несколько более закругленные, да и сами эти линии будут расположены под несколько отличающимися друг от друга углами и т.д.

Так вот, все эти индивидуальные отличия вместообразных хлеба и вина предложения полностью, до мельчайшей йоты переходят на хлеб и вино, сошедшие с неба после преложения св.Даров, т.е., скажу так, принимаются в тот вид хлеба и вина, под которым нам преподаются Тело и Кровь Христовы. Что, конечно, имеет мистическое, таинственное значение, поскольку это явление, во всяком случае, выпадает из обычного соотношения первообраза и образа. Ведь, как уже много раз было сказано, обычно первообраз устанавливает как акциденции, так и индивидуальные отличия образа, а не наоборот. Если, к примеру, некий воин в сражении получит рану или другое видимое повреждение, то это отразится и в его образе: зеркале, портрете и т.п. Но если по какой-то причине поврежден сам образ (в силу повреждения зеркала или портрета), это никак не отразится на первообразе, т.е. на сем воине. В Евхаристии же наоборот, скажем, если молодой и еще неопытный священник не сумеет совершенно точно (т.е. абсолютно ровно) вырезать агнец из просфоры, то даже эти небольшие (однако, допустимые) неточности отразятся и в Агнце (впрочем, если эти неточности будут недопустимыми, то в Агнце они не отразятся, т.к. согласно богослужебному уставу преложение св.Даров не произойдет из-за сего нерадения священника).

По моему мнению, это удивительное и чудесное явление имеет две причины: первая - нравственно-прагматическая; вторая - таинственно-мистическая. Однако подробно говорить об этом я (согласно концепции сей краткой статьи) не буду, поскольку это слишком ее удлинит, затруднив восприятие ее основных положений.

Суммируя все вышесказанное, следует сделать следующий важный вывод. Данное альтернативное мнение альтернативно всем теориям, предполагающим как «само собой разумеющееся», что в Таинстве Евхаристии происходит «превращение» вместообразных хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Поскольку в данном альтернативном мнении Тело и Кровь Христовы сходят с неба уже в виде хлеба и вина, а не получаются «путем превращения вместообразных хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы».

Что, как было выше сказано, соответствует учению Св.Писания о хлебе, сходящем с небес, который есть Плоть Христова (ср. Ин.6,50-51). А также соответствует учению Св.Предания, в частности, определению Иерусалимского Собора 1672 г.: «Веруем, что словом пресуществление не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню, ибо сего нельзя постичь никому, кроме Самого Бога, и усилия желающих постичь сие могут быть следствием только безумия и нечестия».

Ведь, казалось бы, «само собой разумеющееся» мнение, что вместообразные хлеб и вино «превращаются» в Тело и Кровь Христовы, словом «превращаются» как раз и объясняет сей образ, что явно противоречит данному соборному определению. Поэтому отцы собора и не употребляют сей термин («превращаются»), заменяя его словом «претворяются», имеющим совсем другой смысл. Когда же я говорю о Хлебе, сходящем с небес, Который, как Первообразный, упраздняет Свои образы, т.е. вместообразные хлеб и вино, то ни сам образ сего схождения, ни образ сего упразднения нам абсолютно не известен, и нами, в соответствии с данным соборным определением, отнюдь не объясняется. Впрочем, все это более точно и ясно можно описать, если более подробно исследовать употребляемую отцами Иерусалимского собора терминологию. Что, однако, выходит за рамки концепции данной статьи, поскольку изрядно ее удлинит.

И не только это. Достаточно проницательный читатель, прочитав все это написанное, может прийти к выводу о «ненадобности» вместообразных хлеба и вина для совершения Божественной литургии: мол, Господь и Бог наш Иисус Христос может низвести Свои Плоть и Кровь с неба под видом хлеба и вина и «без них». Разумеется, Бог, может и сие сотворить; Он, как Всемогущий, не нуждается для совершения Таинства Евхаристии в вместообразных хлебе и вине. Он не нуждается, но мы-то, грешные, нуждаемся, причем, по нескольким причинам. Поэтому прямое явление с неба Плоти и Крови Христовых под видом хлеба и вина без преложения св.Даров для нас неполезно. Посему Господь и не совершает так Таинство Евхаристии, хотя и может так совершить.

И снова: достаточно проницательный читатель, к тому же знакомый с православным богословием, особенно с его нравственной частью, поймет хотя бы некоторые причины, по которым для нас неполезно такое совершение Таинства Евхаристии. Но я хотел бы изъяснить это словами Самого Господа, что попутно уяснит другие аспекты высказываемого в сей статье альтернативного мнения, однако опять же существенно ее удлинит. Поэтому пока я воздержусь от этого неразумного предприятия.

Если же кто-то будет пенять мне на это, то я отвечу ему словами некоего старца, который, как повествует древний патерик, занимался в своем монастыре переписыванием книг. Однажды некий брат дал ему переписать какую-то духовную книгу. Однако старец, будучи молитвенником и пребывая умом в молитве, пропустил некоторые места сей книги, а в других не поставил точки. Когда же брат укорил его за это, то он в ответ сказал: «Прочти сначала хотя бы сие написанное, а затем я допишу остальное и поставлю точки».

Так и я отвечу пеняющему мне на краткость брату: «Прочти и уясни сначала это кратко изложенное, а потом я допишу остальное и поставлю точку».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

846. Ответ на 842., vlad7:

http://kiprian-sh.li...nal.com/162854.html Видел?

Спасибо, посмотрел. Пп.9 и 20 очень сомнительны. Из п.9 следует неверный вывод, что якобы в крещении прощается не грех, а повреждение природы. Нужна более четкая, то есть юридическая формула. П.20 - имябожие.
blogger / 25.06.2013, 11:41

845. Ответ на 841., vlad7:

http://apokrisis.ru/...arkhiyu#.UceP4pV999v

Интересен будет ответ...
eka / 24.06.2013, 06:58

844. Ответ на 814., blogger:

http://kiprian-sh.livejournal.com/162854.html Видел?
vlad7 / 24.06.2013, 00:23

843. Re: Краткое изъяснение альтернативного мнения

Ваше Святейшество! Среди церковного народа широко распространяются книги и записи лекций профессора Московской Духовной Академии Алексея Ильича Осипова. Безусловно, Алексей Ильич многое сделал для популяризации Православия, но, к сожалению, ряд озвученных им идей вызывают смущение у многих православных христиан, из-за чего усиливаются споры. В первую очередь по следующим пунктам: http://apokrisis.ru/item/1-pismo-v-patriarkhiyu#.UceP4pV999v
vlad7 / 24.06.2013, 00:20

842. Ответ на 837., М.Яблоков:

То есть, если я правильно понял, Вы хотите сказать, что Писание должно толковаться самим Писанием?

хочу сказать, что должно быть единство значений слов в Писании и комментарии. надо ли понимать вашу любовь к русским определениям, как готовность переводить Писание и Богослужение на русский разговорный?
Иван Зайцев / 23.06.2013, 18:10

841. Ответ на 838., Иван Зайцев:

<...> ты протестантская.
М.Яблоков / 23.06.2013, 17:15

840. Ответ на 835., М.Яблоков:

Безбожным ересям

Безбожным - ключевое слово. Само "ересь" означает просто "учение", приобрело же оно преобладающее употребление "лжеучение" не просто так. Истина в совершенстве приидет только при Втором Пришествии, сейчас ее "от части бо разумеваем" (1Кор 13,9) "у нас, уверовавших в Бога, в уме две бывают силы: и сила лукавая, бесовская, которая влечет нас к собственно бесовскому отступничеству, и сила Божественная" (Св Василий Великий), причем полностью очистить ум от первой, а уж тем более выразить это в словах вне человеческих сил. "описывать словом Божественное - дерзко, потому что и мысль далеко не досязает достоинства предмета, а опять и слово не ясно изображает представляемое мыслию. А поэтому, если и мысль наша во многом ниже великости предмета, а слова ниже и самой мысли, то как же не быть необходимым молчанию, чтобы иначе и это чудо богословия не оказалось у нас близким к опасности от низости речений?"(Василий Великий) посему: "если хочешь говорить или слышать о Боге, отрешись от своего тела, отрешись от телесных чувств, оставь землю, оставь море, сделай, чтобы воздух был ниже тебя, минуй времена года, их чинный порядок, украшения земли, стань выше эфира, пройди звезды, их чудеса, их благолепие, величину, пользу какую доставляют целому, благоустройство, светлость, положение, движение и то, сколько имеют они между собою связи или расстояния. Протекши все это умом, обойдя небо и став выше его, одною мыслию обозри тамошние красоты: пренебесные воинства, ликостояния Ангелов, начальства Архангелов, славу Господствий, председания Престолов, Силы, Начала, Власти. Миновав все сие, оставив ниже своих помышлений всю тварь, возведя ум за пределы сего, представь в мысли Божие естество неподвижное, непревратное, неизменное, бесстрастное, простое, несложное, нераздельное, свет неприступный, силу неизреченную, величину беспредельную, славу лучезарную, доброту вожделенную, красоту неизмеримую, которая сильно поражает уязвленную душу, но не может по достоинству изображена быть словом. (Василий Великий) Вы же пытаетесь придать вид "неоспоримой истины" тексту на разговорном русском языке, привязанному к сугубо земным задачам и упрощенного для "ясного понимания" широкой публикой(ладно бы сказать, что в силу деградации уровня Веры и образования лучше Филарета все равно не напишут). Еще и судите всех напропалую
Иван Зайцев / 23.06.2013, 15:05

839. Ответ на 836., Иван Зайцев:

Если используется цитата из Писания со словом "святый", то его значение и употребления также нужно брать из Писания, а не из русской разговорной речи.

То есть, если я правильно понял, Вы хотите сказать, что Писание должно толковаться самим Писанием?! Потрясающе! - Так утверждают только баптисты и адвентисты седьмого дня! А теперь вопрос: Вы к Православию какое-нибудь отношение имеете? ) Неужели вам мало ваших протестантских форумов? )) Или там не интересно? Православные могут с вами и очень грубо обойтись ))) не боитесь )
М.Яблоков / 23.06.2013, 14:45

838. Ответ на 835., М.Яблоков:

самочинное толкование Писания запрещено канонически

О чем и речь. Если используется цитата из Писания со словом "святый", то его значение и употребления также нужно брать из Писания, а не из русской разговорной речи.
Иван Зайцев / 23.06.2013, 14:20

837. Ответ на 834., Иван Зайцев:

Апостол ясно говорит, что святые спасены только Благодатью и Милостью Господней, но не от дел.По вашей же теории: у святых 100% благих дел и праведных мыслей, не спасется никто.Апокатастасис наоборот

Св.Писание еще надо правильно понимать. "Суть Писания не в чтении Писания, а в его понимании"(свт.Иларий Пиктавийский). И самочинное толкование Писания запрещено канонически, но только святоотеческое. У нас в Православии вообще Писание от веры, а не вера от Писания. Что соответствовало вере, то отцы на Соборах назвали Писанием, что не вполне соответствовало - то не включили в канон, а что и вообще отвергли как подложное и еретическое. Так что тыкать Писанием, как это делают протестанты, не нужно. Вы все равно без Предания его не поймете. Только Св.Преданием является ключом к пониманию Писания. Вы же, похоже, вообще не знаете Православное вероучение и несете здесь какой-то протестантский бред. Для спасения необходимы как вера, так и дела. "Вера без дел мертва". Спасание осуществляется в синергии - совместном участии Бога и человека. Еще раз. И правая вера - ортодоксия, и правые дела - ортопраксия - одинаково необходимы для спасения. Что же касается грехов - да, святые не были безгрешны. Безгрешен только один Бог (и Св.Церковь). Только грех греху рознь. Ересь - совершенно отдельный и особый грех, в отличие от других грехов. Это не слабость воли, как прочии грехи, а упорство. Хула на Святого Духа, которая без покаяния не прощается. Еретикам спастись невозможно. "Безбожным ересям мы не допускаем иметь надежду на спасение, но ставим их совершенно вне этой надежды, так как они не имеют и малейшего общения с Христом."(свт.Иоанн Златоуст). Поэтому святые признавали себя грешниками, но еретиками - никогда. Разберитесь сам с собой, и не хулите святых, осуждая их в ереси. Судя по вашим комментам, еретик это скорее всего вы, и авторы тех книжек, которых вы начитались.
М.Яблоков / 23.06.2013, 04:34
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06