На РНЛ уже был опубликован ряд моих статей, в которых речь шла о Таинстве Евхаристии. В последних из этих публикаций было высказано богословское мнение о сем Таинстве, альтернативное как учению католической церкви о пресуществлении (т.е. мнению Фомы Аквинского), так и некоторым современным попыткам объяснения сего Таинства.
Однако, как следует из форума этих статей, особенно последней, это мое мнение не до конца понято православными читателями РНЛ. Поэтому возникла необходимость кратко его изложить, что я и постараюсь сделать в данной публикации. Намеренно отказавшись от длинных доказательств и подробных объяснений некоторых мест, с целью более ясного и краткого изложения и изъяснения сего моего мнения.
Итак, согласно последнему, Евхаристия - это вечное установление, она совершается и в Царстве Небесном. На сие указывают слова преп.Симеона Нового Богослова, что там: «Сам Христос Бог будет вкушаем и пием, так как Сам Он есть всякий вид пищи, пития и сластей»» (Слово 52,1). Слова «Сам Христос Бог будет там вкушаем и пием» и означают сию небесную Евхаристию. А слова «Сам Он есть всякий вид пищи и пития», в частности, означают, что в этой небесной Евхаристии Тело и Кровь Христовы будут вкушаемы также и в виде хлеба и вина.
Так вот, суть моего мнения состоит в том, что Тело и Кровь Христовы при преложении (пресуществлении) св.Даров во время Божественной литургии сходят с неба уже именно в виде хлеба и вина, т.е. так, как они и преподаются на сей небесной Евхаристии, а отнюдь не заимствуют акциденции хлеба и вина от вместообразных хлеба и вина предложения, как сие мнит Фома Аквинат и иже с ним.
При всей, казалось бы, «новизне» сего моего мнения, оно, однако, в точности и полностью соответствует словам Спасителя о хлебе, сходящем с небес, который есть Его Плоть: «Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6,50-51). Как видим, согласно этим словам Господа, которые Он в Своей проповеди о Таинстве Евхаристии неоднократно повторяет (Ин.6,32-33 50-51; 58), с неба сходит именно хлеб, т.е. Плоть Христова в виде хлеба, а не так, что Плоть Христова, сходя с неба в собственном своем виде, затем заимствует акциденции хлеба от вместообразного хлеба предложения.
Что также полностью соответствует православному учению о соотношении первообраза и образа, согласно которому именно первообраз устанавливает соответствующие акциденции образа, а не наоборот. В Таинстве Евхаристии Первообразом является Господь наш Иисус Христос. Именно Он есть истинный «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1,29). А литургический агнец предложения (т.е. соответствующая часть Господской богослужебной просфоры, также называемая агнцем) - это лишь образ сего истинного Агнца, Который и установил акциденции этого Своего образа, т.е. вида пищи, под которым Он восхотел преподать нам в истинную пищу Свою животворящую Плоть.
Установил, во-первых, когда «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф.26,26). Ведь Господь мог взять не хлеб, а, скажем, часть иудейского пасхального агнца, а вместо вина - воду, тогда акциденции сего вида Его Плоти и Крови были бы другими. Но Он взял то, что восхотел взять, как Первообраз, таким образом, устанавливая акциденции Своего образа, т.е. литургических вместообразных. Которые (т.е. сии акциденции) затем более подробно изъяснил Духом Своим Святым чрез Св.Предание: «Известие учительное», чинопоследование Божественной литургии и т.д.
Из соответствующего соотношения первообраза и образа становится отчасти понятным, что происходит на Божественной литургии с вместообразными хлебом и вином предложения, когда после преложения (пресуществления) является их Первообраз, Сам Господь Иисус Христос, является Своей Плотью и Кровью под видом хлеба и вина. Тогда (как я об этом писал и объяснял это в 4-й части статьи «Католическое и православное учения о Таинстве Евхаристии») явлением Первообраза вместообразные хлеб и вино предложения упраздняются. Хотя сам образ этого упразднения нам не открыт.
При этом сошедшие с неба Плоть и Кровь Христовы заимствуют отнюдь не акциденции хлеба и вина, которые они и так имеют, преподаваемые на небесной Евхаристии под видом хлеба и вина, а также под видом всякой другой пищи и пития, как свидетельствует об этом в приведенной выше цитате (Слово 52,1) преп.Симеон Новый Богослов. Нет, они заимствуют индивидуальные особенности вместообразных хлеба и вина.
Что имеется в виду? Очевидно, в рамках установленных Господом и Духом Его Святым акциденциях хлеба и вина, которые достойны быть взятыми на проскомидию, могут быть определенные отличия. Так, к примеру, «Известие учительное» указывает, какими должны быть, скажем, их вкус, цвет. Но ведь и вкус, и цвет в рамках этого допустимого могут иметь свои оттенки: например, цвет может быть более или менее интенсивным, да и вкус будет несколько отличаться у разных просфор и разного вина. Далее, священник, совершающий Божественную литургию и, в частности, проскомидию строго в соответствии с богослужебным уставом, никогда не сможет сделать два совершенно одинаковых вместообразных агнца. Нет, конечно, их основная акциденция, установленная сим богослужебным уставом, т.е. форма, будет строго соблюдена. Но в рамках этой формы, очевидно, у разных вместообразных агнцев обязательно будут некоторые индивидуальные отличия. Скажем, у одного линии будут более прямые, у другого - несколько более закругленные, да и сами эти линии будут расположены под несколько отличающимися друг от друга углами и т.д.
Так вот, все эти индивидуальные отличия вместообразных хлеба и вина предложения полностью, до мельчайшей йоты переходят на хлеб и вино, сошедшие с неба после преложения св.Даров, т.е., скажу так, принимаются в тот вид хлеба и вина, под которым нам преподаются Тело и Кровь Христовы. Что, конечно, имеет мистическое, таинственное значение, поскольку это явление, во всяком случае, выпадает из обычного соотношения первообраза и образа. Ведь, как уже много раз было сказано, обычно первообраз устанавливает как акциденции, так и индивидуальные отличия образа, а не наоборот. Если, к примеру, некий воин в сражении получит рану или другое видимое повреждение, то это отразится и в его образе: зеркале, портрете и т.п. Но если по какой-то причине поврежден сам образ (в силу повреждения зеркала или портрета), это никак не отразится на первообразе, т.е. на сем воине. В Евхаристии же наоборот, скажем, если молодой и еще неопытный священник не сумеет совершенно точно (т.е. абсолютно ровно) вырезать агнец из просфоры, то даже эти небольшие (однако, допустимые) неточности отразятся и в Агнце (впрочем, если эти неточности будут недопустимыми, то в Агнце они не отразятся, т.к. согласно богослужебному уставу преложение св.Даров не произойдет из-за сего нерадения священника).
По моему мнению, это удивительное и чудесное явление имеет две причины: первая - нравственно-прагматическая; вторая - таинственно-мистическая. Однако подробно говорить об этом я (согласно концепции сей краткой статьи) не буду, поскольку это слишком ее удлинит, затруднив восприятие ее основных положений.
Суммируя все вышесказанное, следует сделать следующий важный вывод. Данное альтернативное мнение альтернативно всем теориям, предполагающим как «само собой разумеющееся», что в Таинстве Евхаристии происходит «превращение» вместообразных хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Поскольку в данном альтернативном мнении Тело и Кровь Христовы сходят с неба уже в виде хлеба и вина, а не получаются «путем превращения вместообразных хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы».
Что, как было выше сказано, соответствует учению Св.Писания о хлебе, сходящем с небес, который есть Плоть Христова (ср. Ин.6,50-51). А также соответствует учению Св.Предания, в частности, определению Иерусалимского Собора 1672 г.: «Веруем, что словом пресуществление не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню, ибо сего нельзя постичь никому, кроме Самого Бога, и усилия желающих постичь сие могут быть следствием только безумия и нечестия».
Ведь, казалось бы, «само собой разумеющееся» мнение, что вместообразные хлеб и вино «превращаются» в Тело и Кровь Христовы, словом «превращаются» как раз и объясняет сей образ, что явно противоречит данному соборному определению. Поэтому отцы собора и не употребляют сей термин («превращаются»), заменяя его словом «претворяются», имеющим совсем другой смысл. Когда же я говорю о Хлебе, сходящем с небес, Который, как Первообразный, упраздняет Свои образы, т.е. вместообразные хлеб и вино, то ни сам образ сего схождения, ни образ сего упразднения нам абсолютно не известен, и нами, в соответствии с данным соборным определением, отнюдь не объясняется. Впрочем, все это более точно и ясно можно описать, если более подробно исследовать употребляемую отцами Иерусалимского собора терминологию. Что, однако, выходит за рамки концепции данной статьи, поскольку изрядно ее удлинит.
И не только это. Достаточно проницательный читатель, прочитав все это написанное, может прийти к выводу о «ненадобности» вместообразных хлеба и вина для совершения Божественной литургии: мол, Господь и Бог наш Иисус Христос может низвести Свои Плоть и Кровь с неба под видом хлеба и вина и «без них». Разумеется, Бог, может и сие сотворить; Он, как Всемогущий, не нуждается для совершения Таинства Евхаристии в вместообразных хлебе и вине. Он не нуждается, но мы-то, грешные, нуждаемся, причем, по нескольким причинам. Поэтому прямое явление с неба Плоти и Крови Христовых под видом хлеба и вина без преложения св.Даров для нас неполезно. Посему Господь и не совершает так Таинство Евхаристии, хотя и может так совершить.
И снова: достаточно проницательный читатель, к тому же знакомый с православным богословием, особенно с его нравственной частью, поймет хотя бы некоторые причины, по которым для нас неполезно такое совершение Таинства Евхаристии. Но я хотел бы изъяснить это словами Самого Господа, что попутно уяснит другие аспекты высказываемого в сей статье альтернативного мнения, однако опять же существенно ее удлинит. Поэтому пока я воздержусь от этого неразумного предприятия.
Если же кто-то будет пенять мне на это, то я отвечу ему словами некоего старца, который, как повествует древний патерик, занимался в своем монастыре переписыванием книг. Однажды некий брат дал ему переписать какую-то духовную книгу. Однако старец, будучи молитвенником и пребывая умом в молитве, пропустил некоторые места сей книги, а в других не поставил точки. Когда же брат укорил его за это, то он в ответ сказал: «Прочти сначала хотя бы сие написанное, а затем я допишу остальное и поставлю точки».
Так и я отвечу пеняющему мне на краткость брату: «Прочти и уясни сначала это кратко изложенное, а потом я допишу остальное и поставлю точку».
846. Ответ на 842., vlad7:
845. Ответ на 841., vlad7:
844. Ответ на 814., blogger:
843. Re: Краткое изъяснение альтернативного мнения
842. Ответ на 837., М.Яблоков:
841. Ответ на 838., Иван Зайцев:
840. Ответ на 835., М.Яблоков:
839. Ответ на 836., Иван Зайцев:
838. Ответ на 835., М.Яблоков:
837. Ответ на 834., Иван Зайцев: