«Воистину великий старец»

Части 7-8. Император. Императрица. Старец

Иван Грозный  400-летие дома Романовых 
0
487
Время на чтение 25 минут

Часть 1. Подвиг старчества

Часть 2. Начало старчества

Части 3-5. Образ жизни в Петербурге. Фотография. Паломничества в Верхотурье. Покровское

Часть 6. Любовь старца к людям. Просители. Письма к старцу Григорию


7. Государыня Императрица Александра Феодоровна и старец Григорий Распутин-Новый.

Прежде, чем попытаться раскрыть тему отношений Святых Царственных Мучеников к своему Другу, Григорию Ефимовичу Распутину-Новому, предварим нашу попытку святоотеческим толкованием существа дружбы, особенно дружбы духовной. На вопрос посетителя: «Можно ли найти истинное и полное утешение в дружестве?», - старец Вонифатий дал следующий ответ. «Утешение есть дар небес и от небес только, - из дальних стран горняго отечества нашего, можно получить оное. А потому, не друг наш утешает нас, но Бог посылает нам друга или в утешение, когда мы в огорчении, или на вспоможение, когда находимся в нужде, или для уврачевания, когда мы больны, или для советов, когда в недоумении, а не знаем на что решиться».96

Во всем, что будет сказано ниже, буквально исполнилось слово благочестивого игумена Вонифатия, который был знаменит тем, что являлся основателем и строителем скита Феофания, принадлежащего к Киево-Златоверхо-Михайловскому первоклассному монастырю, а также тем, что наставником о. Вонифатия был Иван Босой, удивительной, святой жизни человек, юродивый.

Надо ли особо подчеркивать то, как относились к своему Другу Их Величества и Их Царственные Дети. Все становится совершено ясным и прозрачным уже из следующего эпизода, переданного начальником дворцовой охраны генералом А. И. Спиридовичем: «27 февраля [1916 г.], в субботу, отговев на первой неделе Ве­ликого поста, Их Величества с детьми причащались в Федоровском соборе. Все они причастились, как обыч­но, перед царскими вратами. Когда же отец Василий вер­нулся со Святыми дарами в алтарь, он причастил сто­явшего в алтаре в течение всей обедни Распутина. До службы он был проведен туда ктитором собора полков­ником Ломаном, который даже не предупредил об этом дворцового коменданта.

После службы по переданному через полковника Ло­мана приглашению Распутин был проведен во дворец для беседы, где и принес поздравление Царской Семье. Его угостили чаем. О причащении Распутина за одной службой с Их Величествами узнали, конечно, в Петро­граде, и досужие сплетники исказили то, что произош­ло. В некоторых светских гостиных с ужасом передава­ли, что в отсутствие Государя Царица и Вырубова причащались с Распутиным при какой-то особенной обстановке. Сенсационную сплетню донесли иностранным послам»97.

Но вот слова самой Государыни Императрицы Александры Феодоровны о Их Друге (строки из письма от 5 апреля 1916 г., Великий Вторник):

«...Во время вечернего Евангелия я много думала о нашем Друге, как книжницы и фарисеи преследовали Христа, утверждая, что на их стороне истина (как они теперь далеки от этого!) Действительно, пророк никогда не бывает при­знан в своем отечестве. А сколько у нас причин быть благодарными, сколько Его молитв было услышано. А там, где есть такой Слуга Господа - лукавый искушает Его и старается делать зло и совратить Его с пути истины. Если б они знали все зло, которое они причиняют! Он живет для своего Государя и России и выносит все поношения ради нас. Как я рада, что мы все были у св. причастия вместе с Ним на первой неделе поста!»98

Дорогой читатель, вдумайся в слова длинных писем, адресованных Государю Императору Николаю II, фрагменты которых здесь приведены. Кем они написаны? Государыней Императрицей Александрой Феодоровной - Святой Мученицей и Страстотерпицей. Не достаточно ли этого, чтобы отнестись к сказанному в письмах со всею серьезностью. Конечно, достаточно, но только для тех, кто проникся обаянием ее личности, кто постарался увидеть мир ее глазами, кто приложил усилие, чтобы постичь глубину ее внутреннего мира, одухотворенного и возвышенного, кто преклонился пред ее проникновенным умом и мудростью и как женщины, и как матери, и как Царицы. В ее словах ключ к пониманию целой эпохи. Ведь достаточно отнестись к ее словам в простоте, довериться ей, настроиться на ее волну, и тогда произойдет чудо: по молитвам святой Царицы Александры многое из того, что было непонятного вокруг царствования Государя Николая II, становится кристально ясным. Все становится на свои места. Так доверимся же Государыне-матушке, послушаем ее умное слово.

Почти в каждом письме Государыня Александра Федоровна упоминает Их Друга Григория. Что следует из писем Царицы? Оказывается, Григорий Ефимович помогал Государыне творить добро и облегчать страдания раненых воинов. Вот какая удивительная истина открылась из этих писем. Много говорится о работе Государыни в лазаретах в качестве простой сестры милосердия. Это был ее подвиг. Но вот, оказывается, Государыня в моменты пребывания с ранеными стремилась в молитве уподобиться своему Другу, мысленно «последовать» ему.

Из письма Государыни Императрицы Александры Феодоровны Государю от 8 ноября 1915 г.: «Сегодня вечером пойду в 8 ½ на полчаса в наш лазарет повидать того, который так болен, потому что, говорят, ему стало лучше с тех пор, как он меня видел, и это, может быть, опять поможет. Я нахожу совершенно естественным, что боль­ные чувствуют себя спокойнее и лучше в моем присутствии, потому что я всегда думаю о нашем Друге и молюсь, сидя тихонько рядом или гладя их. Душа должна соответственно настроиться, когда сидишь с больными, если хочешь помочь им, - нужно стараться стать в то же положение и самой подняться через них или помочь им подняться через последование нашему Другу».

Вот, как высоко ценила Царица Григория Ефимовича, какими удивительными узами братской любви и уважения были они связаны. Так можно быть привязанным только к своему духовному наставнику-старцу. Таковым и был для Царской Семьи Божий странник Григорий. Но продолжим внимательное, вдумчивое чтение писем Государыни.

Из письма Государыни Императрицы Александры Феодоровны Государю от 22-го сентября 1916 г.: «<...> Я настойчива и твержу одно и то же, а наш Друг помогает мне советами (только бы и дальше стали слушать Его!). - Все должно наладиться, и будет налажено, милый. <...> Нет, думается мне, ты сейчас можешь быть спокоен по этому поводу, это говорит и наш дорогой Друг.

Вчера прекрасно провела вечер, и мы страшно сожалели о том, что тебя не бы­ло с нами, это тебя освежило бы, это так подымает дух! Был еще один епископ, старик, Его друг и притом «очень возвышенный», а потому его преследуют (Вятка) и обвиняют, будто он целуется с женщинами и т. д. Он, подобно нашему Другу и по обычаю старины, целовал всех. Почитай апостолов - они всех целуют в виде приветствия. Ну, теперь Питирим послал за ним и выяснил полную его неви­новность. Он несравненно выше митрополита по духу, с Гр. один продолжает то, что начинает другой, - этот епископ держится с Гр. с большим почтением. Царило мирное настроение, и мне так приятно было бы твое дорогое присутствие - это было бы отдыхом после твоих бесконечных терзаний и трудов, - это была чудная беседа! Они говорили о Святой Деве - что Она никогда ничего не писала, хотя и была мудра, - самый факт Ее существования был уже достаточным чудом, а пото­му даже не было нужды в том, чтоб Она сама о себе еще говорила (а жизнь Ее из­вестна духу нашему).

<...> наш Друг сказал: «Ген. Сухомл/инова/ надо выпустить, чтоб он не умер в темнице, а то не ладно будет - никогда не боятся выпустить узников, воз­рождать грешников к праведной жизни - узники через их страданья пока доходят до темницы - выше нас становятся перед лицем Божием» - более или менее Его слова.

<...> Они чудно говорили о Боге, это мне напомнило мою любимую персидскую книгу «Богоручита».

Бога надо везде видеть - во всех вещах - во всем, что окружает нас - тогда спасемся; «будьте святы, как я свят», «будьте Богом по благодати». - Труд­но передать сказанное Им - слова недостаточны и нужен сопровождающий их дух, чтоб осветить их».

Вновь в словах Государыни звучит высокое, духовное настроение, окрашенное любовью, теплотой. Но, о чем же и о ком вела речь Государыня Александра Феодоровна? Она вновь говорила о Их Друге. Она хотела подчеркнуть, что Григорий Ефимович необыкновенный человек, посланный им от Бога для утешения исстрадавшихся душ Царя и Царицы, для укрепления их духа, для помощи. Она хотела передать, что Друг достоин Их выбора и то, что и сами Царь с Царицей благодарят Всемогущего Бога за то, что соединил Их судьбы с судьбой сибирского странника.

Действительно так, со времени появления Григория Ефимовича Государыня никогда не отделяла благополучие Их царствования и присутствие рядом с ними Божьего человека. Об этом она говорит прямо, как и думает. Для нее слились воедино: милость Божья, близость Божьего угодника Григория, благоденствие Самодержавного Русского Царства и Их личное благополучие. Для Нее Григорий стал мерилом и правилом всего. Через него она проверяла людей, исследовала ситуации и выносила решения, давала советы мужу. Он был тот, кто давал ей понимание того, как надо действовать, что предпринять, где друзья, а где враги, где спасение, а где погибель. Он вселял уверенность, дарил спокойствие, приносил утешение, возносил душу, окрылял дух. Он учил добру, он искренне желал добра, он знал, как совершить добро. Но самое главное, он сам и творил добро, щедро и бескорыстно раздаривал его людям. Казалось, источник его доброты неиссякаем.

Можно ли отделить друг от друга судьбы Царя Николая II, Царицы Александры Феодоровны и Их Друга? Ответ однозначный - нет, нельзя! Ну, а можно ли написать историю Их царствования, исключив из него Григория Распутина? Ответ однозначный - нет, нельзя. Попытки предприняты в исторической литературе, где на фоне событий царствования, даже преподнесенные читателю в положительном ключе, фигура Григория Ефимовича заретуширована. Как пример, можно привести книгу С. С. Ольденбурга, или воспоминания генерала А. И. Спиридовича. Но, как бы ни были замечательны эти книги и свидетельства, однако, достигнутый эффект говорит сам за себя: не покидает ощущение недосказанности, неискренности, урезанности, во всяком случае не полной правды, или полуправды. Но полуправда - это почти что ложь. Чтобы остаться честными и перед своими Императором и Императрицей, и перед историей, и перед самим собой, надо досказать, восполнить нечто важное, что было утеряно в историческом мусоре, в хламе человеческой души, ведь история пишется людьми, и если история искажена, помехи надо искать внутри самого историка.

Но вот события тех дней, раскрытые человеком, который априори превосходит любого историка уже потому, что этот человек сам, своею жизнью и писал историю. Вернее творил, и как творил, не безответственно, не бездумно, но пристально вглядываясь в каждый поворот судьбы, мучительно раздумывая над каждым своим шагом, болезненно осознавая великую ответственность за судьбы России и Русского Народа. Подлинная история России, написанная Русским Царем Николаем и Русской Царицей Александрой. Эта история, во всяком случае, значительный ее период, отображена в письмах Государыни. И в них Григорию Ефимовичу Распутину-Новому отведено наиглавнейшее место. Чтобы поверить в это достаточно еще раз внимательно взглянуть на то время глазами Государыни Императрицы Александры Федоровны.

Стоит ли повторять, что Муж и Дети для Государыни Императрицы Александры Феодоровны значили все. Но в письмах Государыни своему мужу также без труда можно увидеть, что после самых дорогих и близких, кто составлял для нее саму жизнь, одно из самых важных мест было отведено Григорию Ефимовичу. Встречи Государыни Александры Федоровны с Другом стали ее духовной потребностью. От этих встреч Царица обретала равновесие, получала и поддержку, и ответы на мучившие ее вопросы. Встречи с ним придавали ей уверенность и ясность, из общения с Другом она черпала духовную отраду и утешение. Без утешающих бесед Григория Ефимовича, его мудрых советов и молитв Государыня уже не мыслила своего существования. Что это так, даже не требует доказательств. Стоит просто прочесть ее письма к Державному мужу, вникнуть в их содержание. Они говорят сами за себя. Дополнить их можно только одним - телеграммами Григория Ефимовича, которые Государыня переписывала собственноручно в отдельную тетрадь.

Телеграммы Григория Ефимовича - духовные изречения, афоризмы, взыграние Духа, короткие, яркие вспышки света, озаряющие жизнь, проникающие в самую глубину души Царя и Царицы. Телеграммы Друга - луч светлой радости, рассеивающий тьму злословия завистников и клеветников. Слово старца Григория всегда адресовано к той составляющей души, которую святые отцы называют сердечным чувством, душевной горницей духа. Слова старца Григория, распахивали двери этой горницы, выводили дух на простор, возносили его горе, к Богу.

Вот пасхальные поздравления-телеграммы старца Григория Ефимовича Царю, Царице и Анне Вырубовой от 10-го апреля 1916 г.:

Григорий Ефимович - Государю Императору Николаю II:

«Покр. - Ц. Ставка. Его В.

Христос Воскресе, с праздником! На Небе херувимы воспевают, на земли дети твои и христолюбивые воины вместе с тобой Христа величают: Воскресе Христос! И величает вся земля подвиги Ваши, и подвижники всегда победят».

Григорий Ефимович - Государыне Александре Федоровне:

«Покр. - Ц. Село. А. Ф.

Христос Воскресе! Праздником дни радости, в испытаньи радость светозарнее, я убежден церковь непобедимая, а мы семя ее, радость наша вместе с воскресением Христа».

Григорий Ефимович - Анне Вырубовой:

«Покр. - Ц. С. А.

Где мы? - далеко, а светозарная ночь ярко повторяет, что мы вместе, обымем друг друга».

Проникновенные, возвышенные слова их духовного наставника, учителя и Друга. Какая радость, какое духовное ликование, искренность и простота звучат в каждом его слове. Как необходимы были для Царя и Царицы эти окрыляющие, поистине сладкие звуки любви, источаемые из глубины сердца подлинно русского человека.

Именно Государыне Императрице Александре Феодоровне мы обязаны тем, что оригинальная рукопись Григория Ефимовича, посвященная его паломничеству в Палестину, ко гробу Господню, была представлена в виде отдельной книги благочестивых размышлений и одухотворенных впечатлений. Название брошюры - «Мои мысли и размышления. Краткое описание путешествия по святым местам и вызванные им размышления по религиозным вопросам». По милости Божией и благодаря самой матушке Царице, которая взяла на себя труд по подготовке корректуры рукописи, текст этой небольшой, но бесценной своим духовным содержанием и простонародной образностью брошюры дошел до сего дня.

Государыня была самой верной и преданной, самой последовательной, самой стойкой защитницей Нашего Друга. Достаточно взглянуть на старца Григория ее очами, чтобы проникнуться теми чувствами, которые испытывали Русские Самодержцы по отношению к простому, не знатному человеку, все богатство которого заключалось единственно в его духовной высоте. И вот именно только за это, без всякой корысти, Государь и Государыня питали к русскому крестьянину чувства уважения, благодарности, христианской любви. Но послушаем саму Государыню, ее слова о старце Григории, которые дошли до наших дней благодаря книге Жерарда Шелли (Шеллей) «Пестрые купола: эпизоды из жизни англичанина в России». В этой книге автор рассказывает о своей встрече с Распутиным в апреле 1915 года. Автор пытается объяснить для себя полное несоответствие его личных впечатлений от встречи с Распутиным с теми циркулировавшими повсюду отвратительными о нем слухами, которым Шелли вынужден был доверять за их многочисленностью и в силу врожденного английского уважения к «благородству» его осведомителей («как джентльмен джентльмену»). Шелли указывает на то, что «Григория постоянно подталкивали ко греху окружавшие его люди, которые сами давным-давно утратили всякую видимость приличия». По мнению Мануила Мансура, из очерка которого заимствована эта информация, «описания Ж. Шелля своих встреч с Григорием Распутиным, равно как и с Императрицей Александрой Феодоровной, проливают новый и добрый свет на этот период русской истории»99

Отрывок из книги Жерарда Шелли «Пестрые купола» приведен Фомой Бэттсом в его книге о Григории Распутине, с которой, конечно, многие знакомы. Есть люди, которые подвергают сомнению достоверность изложенного Шелли, и в частности, упоминаемое имя графини Русовой. Шелли мог намеренно изменить имя этой женщины, может быть, ради того, чтобы не компрометировать ее, а, может быть, потому, что хотел подчеркнуть, что образ графини Русовой собирательный, ею могла быть любая из почитательниц старца Григория.

Итак, Жерард Шелли (1915 г.):

«Мне удалось получить извещение, что старец был бы рад видеть меня у себя за чаем сегодня после полудня... Самовар был внесен графиней Русовой и установлен на краю обеденного стола. Стулья уже расставлялись для приема гостей, когда зазвонил дверной колокольчик, и вошли две дамы в вуалях. Обе были скромно одеты в простые черные платья, головы покрывали меховые токи. Старец двинулся навстречу, приветствуя их, и мягко произнес:

- Приветствую тебя, Александра, раба Божия.

Высокая дама откинула свою вуаль. Это была Императрица. Я был изумлен превыше всяких слов. С ней была Великая княжна Татьяна, статная, элегантная и красивая в своем простом черном платье. Я не мог не заметить почтение, которое Императрица выказывала по отношению к старцу. В ее взгляде светились духовный покой и счастье, когда она отвечала на его приветствие и, поднеся к себе золотой крест, который он носил на цепочке, прижалась к нему губами с трогательным почтением. Я чувствовал себя ужасно сконфуженно и едва соображал, что делать. Первые мои мысли были о побеге. Я был уверен, что мое присутствие должно тяготить Императрицу, которая, возможно, шла на квартиру, рассчитывая на присутствие только своих двух фрейлин. Однако Императрица сразу же ободрила меня...

- Я уверена, вы оцените красоту души нашего Друга, - сказала она, присаживаясь на жесткий стул, который я пододвинул ей. (В квартире не было никаких признаков роскоши. Ничего, кроме голых крашеных досок, жестких стульев и простого стола.)

- Это так оживляет меня. Если мы истинные христиане, мы должны любить простоту. Наш Друг совершает шаг в прошлое, к простой вере первых христиан, когда высшие и низшие собирались вместе услышать Слово Божие из уст простых рыбаков. Дух дышит, где хочет. <...>

Императрица, казалось, была безгранично счастлива, мирна и спокойна в этой простой тихой обстановке. Мне тогда подумалось, что там и в самом деле была атмосфера катакомб раннего христианства. Казалось, Императрица наслаждалась тем же чувством восстановления, радости и обновления, которое, должно быть, испытывали и новообращенные имперского Рима, искавшие освобождения от давления бесплодной, придворной жизни среди христиан на их тайных теплых собраниях в катакомбах Рима»100.

8. Государь Император Николай II и старец Григорий Распутин-Новый.

Можно ли отнести все сказанное о Государыне Императрице Александре Феодоровне к Государю Императору Николаю II? Пусть читатель даст ответ на этот вопрос самостоятельно из слов самого Государя, а также из свидетельств лиц, кто решился выразить существо сложившихся отношений между Русским Царем и верноподданным крестьянином.

Святой Мученик и Страстотерпец Царь Николай (выписки из дневников):

1 ноября 1905 г.

«Познакомились с человеком Божиим - Григорием...».

18 июля 1906 г.

«...видели Григория!»

Дневник Императора Николая II. М.: Полистар, 19. С. 266.

6 апреля 1907 г.

«...имели радость повидать и поговорить с Григорием!»

19 июня 1907 г.

«...имели радость увидеть Григория...».

15 ноября 1907 г.

«... неожиданно к нам явился Григорий!»

12 марта 1908 г.

«Видели Григория с Феофаном. Так было хорошо!»

10 мая 1908 г.

«Вечером виделись с Григорием у Ани В[ырубовой] и разговаривали около двух часов».

23 мая 1908 г.

«... виделись с Григорием и долго с ним разговаривали».

4 августа 1908 г.

«Аликс в это время разговаривала с Григорием, с которым я тоже виделся полчаса!»

6 ноября 1908 г.

«...видели Григория и долго разговаривали».

15 августа 1909 г.

«...долго беседовали с Григорием».

6 января 1910 г.

«... пришел Григорий, с которым мы долго посидели и побеседовали».

21 января 1910 г.

«... видели Григория и долго беседовали с ним».

3 февраля 1910 г.

«Долго беседовал с Григорием».

12 февраля 1911 г.

«... долго беседовали с Григорием».

4 июня 1911 г.

«...имели радость видеть Григория по возвращении из Иерусалима и с Афона».

11 февраля 1912 г.

«В 4 часа приехал Григорий, которого мы приняли в моем новом кабинете вместе со всеми детьми. Большое утешение было увидеть его и послушать его беседу».

18 января 1913 г.

«...приняли доброго Григория...»

18 апреля 1913 г.

«... долго сидели с Григорием».

2 января 1914 г.

«...имели отраду видеть Григория. Так было тихо и спокойно».

20 января 1914 г.

«Вечером посидели и пили чай с Григорием».

18 февраля 1914 г.

«Во время службы видел Григория в алтаре».

20 февраля 1914 г.

«Видели Григория, кот. был на вечерней службе».

5 сентября 1914 г.

«...имели утешение побеседовать с Григорием».

7 октября 1914 г.

«... хорошо побеседовали с Григорием».

17 октября 1914 г.

«...под влиянием успокаивающей беседы Григория душа пришла в равновесие!»

4 ноября 1914 г.

«... имели утешение беседы Григория ...».

4 августа 1915 г.

«Вечером приехал Григорий, побеседовал с нами и благословил меня иконой».

М. В. Родзянко:

«Мне говорил следующее мой товарищ по Пажескому корпусу и личный друг, тогда дворцовый комендант, генерал-адъютант В. Н. Дедюлин: «Я избегал постоянно знакомства с Григорием Распутиным, даже уклонялся от него, потому что этот грязный мужик был мне органически противен. Однажды после обеда Государь меня спросил:

- Почему вы, В. Н., упорно избегаете встречи и знакомства с Григорием Ефимычем?

Я чистосердечно ему ответил, что он мне в высшей степени антипатичен, что его репутация далеко не чистоплотная и что мне как верноподданному больно видеть близость этого проходимца к священной особе моего Государя.

- Напрасно вы так думаете, - ответил мне Государь, - он хороший, простой, религиозный русский человек. В минуты сомнений и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно»101 .

Н. Н. Евреинов (со ссылкой на С. П. Белецкого):

« - Правда ли, что Григорий Ефимович - святой человек?

С таким вопросом обратился однажды к Николаю II его собственный сын незадолго до убийства Распутина... <...> Вопрос был задан за «высочайшим» столом, к которому приглашался обыкновенно и протоиерей о. А. Васильев, бывший настоятель Царскосельского Феодоровского собора, - священник, к которому был очень привязан Наследник, как к своему воспитателю и учителю «Закона Божьего».

Николай II вместо ответа Наследнику, попросил тут же дать соответствующее ему разъяснение о. А. Васильева, чье отношение к Распутину после целого ряда газетных разоблачений личности знаменитого «старца», скандальных слухов о нем, думских запросов о его влиянии на политику и пр. - считалось при дворе крайне подозрительным [надо полагать, что отношение о. Александра Васильева к Григорию Распутину было вполне добрым, что не нравилось царедворцам]. Рассказывая об этом случае С. П. Белецкому (б. директору департамента полиции), о. А. Васильев вспоминал, «как пытливо на него смотрела Императрица, не спуская с него своего взгляда во время его ответа».

<...> о. А. Васильев не дал в свою очередь прямого ответа, а объяснил Алексею, «какие требования предъявляет Завет Спасителя и Священное Писание к каждому, кто искренно желает угодить Богу».

Государь после этого встал из-за стола, и разговор на этом оборвался.

Почему же, спрашивается, Царь «встал из-за стола» и тем демонстративно оборвал разговор?

По той простой причине, что Распутин был давно уже в глазах его святым ...»102.

Об этом же эпизоде упоминает М. Г. Соловьева (Распутина):

«Мне пересказывали случай, описанный, кстати, и Белецким. Как-то Алексей спросил у Николая Второго, правда ли, что Григорий Ефимович - святой человек? Николай [II] сам не ответил на поставленный вопрос, а обратился за разъяснением к находившемуся в тот момент рядом священнику. Тот стал объяснять канонические требования к тому, кто желает приблизиться к Богу.

Здесь надо отметить, что Николай [Второй] сам не взялся отвечать на вопрос, чтобы это не выглядело назиданием. Но он и не возразил священнику, когда тот, пусть и в неявном виде, отнес сказанное к отцу»103.

М. Палеолог (из дневника за 12 октября 1915 г.):

«В области нравственной и религиозной Царь сильно подчинен влиянию Распутина; он черпает в этом подчинении много силы и спокойствия, как он признавался недавно одному из своих адъютантов Д., сопровождавшего его во время прогулки.

- Я не объясняю себе - говорил ему Царь - почему князь Орлов был так вооружен против Распутина; он не переставал дурно отзываться о нем и повторять мне, что его дружба гибельна для меня. Как раз наоборот. Вот, посмотрите, когда у меня забота, сомнение, неприятность, мне достаточно пять минут поговорить с Григорием, чтобы тотчас почувствовать себя укрепленным и успокоенным. Он всегда умеет сказать мне то, что мне нужно услышать. И действие его слов длится целые недели...»104

Из разговора Государя Императора Николая II c А. Д. Самариным:

В июне 1915 г. в Царскую Ставку в Барановичах прибыл Александр Дмитриевич Самарин. Его кандидатуру на пост обер-прокурора Св. Синода вместо В. К. Саблера настойчиво продвигали и Вел. кн. Николай Николаевич, и министры. Самарин согласился занять пост обер-прокурора, положив для себя целью - использовать свое назначение для борьбы с влиянием Распутина. Одновременно «кандидат от общественности» воспользовался высочайшей аудиенцией, чтобы вновь уже со своей стороны указать Царю на недопустимость присутствия рядом с Троном такого человека, как Распутин. Он в частности сказал: «Вся Россия находится под гнетом сознания, что вблизи Вас, вблизи Вашего семейства находится человек недостойный».

Государь, выслушав доводы Самарина, спокойно возразил ему: «Послушайте, Самарин, ведь Вы признаете Ее Величество и меня людьми верующими?.. Как же мы могли бы допустить возле себя человека, такого, каким вы изображаете Распутина? Ведь мы не дети.»105

А. Д. Протопопов (о Григории Распутине):

«Большое влияние на Царя, громадное на Царицу. По словам Царицы, он выучил ее верить и молиться Богу; ставил на поклоны, внушал ей спокойствие и сон. Через мать и отца Распутин стал совсем свой и влиял на всю семью - молился со всеми. Всякий другой, подходя к Царю, встретил бы на своем пути волю Царицы; Распутин же имел не только ее поддержку, но послушание, поклонение Вырубовой и любовь Царских Детей. Царя звал Папой. Царицу - Мамой. Говорил всем на «ты». Забота и внимание к нему со стороны Царицы было особое: его рубашки были ею вышиты, шелковые, крест на шее был золотой на золотой цепи и застежка была с буквою Государя. Разговор Распутина с Царем и Царицею был твердый, уверенный. Я сам никогда их вместе не видал, но получал совет от Вырубовой и Царицы говорить с Царем определенно, покойно и тверже: «Так Григорий Ефимович говорил».106

А. А. Танеева (Вырубова) (из письменного заявления Ч.С.К. от 18 мая 1917 г.):

«Всему, что рассказывали о Распутине, Государь и Государыня никогда до самой его смерти не верили, хотя читали все газеты, и много лиц говорили им против него, все они приписывали зависти»107.

Ю. А. фон Ден:

«Ее Величество была убеждена, что Распутин наделен даром исцелять больных. Она верила, что существуют такие люди, которым этот дар ниспослан свыше, и что Распутин - один из них. Когда ее уговаривали обратиться к помощи самых знаменитых докторов, Ее Величество неизменно отвечала: «Я верю в Распутина»«108.

Вел. княгиня Елизавета Федоровна (из показаний на допросе в Ч.С.К., 1917 г.):

«В декабре 1916 года у меня был последний, решительный разговор с Царем и Царицей о Распутине. Я указала, что Распутин истерзал обще­ство, скомпрометировал императорскую семью и ведет династию к ги­бели. Они ответили, что Распутин великий молитвенник, что все слухи о нем - сплетни, и попросили меня более не касаться этого предмета»109.

Приведем слова человека, безусловно, честного, глубоко верующего, достойного архиерея, который хотя и знал лично старца Григория, но относился к нему и к его духовным дарованиям критически. Однако, он отличается от многих недоброжелателей Григория Распутина тем, что сам лично никогда не выступал против него и никак не способствовал его травле. Критически, в духе своего времени, он был настроен и к самим Царю и Царице в связи с их «увлечением» Григорием Распутиным. Тем больший вес для нас имеют его выводы.

Митрополит Вениамин (Федченков):

«В это время мне пришлось увидеться с Царицей. Дело было так. Я давно мечтал об этом. Еще бы! Увидеть Царя и Царицу, говорить даже с ними! При моем воспитании - какое это счастье, и я через Григория Ефимовича попросил Царицу назначить мне свидание. Оно должно было состояться у преданной царскому дому фрейлины В[ырубовой]. Но с нашим поездом в Царское Село случилось маленькое крушение, и я опоздал на час или два. Поэтому был принят уже во дворце. Царица вышла в серо-сиреневом платье. После приветствия она начала разговор, поразивший меня крайним пессимизмом ее.

- Ах, как трудно, как трудно жить! Так трудно, что и умереть хочется!

Боже мой! А я-то ждал солнечного очарования от Царицы... Вместо же этого она еще сама жалуется мне на невыносимое горе. Конечно, это только делало честь ее скромности и доверию ко мне, маленькому человеку... Но больше отозвалось жалостью в сердце моем.

- Как, умереть? Вы же Царица, Вы - супруга Царя, мать Наследника, как же умереть?

- Ах, я знаю, я все это знаю! Но так трудно, так трудно, что умереть легче!

Не знаю до сих пор, как я в тот момент не бросился от жалости в ноги ее. Почему я не плакал? Ведь мне и обычное горе людское переносить трудно, а тут - Царица, и почти в отчаянии! Слишком неожиданно было все это.

Потом она начала говорить о Григории Ефимовиче: какой он замечательный, какой святой, какой благодатный! Вот тут я собственными ушами услышал и с очевидностью убедился, как возвышенно смотрела на него Царица. Меня удивило только то, что она выше меры отзывалась о нем! Я попытался было несколько смягчить и ослабить такой восторг ее, но это было совершенно бесполезно.

Потом от Григория Ефимовича она перешла к русскому народу вообще и стала отзываться о нем с любовью, какой он хороший в душе и верующий.

- На Западе уж нет ничего такого подобного!

...Уезжал от нее я с непонятной мне тоской... [!? - чувства владыки Вениамина не вполне понятны - Ю.Р.]

<...>

Немалое, но никак уже не главное, не первостепенное значение в увлечении им [Григорием Распутиным со стороны Царя и Царицы] была болезнь Наследника (слабость кровеносных сосудов). Этому обычно придают чуть не важнейшую роль в вере Царицы Распутину, который будто бы облегчил эту болезнь. Если это и верно, нужно думать, что-то было тут истинного, то вера матери в исцеление ее сына лишь увеличила почитание ею старца-чудотворца.

Как относился к нему сам Государь, я не имею окончательного мнения. Некоторые думают, что он терпел все лишь ради Царицы и Сына и не мог поступить против более сильной воли Царицы. А есть основания предполагать, что и он любил Григория. Ведь и он был человек, нуждавшийся в утешениях и советах, и он был верующим в Бога и Божиих людей. Вероятнее всего, у него сочетались обе причины: личная нужда в советнике и влияние Царицы» 110.

Пусть простит нас читатель за некоторые парадоксальные выводы, но прочитав воспоминания владыки Вениамина, у нас сложилось впечатление, что и сам он в глубине души именно любил Григория и чувствовал свою вину перед ним, хотя публично так никогда в этом и не признался.

Подведем итог словами святой Государыни Императрицы Александры Феодоровны, в которых недвусмысленно выражено существо отношения Царя и Царицы к старцу Григорию Распутину-Новому, а также четко и ясно определено значение и смысл пребывания старца Григория рядом с Русскими Венценосцами (выписки из писем Государыни к Государю за 1916 г.):

«<...> Он [старец Григорий Евфимович Распутин-Новый] так горячо денно и нощно молится за тебя. Он охранял тебя там, где ты был, толь­ко Он, - как я в том глубоко убеждена и в чем мне удалось убедить Эллу, - и так будет и впредь - и тогда все будет хорошо. В «Les Amis de Dieux» один из Божьих старцев говорит, что страна, где Божий человек помогает государю, никогда не погибнет. Это верно - только нужно слушаться, доверять и спрашивать совета - не думать, что Он чего-нибудь не знает. Бог все Ему открывает. Вот почему люди, которые не постигают Его души, так восхищаются Его удивительным умом, спо­собным все понять. И когда Он благословляет какое-нибудь начинание, оно удает­ся, и если Он рекомендует людей, то можно быть уверенным, что они хорошие лю­ди. Если же они впоследствии меняются, то это уж не Его вина - но Он меньше ошибается в людях, нежели мы - у Него жизн. опыт, благословенный Богом. <...> для тебя, для твоего царствования и Бэби и для нас тебе необходимы прозорливость, молитвы и советы нашего Друга. Вспомни, как в прошлом году все были против тебя и за Н. [Вел. Князь Николай Николаевич], а наш Друг оказал тебе помощь и придал тебе решимости, ты все взял в свои руки и спас Рос­сию, мы перестали отступать. <...> в Нем наше спасение: не будь Его здесь, не знаю, что было бы с нами. Он спасает нас Своими молитвами, муд­рыми советами, Он - наша опора и помощь. <...> Господь, который весь Любовь и Милосердие, помог, и наступил уже поворот к лучшему. Еще немного терпенья и глубочайшей веры в молитвы и помощь нашего Друга, и все пойдет хорошо! Я глубоко убеждена, что близятся великие и прекрасные дни твоего царствования и существования России. Только сохрани бодрость духа, не поддавайся влиянию сплетен и писем - проходи мимо них, как мимо чего-то нечистого, о чем лучше немедленно забыть. <...> близость Божьего человека придает силу, веру и надежду, в которых так велика потребность <...> «.

Ссылки:

7. Государыня Императрица Александра Феодоровна и старец Григорий Новый.

96. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв. Ч. 2. М: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. С. 512. со ссылкой на Сочинения иеромонаха Евстратия Голованского. Киев 1873.

97. Спиридович А. И. «Великая война и Февральская революция». Минск: Харвест, 2004. С. 289-290.

98. Платонов О. А. Терновый венец России. Николай II в секретной переписке. М: Родник, 1996. С. 420.

99. Мануил Мансур Американский паломник на Святой горе (1933 г.) «Монастырская хроника» №49 (212) Сентябрь, 2006// сайт «Русский инок»

100. Бэттс Ричард (Фома) Пшеница и плевелы. М: Валаамское общество Америки в России. 1997. С. 44-45.

8. Государь Император Николай II и старец Григорий Новый.

101. Родзянко В. М. Крушение империи. Сборник «Гибель монархии». М: Фонд Сергея Дубова. 2000. С. 91.

102. Евреинов Н. Н. Тайна Распутина. М: Московская правда, 1990; репр.: Ленинград: Былое, 1924. С. 3-4; со ссылкой на Белецкий С. П. Григорий Распутин. П: Былое, 1923. С.57.

103. Распутина М. Распутин. Воспоминания дочери. М: Захаров, 2000. С. 234.

104. Ватала Эльвира Григорий Распутин без мифов и легенд М: Армада-пресс, 2000. С. 130-131; со ссылкой на Палеолог М. Распутин. Воспоминания. М: Девятое Января. 1923. С. 55.

105. Иоффе Г. З. «Распутиниада»: Большая политическая игра.// Отечественная история. 1998. № 8. С. 103-118;

106. Протопопов А. Д. Показания Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства; сборник «Гибель монархии». М: Фонд Сергея Дубова, 2000. С. 360.

107. Верная Богу, Царю и Отечеству. С-Пб: Царское Дело, 2005. С. 331.

108. Ден Ю. А. Подлинная Царица. С-Пб: Царское Дело, 1999. С. 92 .

109. Цит. по: Мейлунас А., Мироненко С. Николай и Александра. Любовь и жизнь. М: Прогресс, 1998. С. 484.

110. Митрополит Вениамин (Федченков) На рубеже эпох: Отчий дом. 1994. С.140-142.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Рассулин
Благословение Божие ведёт тебя, не ужасайся, действуй!»
Крест над Святой Софией, или О том, что помешало союзнической дипломатии затянуть балканский узел на шее России в 1916 г.
16.07.2019
Сказка-притча о Русском Царе, Добром Мужике и страшном Чуде-Июде...
Рассказана для доверчивых детей, коих есть Царство Небесное
12.07.2018
Прмч. Елизавета и старец Григорий. Любовь святых
Взгляд православного человека на отношение прмч. Вел. кн. Елизаветы Феодоровны к Григорию Распутину
29.12.2017
Все статьи Юрий Рассулин
Иван Грозный
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
В Москве прошла научно-практическая конференция из цикла «Собиратели земли Русской»
24.04.2024
Давайте вспомним всех павших!
В боях в Республике Сербской героически погибли 38 русских добровольцев
16.04.2024
Очистить имя первого Русского царя от клеветы
Резолюция конференции «Собиратели земли Русской»
03.04.2024
Русский царь — татарин из Касимова
О жизни и судьбе государя Симеона Бекбулатовича (Саин-Булата)
25.03.2024
Все статьи темы
400-летие дома Романовых
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45