До света...

К 90-летию со дня рождения художника Константина Черных выпущен альбом

0
371
Время на чтение 5 минут

В этом году в Новосибирске при поддержке министерства культуры Новосибирской области был выпущен альбом, посвященный жизни и творчеству художника Константина Черных и приуроченный к 90-летию со дня его рождения [1].

Удивительный человек и удивительная жизнь. Судьба художника, выпадавшего из общества того времени, казалось бы, не обещала ничего, кроме забвения. Но его жизнь была вся - звоном туго натянутой струны, одной пронзительной нотой, которая беспрепятственно прошла и сквозь вату застоя и сквозь какофонию ломки эпох, не погасла и услышана.

Константин Черных (1923 - 1968 гг.) родился в семье яростно убежденных революционеров-интеллигентов, по-своему честных, преданных новому прометееву веку. Бескомпромиссно отрицающих Бога и посвятивших свою жизнь служению благу так, как они его понимали.

Творческие способности мальчика проявились в стихосложении и в увлечении живописью, но началась война, и в восемнадцать лет Константин ушел на фронт, но вскоре был комиссован по причине тяжелого хронического заболевания. По возвращении подрабатывал, где придется, и учился рисовать.

С 1944 года стал работать художником-оформителем в театрах, которых тогда в Новосибирске было больше обычного: к своим прибавились эвакуированные.

Я не буду пересказывать жизнеописание, оно скудно внешними событиями - предельно неприхотливая жизнь, проведенная в 10-ти метровой комнате с раскладушкой в углу - чем-то она напоминала жизнь столь любимого им Ван-Гога, о котором Константин Александрович даже написал поэму. Такая жизнь была тогда у большинства, это не воспринималось как лишение. Но вот отсутствие признания - тяжкое испытание для художника.

Он не был в системе, не входил ни в один из союзов, но, тем не менее, талант, бескомпромиссный, как сжатые зубы, собрал вокруг него кружок художников-единомышленников. Авторитет мэтра в их среде был единственным воздаянием при жизни.

Негромким, полуофициальным признанием можно считать то, что гражданская панихида состоялась в актовом зале Новосибирского Cоюза художников... Персональная выставка Константина Черных была проведена уже после его смерти, в 1971 году в Доме Ученых Академгородка.

Собственно, написать заметку о Константине Черных меня заставила фраза из его дневника: «На войне погибает много солдат. Но наиболее почетна могила неизвестного солдата». В этих словах - его судьба, понимание ее и мужественное, героическое принятие. Но не пассивное терпение стоика, а путь сквозь мрак и холод на зов.

В какой же зов он вслушивался, куда шел? Биограф художника - его племянник, Д.В. Черных - пишет, что дети и внуки родителей Константина росли в полностью атеистической обстановке. Даже за машинально сказанное «ей-Богу!», получали от матери шлепок по губам. Нам сейчас трудно представить это полностью заасфальтированное поле духовной пустыни той эпохи. Ничто не возвещало весну возрождения, ничто не давало надежду на нее. Но все же и в этой застывшей коре образовалась трещина: в семье о Боге не говорили, этой темы не было, но не было и хулы на Него, яд глумления не отравлял детские души. И еще слова отца молодому художнику: «Ты рисуй хоть чертей, хоть ангелов, только Боже упаси тебя делать то, к чему ты не призван». Это было как пророчество: ведь если призван, то есть и Призывающий.

И некрещеный художник рисовал ангелов. В его картинах, графических работах, литографиях мы не увидим самовыражения - этого идола, которому многие художники отдают свои жизни. Душа Константина Черных пробивалась сквозь кору обезбоженности и изо всех сил тянулась на зов, пытаясь заглянуть за горизонт, очерченный атеизмом. Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому... (Пс.41;3). Судьбу этих художников, рожденных в года глухие, предсказал Блок:

 

Не жди последнего ответа,

Его в сей жизни не найти.

Но ясно чует слух поэта

Далекий гул в своем пути.

 

Он приклонил с вниманьем ухо,

Он жадно внемлет, чутко ждет,

И донеслось уже до слуха:

Цветет, блаженствует, растет...

 

Константин Черных говорил: «Мои истины я постигал не в спорах, а в молчании». Не было надежды на воздаяние, на победу, на торжество. Была решимость самопожертвования солдата, обреченного остаться неизвестным.

Еще что утоляло его духовную жажду - искусство русской старины, к которому он потянулся и полюбил. Были поездки по городам Золотого кольца, изучение древней истории, шедевров архитектуры и иконописи.

Эти впечатления и любовь вылились в серию «Святая Русь».

Так обозначился его уже сознательный путь к Богу - ведь русская культура и Православие неразделимы. Тогда же он начинает писать слово «Бог» с большой буквы. Самые последние творения художника всецело посвящены религиозной тематике: «Вознесение», «Бегство в Египет», «Вход в Иерусалим», «Успение Пресвятой Богородицы»...

«Я страдал от того, что был чужд самому себе. Но теперь я вновь узнаю себя, потому что люблю храмы и города родной земли и людей, на земли живущих. Как хорошо быть всего лишь человеком, осознающим всемогущество Бога». (Из дневника художника).

Думается, мы можем видеть торжество Православия не только в постановлениях Вселенских Соборов, возрождении церковной жизни, но и в судьбе таких вот художников и поэтов, некрещеных исповедников. Проступил образ Божий сквозь уродливые наслоения.

Верую, что Бог милостив к ним, Той бо весть тайная сердца...

 

[1] - Константин Черных. Альбом. К 90-летию со дня рождения. Новосибирск 2013. Фотография и иллюстрации публикуются с любезного разрешения правообладателей.

 

 К.А. Черных у себя в комнате. Конец 1950-х. Из семейного архива

К.А. Черных у себя в комнате. Конец 1950-х. Из семейного архива.

 

К.Черных. "Ангелы и автомобили". Холст, масло. 1956. Из собрания Д. и Е.Черных

К.Черных. "Ангелы и автомобили". Холст, масло. 1956. Из собрания Д. и Е.Черных.

 

Бегство в Египет I. 1966 г. Б., акварель, тушь. Собрание О.К. Черных

Бегство в Египет I. 1966 г. Б., акварель, тушь. Собрание О.К. Черных.

 

Моление о чаше II. Б., тушь, белила, карандаш. Из собрания Д. и Е.Черных

Моление о чаше II. Б., тушь, белила, карандаш. Из собрания Д. и Е.Черных.

 

Эскиз декорации к кукольному спектаклю. 1950-е. Б., гуашь. Собрание О.А. Черных 

Эскиз декорации к кукольному спектаклю. 1950-е. Б., гуашь. Собрание О.А. Черных.

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лидия Арнольдовна Коппер
Все статьи Лидия Арнольдовна Коппер
Последние комментарии
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 19:39
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Человек
30.12.2024 19:08
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22