Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О духовности, гуманизме и хорошей жизни

Александр  Казин, Русская народная линия

ДелоРус и Александро-Невская Семья / 10.04.2013


Ответ профессору Георгию Бискэ …

Полемика  многое ставит на свои места. Вот и проф. Георгий Бискэ в своей статье «Туда ли смотрим?» (СПб-ведомости 15.2.2013) сразу берет быка за рога, соглашаясь с моей «справедливой  критикой капиталистической цивилизации». Но  вот выхода из этого кризиса он никакого не предлагает, называя это отдельной задачей. Однако перед этим он успевает   отождествить духовность с сознательностью, противопоставить духовность и церковность, и затем упрекнуть нынешнюю российскую государственность в том, что оно  поддерживает Русскую православную Церковь, одновременно испытывая на себе её влияние. Попробуем разобраться.

Церковь и государство

Сразу же хочу заметить, что современное российское государство поддерживает не только «Московскую православную церковь», как пренебрежительно выражается г. Бискэ. Она поддерживает все традиционные российские вероисповедания - и буддизм, и мусульманство, и иудаизм, хотя последний исповедует в России доля процента верующих. И правильно делает - иначе вместо мирного ислама мы можем получить ваххабизм, а вместо лояльной к России синагоги -  хасидов Шнеерсона, которые с помощью американского суда уже поставили нашу страну «на счетчик». Что касается Русской православной Церкви московского патриархата, то она, как известно, ещё в 2007 году канонически объединилась с Русской православной Церковью за границей (РПЦЗ), преодолев тем самым многолетний идейно-политический раскол, длившийся с 1917 года.  И способствовал этому  лично тогдашний Президент Российской Федерации  В.В.Путин. Никто не смог бы заставить наших «зарубежников» сделать это, если бы они  не увидели радикальных изменений в социальном положении РПЦ на Родине.

Церковь никогда не была и не может  быть «ветвью государственной власти», даже при Петре Великом или при Сталине. Основал её сам Иисус Христос, и он же является её главой. Тот  или иной социально-политический статус Церкви (от гонимого до побеждающего) зависит, прежде всего, от страны и эпохи, в условиях  которых  ей приходится  исполнять  своё служение.  В своё время  христиан травили  львами, как в Древнем Риме, или  топили священников  в прорубях, как большевики в 1918 году. В другую эпоху  первые лица государства молятся в воссозданных храмах и советуются с патриархом, как это делает нынешний Президент России. Современное состояние церковно-государственных отношений в нашей стране можно описать как согласие, сотрудничество (симфонию). И это для   всех  народов России  великое благо. Не дай Бог, если  в Кремле опять  воцарятся безбожники. Рассуждения Бискэ - это привычный набор либеральных штампов, хорошо проверенный ещё в феврале 1917 года.

Теперь о духовности. Конечно, когда мы с Георгием Бискэ сдавали зачеты и кандидатские минимумы, наши преподаватели - кто искренне (по недомыслию), а кто  вынужденно (по службе) ставили знак равенства между сознательностью и духовностью. Даже твердили - и мы повторяли за ними - что «сознание есть свойство высокоорганизованной материи». Неужели г. Бискэ до сих пор так думает? Пора бы уж профессору вырасти из студенческих штанишек. Или уж тогда вслед за Ульяновым-Лениным нужно заявить, что всякое «заигрыванье с боженькой есть невыразимейшая мерзость и труположество». Атеизм  -- тоже своего рода «вера», только с отрицательным знаком. Духовность вне и тем более вопреки Церкви - это  злая духовность, вплоть до сатанизма. «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец» - говорит русская пословица.  Сатана, как известно, тоже духовен. Сознание как таковое (в том числе самое рафинированное интеллектуальное сознание) может иметь своим содержанием любой предмет - как высокий, так и низкий, как прекрасный, так и отвратительный. Кто откажет в сознательности истребления христиан «ленинской гвардией», при тщательном теоретическом обосновании этой политики?  Один журнал «Безбожник» Емельяна Ярославского чего стоил! Не менее  сознательным было истребление нацистами евреев, и тоже с тщательной философско-социологической подготовкой.

Прогресс и регресс                                     

Что касается диалектической спирали прогресса, что мне уже приходилось писать об этом на страницах СПб-ведомостей. Могу только повторить, что ныне, в начале XXI века, технократический оптимизм вызывает лишь печаль. Газовые камеры во время второй мировой войны были созданы по последнему слову физики и химии, а крупнейшее достижение фундаментальной науки - атомная энергия - было немедленно использовано для уничтожения сотен тысяч жителей мирных японских городов.  Человечество вышло в космос и изобрело интернет, однако "покоренный" термояд ежеминутно грозит ему технотронным апокалипсисом, небо бороздят спутники-шпионы, а половину информации, обращающейся в виртуальной сети, составляет порнография (это подсчитано в килобайтах). Сегодня в странах, пораженных вирусом постмодерна, уже нет религии, философии, искусства, науки в собственном смысле слова; есть более или менее похожая подделка (симулякр) под них. Во многих странах узаконен гомосексуализм, лет через 10 узаконят зоофилию, потом педофилию, потом некрофилию и кончат людоедством - ещё  Достоевский предсказал. И всё это происходит под самыми либеральными гуманистическими лозунгами.

Нынешний кризис - не просто финансовый или экономический: это системный кризис постхристианской цивилизации. Чтобы предложить распаду какую-то альтернативу, необходимо понять его ценностные причины и следствия. По большому историческому счету, кризис европейской идентичности начался еще в эпоху Возрождения, когда западный человек начал постепенно утверждать себя как земного бога. Реформация и Просвещение закрепили - соответственно, в культе и в мировоззрении -- это самообожествление  просвещенного европейца, сообщив ему при этом псевдорелигиозную санкцию. Предоставленный самому себе, человек оказался, в конечном счете,  пустышкой - без истины, без красоты, без идеала, освящающего и осмысляющего его существование.

Агрессивный постмодернистский глобализм современного Запада есть только наиболее очевидное свидетельство приближающегося финала атеистического эксперимента, начатого Европой в эпоху Великой французской революции. Тогда теоретики разума и прогресса не стеснялись произносить вслух, что настоящая свобода наступит тогда, когда последний король будет удавлен кишками последнего попа.
Теперь эта свобода наступила.

В задачу глобалистского общества не  входит формирование духовно-нравственного облика человека, ибо оно обеспечивает  управляемость людьми с помощью нейролингвистического программирования и электронного финансового контроля. В целом "новый мировой порядок" означает конец человека как творения Божия, как Homo Sapiens (человека мыслящего) и Homo Moralis (человека нравственного).

Неудивительно, что далеко не все страны и народы радостно соглашаются приближаться к этой пропасти вслед за «золотым миллиардом». Определенно можно сказать, что большинство населения Земли (6 из 7 миллиардов) этого не желает - например, континентальные народы России,  Индии,  Китая, и, конечно, исламский мир. Когда  Бискэ начинает демонизировать, например, Иран, он только повторяет зады американской пропаганды. Точно так же поступили в своё время с Ираком. Объявили  его «империей зла», владеющей ядерным оружием, разбили его - и ничего не нашли. А потом был Афганистан,  Ливия, нынче на кону Сирия. Кто следующий в очереди на приобщение к ценностям  глобального рынка? К принципам   политкорректности и толерантности без границ? Кто хочет, чтобы родителей  называли не матерью и отцом, а «родителем №1» и «родителем №2»? Самые цивилизованные страны Европы - Англия и Франция - уже близки к этому.

Не знаю, какие именно советы  «настоящих гуманистов» собирается  использовать  г. Бискэ в своих поисках дороги к «разумному будущему для всех». Профессору геологии следовало бы знать, что никакая рациональная (естественная) наука не отвечает на первые и последние  вопросы - только на средние. Её бесполезно спрашивать о добре, зле и смысле жизни. В лучшем случае материалистическая наука ответит, что надо жить сытно, приятно и аккуратно, как в хорошем компьютеризованном животноводческом комплексе. Совсем как «последние люди» у Фридриха Ницше, которые имеют своё «маленькое удовольствие для дня и своё маленькое удовольствие для ночи»

Эти «маленькие удовольствия» срываются нынче с нежных уст каждой матерящейся школьницы, и со страниц написанного тем же языком романа маститого писателя, увенчанного за него очередным «Букером». Новые измерения  экзистенциальной свободы испытываются сегодня в художественном опыте на любой кощунственной выставке в  музее или на скандальной постановке классики в академическом театре. Включите телевизор или войдите в сеть - всё вам доставят  на дом.  Если   это «искусство», «сознание», «культура»  свободного и разумного гуманистического человека ХХ1 века - это и есть конец истории. Он же конец света, который не все заметили, так как были заняты праздным и бессмысленным постмодернистским «стебом» надо всем.

Надежда

Надежда, как все знают, умирает последней. В условиях тихого (культурного) апокалипсиса нашего времени в России ещё не всё потеряно. Похоже, что после  революционно-нигилистических завихрений прошлого Россия  вспоминает о самой себе, о своей фундаментальной православной традиции. Главным литературным событием прошлого года стала книга настоятеля Сретенского монастыря арх. Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» (тираж более 1 млн.). Осенью 2010 года  люди по всей стране  сутками стояли, чтобы подойти к поясу Пресвятой Богородицы. Вспомните молитвы  у храма Христа Спасителя в Москве или многотысячный крестный ход в Петербурге от Казанского собора до Исаакиевского  в День народного единства 4 ноября. Прошлый год был объявлен годом российской истории, а в 2013 году отмечается 400-летие преодоления Смуты и воцарения великой династии Романовых. Со своей стороны, Президент Путин  в  послании Федеральному собранию ясно обозначил свои духовные приоритеты: Россия должна остаться Россией.  И в феврале 2013  подтвердил  это, выступив  против ювенальной юстиции, за возвращение  русских классиков в учебные программы по литературе, и за единый школьный учебник по отечественной истории. 

Гуманизм, разум и свобода - прекрасные вещи, покуда они остаются  качествами (энергиями) образа Бога  в человеке. В ином случае они оборачиваются и против первого, и против второго.

Александр Казин, доктор философских наук, профессор

Первая публикация - Санкт-Петербургские ведомости, 5.4.2013.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Бондарев Игорь : О духовности,гуманизме и хорошей жизни.
2013-04-10 в 11:19

"сознание есть свойство высокоорганизованной материи" - вот формула философского антропоцентризма.
Однако,если мысленно всмотреться в понятие Материи,как ее толкует диалектический материализм,то видим,что нет запрета для того,чтобы придать Материи свойство ума в той же мере,как и свойство материальности.
Это подразумевается :"Материя - философская категория для обозначения объективной реальности,которая существует независимо от сознания и отражается в нем".
В диалектическом материализме все категории - взаимопереходящие друг в друга.
Следовательно ум(дух) и материальность должны так же переходить друг в друга.
Тогда это означает то,что диалектический материализм,без данной поправки,не является в полном объеме аутентичным самому себе.
Другими словами,аутентичный самому себе,диалектический материализм имеет право (и поэтому должен) ввести категорию взаимоперехода категорий ума(дух) и материального друг в друга.
Это - неотъемлемое свойство Материи,которая может быть как чистым духом,так и его отрицанием.
Если все категории Материи взаимопереходящие,то почему это не распространяется на ум(дух) и материальность,ведь ум и материальность тесно связаны даже в определении:"сознание есть свойство высокоорганизованной материи",то есть все категории материи переносятся в сознание,но тогда и сознание должно переходить в материальное,ибо все категории материи переходят друг в друга.
Это означает,что диалектический материализм может и должен сделать гносеологический поворот,которого до сих пор не было.
Ибо до сих пор ,дух (ум) и материальное были как бы вне диалектического материализма,считались вне друг друга.
Это внешняя ошибка.Волюнтаристская.
И ее надо пресечь в использовании.
Надо завершить гносеологический поворот диалектического материализма и прийти к гуманизму,разуму и свободе как энергиям ,качествам образа Бога в человеке.
Надо повернуть категории диалектического материализма к догматам Православия.
Надо повернуть гносеологический аппарат диалектического материализма в философское объяснение догматов и учения Православия.
Почему раньше этого сделано не было? Потому,что человеческая воля к власти запрещала это делать.Властвовал антихрист.
А воля человека - и есть основная составляющая в данной поправке(ибо по воле человека Адама,духовное(ум) перешло в материальное).
И,сегодня воля к власти поменялась на противоположный вектор.К духовности,к энергиям Бога.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме