О духовности, гуманизме и хорошей жизни

Ответ профессору Георгию Бискэ

Новости Москвы  ДелоРус 
0
303
Время на чтение 7 минут

Полемика многое ставит на свои места. Вот и проф. Георгий Бискэ в своей статье «Туда ли смотрим?» (СПб-ведомости 15.2.2013) сразу берет быка за рога, соглашаясь с моей «справедливой критикой капиталистической цивилизации». Но вот выхода из этого кризиса он никакого не предлагает, называя это отдельной задачей. Однако перед этим он успевает отождествить духовность с сознательностью, противопоставить духовность и церковность, и затем упрекнуть нынешнюю российскую государственность в том, что оно поддерживает Русскую православную Церковь, одновременно испытывая на себе её влияние. Попробуем разобраться.

Церковь и государство

Сразу же хочу заметить, что современное российское государство поддерживает не только «Московскую православную церковь», как пренебрежительно выражается г. Бискэ. Она поддерживает все традиционные российские вероисповедания - и буддизм, и мусульманство, и иудаизм, хотя последний исповедует в России доля процента верующих. И правильно делает - иначе вместо мирного ислама мы можем получить ваххабизм, а вместо лояльной к России синагоги - хасидов Шнеерсона, которые с помощью американского суда уже поставили нашу страну «на счетчик». Что касается Русской православной Церкви московского патриархата, то она, как известно, ещё в 2007 году канонически объединилась с Русской православной Церковью за границей (РПЦЗ), преодолев тем самым многолетний идейно-политический раскол, длившийся с 1917 года. И способствовал этому лично тогдашний Президент Российской Федерации В.В.Путин. Никто не смог бы заставить наших «зарубежников» сделать это, если бы они не увидели радикальных изменений в социальном положении РПЦ на Родине.

Церковь никогда не была и не может быть «ветвью государственной власти», даже при Петре Великом или при Сталине. Основал её сам Иисус Христос, и он же является её главой. Тот или иной социально-политический статус Церкви (от гонимого до побеждающего) зависит, прежде всего, от страны и эпохи, в условиях которых ей приходится исполнять своё служение. В своё время христиан травили львами, как в Древнем Риме, или топили священников в прорубях, как большевики в 1918 году. В другую эпоху первые лица государства молятся в воссозданных храмах и советуются с патриархом, как это делает нынешний Президент России. Современное состояние церковно-государственных отношений в нашей стране можно описать как согласие, сотрудничество (симфонию). И это для всех народов России великое благо. Не дай Бог, если в Кремле опять воцарятся безбожники. Рассуждения Бискэ - это привычный набор либеральных штампов, хорошо проверенный ещё в феврале 1917 года.

Теперь о духовности. Конечно, когда мы с Георгием Бискэ сдавали зачеты и кандидатские минимумы, наши преподаватели - кто искренне (по недомыслию), а кто вынужденно (по службе) ставили знак равенства между сознательностью и духовностью. Даже твердили - и мы повторяли за ними - что «сознание есть свойство высокоорганизованной материи». Неужели г. Бискэ до сих пор так думает? Пора бы уж профессору вырасти из студенческих штанишек. Или уж тогда вслед за Ульяновым-Лениным нужно заявить, что всякое «заигрыванье с боженькой есть невыразимейшая мерзость и труположество». Атеизм -- тоже своего рода «вера», только с отрицательным знаком. Духовность вне и тем более вопреки Церкви - это злая духовность, вплоть до сатанизма. «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец» - говорит русская пословица. Сатана, как известно, тоже духовен. Сознание как таковое (в том числе самое рафинированное интеллектуальное сознание) может иметь своим содержанием любой предмет - как высокий, так и низкий, как прекрасный, так и отвратительный. Кто откажет в сознательности истребления христиан «ленинской гвардией», при тщательном теоретическом обосновании этой политики? Один журнал «Безбожник» Емельяна Ярославского чего стоил! Не менее сознательным было истребление нацистами евреев, и тоже с тщательной философско-социологической подготовкой.

Прогресс и регресс

Что касается диалектической спирали прогресса, что мне уже приходилось писать об этом на страницах СПб-ведомостей. Могу только повторить, что ныне, в начале XXI века, технократический оптимизм вызывает лишь печаль. Газовые камеры во время второй мировой войны были созданы по последнему слову физики и химии, а крупнейшее достижение фундаментальной науки - атомная энергия - было немедленно использовано для уничтожения сотен тысяч жителей мирных японских городов. Человечество вышло в космос и изобрело интернет, однако "покоренный" термояд ежеминутно грозит ему технотронным апокалипсисом, небо бороздят спутники-шпионы, а половину информации, обращающейся в виртуальной сети, составляет порнография (это подсчитано в килобайтах). Сегодня в странах, пораженных вирусом постмодерна, уже нет религии, философии, искусства, науки в собственном смысле слова; есть более или менее похожая подделка (симулякр) под них. Во многих странах узаконен гомосексуализм, лет через 10 узаконят зоофилию, потом педофилию, потом некрофилию и кончат людоедством - ещё Достоевский предсказал. И всё это происходит под самыми либеральными гуманистическими лозунгами.

Нынешний кризис - не просто финансовый или экономический: это системный кризис постхристианской цивилизации. Чтобы предложить распаду какую-то альтернативу, необходимо понять его ценностные причины и следствия. По большому историческому счету, кризис европейской идентичности начался еще в эпоху Возрождения, когда западный человек начал постепенно утверждать себя как земного бога. Реформация и Просвещение закрепили - соответственно, в культе и в мировоззрении -- это самообожествление просвещенного европейца, сообщив ему при этом псевдорелигиозную санкцию. Предоставленный самому себе, человек оказался, в конечном счете, пустышкой - без истины, без красоты, без идеала, освящающего и осмысляющего его существование.

Агрессивный постмодернистский глобализм современного Запада есть только наиболее очевидное свидетельство приближающегося финала атеистического эксперимента, начатого Европой в эпоху Великой французской революции. Тогда теоретики разума и прогресса не стеснялись произносить вслух, что настоящая свобода наступит тогда, когда последний король будет удавлен кишками последнего попа.
Теперь эта свобода наступила.

В задачу глобалистского общества не входит формирование духовно-нравственного облика человека, ибо оно обеспечивает управляемость людьми с помощью нейролингвистического программирования и электронного финансового контроля. В целом "новый мировой порядок" означает конец человека как творения Божия, как Homo Sapiens (человека мыслящего) и Homo Moralis (человека нравственного).

Неудивительно, что далеко не все страны и народы радостно соглашаются приближаться к этой пропасти вслед за «золотым миллиардом». Определенно можно сказать, что большинство населения Земли (6 из 7 миллиардов) этого не желает - например, континентальные народы России, Индии, Китая, и, конечно, исламский мир. Когда Бискэ начинает демонизировать, например, Иран, он только повторяет зады американской пропаганды. Точно так же поступили в своё время с Ираком. Объявили его «империей зла», владеющей ядерным оружием, разбили его - и ничего не нашли. А потом был Афганистан, Ливия, нынче на кону Сирия. Кто следующий в очереди на приобщение к ценностям глобального рынка? К принципам политкорректности и толерантности без границ? Кто хочет, чтобы родителей называли не матерью и отцом, а «родителем №1» и «родителем №2»? Самые цивилизованные страны Европы - Англия и Франция - уже близки к этому.

Не знаю, какие именно советы «настоящих гуманистов» собирается использовать г. Бискэ в своих поисках дороги к «разумному будущему для всех». Профессору геологии следовало бы знать, что никакая рациональная (естественная) наука не отвечает на первые и последние вопросы - только на средние. Её бесполезно спрашивать о добре, зле и смысле жизни. В лучшем случае материалистическая наука ответит, что надо жить сытно, приятно и аккуратно, как в хорошем компьютеризованном животноводческом комплексе. Совсем как «последние люди» у Фридриха Ницше, которые имеют своё «маленькое удовольствие для дня и своё маленькое удовольствие для ночи»

Эти «маленькие удовольствия» срываются нынче с нежных уст каждой матерящейся школьницы, и со страниц написанного тем же языком романа маститого писателя, увенчанного за него очередным «Букером». Новые измерения экзистенциальной свободы испытываются сегодня в художественном опыте на любой кощунственной выставке в музее или на скандальной постановке классики в академическом театре. Включите телевизор или войдите в сеть - всё вам доставят на дом. Если это «искусство», «сознание», «культура» свободного и разумного гуманистического человека ХХ1 века - это и есть конец истории. Он же конец света, который не все заметили, так как были заняты праздным и бессмысленным постмодернистским «стебом» надо всем.

Надежда

Надежда, как все знают, умирает последней. В условиях тихого (культурного) апокалипсиса нашего времени в России ещё не всё потеряно. Похоже, что после революционно-нигилистических завихрений прошлого Россия вспоминает о самой себе, о своей фундаментальной православной традиции. Главным литературным событием прошлого года стала книга настоятеля Сретенского монастыря арх. Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» (тираж более 1 млн.). Осенью 2010 года люди по всей стране сутками стояли, чтобы подойти к поясу Пресвятой Богородицы. Вспомните молитвы у храма Христа Спасителя в Москве или многотысячный крестный ход в Петербурге от Казанского собора до Исаакиевского в День народного единства 4 ноября. Прошлый год был объявлен годом российской истории, а в 2013 году отмечается 400-летие преодоления Смуты и воцарения великой династии Романовых. Со своей стороны, Президент Путин в послании Федеральному собранию ясно обозначил свои духовные приоритеты: Россия должна остаться Россией. И в феврале 2013 подтвердил это, выступив против ювенальной юстиции, за возвращение русских классиков в учебные программы по литературе, и за единый школьный учебник по отечественной истории.

Гуманизм, разум и свобода - прекрасные вещи, покуда они остаются качествами (энергиями) образа Бога в человеке. В ином случае они оборачиваются и против первого, и против второго.

Александр Казин, доктор философских наук, профессор

Первая публикация - Санкт-Петербургские ведомости, 5.4.2013.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. О духовности,гуманизме и хорошей жизни.

"сознание есть свойство высокоорганизованной материи" - вот формула философского антропоцентризма. Однако,если мысленно всмотреться в понятие Материи,как ее толкует диалектический материализм,то видим,что нет запрета для того,чтобы придать Материи свойство ума в той же мере,как и свойство материальности. Это подразумевается :"Материя - философская категория для обозначения объективной реальности,которая существует независимо от сознания и отражается в нем". В диалектическом материализме все категории - взаимопереходящие друг в друга. Следовательно ум(дух) и материальность должны так же переходить друг в друга. Тогда это означает то,что диалектический материализм,без данной поправки,не является в полном объеме аутентичным самому себе. Другими словами,аутентичный самому себе,диалектический материализм имеет право (и поэтому должен) ввести категорию взаимоперехода категорий ума(дух) и материального друг в друга. Это - неотъемлемое свойство Материи,которая может быть как чистым духом,так и его отрицанием. Если все категории Материи взаимопереходящие,то почему это не распространяется на ум(дух) и материальность,ведь ум и материальность тесно связаны даже в определении:"сознание есть свойство высокоорганизованной материи",то есть все категории материи переносятся в сознание,но тогда и сознание должно переходить в материальное,ибо все категории материи переходят друг в друга. Это означает,что диалектический материализм может и должен сделать гносеологический поворот,которого до сих пор не было. Ибо до сих пор ,дух (ум) и материальное были как бы вне диалектического материализма,считались вне друг друга. Это внешняя ошибка.Волюнтаристская. И ее надо пресечь в использовании. Надо завершить гносеологический поворот диалектического материализма и прийти к гуманизму,разуму и свободе как энергиям ,качествам образа Бога в человеке. Надо повернуть категории диалектического материализма к догматам Православия. Надо повернуть гносеологический аппарат диалектического материализма в философское объяснение догматов и учения Православия. Почему раньше этого сделано не было? Потому,что человеческая воля к власти запрещала это делать.Властвовал антихрист. А воля человека - и есть основная составляющая в данной поправке(ибо по воле человека Адама,духовное(ум) перешло в материальное). И,сегодня воля к власти поменялась на противоположный вектор.К духовности,к энергиям Бога.
Бондарев Игорь / 10.04.2013, 07:19
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Казин
Царская триада как мировоззренческий принцип
«Православие, самодержавие, народность» снова входит в актуальное культурно-политическое пространство
13.04.2024
Государственная и культурная политика в
период правления императора Николая I
28.12.2023
Вера, держава, народ
В 2023 году наметилось формирование новой российской государственности с опорой на православную традицию
27.12.2023
Все статьи Александр Казин
Новости Москвы
Все статьи темы
ДелоРус
«Наша проектная деятельность будет развиваться
Состоялось годовое собрание Александро-Невского братства
27.02.2024
Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас...
Память 23 ноября / 6 декабря
06.12.2023
«Его любила паства за простоту, отзывчивость»
В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского»
14.11.2023
Кроткий и мужественный архипастырь
В Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского»
07.11.2023
«Постараюсь подражать владыке Назарию»
В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин
31.08.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.04.2024 10:52
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.04.2024 10:43
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от РОНОЛ
23.04.2024 10:24
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Александр Волков
23.04.2024 10:11
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.04.2024 10:03
Шестая седмица – путь ко гробу Лазаря
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 09:57