Полемика многое ставит на свои места. Вот и проф. Георгий Бискэ в своей статье «Туда ли смотрим?» (СПб-ведомости 15.2.2013) сразу берет быка за рога, соглашаясь с моей «справедливой критикой капиталистической цивилизации». Но вот выхода из этого кризиса он никакого не предлагает, называя это отдельной задачей. Однако перед этим он успевает отождествить духовность с сознательностью, противопоставить духовность и церковность, и затем упрекнуть нынешнюю российскую государственность в том, что оно поддерживает Русскую православную Церковь, одновременно испытывая на себе её влияние. Попробуем разобраться.
Церковь и государство
Сразу же хочу заметить, что современное российское государство поддерживает не только «Московскую православную церковь», как пренебрежительно выражается г. Бискэ. Она поддерживает все традиционные российские вероисповедания - и буддизм, и мусульманство, и иудаизм, хотя последний исповедует в России доля процента верующих. И правильно делает - иначе вместо мирного ислама мы можем получить ваххабизм, а вместо лояльной к России синагоги - хасидов Шнеерсона, которые с помощью американского суда уже поставили нашу страну «на счетчик». Что касается Русской православной Церкви московского патриархата, то она, как известно, ещё в 2007 году канонически объединилась с Русской православной Церковью за границей (РПЦЗ), преодолев тем самым многолетний идейно-политический раскол, длившийся с 1917 года. И способствовал этому лично тогдашний Президент Российской Федерации В.В.Путин. Никто не смог бы заставить наших «зарубежников» сделать это, если бы они не увидели радикальных изменений в социальном положении РПЦ на Родине.
Церковь никогда не была и не может быть «ветвью государственной власти», даже при Петре Великом или при Сталине. Основал её сам Иисус Христос, и он же является её главой. Тот или иной социально-политический статус Церкви (от гонимого до побеждающего) зависит, прежде всего, от страны и эпохи, в условиях которых ей приходится исполнять своё служение. В своё время христиан травили львами, как в Древнем Риме, или топили священников в прорубях, как большевики в 1918 году. В другую эпоху первые лица государства молятся в воссозданных храмах и советуются с патриархом, как это делает нынешний Президент России. Современное состояние церковно-государственных отношений в нашей стране можно описать как согласие, сотрудничество (симфонию). И это для всех народов России великое благо. Не дай Бог, если в Кремле опять воцарятся безбожники. Рассуждения Бискэ - это привычный набор либеральных штампов, хорошо проверенный ещё в феврале 1917 года.
Теперь о духовности. Конечно, когда мы с Георгием Бискэ сдавали зачеты и кандидатские минимумы, наши преподаватели - кто искренне (по недомыслию), а кто вынужденно (по службе) ставили знак равенства между сознательностью и духовностью. Даже твердили - и мы повторяли за ними - что «сознание есть свойство высокоорганизованной материи». Неужели г. Бискэ до сих пор так думает? Пора бы уж профессору вырасти из студенческих штанишек. Или уж тогда вслед за Ульяновым-Лениным нужно заявить, что всякое «заигрыванье с боженькой есть невыразимейшая мерзость и труположество». Атеизм -- тоже своего рода «вера», только с отрицательным знаком. Духовность вне и тем более вопреки Церкви - это злая духовность, вплоть до сатанизма. «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец» - говорит русская пословица. Сатана, как известно, тоже духовен. Сознание как таковое (в том числе самое рафинированное интеллектуальное сознание) может иметь своим содержанием любой предмет - как высокий, так и низкий, как прекрасный, так и отвратительный. Кто откажет в сознательности истребления христиан «ленинской гвардией», при тщательном теоретическом обосновании этой политики? Один журнал «Безбожник» Емельяна Ярославского чего стоил! Не менее сознательным было истребление нацистами евреев, и тоже с тщательной философско-социологической подготовкой.
Прогресс и регресс
Что касается диалектической спирали прогресса, что мне уже приходилось писать об этом на страницах СПб-ведомостей. Могу только повторить, что ныне, в начале XXI века, технократический оптимизм вызывает лишь печаль. Газовые камеры во время второй мировой войны были созданы по последнему слову физики и химии, а крупнейшее достижение фундаментальной науки - атомная энергия - было немедленно использовано для уничтожения сотен тысяч жителей мирных японских городов. Человечество вышло в космос и изобрело интернет, однако "покоренный" термояд ежеминутно грозит ему технотронным апокалипсисом, небо бороздят спутники-шпионы, а половину информации, обращающейся в виртуальной сети, составляет порнография (это подсчитано в килобайтах). Сегодня в странах, пораженных вирусом постмодерна, уже нет религии, философии, искусства, науки в собственном смысле слова; есть более или менее похожая подделка (симулякр) под них. Во многих странах узаконен гомосексуализм, лет через 10 узаконят зоофилию, потом педофилию, потом некрофилию и кончат людоедством - ещё Достоевский предсказал. И всё это происходит под самыми либеральными гуманистическими лозунгами.
Нынешний кризис - не просто финансовый или экономический: это системный кризис постхристианской цивилизации. Чтобы предложить распаду какую-то альтернативу, необходимо понять его ценностные причины и следствия. По большому историческому счету, кризис европейской идентичности начался еще в эпоху Возрождения, когда западный человек начал постепенно утверждать себя как земного бога. Реформация и Просвещение закрепили - соответственно, в культе и в мировоззрении -- это самообожествление просвещенного европейца, сообщив ему при этом псевдорелигиозную санкцию. Предоставленный самому себе, человек оказался, в конечном счете, пустышкой - без истины, без красоты, без идеала, освящающего и осмысляющего его существование.
Агрессивный постмодернистский глобализм современного Запада
есть только наиболее очевидное свидетельство приближающегося финала
атеистического эксперимента, начатого Европой в эпоху Великой французской
революции. Тогда теоретики разума и прогресса не стеснялись произносить вслух,
что настоящая свобода наступит тогда, когда последний король будет удавлен
кишками последнего попа.
Теперь эта свобода наступила.
В задачу глобалистского общества не входит формирование духовно-нравственного облика человека, ибо оно обеспечивает управляемость людьми с помощью нейролингвистического программирования и электронного финансового контроля. В целом "новый мировой порядок" означает конец человека как творения Божия, как Homo Sapiens (человека мыслящего) и Homo Moralis (человека нравственного).
Неудивительно, что далеко не все страны и народы радостно соглашаются приближаться к этой пропасти вслед за «золотым миллиардом». Определенно можно сказать, что большинство населения Земли (6 из 7 миллиардов) этого не желает - например, континентальные народы России, Индии, Китая, и, конечно, исламский мир. Когда Бискэ начинает демонизировать, например, Иран, он только повторяет зады американской пропаганды. Точно так же поступили в своё время с Ираком. Объявили его «империей зла», владеющей ядерным оружием, разбили его - и ничего не нашли. А потом был Афганистан, Ливия, нынче на кону Сирия. Кто следующий в очереди на приобщение к ценностям глобального рынка? К принципам политкорректности и толерантности без границ? Кто хочет, чтобы родителей называли не матерью и отцом, а «родителем №1» и «родителем №2»? Самые цивилизованные страны Европы - Англия и Франция - уже близки к этому.
Не знаю, какие именно советы «настоящих гуманистов» собирается использовать г. Бискэ в своих поисках дороги к «разумному будущему для всех». Профессору геологии следовало бы знать, что никакая рациональная (естественная) наука не отвечает на первые и последние вопросы - только на средние. Её бесполезно спрашивать о добре, зле и смысле жизни. В лучшем случае материалистическая наука ответит, что надо жить сытно, приятно и аккуратно, как в хорошем компьютеризованном животноводческом комплексе. Совсем как «последние люди» у Фридриха Ницше, которые имеют своё «маленькое удовольствие для дня и своё маленькое удовольствие для ночи»
Эти «маленькие удовольствия» срываются нынче с нежных уст каждой матерящейся школьницы, и со страниц написанного тем же языком романа маститого писателя, увенчанного за него очередным «Букером». Новые измерения экзистенциальной свободы испытываются сегодня в художественном опыте на любой кощунственной выставке в музее или на скандальной постановке классики в академическом театре. Включите телевизор или войдите в сеть - всё вам доставят на дом. Если это «искусство», «сознание», «культура» свободного и разумного гуманистического человека ХХ1 века - это и есть конец истории. Он же конец света, который не все заметили, так как были заняты праздным и бессмысленным постмодернистским «стебом» надо всем.
Надежда
Надежда, как все знают, умирает последней. В условиях тихого (культурного) апокалипсиса нашего времени в России ещё не всё потеряно. Похоже, что после революционно-нигилистических завихрений прошлого Россия вспоминает о самой себе, о своей фундаментальной православной традиции. Главным литературным событием прошлого года стала книга настоятеля Сретенского монастыря арх. Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» (тираж более 1 млн.). Осенью 2010 года люди по всей стране сутками стояли, чтобы подойти к поясу Пресвятой Богородицы. Вспомните молитвы у храма Христа Спасителя в Москве или многотысячный крестный ход в Петербурге от Казанского собора до Исаакиевского в День народного единства 4 ноября. Прошлый год был объявлен годом российской истории, а в 2013 году отмечается 400-летие преодоления Смуты и воцарения великой династии Романовых. Со своей стороны, Президент Путин в послании Федеральному собранию ясно обозначил свои духовные приоритеты: Россия должна остаться Россией. И в феврале 2013 подтвердил это, выступив против ювенальной юстиции, за возвращение русских классиков в учебные программы по литературе, и за единый школьный учебник по отечественной истории.
Гуманизм, разум и свобода - прекрасные вещи, покуда они остаются качествами (энергиями) образа Бога в человеке. В ином случае они оборачиваются и против первого, и против второго.
Александр Казин, доктор философских наук, профессор
Первая публикация - Санкт-Петербургские ведомости, 5.4.2013.
1. О духовности,гуманизме и хорошей жизни.