Как известно, в этот день святых Тела и Крови Христовых причащается множество православных христиан. И в том храме (не самом большом в Одессе), где я служил, таковых было 250-300 человек. Если учесть, что в Одессе более 20 храмов Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, то по самым скромным подсчетам причастников по всему городу должно быть не менее 5000. Тогда по всей Украине - более 200 тысяч, а вместе с Россией их более полумиллиона.
К чему я это все говорю? Оказывается, первопричина «новых литургических веяний» (что я также вычитал в интернете вечером 1-й Недели) следующая, цитирую: «Как же понимать, что же происходит, почему же все святые отцы единогласно говорят, что мы причащаемся Тело и Крови Христовой, что это значит тогда? У меня были многократные случаи, когда обращались люди светские, подчас с некоторым, знаете ли, стеснением, и в то же время с недоумением говорили: «Что, христианство утверждает, что будто бы едите плоть человеческую, вы что, утверждаете антропофагию, возможность, да?». Вот такие вопросы задают корреспонденты. Эти вопросы, которые волнуют очень многих. Уже было много случаев, когда подходят и говорят, не могу причащаться (это было с женщинами). Почему? Я не могу кровь пить, (в ужасе). Это обусловлено чем? Вот этим грубым, католическим пониманием. Это грубятина, просто невероятнейшая, которой приходится только удивляться» (1).
Но что вот интересно, эти, якобы, «многократные» обращения противников «антропофагии» и «многих» женщин, «не выносящих крови», явно не соответствуют действительности. Я не случайно упомянул о 250-300 причастников в своем храме, и ни один из них, веря, что причащается истинных Тела и Крови Христовых, не забился при этом в истерике, крича, что он не может есть плоть и пить кровь! Думаю, это же самое наблюдалось и во всех храмах Русской Православной Церкви, где православные чинно и благолепно причащались св.Таин Христовых. Ну, может быть, за исключением нескольких истерически настроенных женщин, которым действительно мерещится, что они реально ощущают своими чувствами плоть и кровь; и это всего лишь несколько истеричек на всю Церковь! Где же тогда то мнимое «множество» противников мнимой «антропофагии»?! Наоборот, как свидетельствует нам 1-я Неделя Великого поста, все реальное множество православных христиан в этот день причащаются истинных Тела и Крови Христовых, свято в это веря и нисколько этим не смущаясь.
И это нисколько не удивительно. Ведь, как говорят святые отцы, и я также повторял сие в предыдущей статье на евхаристическую тему, Господь, зная, что человек по своей природе не может есть человеческую плоть и пить человеческую кровь, в Таинстве Евхаристии предлагает нам Свою Плоть и Кровь под видом хлеба и вина так, что своими пятью телесными чувствами причастник никак не может обнаружить в них признаков человеческой плоти и крови. Так чем же смущаются женщины-истерички?!
Вот на форуме моей статьи «О Таинстве Евхаристии» известный на РНЛ Артур все интересовался, какое вещество у св.Даров? Этот вопрос интересует и других, некоторые даже предлагают или предполагают произвести исследование на молекулярном уровне. Дать ответ на этот вопрос, думаю, возможно, но сначала выясним, что такое вещество?
Как я уже писал в одной из своих старых статей на РНЛ (2), само слово «вещество» происходит от глагола «ведеть» (сравним: «ведеть», «вещий», «вещь», «вещество»), то есть «знать». О каком знании идет речь? О том, о коем еще Теэтет в беседе с Сократом сказал: «Знание - это не что иное, как ощущение» (3). Ибо с помощью пяти наших чувств мы познаем (ощущаем) мир; но не все сущее, а лишь то, что способны они познать. И то, что способны они познать, в здравой философии обычно называется веществом. Отсюда и корень этого слова от глагола «ведеть». Таким образом, вещество - это то, что ведомо чувствами, познаваемо ими.
Такое определение вещества принято и в христианском богословии, которое делит весь сотворенный Богом мир на чувственный или вещественный, то есть тот, который может быть познаваем или ощущаем нашими чувствами; и невещественный, то есть не подлежащий чувственному восприятию. В первое попадает, например, любое физическое тело, а во второе - душа, ангельские миры и т.п. В обыденной жизни мы также понимаем под веществом то, что можно увидеть, пощупать, ощутить его вес, вкус, цвет, запах и т. п., то есть то, что, как уже сказано, познается чувствами, дано в ощущениях.
И в этом смысле вещество св.Таин Христовых - это, конечно, хлеб и вино, т.е. мы своими плотскими пятью чувствами, по милости Христовой, делающей для нас возможным принятие Его Тела и Крови, ощущаем не их, не человеческую плоть и кровь, а только хлеб и вино. Очевидно, именно в этом смысле Известие учительное вещью тайны Тела Христова называет хлеб: «Вещь Тайны Тела Господа нашего Иисуса Христа есть хлеб» (4). А о Крови Христовой Известие вообще говорит совершенно прямо: «Вещество Крове Христовой есть вино от плода лознаго» (5). Итак, вещество св.Даров - это хлеб и вино. Повторяю, они вещество св.Даров лишь в том смысле, что мы при причащении, по милости Божией, ощущаем именно их, а не плоть и кровь человеческую. И хотя хлеб и вино - вещество св.Даров, но они отнюдь не их субстанция, т.е. не их сущность или природа (естество), коими согласно слову Спасителя: «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя» (Ин.6,51), - являются Его Тело и Кровь. Это же Спаситель подтвердил на Тайной Вечери, впервые совершив Таинство Евхаристии: «Иисус взял хлеб и, благословив... сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв Чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя» (Мф.26,26-28). Эти же слова повторяет каждый православный священник, совершающий Таинство Евхаристии. А употребляющийся здесь глагол «есть» в православном богословии и здравой философии как раз и указывает на сущность или природу (естество) вещи.
Как видим, согласно этим словам Спасителя (Ин.6,51; Мф.26,26) для вещи Тела Христова, коей, согласно Известию учительному, является благословляемый хлеб, таковой сущностью или природой (естеством) есть само Тело Христово. А для вещества Крови Христовой, коим, согласно Известию учительному, является вино от плода лознаго, таковой сущностью или природой (естеством), по слову Христову (Мф.26,27-28), есть сама Кровь Христова.
В противовес этому некоторые приводят слова святителя Иоанна Златоуста: «Как хлеб, прежде, нежели освятится, мы называем его хлебом, когда же Божественная благодать освящает его при посредстве священника, он уже свободен от наименования хлебом, но достойно называется Телом Господа, хотя естество (φυσις) хлеба в нем остается» (6). Однако, исходя из вышеприведенных богословских соображений, я считаю, что эти слова великого святителя здесь переведены неточно. Греческое слово φυσις имеет много значений, и в данном богословском контексте при переводе с древнегреческого неправильно ставить 2-е его значение («природа», «естество»), указанное в Древнегреческо-русском словаре (7). Но при переводе необходимо поставить указанное там же 3-е его значение - «вещество», «материал» (8), понимая под понятием «вещество Тела и Крови Христовых» лишь то, что, причащаясь их, мы своими телесными чувствами, по милости Божией, ощущаем именно хлеб и вино.
И если бы кто-то захотел поставить, прямо скажем, кощунственный эксперимент, пытаясь найти с помощью ли электронного микроскопа или химическим анализом, или еще каким-то научным методом частицы человеческого тела и крови в св.Тайнах, он лишь обнаружил бы там все те же частицы хлеба и вина. Ведь все эти приборы и опыты являются лишь более тонким продолжением наших пяти плотских чувств. Поэтому и здесь Господь, по Своему милосердию, показал бы им не непосредственно Свою Плоть и Кровь, а лишь ее под видом хлеба и вина (думаю, слово «вид», т.е. зрение, здесь принято святыми потому, что, как говорит наука, из всех наших плотских чувств именно зрение самое главное, оно дает до 80 процентов информации). Ибо если бы мы внешне видели бы хлеб и вино, а с помощью научного эксперимента или каким-то другим плотским чувством (не зрением, например, а вкусом) ощущали бы плоть и кровь, то и тогда не смогли бы причащаться. Но этого на самом деле нет! Так зачем по сему поводу, якобы, «вкуса крови» закатываются истерики?!
Правда, если вернуться к такому мнимому эксперименту с приборами и анализами, то возможен и такой случай, когда Господь может за неверие экспериментаторов явить Свою Плоть и Кровь в их истинном виде. Но здесь дело, конечно, не в эксперименте, а именно в неверии, ведь такое в истории христианства неоднократно бывало и без всяких приборов, анализов и экспериментов!
Итак, св.Дары по сути, в сущности, - это Тело и Кровь Христовы, а по своему веществу (т.е. по тому, что мы ощущаем своими плотскими чувствами, причащаясь их) - это хлеб и вино. Однако если человек, злоупотребляя милостью Божией, делающей для нас, людей возможным причащение Его Тела и Крови под видом хлеба и вина, будет по своему плотскому разумению и своими плотским чувствам видеть только оные простые хлеб и вино, то он так и останется плотским человеком. И по слову апостола, «не рассуждая о Теле Господнем», таковой причащается недостойно (ср.1 Кор.11,29).
Ведь люди познают мир не только своими пятью плотскими чувствами, но и умом, величайшей добродетелью которого является вера. Поэтому если мы, предварительно очистив свою душу покаянием, свято причащаемся с верой в то, что вкушаем именно Плоть и Кровь Христовы, то обязательно почувствуем всей своей душей, что вкусили не простые хлеб и вино, но причастились именно этой, как говорят святые отцы, - Световиднейшей Сладости. Если же, как обличает нас апостол, христианин, не рассуждая о Теле Господнем, ест от хлеба сего и пьет из чаши сей (1 Кор.11,28-29), - то причащается недостойно. Повторяю, «не рассуждая» - это и значит, что плотской человек, доверяя лишь своим пяти плотским чувствам, видит лишь хлеб и вино, а не Тело и Кровь Христовы. Таковой причащается недостойно!
Как свидетельствует об этом достойном и недостойном причащении преподобный Симеон Новый Богослов: «Слышишь, как ясно-ясно взывает Сын Божий, что, чрез причащение Пречистых Таин, такое же имеем мы единение и жизнь со Христом, какое единение и жизнь имеет Он Сам со Отцом? Ибо как Он едино есть с Богом и Отцом Своим по естеству, так, говорит, и мы едино бываем с Ним по благодати, когда вкушаем Плоть Его и пием Кровь Его. И чтобы мы не думали, что все сие совершает видимый хлеб, Он говорил: Аз есмь хлеб сходяй с небесе. Не сказал только: сшедый (ибо это означало бы, что Он только один раз сошел), но что говорит? - сходяй с небесе, то есть Я всегда схожу и прихожу к тем, которые причащаются достойно. При этом, желая отвлечь ум наш от видимого или, лучше сказать, желая возвести нас посредством видимого к созерцанию невидимой славы ипостасного Божества Своего, Христос Господь говорил: Аз есмь хлеб животный, и опять: Отец Мой даст вам хлеб истинный, не от земли, а с небесе. Говоря: хлеб истинный с небесе, показал тем, что хлеб, который от земли, не есть истинный, как не приносящий потребной пользы. И чтоб яснее это показать, говорит: хлеб Божий есть сходяй с небесе и даяй живот миру. Опять говорит: сходяй, и опять: даяй живот. Для чего? Для того, чтоб ты не подумал, что Он говорит о чем-либо телесном и, причащаясь, не представлял что-либо земное, но самую эту малую часть, коею причащаешься, умными очами души своей созерцал обоженною, соделавшеюся совершенно подобною хлебу, сходящему с небеси, который есть Бог истинный, - хлеб и питие бессмертной жизни; дабы не остаться тебе в неверии, с одним хлебом, который видишь чувствами своими, и таким образом не вкушать хлеб лишь земной, а не небесный, и не лишиться за то живота, яко не вкусившему духовно небесного хлеба, как говорит Сам Христос: Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже. Каких это не пользует? Тех, которые говорят, что Он простой человек, а не Бог. И ты, верный, если причащаешься хлеба только, а не Тела обоженного, и если не веруешь, что при сем приемлешь в себя Самого Христа всего, как надеешься приять от Него живот и иметь Его в себе ощутительно для чувства души твоей? Ибо слышишь, что говорит Он? Ядый Мя, то есть с неба сходящий хлеб, жив будет во веки. И опять: плоть не пользует, Дух есть иже оживляет. Истинно Дух есть, Иже очищает нас и делает достойными причастия Тела Господня. Ибо те, которые, причащаются недостойно, суд себе ядят, и пиют, не рассуждая Тела Господня, как говорит Апостол» (9).
Примечания:
1. А.И.Осипов. Евхаристия и священство. Лекция 17. Цитируется по статье Евгения Мавродиева «Кошмар т.н. «истинного православия», опубликованной на сайте «Православный форум Апостола Андрея Первозванного»
2. Протоиерей Георгий Городенцев. Христианское учение о материи и материализм, статья опубликована на РНЛ 22 августа 2008 года
3. Платон. Теэтет. Сочинения в 3-х томах. Т.2. М., 1970. с.237.
4. Известие учительное. О вещи Тайны Самого Тела Христова. Служебник. Ч.2,
Издание Московской Патриархии, 1977 г., с.510
5. О вещи Крове Христовы, там же, с.511
6. Цитата св.Иоанна Златоуста взята из форума статьи Е.Мавродиева. Сообщение:
#692233, на сайте «Православный форум Апостола Андрея Первозванного»
7. Древнегреческо-русский словарь. Т. II, М., 1958 г., с.1754
8. Там же, с.1755
9. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Слово 52,2
3. Re: 1-я Неделя Великого поста и «новые литургические веяния»
2. Спаси Господи.
1. Re: 1-я Неделя Великого поста и «новые литургические веяния»