Иконопочитание истинное и ложное

О мнимом иконопочитании и подлинном иконоборчестве

Проблемы церковной жизни 
0
1543
Время на чтение 23 минут

Недавно на православном сайте Богослов.ру бросилась в глаза аннотация одной богословской монографии. Заинтересовало меня не столько название (хотя оно тоже обращает на себя внимание) [1], сколько оформление обложки. На ней воспроизведена репродукция византийской мозаики с ликом Спасителя, обезображенного рукою художника-оформителя в авангардистском стиле: образ разбит на полосы, сдвинутые друг относительно друга, так что глаза, нос, рот, подбородок оказались в стороне друг от друга. Не знаю, какого вероисповедания был художник, но автор - православный теолог (американский грек).

Надеюсь, что большинство читателей согласится, что художник поступил нечестиво, исказив лик Христа, чтобы достичь сомнительной выразительности. Однако задумаемся, благочестиво ли репродукциями икон, фресок, мозаик с ликами Христа, Богородицы, ангелов и святых угодников Божиих украшать обложки православных книг и журналов, первые полосы газет, календари и прочие вещи? Надо ли в храме украшать лицевую сторону деревянного аналоя распятием Спасителя, если оно оказывается на уровне колен прихожан, подходящих поцеловать лежащую на нём икону? Хорошо ли в православном (более того, монастырском) магазине раскладывать иконы на полках, едва возвышающихся над полом, так что покупатели, рассматривая лики святых, Христа и Богоматери вынуждены в буквальном смысле смотреть себе под ноги? Так ли должно выражаться наше иконопочитание и не переходит ли оно в свою противоположность?

 

Догмат иконопочитания

Для Православной Церкви иконопочитание является догматом, утвержденным Седьмым Вселенским Собором в Никее (787 г.), то есть непререкаемым и обязательным для всех верующих правилом веры. В заключительном оросе (определении) Собора сказано: «...определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа... Богородицы... честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением... почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей... Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» [2].

За этот догмат и право почитать иконы и священные изображения многие православные люди претерпели ссылки, жестокие гонения и мучения, отдали свою жизнь и здоровье, став мучениками и исповедниками в период иконоборчества, которое длилось на христианском Востоке более ста лет (730-843). Так что иконопочитание, как и все догматы Церкви, говоря словами апостола Павла, «куплены дорогою ценою» (1Кор. 6:20).

Из ороса Собора следует, что священные изображения возводят ум верующего от образа к первообразу - к самому изображенному лицу (Христу, Богородице, ангелам и святым),  и честь воздаваемая иконе, относится не к её веществу и не к естеству изображенного на ней, а к ипостаси, то есть к личности (Божественной или тварной). Именно поэтому священные изображения должны размещаться в достойных местах и чествоваться лобызанием, каждением фимиама (ладана) и возжжением свечей.

Однако это каноническое правило и догмат имеют и другое значение: хула или любое неблагочестивое и оскорбительное действие по отношению к образу (иконе, священному изображению) также восходит к первообразу, то есть к личности Христа, Богородицы, ангелов и святых. Именно так расценивались православными верующими действия иконоборцев против икон и в древности и в наше время, когда вновь участились случаи осквернения христианских святынь.

 

Благочестие или нечестие?

Действия современных иконоборцев были справедливо осуждены не только православной общественностью, но и государственным правосудием. Однако не переходит ли порой наше современное иконопочитание в свою противоположность, как некогда в Византии, где почитание священных изображений не по разуму приводило к тому, что соскобленную с иконы краску добавляли в чашу с Причастием, брали иконы в восприемники при крещении детей, украшали иконами одежды мирян и т.п. [3]. Слава Богу, сейчас мы не делаем ничего из перечисленного, но оправданно ли неумеренное использование священных изображений в нашей современной жизни?

Как уже было сказано, священные изображения должны располагаться в достойных местах не для обыденного употребления, а для молитвенного обращения к первообразу. Поэтому и в храмах, и в наших домах иконы располагаются на лучших почетных местах. Перед ними горят лампады, свечи, совершается каждение ладаном, молящиеся совершают поклоны и благоговейно целуют их. Такое же почитание мы воздаем в храме Евангелию как словесной иконе Спасителя, которое поэтому украшается священными изображениями Христа и евангелистов. И само Евангелие, и священные изображения на нем целуют священнослужители в положенные моменты службы и все прихожане в воскресный день перед помазанием елеем. Богослужебное Евангелие хранится в алтаре на престоле - самом священном месте храма.

Заметим, что иные богослужебные книги (Октоих, Минея, Псалтирь, Часослов, за исключением иногда только Апостола), имеют на переплете лишь небольшой крест и никогда священные лики, хотя и они за богослужением торжественно выносятся чтецом из алтаря и вносятся обратно (как например, Минея и Часослов при чтении паремий и шестопсалмия). Из этого следует, что Церковь строго разделяет и различает в каких случаях и на каких предметах, даже предназначенных для богослужебного использования, допустимо размещение священных изображений.

 

Книги - «иконы»

Однако совсем другое отношение к священным изображениям мы имеем в современном книгоиздании. В православных и светских книжных магазинах сейчас можно видеть в продаже большое количество книг, на обложке которых имеются лики Спасителя, Богородицы, ангелов и святых, то есть всех лиц, поименованных в оросе Седьмого Вселенского собора, и предназначенные решением Собора «к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением», которого они в данном случае лишены в силу совершенно другого назначения этих священных изображений. Такие книги имеют эффектный внешний вид и бросаются в глаза покупателю. Но должны ли мы ради увеличения продаж так разбрасываться святынями?

Зададимся вопросом: являются ли лики Спасителя и Богородицы на переплетах книг свящéнными изображениями? Действительно, у нас нет чина освящения душеполезных книг и иллюстраций в них, мы не освящаем по сути иконописные изображения на книжных и журнальных обложках, не читаем над ними молитв по требнику, не кропим святой водой. Но неужели легко узнаваемый и столь, простите за выражение, популярный сейчас в оформлении многих книг лик Спасителя кисти Андрея Рублева [4], или В.М. Васнецова [5], или какой-либо иной [6] перестает быть для нас священным и благоговейно чтимым без чина освящения? Разве потерпим мы надругательство даже над неосвященной иконой? Ведь на ней все равно изображен образ Бога, ставшего «нас ради и нашего ради спасения» человеком. К тому же многие подобные иконные изображения на обложках имеют все канонические атрибуты: нимб вокруг лика, надписание ипостаси Иисуса Христа [7] или Богородицы. А некоторые издательства в своем неумеренном иконопочитании или скорее в погоне за повышенным читательским спросом (и соответственно своей коммерческой прибылью), пошли еще дальше: размещают на обложках своих книг небольшие металлические иконки. Резонно спросить: зачем? Мы должны поклоняться иконе на переплете или читать книгу?

В православной библиотеке я видел человека, который благоговейно поцеловал только что закрытую им книгу, как это делают священнослужители после прочтения Евангелия. На ее обложке крупно, в две трети размера, была воспроизведена икона с ликом Спасителя на фоне Креста с надписанием: «Иисус Христос. Царь Славы» [8]. Девушка-библиотекарь взяла сданную ей книгу и небрежно положила на стол, накрыв сверху стопкой других, чтобы было удобнее отнести их на полки. Тут совместилось и благочестие и нечестие. Но как, скажите, работать с такими книгами в библиотеке или в магазине, особенно на лотках, когда на иконные лики книжных обложек могут не только класть другие предметы, но и деньги?! Что делать с такой книгой-иконой? Носить над головой, как дьякон выносит Евангелие на службе?

А разве мы сами не вынуждены делать нечто неблагоговейное с такими книгами в своей домашней библиотеке? Как пользоваться книгой с ликом Христа во всю обложку? Как благочестиво держать ее в руках, чтобы не касаться лика? Как разворачивать и класть на письменный стол для чтения, зная, что лик Господа нашего будет истираться о его поверхность и тем оскверняться? Или как, не нарушая благочестия, положить такую книгу в портфель с другими вещами, как читать в метро или в другом общественном месте? Не совершаем ли мы невольное богохульство только потому, что издатели из лучших (будем считать) соображений именно так оформили свое издание?

Что же нам делать? Одеть поверх лика Христа другую обложку, обернуть бумагой? Но зачем тогда вообще помещать туда икону, если из соображений благочестия мы вынуждены ее прятать? «Впрочем, - как горько восклицает свт. Григорий Богослов, - Он все терпит, все переносит. И что удивительного? Он понес заушения, потерпел оплевания, вкусил желчь за мое вкушение. Терпит и ныне побиение камнями не только от наветующих, но даже от нас, которые почитаем себя благочестивыми» [9].

 

Журналы и газеты

Не лучше обстоит дело с журналами и газетами. Многие из них выносят священные изображения на свои обложки или первые полосы газет. Однако, если журналы, хотя и с натяжкой, можно приравнять к книгам и просто попросить убрать внутрь все иконы, то с газетами дело сложнее.

Газеты по самой своей природе и функциональному назначению имеют короткий срок службы, по качеству полиграфии стоят на последнем месте в общем ряду печатной продукции. К газетам в быту наиболее пренебрежительное отношение. В лучшем случае издатели обрекают благоговейных читателей на необходимость сжигать их продукцию в чистом месте, а в худшем - совершать поругание святых икон, репродукции которых там напечатаны. У некоторых газет графическая икона  расположена в «шапке» первой полосы (например, газета «Русь Державная») и потому с ней возникают такие же проблемы как с иконой на обложке книги.

На наш взгляд использование священных изображений в газетах наименее оправданно. Тем не менее, некоторые издатели прямо-таки изощряются в размещении на полосе максимального количества священных изображений в том числе и в качестве декоративного оформления страницы, как будто это не газета-однодневка, а рукописное Евангелие с миниатюрами.

 

Прочая печатная продукция

В первую очередь хочется сказать о календарях, особенно о настенных большого и среднего формата, поскольку именно их чаще всего используют издатели для репродукции икон. Назначение календаря - предоставлять информацию. Человек смотрит в календарь именно с этой целью. Если на календаре размещено священное изображение (чаще всего репродукция иконы), то оно становится простой иллюстрацией наряду с пейзажем или любой другой картинкой в светских календарях, поскольку календарь не предназначен для молитвенного делания, он - не икона! Нельзя смешивать профанное и священное, молитву к Богу и обыденное, рутинное действие.

Сказанное относится и к карманным календарям с иконами. Казалось бы, издатели совмещают благочестивое с полезным, но это оборачивается таким же нечестием, каким было бы размещение священных изображений на разделочных досках в качестве интерьера для кухонь. Такое же профанирование священного происходит при репродукции икон (полностью или частично) на книжных закладках, обложках для аудио- и видеодисков.

 

Электронные издания

Священные изображения используют и интернет-сайты, как в качестве графического оформления сайта, его основной заставки, так и в качестве иллюстративного материала к текстам, или как электронные художественные галереи иконописи. Редакторам таких сайтов и веб-мастерам следует сделать все возможное, чтобы, во-первых, такое использование было благочестиво, а, во-вторых, постараться минимизировать печать священных изображений при распечатке материалов сайта. Поскольку общеизвестно, что к распечаткам принтера человек относится уже без всякого уважения. Тут степень благочестия запредельно низка даже по сравнению с газетами. А ведь нередко на печать идет статья с репродукцией иконы. При браке печати или сбоях все эти листки с репродукциями икон летят в мусорную корзину.

 

Предметы обихода

Еще большее нарекание вызывают «православные» предметы обихода, (женские головные платки, браслеты, посуда - тарелки, кружки, ювелирные украшения и т.п.), «освященные» святыми ликами. Согласитесь, что головной платок с образом блаженной Матроны это все же не куколь схимницы, который к тому же «украшают» крест и святые серафимы, а не изображения святых подвижниц. Или скажем в церковной лавочке с ювелирными изделиями можно увидеть широкое кольцо, одеваемое на два пальца (!) с большим массивным крестом. Это что, «православный» кастет? Про наклейки с иконными ликами на пасхальные яйца уж и не говорю: современные технологии настолько все удешевляют и опошляют, что просто беда!

 

Что делать?

Понятно, что всякий художник, мастер-ремесленник, издатель хочет угодить своим потенциальным православным клиентам и не находит другого способа привлечь к своей продукции внимание этого специфического контингента как «навесить» на свой товар броский знак его «ортодоксальности». Поэтому книжные полки магазинов превращаются в своеобразные «иконостасы», но без всяких правил рядности и иконографии «сюжетов». Так что на книге, посвященной творчеству Ф.М. Достоевского, вдруг обнаруживается икона Христа Вседержителя на троне [10], а на обложке «Православного календаря садовода и огородника» - изображение Богородицы, сидящей на облаках и осеняющей воздетыми вверх руками окружающие её фрукты и овощи [11].

Возможно ли остановить этот беспредел и навести порядок? Думаю, что можно, если во главу угла поставить не меркантильный интерес, а благочестие. По крайней мере, в своей церковной среде упорядочить использование священных изображений достаточно просто через уже существующие синодальные отделы (Издательский совет, Информационный отдел) и вновь созданные органы контроля (например, за торговым ассортиментом и правилами торговли в церковных, монастырских, приходских магазинах и лавках, за церковными предприятиями типа завода «Софрино» и т.п.). Было бы желание. Быть может, новые иконоборцы, начавшие войну против Церкви уже в наше время, подтолкнут и нас, как когда-то православных в Византии, к осмыслению и установлению правил подлинного иконопочитания, освобожденного от коммерческо-рыночного суеверия?

Мне могут возразить, что в условиях рыночной экономики любой «благочестивый бизнес» проиграет практичной беспринципности, потому что, скажем, вместо православного издательства, связанного ограничениями со стороны церковных структур, календари с иконами начнут издавать все кому не лень. Ведь «свято место пусто не бывает». На это могу возразить следующее. Во-первых, благочестивым производителям может помочь уже существующее и в перспективе расширенное визирование и лицензирование со стороны синодальных органов. Во-вторых, административные меры необходимо подкрепить работой по просвещению и воспитанию верующих, донесению до них знаний и правил благочестия и подлинного иконопочитания (через те же книги, журналы, газеты, интернет, проповеди в храмах, миссионерскую работу на приходах и т.п.). В-третьих, запрет на профанное употребление сакрального понудит художников, издателей, производителей к творчеству, к поиску новых художественных средств, изысканию нового облика своей продукции. И, наконец, главное, вспомним слова Спасителя: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26).

Рассказывают, что святой наших дней свт. Иоанн Сан-Францисский (Максимович) очень трепетно относился к любым священным изображениям, которые так или иначе попадали ему в руки, даже к самым незначительным и малоценным в художественном смысле. Он бережно вырезал их из всевозможных изданий, освящал их по чину Требника и предлагал всем своим знакомым. Некоторые считали это юродством. Но еще апостол Павел писал Коринфянам: «Мы безумны Христа ради...» (1Кор. 4:10), «ибо когда мир своею мудростию не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор. 1:21). Мнимое «юродство» свт. Иоанна было проповедью ко всем нам, слишком легко относящимся к не благочестивому (в силу названных причин) тиражированию священных изображений во всевозможных массовых изданиях. Его «юродство» было проявлением высшей степени благоговения перед Богом, Богородицей и святыми, подлинным иконопочитанием в наш век икононебрежения и иконоборчества.

Для чего нам, иконопочитателям, помещать священные изображения там, где они заведомо будут подвергаться поруганию и в конечном, самом благочестивом, итоге - уничтожаться?!! Не благочестивее ли отказаться от такого профанирования священного, от десакрализации икон и превращения их в декоративные элементы православных изданий и предметов обихода?! Иначе и к нам могут быть отнесены слова свт. Григория Богослова: «А мы не стыдимся оскорблять и достопоклоняемое имя Христово и Самого Христа, не стыдимся слышать как Он почти вслух и ежедневно вопиет: имя Мое хулится вас ради во языцех (Ис. 52:5)»[12].

 

Заключение

Видимо, будет разумно после широкого обсуждения поднятой темы ходатайствовать перед Священным Синодом о вынесении определения и издании Указа по упорядочению использования священных изображений в печатной и электронной информационной продукции, в изделиях декоративно-прикладного искусства и православного обихода. Было бы целесообразно в структуре Московской патриархии сформировать орган, контролирующий исполнение данного Указа и налагающий прещения за его невыполнение.

Союз писателей России сформулировал описанную здесь проблему и обращает на неё внимание православной общественности. Созданный при Союзе писателей Совет по возрождению и сохранению православных святынь инициировал проведение в конце нынешнего Великого поста конференции по обсуждению отношения в церковной среде и в российском обществе к священным изображениям и святыням. Накануне недели Торжества Православия Совет выступил с Обращением «О мнимом иконопочитании и подлинном иконоборчестве», в котором призывает к обсуждению данной темы [13].

В заключение скажем еще об одном важном аспекте. Россия и Русская Церковь не живут в изолированном культурном пространстве, но находятся в глобальном информационно-культурном поле, более того, прозрачны для него, то есть подвержены мощному влиянию извне. И влияние это по большей части враждебное. Недавно в СМИ появилась информация о новой коллекции дизайнеров одежды Дольче и Габбана, в которой использованы иконные лики Божьей Матери и святых, а также священные христианские символы в качестве аксессуаров и бижутерии. На подиуме анорексичные модели продемонстрировали публике святые лики на срамных местах женской одежды (в области гениталий), на дамских сумочках, обуви, а также «наперсные» кресты вместо бус и «висячие» (в ушах) вместо дамских сережек [14] .

По утверждению Андрея Яхнина, автора монографии и многих публикаций на тему современного искусства, в настоящее время элитарная западная культура отрабатывает, а массовая культура использует методы символического обезбоживания смыслов [15]. Скандальное использование православной и христианской символики, намеренное оскорбление чувств верующих, использование антихристианских сюжетов успешно работает в нынешней рыночной экономике. Всё это, по мнению Андрея Яхнина, должно «подтолкнуть нас к осмыслению нашего места в мире и нашей христианской культурной миссии» [16], которую мы должны осуществлять в условиях реальной войны, которую ведет против Церкви авангард современной безбожной и обезбоживающей глобальной культуры 17].

Очевидно, что для ведения такой войны мы должны иметь крепкие «тылы», которые позволят нам противостоять «веяниям эпохи» - тому самому размыванию понятия о сакральном и «полной постмодернистской атомизации смыслов», о которых пишет А. Яхнин, когда уже невозможно отличить правду ото лжи, и правдой становится все, к чему приставляется слово «православный» («православный рок», «православное современное искусство», «православное телевидение» и т.д.) [18].

Поэтому хочется верить, что в скором времени вид наших православных изданий и полок церковных лавок существенно изменится в соответствии с догматами нашей веры и правилами церковного благочестия. Истинные же почитатели икон не опечалятся, а возрадуются. Ибо православный характер издания определяет не икона на обложке книги, а благоговейное отношение авторов и создателей к самой иконе - образу того Первообраза, по образу которого сотворен человек, к образам Пречистой Девы Марии, святых и преподобных отцов наших, своей жизнью и смертью прославивших Бога.

«Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь» (Рим. 11:36).

 

* * * 

Приложение:

О мнимом иконопочитании и подлинном иконоборчестве

В октябре 2011 года при Союзе писателей России учрежден Совет по возрождению и сохранению православных святынь. В числе основных направлений работы Совета - содействие возвращению в жизнь современного российского общества традиций Святой Руси, отпор действиям антихристианского характера, участие в церковных и общественных дискуссиях по актуальным вопросам Православия.

В канун недели Торжества Православия Совет по возрождению выступил с заявлением, призванным стать началом серьезного разговора.

Предполагается в Союзе писателей России провести конференцию по обозначенной ниже теме:

Обращение Совета по возрождению и сохранению православных святынь при Союзе писателей России

В последнее время участились случаи публичного поругания христианских икон и поклонных Крестов, проведения художественных выставок, оскорбляющих чувства верующих («Духовная брань», «Иконы» и т. п.). В связи с этим в СМИ развернулась полемика о границах творческого самовыражения, свободе акционистского искусства и способах выражения гражданской позиции (действия арт-группы «Война», панк-группы « Pussy Riot » и т.п.).

С другой стороны, после освобождения российского общества от атеистической идеологии и снятия ограничений на издательскую деятельность Русской Православной Церкви из печати стали большими тиражами выходить книги духовного содержания, православные журналы, газеты, календари, аудио- и видеодиски и другая продукция, что не может не радовать верующих.

Однако настораживает и беспокоит другое: значительная часть светских и православных издательств в оформлении своей продукции неумеренно и неразумно используют священные изображения - репродукции икон, фресок, мозаик с ликами Спасителя, Богородицы, Ангелов и святых подвижников Христовой Церкви. Пользование такими изданиями в быту неизбежно и даже невольно для самих читателей приводит к неблагочестивому отношению к священным изображениям. Так, распространенная практика размещения репродукций икон Спасителя и Богородицы на обложках книг, журналов и первых полосах газет вынуждают читателей касаться святых ликов руками, истирать лики о стол во время чтения, а в местах хранения и продажи на лики кладутся другие предметы и даже деньги.

В дополнение к сказанному, православные периодические издания (журналы и газеты) имеют короткий срок службы, и вынуждены утилизироваться неблагочестивым образом, а ведь они тоже имеют репродукции икон на обложках и в текстах статей. То же самое происходит с настенными и карманными православными календарями, закладками, обложками аудио- и видеодисков, имеющих священные изображения. Распечатки статей с православных сайтов тоже часто содержат иконы и также неблагочестиво утилизируются пользователями.

Из определения Седьмого Вселенского собора (787), утвердившего догмат иконопочитания, следует, что священные изображения должны размещаться в достойных местах, их должно чествовать каждением фимиама и возжжением свечей. Лицезрение священного изображения возводит ум верующего от образа (иконы, фрески, мозаики) к Первообразу - Христу, Богородице, Ангелам и святым угодникам Божиим. Поэтому хула или любое неблагочестивое и оскорбительное действие по отношению к священному изображению также восходит к Первообразу, в том числе к Божественной личности Спасителя и Пречистой Девы Марии. Именно так расцениваются православными верующими кощунственные действия современных иконоборцев в отношении Креста, икон, православных храмов, именно поэтому вызывают они законное возмущение и противодействие.

Поскольку в России участились провокации против религиозных символов отношение к священным изображениям в собственно церковной среде должно быть особенно выверенным и безупречным. В частности, использование священных изображений православными и церковными издательствами, самими верующими (например, употребление бумажных иконок, ювелирных украшений и т.п.) требует упорядочения при активном участии синодальных учреждений Русской Православной Церкви (Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, Издательского совета, Синодального информационного отдела и др.).

Созданный при Союзе писателей России Совет по возрождению и сохранению православных святынь выступил инициатором проведения церковно-общественной конференции в защиту христианских символов и священных изображений. Инициатива Совета была одобрена секретариатом Союза писателей России и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, поручившим синодальным учреждениям Московской патриархии оказать ей реальную поддержку.

На предстоящей конференции Совет предлагает рассмотреть важнейшие вопросы отношения к священным изображениям и символам в российском обществе, такие как: допустимые и недопустимые формы использования религиозных символов в современном искусстве, свобода самовыражения индивидуума и оскорбление чувств и достоинства других людей, «война образов» (провокации против религиозных символов и святынь) как современная форма гражданской войны...

Наряду с этим Совет призывает обратить особое внимание всей православной общественности на использование священных изображений в собственно церковной среде. По этой проблематике Совет выработал свою предварительную позицию, с которой он выходит на обсуждение темы в рамках предстоящей конференции. Она заключается в следующем.

1. Участники конференции должны обратиться к Святейшему патриарху Кириллу с прошением издать ряд Указов (руководящих документов) с целью упорядочения использования священных изображений в церковной среде. Среди них указание профильным Синодальным учреждениям (Синодальному информационному отделу и Издательскому совету РПЦ), производственным предприятиям РПЦ (художественно-производственное предприятие «Софрино» и т.п.) в кратчайшие сроки разработать и начать применять правила (внутренние инструкции), регламентирующие использование священных изображений в издательской продукции (книги, периодические издания, календари и т.п.), в изделиях декоративно-прикладного и ювелирного искусства и т.п.

2. Названные учреждения обязываются применять эти правила при рассмотрении вопроса о предоставлении грифов: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла», «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви», «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви», «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» , при принятии решения об изготовлении изделий ювелирного и декоративно-прикладного искусства и т.п. Данные правила должны квалифицировать как несовместимые с традиционными нормами благочестия, а потому недопустимые:

- размещение священного изображения на корешке, первой и четвертой обложках книг, журналов, сериальных изданий,

- публикацию репродукций и иллюстраций в виде священных изображений в газетах и приравненных к ним периодических изданиях (еженедельники и т.п.),

- использование священных изображений и их элементов в качестве декоративного оформления книг, журналов, газет и другой публичной продукции,

- издание карманных календарей со священными изображениями,

- использование священных изображений и их элементов в оформлении пакетов, закладок, обложек аудио- и видео- дисков и кассет и т.п.

- использование священных изображений и их элементов не по прямому назначению, т.е. не для молитвенного почитания (в том числе на ювелирных изделиях, на официальных бланках, в виде герба, элемента «фирменного стиля», и т.п.).

3. Просить Святейшего патриарха Кирилла дать поручение компетентным церковным органам разработать документ, определяющий церковное отношение к священным изображениям, дающий основания для более детальной разработки внутренних инструкций профильных Синодальных отделов, церковных предприятий (заводов, артелей мастерских) по изготовлению предметов декоративно-прикладного искусства и т.п.), а также дающий представление о значении священных изображений и порядке их использования в частной жизни верующего православного христианина.

4. Просить Московскую патриархию (Синодальный информационный отдел и др.), органы церковных и православных СМИ принять меры по всемерному распространению знаний среди верующих и всего российского общества о правилах почитания священных изображений и благочестивого обращения в быту с предметами религиозного поклонения и почитания (иконы, кресты, распятия, Библии и т.п.);

5. Просить Святейшего патриарха Кирилла учредить специальный орган, уполномоченный контролировать выполнение правил торговли иконами и предметами церковно-прикладного искусства в церковных магазинах (приемы и способы благочестивого хранения, размещения на торговых площадях и обращения с продукцией, имеющей священные изображения или представляющей собой предметы религиозного поклонения и почитания - иконы, кресты, распятия, Библии и т.п.).

Возможно, многим эти требования покажутся чрезмерными или даже малореальными для нашего общества. В ответ необходимо добавить следующее. Во-первых, все сказанное - напоминание об элементарных требованиях личного благочестия. Если у кого-то его нет, если нет подлинного священного трепета и страха Божия, то должна быть хотя бы внешняя дисциплина, правила которой понуждали бы к должному поведению человека, считающего себя чадом Православной Церкви. Во-вторых, даже изображение обычного, не прославленного Церковью человека заслуживает, по нашему мнению, более бережного, более трепетного к себе отношения. Кто сомневается в этом, пусть представит фотографии своих близких в урнах современного мегаполиса. В-третьих, Совет, выражающий мнение группы православных мирян, сформулировал свой вариант решения проблемы. Уже само ее обсуждение способно, на наш взгляд, пробудить во многих спящее сегодня чувство уважения к тому, что на протяжении тысячи лет почиталось нашим народом как материальный образ присутствия Божьего Царства.

Если нам больно, когда богохульник обливает краской икону в храме, то почему мы равнодушно взираем на то, как продавец церковного магазина (!) кладет деньги на лик Спасителя, изображенный на обложке книги? Почему наша совесть остается спокойной при виде кружек и тарелок с ликами святых, браслетов с ликом Богородицы, платков с иконами святых подвижников? Не становимся ли мы невольно иконоборцами, адресуя наше пренебрежение, а то и хулу к Первообразам святых икон?

Только когда мы исправим самих себя, мы сможем, не кривя душой, требовать от «внешних» уважения к тому, что нам дорого.

 

«Российский писатель»

http://www.rospisatel.ru/sob53.htm

 

Примечания:

[1] Papanikolaou, Aristotle. The Mystical as Political: Democracy and Non-Radical Orthodoxy. - Notre Dame, Indiana: University of Notre Dame Press, 2012.

http://www.bogoslov.ru/biblio/text/3003700/index.html

[2] Карташев А.В. Вселенские соборы. - СПб.: Библиополис, 2002. С. 518. См. также: Деяния Вселенских соборов. Т.7. Казань, 1909. С. 284-285.

[3] Карташев А.В. Вселенские соборы. - СПб.: Библиополис, 2002. С. 477.

[4] Например, издания: Лепахин В. Икона и иконичность. СПб.: Успенское подворье Оптиной пустыни (Санкт-Петербург), 2002; Непознанный мир веры. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2003.

[5] Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М.: Айрис-пресс; Лагуна-арт, 2004.

[6] Мейендорф И., прот. Иисус Христос в восточном православном богословии. М.: ПСТБИ, 2000.

[7] См.: Тихомиров Л.А. Указ. соч. См. также: Иерофей (Влахос), мит. Православная психотерапия. Б.м. [Сергиев Посад]: Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 2004; Серафим (Роуз), иером. Бытие: сотворение мира. Платина (Калифорния), М.: Братство преп. Германа Аляскинского; Валаамское общ-во Америки, 2004; Яннарас Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий, 1992.

[8] Иларион (Алфеев), игумен. Таинство веры. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000. Надписание приводится в расшифровке сокращений под титлом. - В.Н.

[9] Григорий Богослов, свт. Слово 37 // Собрание творений в 2-х тт. Б.м. [Сергиев Посад]: Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Т.1. С. 511.

[10] Степанян К. Явление и диалог в романах Ф.М. Достоевского. М.: Крига, 2010.

[11] Вадим Синичкин. Православный календарь садовода и огородника. М.: АСТ, 2005.

[12] Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2-х тт. - Б.м. [Сергиев Посад]: Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1994. - Т.1. - Слово 3. С. 55.

[13] О мнимом иконопочитании и подлинном иконоборчестве // «Российский писатель».

http://www.rospisatel.ru/sob53.htm

[14] Яхнин А. Точка падения // Православие.ру. 6 марта 2013 г.

 http://www.pravoslavie.ru/jurnal/59947.htm

[15] Яхнин А. Оно // Православие.ру. 7 августа 2012 г.. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/55332.htm

[16] Яхнин А. Точка падения // Православие.ру.

[17] Яхнин А. Оно // Православие.ру. 7 августа 2012 г.

[18] Яхнин А. Оно // Православие.ру. 7 августа 2012 г.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Re: Иконопочитание истинное и ложное

Полностью согласен с автором статьи!!!!! Принимается закон об оскорблении чувств верующих и в него надо внести запрет на изображение священных изображений неподобающим образом или в неподобающем месте. Желающие изобразить на чем-либо священные изображения должны быть обязаны получить на это разрешение специальной комиссии Русской Православной Церкви!!!!
Фёдор / 30.04.2013, 18:03

4. Ответ на 3., Андрей:

Профанация всего святого - одна из главных тенденций современности и вернейший знак антихристовых времен.

Да-да, описанное в статье явление - признак духовного релятивизма, о котором Серафим Роуз прозорливо говорил как о временах "богословия с сигаретой". Очень рада, что на эту тему затеян серьезный разговор. Низкий поклон автору и всему Совету по возрождению и сохранению православных святынь при Союзе писателей России.
Ирина Фр. / 02.04.2013, 21:59

3. Отличный материал

Отличный материал и крайне своевременный - пусть ревность мусульман в отстаивании крайне важных для них вопросов изображения основоположника их вероучения устыдит нас, теплохладных, в терпимом отношении к священным изображениям нашей веры. А о том, что вопрос этот действительно важен, свидетельствует не только последний Вселенский собор, но и то, что именно это событие вспоминается нашей Церковью в первый воскресный день Великого поста... Профанация всего святого - одна из главных тенденций современности и вернейший знак антихристовых времен. Будем же стараться по мере сил противостоять этому богомерзкому явлению!
Андрей / 29.03.2013, 13:21

2. Re: Иконопочитание истинное и ложное

Согласен. Сам всегда этим мучаюсь. А ведь, кроме икон, есть ещё и изображение креста... А вот по поводу электронных ресурсов, думаю, что тут криминала практически нет. Распечаток с экрана (скриншотов)сейчас никто не делает, материалы позволяют их распечатывать отдельно. Да и распечатками люди пользуются осознанно.
Андрей Карпов / 29.03.2013, 09:41

1. Re: Иконопочитание истинное и ложное

Видимо, будет разумно после широкого обсуждения поднятой темы ходатайствовать перед Священным Синодом о вынесении определения и издании Указа по упорядочению использования священных изображений в печатной и электронной информационной продукции, в изделиях декоративно-прикладного искусства и православного обихода. Было бы целесообразно в структуре Московской патриархии сформировать орган, контролирующий исполнение данного Указа и налагающий прещения за его невыполнение.

Полностью поддерживаю. Давно пора навести порядок. Считаю, что в периодике, как и на обложках книг, неуместны репродукции икон, распятия, других священных предметов и изображений, коим место только в храмах, красных углах и т. п. местах.
Чемоданов / 29.03.2013, 07:18
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Иванович Немыченков
Все статьи Владимир Иванович Немыченков
Проблемы церковной жизни
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
«Плевок в Бога». Урок №262.
«Захар Прилепин. Уроки русского»
28.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Как отличить собственные мысли от внушаемых
Новый комментарий от Агафон
05.11.2024 20:26
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от учитель
05.11.2024 20:18
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от учитель
05.11.2024 19:20
Могут ли десять тысяч корейцев превратить Суджу в новую Плевну?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
05.11.2024 18:56
Кому нужен скандал в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
05.11.2024 18:25
Супероружие и дельта времени
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
05.11.2024 18:13