В народе нашем есть своего рода неписаный закон или правило, которое в последние времена стало, к сожалению, часто нарушаться: «Об умерших говорить следует хорошо, либо ничего не говорить». Давая нелестную оценку другому человеку, а особенно такому выдающемуся поэту, как Николай Михайлович Рубцов, не отыщется ли и на нашей совести пятен, о которых мы, разумеется, молчим и стараемся не распространяться. Представим, что мы должны прилюдно огласить все свое внутреннее худшее и грешное без всякой пощады... Многие ли из нас решились бы на такое? Пристрастие к чужим несовершенствам и недостаткам, тем более, в ущерб явным достоинствам, есть признак малолюбящей души. Клеймили позором поэта Рубцова, выискивая соринку в глазу, не видя в своем собственном бревна, и что же - Рубцов прославлен, а его недоброжелатели посрамлены. Изживание своих грехов неминуемо приведет к спасению, тогда как пристальное внимание к чужим порокам, грехам и недостаткам, особенно усопших братьев наших и сестер, что означает забвение своих прегрешений, обязательно доведет до беды. Благодарное, любящее сердце не помнит дрязг, пересудов, а ценит одну простоту и доброту.
Вот добрый стих, написанный поэтом Николаем Рубцовым еще в далеком 1960 году. Ему более полвека! Но рубцовские строки вновь и вновь оповещают наше сердце о «тихом и безмолвном житие во всяком благочестии и чистоте»:
Я запомнил как диво,
Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
Меж звериных дорог...
У Рубцова, по словам поэта С.А.Есенина, правда, относившимся к А.С.Пушкину, «свой стиль словесной походки», который еще надо разгадывать и разгадывать. Писать в годину свершений советских пятилеток, когда кругом все коллективное и почти ничего своего, о каком-то затерявшемся лесном хуторке, да еще и счастливом!..
Поэт остается верным не общепринятому, а своему выбору - он любит уединенность и предпочитает ее всякой шумихе и суматохе. Не заморское с небоскребами и рекламами (теперь и у нас) диво, не «осчастливленная» колхозная жизнь (ныне упраздненная), а жизнь простая, обычная, более внутренняя, чем вовне, жизнь в простосердечном единении со всем сущим, живым, вечным, вот чем богат наш поэт сполна и не только он дин, но и добрый, простодушный Филя. По некоторым чертам, он чем-то напоминает святого отшельника и пустынножителя, уединившегося от всего многожитейского и многопопечительного. В этом, с современной точки зрения затерянном мире, никто ни с кем не спорит, не воюет, не гордиться, не надмевается, не расталкивает никого локтями, не ждет и манны с неба. Наверняка и по отношению к диким зверям здесь нет никаких проблем, раз пролегли рядом звериные тропы...
Там в избе деревянной,
Без претензий и льгот,
Так, без газа, без ванной,
Добрый Филя живет.
Добрый, потому что смиренный, довольствующийся тем, что есть. Дадут льготы - хорошо, отнимут - проживем. Нет газа, хотя трубопровод рядом, - подождем. Хоть и безденежье, Бог поможет. Не бежит в суды, никого не клянет, всем желает только добра. Не имея много нужного, действительно потребного, Филя не злобствует, не становится хуже, не злорадствует. Добрый Филя по примеру евангельского нищего Лазаря любит, то есть желает добра всем, а где любовь, там и мир, там «и в шалаше рай», то есть в смиренном сердце.
Филя любит скотину,
Ест любую еду,
Филя ходит в долину,
Филя дует в дуду!
Странный этот Филя! Кругом только и речи, что о «неуклонном повышении благосостояния человека» и окончательном «разрешении социальных вопросов», а ему все нипочем! Не рационалист, не прагматик, не сторонник «крутиться», чтобы выжить любой ценой, чужд ему сам дух накопительства, многостяжания, известности. Не силен он, судя по всему, в сногсшибательных теориях, обязательно научных, и передовых преобразовательных концепциях. Свое положение он не поменяет ни на какое другое. Филя любит, а любит можно и нужно везде, на всяком месте и там лучше и легче любить, где меньше мешают этому самому радостному и плодотворному делу на земле.
Есть одна притча о том, как пришедшие в православный монастырь, спросили старого монаха о том, чем они здесь в монастыре занимаются. Ответ был таков: «Падаем и встаем», а еще «Поем Богу». Добрый Филя «ходит в долину», то есть спускается с некой горы или холма, что тоже много говорит православному сердцу, и «дует в дуду». Любителей дуть в дуду всегда много, но вот из дуды извлекать звуки ясные, волнующие, чистые, божественные могут далеко не все. Может, дуда-то есть у всех, да у кого она молчит, у кого спрятана, а кто-то страшно фальшивит и портит своей дудой игру прекрасного, хорошо организованного и сыгранного оркестра. И уж божественная дуда Николая Михайловича Рубцова не для того ли и явлена в мир, чтобы настроить душу всякого человека, настроить на добро против всякого зла...
- Филя, опомнись, посмотри, мир-то не такой, какой ты поешь и каким представляешь!
- Филя, что ты дуешь в свою дуду, чего ходишь, шляешься в долину, оно тебе надо, бери от жизни все, будь как все!
- Филя, что тебе дала твоя доброта, кроме нищеты и убогости, мир несправедлив, надо бороться за место под солнцем, прекрати самоуправство, что это за жизнь, не смей так жить!
- Филя, не будь простофилей!
- Филя, ну, что же ты молчишь, скажи чего-нибудь!
«А о чем говорить?»
«Никого не осуждать, никому не досаждать и всем почтение» (слова святого преподобного Амвросия Оптинского) - вот жизненное кредо доброго Фили, кредо во всех отношениях богоугодное и святое. Один из православных подвижников говорил о наступлении такого времени, когда люди будут говорить ни о чем, то есть о чем угодно, только не о Боге, свойствах и чудесах Божиих. Празднословием угашается всякая добродетель. За каждое слово человек в ответе перед Богом и людьми, ибо слово есть не что иное, как орудие живущего в нас духа, либо уклоненного на злое, греховное, либо на доброе. Слово есть меч духовный, которым человек либо поражается, либо исцеляется. Слава Богу, у поэта Николая Рубцова нет ни одного не то что злого, даже лишнего слова. Как вел бы себя поэт, будь он жив, сегодня?.. Наверняка многому он был бы не рад, поэтому опять бы взялся за хорошие помогающие стихи.
Возблагодарим Бога за то, что Он подарил нам чудо Николая Рубцова, что мы имеем теперь возможность не только слышать чудесную его дуду, но и попытаться из дарованной нам Богом дуды, по примеру поэта и его героя - доброго Фили, извлечь звуки нежные, добрые, всебожественнейшие, чтобы любить, смиряться, надеяться, страдать и верить во что бы то ни стало. Это непросто, но с Божией помощью все возможно и достижимо.