В московском издательстве «Традиция», в серии «Библиотека журнала «Голос Эпохи»» вышла новая книга курского литературоведа, исследователя творчества Н.М. Рубцова, автора книги «Непобеждённая любовь. Николай Рубцов» («Традиция», 2012г.) Андрея Николаевича Башкирова. Книга «Душа России. Пушкин и Рубцов: православный взгляд» посвящена исследованию духовной составляющей творчества великих русских поэтов и созвучия их друг другу. Книга, несомненно, будет интересная всем русским людям, с любовью относящимся к родной словесности. Предлагаем вниманию читателей авторское предисловие к книге.
Принято считать, что о Пушкине мы знаем все максимально возможное, во всяком случае, все его произведения, известные письма, рисунки, разговоры и даже реплики. Институт русской литературы носит название Пушкинского Дома. Можно смело говорить о пушкинистике - то есть целой науке, до сих пор исправно изучающей жизнь, личность и творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Действительно, что касается известного А.С.Пушкина, то тут расшифрована и объяснена почти каждая пушкинская строка, систематизированы и прокомментированы рисунки поэта Пушкина на полях его рукописей, составлены портреты его современников, детально изучена родословная поэта, изучена сама эпоха времен Пушкина, памятники Пушкину стоят по всей России и за рубежом. На всякого, кто берется писать о Пушкине, посматривают с некоторой опаской и даже подозрением, что, мол, писать, когда все уже написано специалистами и профессионалами литературы... Но вот это-то как раз и настораживает почитателей не кумира Пушкина, а Пушкинской России, и не просто России, но Ее великой души, которую и отразил гений Пушкина. К тому же в России так до сих пор и не создана «Пушкинская энциклопедия» по подобию «Лермонтовской энциклопедии».
Так что загадка и тайна Пушкина остается! И, слава Богу! Потому что всеобъемлющим и неисчерпаемым Пушкин, и не только Пушкин, но и любая человеческая личность, предстает именно в христианском свете. Пушкин велик и таинственен благодаря тому, что в нем в невероятной и дивной степени развились его подлинно христианские ум, душа и дух. Пушкин потому до необъяснимости раскован, свободен, ясен и весел потому, что он есть высший тип русского верующего в Святую Троицу человека. Можно смело сказать, что о настоящем, православном, народном Пушкине мы знаем еще очень и очень мало. Более того нравственный портрет Пушкина искажен до неузнаваемости. И немудрено, ведь в годы царствующего безбожия в России ХХ века религиозность объявлялась... «реакционностью». Но мы-то знаем другое, что не бывает нравственности и народа без Христа. Россия своим мученичеством в прошедшем веке показала верность православным духовно-нравственным идеалам. Человек без Бога, «без Царя в голове» был и остается худшим типом человека в народе нашем. Поэтому впору говорить о новом Пушкине ХХI века, потому что в прошедшем ХХ веке его личность была искажена до неузнаваемости и в духовном смысле даже почти умерщвлена. И отчего же?! Случилось это не только в результате деятельности специалистов советской литературы, подгонявших образ поэта под новые безбожные идеологические требования. Говоря словами самого поэта, мы сами «ленивы и нелюбопытны», что касается наших русских гениев. Но если «прошедшее для нас не существует, - то, как говорил Пушкин, - мы жалкий народ!» («Роман в письмах»). Поэтому всеми силами и старались стереть у народа его святую историческую память, в том числе о настоящем, подлинном Пушкине русского христианского народа-богоносца. В силу того, какая у кого душа, тому так и открывается душа другого человека, тем более такого, как Александр Пушкин. Великий русский писатель Ф.М.Достоевский говорил в своей знаменитой речи «Пушкин» (8.06.1879), что художественный гений Пушкина воплотил «братство людей» и «всемирное, всечеловечески-братское единение». Но это единение не «посредством славы меча или науки», какое можно во многом и сегодня увидеть в современном нам мире. Одним словом, это не единение экономических, социальных, культурных и иных земных, общечеловеческих сил и средств, но единение в Духе Святом. Достоевский приводит такие слова: «Пусть наша земля нищая, но эту нищую землю «в рабском виде исходил, благословляя» Христос. Почему же нам не вместить последнего слова Его. Да и Сам Он не в яслях ли родился?» Это не значит, что, например, Европа должна немедленно перекреститься в Православие, но чем дальше Америка и Европейский Союз отойдут от Евангельского Всечеловеческого Всемирного идеала, тем хуже будет и для всего мира, и для любого человека. Умаление Божией Любви в мире неумолимо ведет к возрастанию ненависти, разделений, зла и тьмы в самых изощренных, то есть по виду вполне приемлемых, а по сути в античеловеческих формах.
Русский поэт Пушкин был и есть наше солнце, прежде всего святое, духовное. Недуховное не обладает даром излучать, светить и не угасать веками. Пушкин будет славен, пока «жив будет хоть один пиит». Пушкин - это всемирно-исторический светоч. Пушкин - явление русского Православного духа, который и сегодня «дышит, где хочет». Имя Пушкин стало духовным, народным паролем: скажи просто «Пушкин» и предстанет сразу вся Русь - и патриарх Пимен, и Татьяна Ларина, и няня Арина, и Михайловское, и царь Салтан, и 33 богатыря во главе с Черномором, и богатырь Руслан с неразлучной Людмилой, и «кот ученый», и золотая рыбка, и Петр Великий, и Пугачев, и Борис Годунов, и многое, многое чудесное, дивное, мудрое, превышающее наши силы и разум, вся Русь, в которую «можно только верить» (Ф.Тютчев). Предивен Пушкин, всему давший зачин, на все отвечающий великим словом и вобравший все лучшее из культур народов мира в одну свою гениальную русскую душу. Он светит всему миру своей всеотзывчивой, пламенеющей душой. Пушкин стал родным для всех, потому что не только изобразил все главные проявления жизни в стихах и прозе, но он жил, любя, и «носил в себе силу любящего всеединяющего духа» (Ф.Достоевский). Так оно и есть! Ведь если Пушкин носил внутри себя Слово или Божий Глагол, чтобы «жечь сердца людей», то он Поэт-богоносец. Ибо вмещающий Слово Божие и исполнивший Его делом и есть носитель Света, но никак не тьмы. Поэтому имя Пушкин и веселое, и солнечное, и доброе, и светлое, и теплое до необычайности, и фонтанирующее неизбывной энергией Божественного всеизволения, и вливающее успокоение в наши измученные грехом души. Ведь если у нас есть Пушкин, то что же и унывать, и предаваться многопечалию о нас и о России! Пушкин столько воплотил для славы России, сколько не сделали за долгое время целые поколения людей, направлявших все старание к осуществлению земных, а не небесных целей. Советская литература отказала Пушкину в христианстве, и даже слова Государя Николая I к умирающему поэту - «умри христианином» переиначила на свой лад, дескать, жил вольнодумцем, так хоть умри, вспомнив о Боге... Вообще все это, конечно, иначе, как кощунством не назовешь. Негоже и в постсоветское время выставлять Пушкина христианином лишь в самом конце жизни и едва ли не на смертном одре или неким объединителем всего лучшего в человечестве. Такое умаление общепризнанного народного гения никому не делает чести. Судить Пушкина на всякий манер, кому как выгодно, - это не христианский путь. Святой преподобный Иоанн Лествичник прямо говорит: «Судить ближнего - это бесстыдное похищение Божия достоинства». Пушкин по учению нашей Вселенской Святой Соборной Апостольской Православной Церкви во Христа облекся, когда был крещен. После этого происходило постепенное возрастание раба Божия Александра в меру возраста Христова. Поэт многими скорбями достиг такой высоты духа, которую Гоголь, лично знавший А.С.Пушкина, назвал «явлением чрезвычайным». А еще Гоголь восклицал, что А.С.Пушкин воздвиг новое здание чисто русской поэзии и прозы. Вот он настоящий Пушкинский Дом, из которого вышли и которому «тайную свободу» пели все последующие поколения русских писателей и поэтов. Пушкинский дом можно представить из многих прекрасных комнат, на которых, как в Пушкинском Лицее написаны имена русских коренных творцов слова. Что великого и всемирного написал бы наш Пушкин, не находясь на духовных позициях, а лишь в силу одного мастерства и врожденной интуиции? Не эта ли высота духа испугала врагов России, и они решились прибегнуть к устранению Пушкина, чтобы его влияние на все стороны русской жизни прекратилось, как можно раньше... Теперь людьми Пушкин возведен на такую рукотворную высоту, что сам Пушкин ей вряд ли был бы рад, потому что он ратовал за «нерукотворную», вечную память, то есть поэт радел о духовном, чтобы мы не претыкались на одном и том же, тем более, на земной славе, но стали бы, как он, разносторонними всечеловеками или «богочеловеками», но не «человекобогами» (термины Достоевского), чтобы вечная Слава Божия торжествовала и на земле, и на Небе. Поэтому Пушкин нужен сегодня России, как никогда ранее, как особенно нужен России ХХI века другой великий русский мыслитель и поэт - Николай Рубцов.
Николай Рубцов в то советское время не побоялся заявить, что в СССР строительство социализма и коммунизма на безбожный манер - это не что иное, как разорение Русской Земли и уничтожение народов России («лес крестов в окрестностях России», «небо закрестили»), отнятие у них не одной исторической, но духовной, вечной памяти. Представьте, строили на века, а вечную память попрали. Умер человек - и тишина (сегодня введено другое - при гробе усопшего хлопают в ладоши...), «так надо» (кому?)..., его кости - фундамент «светлого будущего», вечно только это земное, но земное устроится «в будущем»... «Всему научимся, все воскресим и будет рай на земле», - без конца обещают горе-прожектеры всех мастей. Не так ли, как это уже делается у иных «верующих», которым прощается и многоженство, и грехи за деньги... Хуже и ужаснее этой абракадабры, что еще есть? И если Пушкин был представителем древнейшего русского рода, и в его лице явился защитник нашего древнего, народного святого благочестия, то Николая Рубцова выдвинула сама русская деревня, именно та самая деревня, которую большевистская власть превратила в трудолагерь. Устами Николая Рубцова говорит сам русский народ-мученик, народ-воин, положивший в ХХ веке душу свою за христианские ценности, за всех людей мира, чтобы они уразумели, где Правда Небесная, а где правдица, то есть ложь, маскирующаяся под правду. Так почти исполнились пророчества Достоевского и Гоголя о том, что Пушкин - это тип русского человека, призванный явиться тогда, когда Европа и весь мир будут отчаянно тосковать по святым идеалам и захотят найти исход в правом следовании за Христом. Достоевский писал в «Дневнике»: «Не вне тебя правда, а в тебе самом: найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой и узришь правду (сравните это с наставлением преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя тысячи спасутся»). Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем труде над собою. Победишь себя, усмиришь себя (а это и есть труд стяжания!) - и станешь свободен как никогда и не воображал себе, и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь (покажи благочестие, чтобы с тебя, с твоего христианского образа мыслей и жизни другие могли бы взять пример и спастись наверняка), и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя, и поймешь наконец народ свой и святую правду его». Итак, добрый пример жизни и творчества великих русских поэтов Пушкина и Рубцова никогда не померкнет и будет для всех решившихся угождать сначала Богу-Христу, а затем людям русским спасительным огоньком. Свет их непобежденной Любви к Богу, России и ближним своим светит во тьме и будет светить всегда.
Пушкин и Рубцов - ключевые фигуры нашей Русской Литературы не только в ХIХ и в ХХ веке, но во всей ее истории и особенно в будущности. Ими основана Русская Народная Поэзия и Проза, которая призвана сказать свое решительное слово в преображении мира человеческой души. Пушкинское и рубцовское слово помогают строительству духовной жизни личности, предохраняют душу от раскола и попыток разрушения, созидают ту самую целостность и собранность, которая и есть вожделенная цель нашей духовной жизни.
Обе книги А.Н. Башкирова можно приобрести в издательском магазине «Слобода «Голос Эпохи»» и в Олимпийском ("Книжный клуб". 1 этаж, место №87, тел. 89851005477)