«Через наш бурный век он прошел евангельски кротко и апостольски безстрашно...»

К 150-летию со дня рождения митрополита Антония (Храповицкого; 17/30 марта 1863 - 28 июля/10 августа 1936)

Новости Москвы 
0
556
Время на чтение 29 минут

После кончины митрополита Антония о нём было сказано и написано немало доброго. Особенно теми, кто его знал лично - архиепископом Никоном (Рклицким)[i], преп. Иустином (Поповичем) и др.

Но время изглаживает память. И у сегодняшних поколений православных - многотрудная задача: обойдя тиражируемые до сих пор отголоски лжи и клеветы врагов Святой Руси и Православия, увидеть подвижническую личность выдающегося русского православного архипастыря.

+ + +

Будущий митрополит Антоний (в миру - Алексей Павлович Храповицкий) родился 17 марта (здесь и далее все даты до 1918 г. приводятся по юлианскому календарю) 1863 г., в день преподобного Алексия, человека Божия (в честь которого и был назван), в селе Ватагино Крестецкого уезда Новгородской губернии.

Он был третьим сыном (а всего в семье было четверо сыновей) в старинной дворянской семье. Отец, Павел Павлович, служил в Дворянском, а в последствии - в Крестьянском - банках и был образцовым семьянином. Мать Алексея - Наталия Петровна, была дочерью помещика Харьковской губернии Веригина и отличалась благочестием и молитвенной настроенностью, читала Евангелие своим сыновьям. Владыка навсегда сохранил благоговейную память о матери, которая скончалась в Ватагино уже после 1917 года.

Будучи способным, любознательным и трудолюбивым ребенком, Алеша достаточно рано научился читать. Особенно сильное впечатление на него в те годы произвело описание Оптиной пустыни. И уже с тех пор в его душе зародилось желание посвятить свою жизнь служению Богу в монашеском звании.

Это желание еще более окрепло, когда семья переехала в Новгород, где в то время было четыре монастыря, 53 церкви и несколько часовен. Все братья неопустительно посещали воскресные и праздничные богослужения (чаще всего в приходских церквях и в Софийском соборе), Алеша любил бывать и в монастыре преп. Антония Римлянина. С особенным интересом отрок стал изучать церковную службу.

Неизгладимое впечатление на 7-летнего Алешу произвело путешествие с матерью в Харьковскую губернию через Москву (где мальчика особенно поразил храм Василия Блаженного).

В Новгороде семья Храповицких прожила менее года, переехав в С.-Петербург, оставаясь здесь в течение семи лет. Здесь Алексей стал принимать участие в архиерейских богослужениях в качестве жезлоносца и книгодержца. У него появилось желание учиться в духовном училище. Но родители считали иначе.

В девять лет он поступил в одну из самых строгих петербургских классических гимназий, которую закончил с золотой медалью. Во все гимназические годы Алексей много читал духовной литературы, творений отцов Церкви, жития святых. С 14-ти лет он был чтецом на клиросе в Исаакиевском соборе, а в последних классах гимназии самостоятельно написал на церковно-славянском языке службу святым славянским просветителям Мефодию и Кириллу (которая в 1887 г. была одобрена св. Синодом для богослужебного пользования). Важным событием в жизни юноши стало его знакомство и беседы с просветителем Японии, начальником японской православной миссии архимандритом Николаем (Касаткиным) и его сотрудниками, которые бывали в их доме.

Кроме этого Алексей много читал и классической литературы (особенно ценил славянофилов, а среди них - А.С. Хомякова), посещал литературные вечера, слушал лекции Вл. С. Соловьева. Но самое сильное впечатление на него производил Ф.М. Достоевский, благоволение к творчеству которого Владыка сохранил на всю жизнь[ii].

Родители предполагали, что после окончания гимназии Алексей поступит в Училище правоведения или в Царскосельский лицей, что обеспечит блестящее ему будущее. Но сын, тщательно подготовившись, поступает в С.-Петебургскую духовную академию.

Здесь он сблизился с Михаилом Грибановским (впоследствии епископом Таврическим), который первым после двадцатилетнего отсутствия в столичной академии постригов студентов в монашество принял иночество. Эта дружба и пример, укрепила в Алексее Храповицком желание посвятить себя служению Церкви в качестве ученого монаха. И тому были немалые основания. Алексей полюбил академический храм, где уже студентом 2-го курса произнёс свою первую проповедь. На 3-м курсе под руководством профессора логики, психологии и философии А. Е. Светилина Алексей приступил к написанию кандидатского сочинения (затем переработанное в магистерское) «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности». Работа молодого ученого получила одобрение и вышла отдельным изданием (а затем и переиздана в 1888 году).

Окончив академию со степенью кандидата богословия, Алексей Храповицкий 18 мая 1885 г. был оставлен в академии профессорским стипендиатом и принял монашеский постриг. 12 июня того же года он был рукоположен во иеродиакона, а 30 сентября - во иеромонаха и назначен субинспектором.

На следующий 1886/87 учебный год он был направлен преподавателем гомилетики, литургики и церковного права в Холмскую духовную семинарию, лишь десять лет назад преобразованную из униатской в православную. Здесь ему открылся широкий простор для приложения сил в педагогической, просветительской, миссионерской деятельности, чем молодой преподаватель и воспользовался вполне. Но уже через год его вновь возвращают в качестве преподавателя в родную академию, где он стал исполнять обязанности доцента по кафедре Священного Писания Ветхого Завета. В 1888 г. за расширенное и переработанное кандидатское сочинение советом С.-Петербургской духовной академии иеромонаху Антонию была присвоена ученая степень магистра богословия, а с 1889 г. он уже исполнял обязанности инспектора академии (вместо уехавшего о. Михаила (Грибановского)), читая курс введения в круг богословских наук.

По поручению академической корпорации он пишет работу по библеистике «Толкование на книгу пророка Михея» (СПб., 1890), раскрывающее мессианское значение книги.

К этому времени сформировались богословские взгляды иеромонаха Антония, вызывавшие впоследствии немало споров; в эти же годы состоялось его знакомство со святым праведным Иоанном Кронштадтским, продолжавшееся и впоследствии[iii]. Большое значение для его дальнейшей судьбы имели и знакомства с О. Ф. Миллером, С. А. Рачинским, будущим обер-прокурором Св. Синода В. К. Саблером... Несмотря на растущие обязанности, молодой богослов много пишет и публикуется в журналах (за подписью «С.С.Б.», что значило «служитель Слова Божия).

Церковно-апологетическая деятельность иеромонаха Антония разворачивалась в ту эпоху, когда в интеллигентской среде немалым вниманием пользовались сочинения Вл. Соловьева. Вполне естественно, что полемике с ними он посвятил немало страниц (статьи «Превосходство православия над учением папизма в его изложении Вл. Соловьевым» (1890), «Подделки Вл. Соловьева» (1891) и др.), где обличал философа в отклонении от истины.

В 1890 г. иеромонах Антоний был назначен ректором С.-Петербургской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита, а уже через четыре месяца (в возрасте неполных двадцати семи лет) - ректором Московской духовной академии. В ее истории это был первый случай назначения ректора в столь молодом возрасте.

Но архимандрит Антоний к тому времени был одним из лучших знатоков церковно-богослужебного устава, блестящим проповедником. Имея возможность как ректор занять любую из кафедр академии, он выбрал пастырское богословие, поскольку считал подготовку просвещенных пастырей одной из первоочередных задач духовной школы. По сути дела, он создал новое направление пастырского богословия, обосновывая его на своих богословских и философских воззрениях.

В первый период ректорства архимандрит Антоний сформировался и как церковный администратор. Благодаря ему в 1891 г. в Московской духовной академии начал выходить новый журнал «Богословский вестник». В начале 1890-х гг. архимандрит Антоний сблизился с инспектором академии архимандритом Сергием (Страгородским) (будущим Патриархом Московским и всея Руси) и вдохновил его издать и защитить в качестве магистерской диссертации (1895) сочинение «Православное учение о спасении», которое ректор рассматривал как важнейшую веху в становлении самостоятельного православного богословия, свободного от западных влияний.

В эти же годы архимандрит Антоний познакомился с Л. Н. Толстым, религиозные, философские, нравственные идеи которого он критически разбирал во многих своих сочинениях, настойчиво пытаясь вернуть знаменитого писателя в лоно Церкви[iv].

Как одну из важных забот ректора, архимандрит Антоний считал привлечение студентов к принятию иночества, видя в нем своего рода передовой отряд Церкви воинствующей[v]. Такой подход привел к конфликту с митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским), полагавшим, что не следует постригать в монахи кандидатов до 30 лет, в то время как возраст выпускников академии в среднем составлял 23-24 года.

Разногласия с правящим архиереем послужили одной из причин, приведших к переводу архимандрита Антония в 1895 г. на должность ректора Казанской духовной академии, где он продолжил чтение курса пастырского богословия, на основе которого стал издавать лекции и статьи[vi].

В Казанской духовной академии было специальное миссионерское отделение, отсюда неудивительно, что новый ректор в 1897 г. выступил инициатором проведения в Казани 3-го Всероссийского миссионерского съезда. Успехи на новом поприще были по достоинству оценены: 7 сентября 1897 г. архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, а с 1 марта 1899 г. с открытием в Казани второго викариатства, он назначается епископом Чистопольским, первым викарием Казанской епархии, с оставлением в должности ректора.

В следующем году (14 июля) епископ Антоний был переведен на самостоятельную Уфимскую и Мензелинскую кафедру, на которой вскоре был избран в почетные члены Казанской Духовной Академии[vii]. Ввиду того, что немалая часть населения Уфимской губернии исповедовала ислам, новый правящий архиерей прилагал немалые усилия для развития православной миссии, привлекая для этого выпускников Казанской академии. Много внимания епископ Антоний уделял налаживанию в епархии уставного богослужения и проповедничества.

В апреле 1902 г. епископ Антоний был назначен правящим архиереем на Волынскую и Житомирскую кафедру (в те годы самую крупную по числу приходов в Русской Православной церкви), а также священноархимандритом Почаевской Успенской лавры. Новый владыка прежде всего решил покончить со взяточничеством и поборами с духовенства, ввел неукоснительный порядок уставных богослужений; стремился укрепить в духовенстве любовь к пастве, обратить его «от буржуазности к народности, от светскости к Православию», в то же время он постоянно заботился о материальном положении клириков.

Активизировал новый епископ и противостояние католической пропаганде, сектантству, расколу, особое внимание обращая на почитание местных святынь.

Епископ Антоний энергично взялся за восстановление находившегося в руинах древнего Овручского во имя свт. Василия Великого монастыря[viii]. Особое внимание епископ Антоний уделял возрождению Почаевской Успенской лавры, в которой сразу после своего назначения на кафедру начал строительство нового храма во имя Св. Троицы - копии Троицкого храма в Троицко-Сергиевой лавре[ix]. Были восстановлены три скита, при лавре организовано типографское братство, насчитывавшее до 150 человек. Издаваемые братством «Почаевские листки» быстро расходились по всей России.

В вопросах церковно-государственных отношений волынский Владыка был сторонником принципа симфонии церковной и светской властей - тесного союза Церкви и государства при независимости Церкви от той формы государственного контроля, которая была введена Петром I. Выступая как горячий ревнитель восстановления Патриаршества, в начале 1905 г. епископ Антоний составил проект доклада Государю Императору о созыве Поместного Собора и избрании Патриарха[x]. После издания императорского указа «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апреля 1905 г.) епископ Антоний представил в Кабинет министров записку «Вопросы о желательных преобразованиях в постановке у нас Православной Церкви».

Имя волынского епископа становится всё более известным и авторитетным в России. На разосланную в 1905 г. Св. Синодом правящим архиереям анкету о возможных церковных реформах епископ Антоний ответил 4 докладными записками, в которых изложил свою позицию по вопросам состава будущего возможного Собора, восстановления патриаршества, а также реформы духовной школы. Апеллируя к византийской практике и к канонам, он высказался за исключительную власть епископов в Церкви, полагая, что только они могут быть членами Поместного Собора.

В четвертой докладной записке епископ Антоний отметил: «Такова нужда России в каноническом Первосвятителе. Нужно ли доказывать, что он должен именоваться патриархом, как духовный глава поместной Церкви, многократно превосходящей населением и пространством все четыре вселенских патриархата, вместе взятых, - и как начальник по крайней мере семерых митрополитов» и дальше: «Патриарх был и будет в глазах клира и паствы олицетворением славы Христовой Церкви, выразителем народного единодушия в православной вере. Он - духовный вождь разноплеменной православной паствы, предмет общей восторженной любви и сосредоточие церковного самосознания христиан».

В январе 1906 г. Государь Император утвердил состав «Предсоборного присутствия» при Святейшем Синоде, которое заседало в Александро-Невской Лавре с марта по декабрь 1906 г. и единодушно высказалось за восстановление Патриаршества. В «Предсоборном присутствии» епископ Антоний председательствовал в VI отделе «По делам веры: о единоверии, старообрядчестве и других вопросах веры», поскольку считал единоверие важной частью миссионерской деятельности.

За свои труды 6 мая 1906 г. владыка Антоний был возведен в сан архиепископа. В марте - апреле 1907 г. он руководил Высочайше назначенной ревизией Киевской духовной академии (в рамках проводимых Св. Синодом ревизий духовных академий), в связи с выводами которой был вынужден покинуть академию ее ректор епископ Платон (Рождественский)[xi]. В июле 1908 года архиепископ Антоний председательствовал на 4-м Всероссийском миссионерском съезде в Киеве, в январе 1912 года - на 1-м Всероссийском единоверческом съезде.

Но владыка Антоний прежде всего оставался и активно себя проявлял как правящий архиерей. Значительными событиями в жизни Волынской епархии стали организованные им празднования в связи с 300-летием со дня кончины защитника Православия в Западном крае князя Константина Константиновича Острожского (1908), 150-летие Холмской духовной семинарии (1910) и др.

Епископ Антоний поддерживал тесные контакты со многими правыми деятелями и монархическими союзами. 22 апреля 1906 г. он был избран членом Госсовета от монашествующего духовенства, состоял в группе правых[xii], а также стал первым архиереем - членом Русского собрания. Именно в Волынской епархии, при благожелательной поддержке правящего архиерея возникла самая многочисленная монархическая организация - знаменитый Почаевский Отдел Союза Русского Народа, который возглавил архимандрит Виталий (Максименко). При помощи Почаевского Отдела создавались народные кооперативы, Народный банк. А сам владыка был избран почетным председателем отдела[xiii]. Нередко он выступал с докладами в Русском Собрании, которые становились известны всей России[xiv]. Это снискало ему в либеральных и революционных кругах репутацию черносотенца.

Принимал он участие и в ряде монархических форумов. На Съезде Русских Людей в Москве 27 сентября-4 октября 1909 г. («Восторговский» съезд) был избран почетным председателем Съезда, наряду с еп. Серафимом (Чичаговым). 1 октября 1909 г. в день праздника монархических организаций в сослужении протоиерея И. И. Восторгова, архимандрита Макария (Гневушева) и Сильвестра (Братановского) он отслужил литургию в Храме-памятнике русской скорби на Ходынском поле и сказал слово о значении Съезда монархистов. Во время процесса над Бейлисом по делу о ритуальном убийстве Андрея Ющинского владыка Антоний откровенно высказался об этом в житомирской газете «Жизнь Волыни» (от 2 сентября 1913 г.).

Несмотря на столь активную деятельность, архиепископ Антоний не оставлял и свою деятельность на поприще богословия, проповеди. К тому времени он был известным духовным писателем, автором многочисленных сочинений по апологетическому, догматическому, нравственному и пастырскому богословию, библеистике, вопросам церковного управления, а также работ на общеполитические, исторические, историко-литературные темы. В 1911 г. вышло в трехтомное 2-е издание значительно расширенного Полного собрания его сочинений. А 14 июня того же года «во внимание к научным достоинствам сочинений», пользовавшихся «широкой известностью не только в духовном, но и в светском мире» Советом Казанской духовной академии архиепископ Антоний был удостоен степени доктора богословия[xv].

Кроме того С.-Петербургская, Московская и Казанская духовные академии за научно-богословские труды и выдающуюся широкую церковно-общественную деятельность избрали волынского владыку своим почетным пожизненным членом. Пользовался он уважением и во Вселенском Православии, славянском мире.

Видя, что за два последних века из сознания русского православного народа исчезает само понятие о патриархе, архиепископ Антоний старался при всякой возможности напоминать о патриаршестве. Он полагал, что поучительно будет увидеть в России служащего патриарха и с этой целью был инициатором приезда в 1913 г. первого православного патриарха, после двухсотлетнего перерыва, Антиохийского Патриарха Григория.

В 1912-1913 гг. архиепископ Антоний участвовал (будучи членом Святейшего Синода) в работе Предсоборного Совещания, посвященного вопросу о восстановлении Патриаршества, в это время он выступил как решительный противник имяславия, сравнив новое учение с хлыстовством, не имеющем основания в Св. Писании и Учении Церкви. Волынский Владыка принял самое живое участие в подготовке и проведении церковной части мероприятий, посвященных празднованию 300-летия Дома Романовых. В 1913 г. по просьбе Государя Императора он привез в С.-Петербург для поклонения в дни празднования чудотворную Почаевскую икону Божией Матери.

При участии архиепископа Антония и под его влиянием было совершено прославление русских святых, особенно - Иоанна Тобольского, Иоасафа Белгородского, Анны Кашинской. Им был составлен ряд церковных служб, среди которых - Волынским святым: преп. Макарию Овручскому, преп. Муч. Анастасии, преп. Иову Почаевскому - служба с акафистом, Феодору Острожскому, затем службы с акафистом пред Почаевской иконой Божией Матери. Кроме того, ему принадлежат службы, святителю Иоасафу, святому младенцу Гавриилу Белостокскому и ряд других служб.

Указом Синода от 19 мая 1914 г. архиепископ Антоний был назначен на Харьковскую и Ахтырскую кафедру, где его разносторонняя деятельность в связи с Великой (Первой мировой) войной стала еще более напряженной. Он направлял усилия на поддержание в народных массах, а особенно в войсках, бодрого настроения, горячо наставлял их храбро сражаться за Веру, Царя и Отечество, активно выступал с проповедями, лекциями, статьями («Чей должен быть Константинополь?», «Христианская веpa и война» и др.), которые становились известны во всём православном мире. В 1916 г. архиепископ Антоний прочитал ряд публичных лекций[xvi] о книге Э.Ренана[xvii] «Жизнь Иисуса» и т.д.

С Февральской революцией (переворотом) 1917 г. епископат и духовенство оказались в сложном положении. Обвинение архиепископу Антонию в том, что он как один из ведущих членов Поместного Собора 1917/1918 гг. участвовал в благословении Временному Правительству, не имеет основания так как иерархи признали правительство законным по послушанию Государю Императору Николаю II, призвавшему к этому в его последнем указе. Как говорил 5 марта архиепископ Антоний, получив «известие об отречении от престола благочестивейшего Императора Николая Александровича, мы приготовились согласно его распоряжения поминать благочестивейшего Императора Михаила Александровича. Но ныне и он отрекся и повелел повиноваться Временному Правительству, а посему, и только посему, мы поминаем Временное Правительство. Иначе бы никакие силы нас не заставили прекратить повиновение Царя и Царствующего Дома».

Из-за негативного отношения к архиепископу Харьковскому и Ахтырскому новых властей и части украинских националистов правящий архиерей 1 мая 1917 г. был уволен с кафедры с предписанием покинуть пределы Харьковской епархии. Владыка вынужден был отправиться на местожительство в Валаамский монастырь.

Здесь им было написано сочинение «Догмат искупления», которое было представлено как действие «сострадательной любви Христовой». Это произведение, изданное в том же году[xviii], впоследствии вызвало немалые споры среди православных богословов[xix].

В августе 1917 г. на епархиальном собрании в Харькове архиепископ Антоний вновь был избран правящим архиереем Харьковским и Ахтырским. И когда в начале сентября он прибыл в Харьков, то был встречен с крестным ходом. 16 сентября он выехал в Москву для участия в Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. как епархиальный архиерей[xx].

На Соборе архиепископ Антоний исполнял обязанности товарища (заместителя) председателя Собора и председателя Отдела единоверия и старообрядчества, произнес одну из самых убедительных речей в пользу восстановления Патриаршества. При избрании кандидатов на Патриарший престол он получил наибольшее (159) число голосов. 5 ноября 1917 г. Патриархом Московским и всея России жребием из трех кандидатов был избран митрополит Московский Тихон (Беллавин). А 28 ноября 1917 г. архиепископ Антоний был возведен в сан митрополита, 7 декабря - избран членом Св. Синода.

В это время значительно усложнилась ситуация на украинских землях, так как в Киеве осенью 1917 г. образовалась украинская Церковная Рада во главе с заштатным епископом Алекием (Дородницыным).

В январе 1918 г. митрополит Антоний приехал в Киев и присутствовал при открытии Всеукраинского церковного Собора. Перед взятием Киева большевиками он успел покинуть город, где сразу же начались кощунства и насилия. 25 января (ст. ст.) в Киево-Печерской Лавре был арестован и около нее убит митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). В те дни митрополит Антоний находился в Житомире, затем он вновь приехал в Киев и вернулся в Москву для участия в продолжающемся Поместном Соборе. В Харьков он прибыл к Пасхе, когда Юг России был освобожден от большевиков и оккупирован немцами. На Украине формально установилась власть гетмана П. П. Скоропадского.

19 мая 1918 г. митрополит Антоний на епархиальном собрании был избран митрополитом Киевским и Галицким. Первоначально украинское правительство не признавало его в качестве правящего архиерея, так как он был противником не только автокефалии Украинской Церкви, но даже автономии. Однако на 2-й сессии Всеукраинского церковного Собора (30 июня - 11 июля 1918) владыка Антоний был повторно избран митрополитом Киевским. Собор принял «Положение о временном высшем управлении Православной Церковью на Украине», согласно которому церковное управление здесь организовывалось на началах автономии при сохранении канонической связи с Патриархом Всероссийским[xxi].

В декабре 1918 г. по распоряжению пришедшего к власти на Украине правительства С. В. Петлюры митрополит Антоний вместе с архиепископом Евлогием (Георгиевским), а затем и епископом Никодимом (Кротковым), архимандритом Виталием (Максименко) за противодействие «самостийникам» объявить автокефалию Украинской Церкви были арестованы. Петлюровцы содержали узников в тяжелых и оскорбительных условиях сначала в Тернополе[xxii], а затем в базилианском униатском монастыре в г. Бучач (Тернопольского округа). Здесь митрополит Антоний написал несколько сочинений, в частности, «Опыт Православного Катехизиса» и свою основную работу о Ф.М. Достоевском с названием: «Не должно отчаиваться». Эта книга стала своего рода опытом православной социальной философии и в то же время проповедью о Божием Промысле, Божием милосердии и призывом к покаянию[xxiii].

Весной 1919 г., после захвата Бучача польскими войсками, арестованных заточили в католический монастырь в местечке Беляны под Краковом. Положение несколько улучшилось, когда их привезли во Львов к униатскому митрополиту Шептицкому. Летом 1919 г. митрополит Антоний вместе с архиепископом Евлогием (Георгиевским) был освобожден при посредничестве французской военной миссии. Через Румынию, они были доставлены в Константинополь, а затем возвращены в Россию, в Новороссийск. В сентябре 1919 г. Митрополит Антоний был радостно встречен в Киеве. Однако уже вскоре он вместе с отступающими войсками генерала А.И. Деникина направляется в Ростов, затем Новочеркасск.

В конце 1919 г. в Ставрополе он был избран председателем Временного Высшего Церковного Управления юго-востока России (ВВЦУ) и назначен временно управляющим Кубанской епархией, проживая в Екатеринодаре.

В марте 1920 г., после поражения Добровольческой Армии митрополит Антоний из Новороссийска на греческом миноносце был вывезен в Константинополь, а затем отправился на Афон, где с апреля по сентябрь 1920 г. находился в русском Пантелеимоновском монастыре, намереваясь уйти в затвор. Но в сентябре того же года он был приглашен генералом Врангелем в Крым и вновь возглавил в Симферополе деятельность ВВЦУ. Однако уже 19 октября из-за поражения войск Врангеля и наступления Красной армии, он окончательно покинул Россию и прибыл в Константинополь, где находился до февраля 1921 г.

Сначала митрополит Антоний предполагал, что, оказавшись за границей, он сможет передать попечение о множестве беженцев и Армии местным Церквам. Но когда стали обсуждать связанные с этим вопросы, то и он сам, и члены Высшего Церковного Управления увидели, что это практически невозможно. С таким мнением согласилась и Вселенская Патриархия, которая высказала уверенность, что митрополит Антоний не допустит ничего неканонического[xxiv].

Русские архиереи-беженцы грамотой Вселенской Патриархии от 2 декабря 1920 г. получили разрешение образовать «для пастырского обслуживания населения... для надзора и руководства общецерковной жизнью русских колоний в пределах православных стран временную комиссию», которая получила название Временного высшего церковного управления за границей (ВВЦУЗ). Впоследствии почти все Православные Поместные Церкви тоже предоставили ему автономное управление русскими беженцами на своей территории.

В феврале 1921 г. по приглашению Сербского Патриарха Димитрия ВВЦУЗ под председательством митрополита Антония переехало в Королевство сербов, хорватов и словенцев (г. Сремски-Карловцы). А 31 августа 1921 г. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви постановил принять ВВЦУЗ под свою защиту с сохранением ее самостоятельной юрисдикции над русскими беженцами.

У митрополита Антония было глубокое убеждение, что за границей должна существовать сильная своим единством Русская Православная Церковь, твердо исповедующая Православие, обличающая антихристову сущность большевизма, различные уклонения под влиянием модернизма и экуменизма. Отвергая любые компромиссы, митрополит Антоний высоко держал знамя Святой Руси и начал православного Царства.

Он активно участвует в собирании русских изгнанников, его не оставляет равнодушным трагическая судьба родины. В апреле 1921 г. митрополит Антоний принял участие в Съезде Хозяйственного восстановления России в Бад-Райхенхалле (Бавария), на котором он был избран почетным председателем Высшего монархического совета.

А 8 - 20 ноября (21 ноября - 3 декабря) 1921 г. в Сремских Карловцах с согласия Сербского Патриарха Димитрия состоялось «Общее собрание представителей Русской заграничной Церкви», позже переименованное в Русский Всезаграничный Церковный Собор, председателем которого был избран митрополит Антоний. Он же являлся и председателем отдела Высшего и окружного церковного управления. Собор высказался за восстановление в России монархии и царствующего Дома Романовых, а также обратился к мировым державам с призывом не признавать власти большевиков в России и помочь Белому движению продолжать с ними вооруженную борьбу. Собор образовал и Высшее церковное управление за границей (ВЦУЗ) во главе с митрополитом Антонием. В статье «Церковность и политика», изданной после завершения собора он более подробно выразил мысли и заключения, высказанные на Всезаграничном Соборе по вопросу о духовном возрождении России, о восстановлении монархии[xxv].

Однако вскоре, 5 мая 1922 г., постановлением Святейшего Патриарха Тихона, Св. Синода и Высшего Церковного Совета (ВЦС) ВЦУЗ было упразднено. Собравшийся 2 сентября 1922 г. в Сремских Карловцах Архиерейский Собор, подчинился постановлению и вынес решение об упразднении ВЦУЗ, вместо него учредив под управлением старейшего иерарха митрополита Антония Временный Священный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), которому и были переданы все права и полномочия ВЦУЗ.

Понимая тяжесть сложившейся обстановки и не желая усложнять дело церковного управления, митрополит Антоний в канун Рождества Христова 1922 г. решил удалиться на Афон и принять постриг в схиму. Кинот Св. горы сначала дав на это согласие, затем отменил свое разрешение, что митрополит Антоний воспринял как волю Божию.

31 мая 1923 г. под его председательством в Сремских Карловцах состоялся Архиерейский Собор РПЦЗ, задачей которого была организация высшей церковной власти в диаспоре. Высшим органом этого управления был провозглашен ежегодный Архиерейский Собор, председателем которого стал митрополит Антоний. В межсоборное время общецерковное управление должен был осуществлять Архиерейский Синод, также возглавляемый им. В непосредственном окормлении Синода находились русские церкви на Балканах, на Ближнем и Дальнем Востоке, в то время как русские церкви в Западной Европе и Америке образовали автономные митрополичьи округа, возглавляемые соответственно митрополитами Евлогием (Георгиевским) и Платоном (Рождественским), имеющими на то указы Святейшего Патриарха Тихона.

Ситуацию осложняло вмешательство Константинопольской Патриархии, в том числе признанием обновленческого Синода высшим церковным управлением в России. Отношения с другими патриархами были несравненно более дружественными, так с апреля по октябрь 1924 г. митрополит Антоний совершал паломничество по святым местам православного Востока. В июне посетил Александрию, где встречался с патриархом Фотием, и Иерусалим, где имел встречу с патриархом Дамианом. Также он посетил Патриарха Антиохийского Григория, который совместно с митрополитом Триполийским Александром (впоследствии Патриархом Антиохийским) финансировал издание «Опыта христианского православного катехизиса»[xxvi].

25-27 июня 1926 г. под председательством митрополита Антония в Сремских Карловцах состоялся Архиерейский Собор РПЦЗ. В связи с кончиной 7 апреля 1925 г. Святейшего Патриарха Тихона Собор признал Местоблюстителем Патриаршего престола митрополита Крутицкого священномученика Петра (Полянского) и рассмотрел текущие церковные дела. На Соборе Синод РПЦЗ потребовал безусловного подчинения себе всего русского церковного зарубежья. Это требование вызвало протест со стороны митрополитов Евлогия и Платона, которые согласились признавать за Собором и Синодом только «морально-общественное, но отнюдь не каноническое и не судебно-административное значение». В итоге от РПЦЗ откололись Западноевропейский и Североамериканский митрополичьи округа.

9 сентября 1927 г. Архиерейский Собор РПЦЗ определил прекратить сношения с церковной властью в Москве и категорически отказался исполнить адресованное зарубежному русскому духовенству требование Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) дать подписку о лояльности советскому правительству во всей своей общественной деятельности.

Несмотря на возраст, большую занятость, бытовые неудобства, скромные, даже бедные условия проживания митрополит Антоний продолжал заниматься и публицистикой, литературной критикой. Так в 1929 г. он переработал материал 30-летней давности в новую статью «Пушкин как нравственная личность и православный христианин», которая была напечатана в июньском номере монархического журнала «Царский вестник», а затем вышла отдельной книжкой в Белграде. Публиковал он и другие свои статьи, обращения, речи, проповеди, послания, вёл обширную переписку... Хотя делать это из-за финансовых трудностей было очень нелегко.

К концу 1920-х гг. здоровье владыки Антония становилось всё хуже и хуже, о чём он неоднократно указывал в переписке. Тогда же его поразило неизлечимое нервное заболевание, приведшее к параличу ног.

митрополит АнтонийГотовясь к кончине, митрополит Антоний еще в 1931 году сделал на этот случай некоторые распоряжения. В течение всего времени пребывания за границей митрополит Антоний продолжал именоваться «Киевским и Галицким». В марте 1931 г. решением Архиерейского Синода РПЦЗ ему был присвоен титул «Блаженнейший»[xxvii].

В августе 1932 г. он руководил работой очередного Архиерейского Собора, на котором по его предложению был избран наместник председателя Архиерейского Собора и Синода, которым стал архиепископ Анастасий (Грибановский), возведенный в 1935 г. в сан митрополита.

23 мая 1933 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий обратился к Сербскому Патриарху Варнаве с просьбой принять на себя посредничество в переговорах с руководством РПЦЗ с целью примирения РПЦЗ с РПЦ. 25 мая 1934 г. Патриарх Варнава сообщил Заместителю Патриаршего Местоблюстителя о решительном отклонении митрополитом Антонием предложения митрополита Сергия.

Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный при нем Патриарший Синод РПЦ 22 июня 1934 г. предали архиерейскому суду и запретили в священнослужении митрополита Антония и группу единомышленных с ним архипастырей РПЦЗ, которые не подчинились этому решению, считая, что оно издано по требованию советских властей. В этом он был поддержан Патриархом Варнавой и епископатом Сербской Церкви, сохранившей с РПЦЗ молитвенное общение.

По единодушному мнению хорошо знавших его людей митрополит Антоний был «исключительно церковным человеком», стоящим на стргоканонических позициях, последовательным противником экуменизма. Римский папизм, латинство для него были и продолжали оставаться ересью.

Он активно, безкомпромиссно выступал против масонства, подписав знаменитое Соборное послание 1932 г., в котором масонство осуждалась как преступная организация, а нераскаявшиеся её члены подлежали отлучению от Церкви.

Архиерейский Собор РПЦЗ (16 октября - 7 ноября 1935 года) под руководством митрополита Антония признал еретическим учение о Софии, Премудрости Божией, протоиерея С. Булгакова, бывшего в то время деканом Православного богословского института в Париже. Это еще более осложнило отношения РПЦЗ с Западноевропейским митрополичьим округом.

В то же время он поддерживал те организации, чьи программы, политика, действия были направлены на борьбу с большевизмом и его союзниками.

Такая многогранная деятельность всё более негативно отражалась на здоровье митрополита Антония. Всё труднее приходилось не только руководить жизнью РПЗЦ, но участвовать в церковных богослужениях. Ему настолько было трудно ходить, что для произнесения поучений его выносили на стуле. Незадолго до смерти митрополит Антоний принял схиму.

Кончина Митрополита Антония наступила после нескольких дней обострения изнурительной болезни (в это время в Сремских Карловцах находился знаменитый врач, профессор Н.В. Краинский)[xxviii]. В субботу 26 июля/8 августа 1936 г., с согласия больного было совершено над ним елеопомазание.

Скончался он 10 августа, причастившись незадолго до этого. У одра его находился патриарх Варнава, митрополит Анастасий читал отходную. Из Сремских Карловцев гроб с телом митрополита Антония был перевезен в Белград и по предложению патриарха Варнавы установлен в кафедральном соборе (из-за тесноты Св. Троицкой русской церкви).

13 августа патриархом Варнавой и сонмом архипастырей была совершена Божественная литургия. Отпевание совершил митрополит Анастасий. Похоронили владыку Антония при огромном стечении православного народа на русском участке Нового кладбища Белграда в склепе под Иверской часовней.

Весь православный мир откликнулся на это событие, отмечая значение для Вселенской Церкви светлой личности усопшего иерарха. Архиепископ Никон (Рклицкий) в десятом томе «Жизнеописания» митрополита Антония отмечал, что по сообщению иностранной прессы в Москве, Ленинграде, Киеве десятки священников были отправлены в концлагеря, главным образом за желание служить панихиды по митрополиту Антонию, когда в СССР стало известно об его кончине.

В жизни русского зарубежья его деятельность, несмотря на некоторые недоразумения, крайности и нестроения сыграла огромную консолидирующую роль. Именно он определил направление не только церковной жизни, но и общественно-политической.

Митрополит Антоний был молитвенником, исповедником, строго церковным человеком в своих вглядах, безупречным в нравственной жизни, безсребренником и нестяжателем, аскетом, великолепно знавшим Священное Писание и Священное Предание, противником всякого модернизма в Церкви.

По слову св. Иустина (Поповича), «блаженнейший митрополит - исключительное святоотеческое явление в наше время», ибо «в новейшее время никто не оказал такого сильного влияния на православную мысль», как он. Поэтому его подвижническая личность имеет огромное значение не только для русского, но и для всего православного мира, ибо «он православную мысль перевел со схоластическо-рационалистического пути на благодатно-подвижнический путь. Он непобедимо показал и доказал, что сила и безсмертие православной мысли в святоотечестве».

Александр Дмитриевич Каплин, доктор исторических наук



[i] Никон (Рклицкий), еп. Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. 1-7. - Нью-Йорк, 1956-1961 и др.

[ii] Мнение о том, что Алексей Храповицкий является прототипом Алеши Карамазова не соответствует действительности, так как во время написания романа «Братья Карамазовы» ему было около 17 лет, да к тому же он не был лично знаком с Достоевским. О том, что сам митрополит Антоний отрицал своё знакомство с Достоевским, писал М. Э. Поснов в книге, вышедшей в 1929 году и позднее перепечатанной в официальном органе Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви (см.: Поснов М. Э. Митрополит Антоний, как православный богослов-догматист // Церковные ведомости.- 1930. 1 (14) - 15 (28) июня. № 11 и 12 (198-199).- С. 7.

[iii] Безценный опыт всероссийского пастыря стал одной из основ курса пастырского богословия, составленного впоследствии архимандритом Антонием.

[iv] Взгляды Л.Н. Толстого стали предметом критики иеромонаха (затем архимандрита) Антония уже в статье "О народных рассказах Толстого" (1886) и в его магистерской диссертации (1887) , в речи "Нравственная идея догмата о Пресвятой Троице" (1892) и т.д., где он типологически сближает писателя с тюбингенской школой богословия, делающей крайние выводы из учения Канта. К идеям и личности Л.Н. Толстого митрополит Антоний и впоследствии обращался неоднократно.

[v] Большинство из около 60 его пострижеников (за всё время ректорства архимандрита Антония в духовных академиях) стали архиереями. Но у некоторых монашеская жизнь складывалась неудачно.

[vi] В 1900 году в Казани вышло его первое собрание трудов в 3 томах, включавшее в себя догматические, философско-критические сочинения, а также проповеди.

[vii] По предложению и.д. ректора, инспектора Казанской академии от 17 августа 1890 года, постановили: Преосвященного Антония, епископа Уфимского и Мензелинского, избрать в почетные члены Казанской Духовной Академии ввиду высокопреосвященной и плодотворной деятельности, ввиду его солидных литературных и научно-богословских трудов, ввиду выдающегося церковно-ораторского таланта и неутомимого проповедования слова Божия и, наконец, ввиду его щедрой благотворительности и материального вспоможения нуждающимся студентам Академии.

[viii] В 1907 года был объявлен всероссийский сбор средств, а 3 сентября 1911 года храм был освящен в присутствии Государя Императора Николая II.

[ix] Освящение собора состоялось 9 января 1912 года в присутствии Государя Императора Николая II.

[x] После обсуждения в Синоде доклад был подан Государю Императору, который в связи с революционной смутой признал эти вопросы несвоевременными.

[xi] По мнению некоторых биографов митрополита Антония это стало одной из причин неприязненных отношений между иерархами в эмиграции.

[xii] 13 января 1907 года сложил с себя полномочия члена Госсовета.

[xiii] Кроме этого он состоял почётным членом «Казанского Общества Трезвости» и Казанского отдела Русского собрания.

[xiv] Например: «Против учения о том, что Господь Иисус Христос был социалистом-революционером» (3 декабря 1908 г.) и др.

[xv] Никольский В., э.о. проф., Пономарёв П., проф. О богословских трудах Высокопреосв. Антония, архиепископа Волынского и Житомирского // Православный Собеседник. - 1913. - Октябрь. - С. 49-85.

[xvi] Вскоре они вышли отдельным изданием.

[xvii] Одного из самых популярных в России нигилистических авторов, книга которого «Жизнь Иисуса», по мнению архиепископа Антония, «привлекает внимание и далеких от революционного фрондерства русских читателей, многие из которых даже не замечают, что автор отрицает божество Иисуса Христа и Его воскресение из мертвых».

[xviii] Догмат искупления. Сергиев Посад, 1917.

[xix] Архиепископ Антоний считал необходимым для православной догматической мысли отойти от получившей господство в школьном богословии теории искупления Ансельма Кентерберийского, в соответствии с которой Голгофская жертва Христа принесена ради удовлетворения бесконечного Божиего правосудия, оскорбленного безмерным грехом Адама. В искупительном подвиге Спасителя архиепископ Антоний важным моментом считал не только Голгофскую жертву, но и страдания, которые Господь Иисус Христос испытал во время гефсиманской молитвы и которые были вызваны, по выражению владыки «сострадающей любовью Богочеловека».

В эмиграции сотериологические воззрения митрополита Антония особенно решительно критиковали архиепископы Серафим (Соболев) и Феофан (Быстров).

[xx] В то же время он избран членом Собора и от монашествующих, но это избрание сложил.

[xxi] «Положение» было утверждено 20 сентября 1918 г. на 3-й сессии Поместного Собора в Москве.

[xxii] См. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. - М., 1994.- С.294.

[xxiii] Впервые опубликовано: Митрополит Антоний (Храповицкий). Словарь к творениям Достоевского (Не должно отчаяваться). - София: Рос.-болг. кн-во, 1921. - 185 с.

[xxiv] Впоследствии Константинопольский Патриархат предпринимал неоднократные попытки подчинить диаспору Русской Церкви своей юрисдикции, в связи с чем митрополит Антоний неоднократно выражал письменные протесты против вмешательства во внутренние дела Русской Православной Церкви.

[xxv] Впоследствии, не зная о лишении Государем Императором Николаем II прав престолонаследия Великого князя Кирилла Владимировича из-за его нарушения церковных, фамильных и государственных законов, митрополит Антоний признал его в эмиграции главою Дома Романовых и наследником престола.

[xxvi] 27 марта 1925 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение о замене в преподавании катехизиса свт. Филарета (Дроздова) на катехизис митрополита Антония, что вызвало протест некоторых архиереев РПЦЗ. 22 апреля 1925 г. митрополит Антоний направил Синоду заявление, в котором просил определение о замене катехизисов отменить. В «Окружном послании» от 23 июля 1926 г. митрополит подтвердил отказ от официального утверждения собственного катехизиса.

[xxvii] Архиерейский Собор РПЦЗ, заседавший в Сремских Карловцах 25-30 мая 1931 г., утвердил это решение Архиерейского Синода.

[xxviii] О Н.В. Краинском см. подробнее: Александр Каплин "Кто не захочет сдаться - иногда сумеет выбраться"

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: «Через наш бурный век он прошел евангельски кротко и апостольски безстрашно...»

Катехизис его еретический.
М.Яблоков / 29.03.2013, 13:16
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Каплин
«Я про себя знаю только то, что люблю Родину, что я русский человек...»
Заметки к юбилею художника-мыслителя Алексея Балабанова (25.02.1959 - 18.05.2013)
25.02.2024
«Западом и наказывал и накажет нас Господь...»
Святитель Феофан Затворник о духовном состоянии российского общества второй половины - конца XIX века
22.01.2021
Ягода-земляника
Из записок «По дороге домой»
12.11.2020
«Дай нам Бог последнего смиренья…»
К 70-летию Владимира Алексеевича Воропаева
12.11.2020
Будь не с Брёховки, а – с Харасеи
Из записок «По дороге домой»
06.11.2020
Все статьи Александр Каплин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27