С русского на русский

Отклик на материалы, посвященные изучению литературы на основе православных традиций

0
341
Время на чтение 4 минуты

Размышления после прочтения статей Ирины Лукьяновой «Был ли Хлестаков антихристом, или Реформаторы курса литературы плохо ее читали», опубликованной на портале «Православие и мир» 7 марта и Николая Лобастова «А поле битвы - литература» на РНЛ 12 марта сего года.

Литература, как искусство слова, всегда была полем битвы за души человеческие. На страницах своих произведений русские классики отстаивали свои убеждения, боролись за идеалы, сражались с идеологическими противниками. Это были бои мировоззрений, разных взглядов на природу человека, на смысл и цель жизни, на проблемы свободы и ответственности. Рождались они не от желания острой полемики, а были следствием нравственного (а у некоторых писателей и духовного) опыта, личного приобщения к тайнам бытия. Творчество очень многих русских классиков имело евангельскую «закваску» и рождалось в недрах любви к ближнему своему и к России. Не случайно же так долго и упорно спорили западники и славянофилы на страницах журнала «Современник». Предмет спора был серьезен: на страницах популярного издания 19 века решалась судьба России и народа. И сегодня это противостояние в действии, поэтому так много разговоров и толкований не только на предмет содержания программы по литературе, но и принципов преподавания этой ведущей гуманитарной дисциплины.

Офорт *<a href=Пушкин, Гоголь, Достоевский* художника Юрия Селиверстова" title="Офорт *Пушкин, Гоголь, Достоевский* художника Юрия Селиверстова" width="392" height="300" align="right" />Признаться, меня удивили досужие рассуждения учителя литературы Ирины Лукьяновой по поводу «свободного» («в духе перестроечной вольницы»?!) восприятия и интерпретации широко известных произведений «золотого века» русской литературы, высказанные в адрес председателя комиссии Общественной палаты по сохранению историко-культурного наследия П.А. Пожигайло, заявившего о необходимости рассмотрения художественных образов произведений А. Н.Островского, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя в контексте православной традиции.

Надо признаться, что концепция образа Хлестакова как идеи (а, вернее, эмблемы) антихриста не является частным мнением П.А. Пожигайло. О «Ревизоре» как о символическом произведении говорил сам Николай Васильевич в своей пьесе «Развязка «Ревизора», где он дал исчерпывающие комментарии по поводу должного уровня читательского и зрительского восприятия и города N, и чиновников, и Хлестакова. Гоголя угнетала примитивная трактовка «Ревизора», сводимая к социальной сатире. О том, что в «Ревизоре» сильным аккордом звучит мотив Страшного суда (вспомните впечатляющую Немую сцену в конце пьесы), авторитетно утверждали известные литературоведы - М.Дунаев, В.Воропаев, И. Глянц. Гоголь всей мощью своего таланта хотел предупредить о грядущем возмездии каждому, кто пренебрег заповедями Господними и глубоко опошлился в погоне за благами мира сего. Это очень актуальное произведение, потому что эти мастерски выписанные нравственные «уроды» (так Гоголь назвал чиновников в «Развязке «Ревизора») и их незавидная участь могут отрезвить внимательного читателя и подвигнуть если не к покаянию, то, по крайней мере, неприятию такого образа жизни, на что, собственно, Гоголь и надеялся. Правильная трактовка «Ревизора» в школьном изучении поможет детям не только дать правильную оценку казнокрадам и мошенникам, а также убедить их в неминуемом наказании, временном или, что самое страшное, вечном.

Что касается Татьяны Лариной... Да, мы действительно очень плохо читаем классику. Невнимательно. Поверхностно. Поэтому все понимаем так, как нам видится или хочется видеть. Пушкин же сам признается читателю на страницах романа, что Татьяна является для него идеалом. Он так и говорит - «мой верный идеал». Известный пушкинист В.С.Непомнящий пишет в статье «Книга, обращенная к нам»: «В Татьяне Пушкин выразил чувство тайны: тайны бытия, тайны человека, тайны России; в ней он воплотил свою мечту об идеальном, прекрасном человеке. Создание этого образа было огромным событием во внутренней жизни поэта».

Действительно, в течение 7 лет, пока создавался роман в стихах, Пушкин восходил к этой тайне, и образ Татьяны, созданный его гением, помогал ему постичь смысл земной жизни человека как приобщения к Высшей правде. Татьяна отвергает Онегина в силу своей любви к нему, потому что знает его очень хорошо и понимает, что ее согласие на предложение Онегина его не изменит, а только окончательно погубит его непросвещенную душу. Да и свою она потеряет, если страсть поставит выше совести, долга, Любви. И задача учителя - объяснить детям поступок Татьяны: любовь - это всегда жертва ради любимого. После отказа Татьяны Онегин стоит «как будто громом поражен», и хочется верить вместе с Пушкиным, что этот «гром» может спасти его, преобразить его душу.

А называть удовлетворение своей страсти счастьем - обманывать очередное молодое поколение! Об этом ли мечтал Александр Сергеевич, когда писал: «Да ведают потомки православных...»

Вот когда идет разговор такого уровня на уроках литературы, я уверяю вас : детям очень интересно, у некоторых просто дух захватывает.

Конечно, И. Лукьянова как журналист может не согласиться с мнением соотечественника, осознающего ответственность за духовно-нравственное состояние подрастающего поколения, но не верить свидетельствам самих классиков и не знать духовных основ их мировоззрения, отраженных в творчестве, И. Лукьянова - учитель не может, не имеет права, потому что словесник мобилизован сегодня на передовую информационной войны как представитель педагогической элиты, чтобы помочь детям прочитать нашу литературу и правильно сделать перевод: с русского на русский.

Светлана Александровна Щелкунова, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы N22 г. Сергиев Посад, победитель Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2009 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ Михаилу

Чтобы разговор с детьми шел на таком уровне,учителю необходимо трудиться не только над литературным материалом,но и над своей душой.А это самое сложное...

2. Re: С русского на русский

«Да ведают потомки православных...» Вот когда идет разговор такого уровня на уроках литературы, я уверяю вас : детям очень интересно, у некоторых просто дух захватывает. Так что же надо, чтобы разговор шёл на таком уровне?
Иванович Михаил / 16.03.2013, 16:38

1. С русского на русский

Спаси Господи! Великолепная статья.
Денис К. / 16.03.2013, 15:16
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Щелкунова
Уроки преподобного Сергия
Ко дню памяти печальника Земли Русской
17.07.2013
Проблема счастья, или лишний человек в русской литературе
Заметки учителя литературы после прочтения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
05.06.2013
Весна души
О грехопадении и Воскресении в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». К Лазаревой субботе
26.04.2013
«Служение красоте есть нравственное дело и религиозный подвиг»
Н.В.Гоголь об искусстве и художнике в повести «ПОРТРЕТ»
03.04.2013
Все статьи Светлана Щелкунова
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 03:02
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.04.2024 01:54
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 22:19
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 21:07
Цепочка
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:56