Уроки преподобного Сергия

Ко дню памяти печальника Земли Русской

0
1059
Время на чтение 5 минут

В канун славного юбилея - 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского я вспоминаю слова Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, произнесенные им в 1998 году на Международных Рождественских образовательных чтениях. Он сказал: «Важнейший вопрос педагогики не только в том, чтобы напитать детей знаниями, но - как и какой водой хотим мы утолять их жажду духовную, и есть ли у нас вода живая?»

Фрагмент покрова на гробницу прп.Сергия

Более десяти лет в образовательном пространстве нашего района, освященном светлым образом великого русского святого, уделяется самое серьезное внимание духовно-нравственному воспитанию и просвещению подрастающего поколения. Изучение основ православной культуры, уроки Духовного краеведения Подмосковья, интеграция духовно-нравственной составляющей в программы дисциплин гуманитарного цикла, творческий потенциал системы внеклассной работы и дополнительного образования создали ту благодатную атмосферу постижения сущности и смысла исторических событий России и приобщения к высочайшим образцам отечественной культуры, которыми богат наш город, наш край.

Уроки нравственности в школах Сергиево-Посадского района стали традиционными, что свидетельствует об искреннем стремлении учителей помочь своим воспитанникам разобраться в сложных вопросах современной жизни, познакомить их с вечными личностными ценностями, которые определяют «самостоянье человека, залог величия его». Это высокая воспитательная миссия всегда была основополагающей в педагогической системе русской школы, базирующейся на лучших традициях отечественного образования, сформированных в недрах святоотеческой мудрости.

Такими уроками нравственности стали для наших детей уроки изучения жития преподобного Сергия на уроках литературы. С одной стороны, юные жители Сергиева Посада должны знать историю жизни великого святого, основателя родного города, с другой - чтение детьми житийной литературы всегда было благочестивой русской традицией, определяющей нравственный вектор развития личности.

Чем же может обогатить юную душу знакомство с личностью преподобного Сергия?

Житие преподобного Сергия - это рассказ о том, как стать Святым; это уроки, помогающие детям не только увидеть и понять красоту совсем иных, часто совсем не известных им свойств души, но открыть смысл и цель человеческой жизни.

Читая житие, дети прослеживают путь, а вернее, восхождение от отрока Варфоломея к преподобному Сергию, знакомятся с такими понятиями, как Послушание, Терпение, Смирение, Мудрость, Подвиг и другими, которые в совокупности являют школу святости.

Первый урок Преподобного - это урок смирения. Как было обидно терпеть незаслуженные упреки и наказания от учителей и непонимание родителей, когда при всем старании Варфоломею не давалась грамота, пока не явился ангел в образе старца и не благословил чадо читать слово Божие. Варфоломей превосходно усвоил урок: если даже такое простое дело, как чтение, невозможно без помощи свыше, то что говорить о высочайших деяниях и подвигах, поэтому каждое дело он начинал и заканчивал молитвой к Богу.

Второй урок - урок послушания родителям. Как ни хотел Варфоломей еще при жизни праведных Кирилла и Марии принять монашество и уединиться, он не смог отказать им в просьбе охранять их старость до кончины. И только после 40-дневной молитвы об упокоении их душ Варфоломей уходит на гору Маковец, являя нам великий образец сыновней любви.

Третий урок - урок терпения и верности выбранному пути. Оставшись один после ухода из пустыни старшего брата Стефана в Москву, юный Варфоломей претерпевает все скорбные обстоятельства пустынножительства: зной, стужу, голод, страх от диких зверей и темной силы, но любовь к Богу и желание послужить ему на этом месте преодолевают все испытания - и, укрепившись духовно, Варфоломей в монашеском постриге принимает имя Сергий.

Четвертый урок - урок необыкновенного трудолюбия. Сын ростовского боярина, Варфоломей с детства был научен плотницкому ремеслу. Он вместе с братом Стефана срубил в лесу первую деревянную церквицу во имя Пресвятой Троицы. Будучи игуменом монастыря, он трудился больше всех и служил всем: носил для братии воду с дальнего источника, рубил дрова, шил одежду и обувь, пек хлеб, возводил монастырские постройки. Русский живописец Михаил Нестеров посвятил Радонежскому чудотворцу цикл незабываемых картин под названием «Труды преподобного Сергия».

Пятый урок - урок безупречной скромности. Первый по чести, по внешности он не выделялся среди братии: был одет в ветхие одежды, никогда не повышал голоса, был всегда терпелив и постоянен. В период нестроений в монастыре Преподобный не оспаривал своего права на игуменство, уступив его старшему брату, и тихо покинул монастырь. Он всячески запрещал рассказывать о случаях чудесной помощи больным, об исцелениях и воскрешении из мертвых, происшедшим по его молитвам. Вот так действовал в нем дух Христов.

Шестой урок - урок любви к своему Отечеству. История России хранит память о великом благословении Преподобного, данном великому князю Дмитрию Донскому на Куликовскую битву. Сила молитвы аввы Сергия переносила его на поле битвы, ему открывалась картина битвы, имена погибших, об упокоении душ которых он молил Бога. Он стал невидимым полководцем русского войска в этой жестокой сечи.

А сколько тропинок исходил он, направляясь к гордым и непокорным русским князьям, непримиримо восстающим друг на друга, неся им слова мира, любви и доброго напутствия. В этом проявилась еще одна добродетель святого Сергия - миротворчество. Поэтому и называют Преподобного собирателем русских земель, игуменом Земли русской.

Все перечисленные выше добродетели увенчали подвижника богатыми духовными плодами; они явились воплощением евангельских заповедей Блаженств, что составляет суть учения Христа Спасителя и свидетельствуют о святости Радонежского подвижника, о его Преподобии, т.е. подобии Богу в высшей степени.

Житие Преподобного Сергия раскрывает детям особенности подвига христианина. Это подвиг не внешних героических поступков, которые может совершить человек в повседневной жизни или во время военных действий, а подвиг внутреннего делания, обычно невидимый невнимательному глазу; он состоит в постоянном памятовании о Боге и построении жизни своей в соответствии с заповедями Божьими, что способствует непрерывной устремленности от всего земного к горнему, к небесному. Речь идет о сугубых усилиях по стяжанию Божьей благодати как цели христианской жизни, по определению преподобного Серафима Саровского. При этом человек может заниматься обычными житейскими делами. Распознать такого христианского подвижника можно по плодам его деятельности и по той духовной атмосфере, которая возникает вокруг него. Именно эта атмосфера и привлекла к Преподобному его учеников, последователей и простых людей, которые стали селиться в окрестностях горы Маковец.

Это особое состояния приобщения к святости испытывает сегодня каждый, томимый «духовной жаждой» человек, приходящий к мощам великого Угодника Божия в основанную им святую обитель.

По мнению историка Василия Ключевского, личность Сергия превратилась «в народную идею, а само дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом».

Личность преподобного Сергия сияет огромной путеводной звездой на небосклоне русской святости, освящая путь каждому человеку, чье сердце открывается навстречу добру, правде, любви и милосердию. Встреча детей на страницах жития с преподобным Сергием - это важнейшее событие в жизни каждого ребенка, это возможность приобщения его к источнику «воды живой», сообщающий душе нравственную силу и способность к духовной жизни.

Щелкунова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы школы № 22, методист Учебно-методического центра образования (г. Сергиев Посад)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Щелкунова
Проблема счастья, или лишний человек в русской литературе
Заметки учителя литературы после прочтения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
05.06.2013
Весна души
О грехопадении и Воскресении в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». К Лазаревой субботе
26.04.2013
«Служение красоте есть нравственное дело и религиозный подвиг»
Н.В.Гоголь об искусстве и художнике в повести «ПОРТРЕТ»
03.04.2013
Все статьи Светлана Щелкунова
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40