Заметки о модернизме в церковной архитектуре

От редакции. Мир во все времена пытался уловить Церковь, заставить приспосабливаться к «современным тенденциям». С разным успехом. Сегодня тенденция к обмирщению, проявляющаяся в модернизме церковного богослужения, замене церковно-славянского языка в богослужебной практике на русский, попытках перехода на григорианский календарь и т.п., - особенно явственна. Оказывается, и церковная архитектура сталкивается с этой угрозой. Предлагая вниманию читателей статью протоиерея Константина Островского, мы намереваемся и в дальнейшем обращаться к этой тематике.

* * *

При Отделе по реставрации и строительству Московской областной епархии, который я возглавляю, с 2007 года действует Консультативно-экспертный совет, одной из основных задач которого является экспертиза представляемых на благословение митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию эскизных проектов строительства православных храмов и храмовых комплексов.

Авторы проектов иногда берут за основу известные классические образцы, иногда (не всегда) творчески и грамотно их перерабатывают, применяясь к конкретным условиям, а иногда предлагают нечто совершенно новое. Как относиться к новизне в храмовой архитектуре? В январе 2012 г. эта проблема была затронута на круглом столе «Современное храмостроительство - вопросы взаимодействия Церкви, общества, государства», который проходил в рамках XХ Международных образовательных Рождественских чтений и обсуждалась очень горячо. Столь же горячо, но более обстоятельно спор продолжился на том же круглом столе уже на Рождественских чтениях в 2013 г. 21 февраля 2013 г. в Москве прошёл ещё один круглый стол на ту же тему.

В столкновении поборников старого и нового одна из сторон справедливо утверждает приоритет традиции, говорит об устоявшихся и принятых Церковью архитектурных канонах. (Эти каноны не утверждались Вселенскими соборами, но они сложились и есть в живой традиции церковного зодчества.)

Другая сторона особенно подчёркивает, что многое из на сегодняшний день устоявшегося и принятого Церковью, некогда было новаторским или даже революционным. Появлялись новые стили, новые материалы и технологии, сами люди изменялись и так далее. Это тоже, в общем, справедливо. Возможен ли продуктивный выход из спора?

Продуктивный выход возможен, но нужно правильно поставить вопрос. На самом деле, в церковном искусстве вообще и в храмовой архитектуре в частности для православного человека должно быть принципиальным не старое или новое перед ним, а истинное или ложное свидетельство о горнем мире. В иконе, в богослужебном облачении, в храмовой архитектуре нам важно видеть образ горнего мира. На иконе - просветлённый, очищенный от всего суетного лик, в облике храма - образ Горнего Иерусалима.

Поэтому вопрос о том, как будут выглядеть наши церкви, это отнюдь не узкопрофессиональная проблема, которую должны решать архитекторы. Этот вопрос принципиально важен для всех православных христиан и, в особенности, для пастырей и архипастырей, которым Бог вверил заботу о народе Божием, о богослужении и, в частности, об облике православных храмов. Храмы должны быть узнаваемыми, родными, а - главное - должны являть нам образ Царства Небесного.

То же, что сегодня всё настойчивее предлагают архитекторы-модернисты - молодые и убелённые сединами - являет всего лишь их фантазии и старание сделать что-то обязательно новое. Новым при этом оказывается, например, храм в клетке или храм с прозрачными стеклянными стенами (архитекторы Д.Е.Макаров и И.С.Земляков из товарищества Андрея Анисимова), храм в форме игрушечного кораблика (архитектор В.В.Захаров) и другие.

В такие «прикольные» храмы, я думаю, придёт немало любителей эпатажа, и им там будет очень интересно, но куда же пойти молиться и причащаться Святых Христовых Тайн верующему народу? Конечно, в конце концов, можно совершать богослужения и в катакомбах, и на лесных полянах, но зачем же нам самовольно гнать себя в модернистские трущобы, когда Бог даёт возможность строить прекрасные храмы в любом из десятков уже признанных Церковью стилей?

Для того чтобы с особой осторожностью подходить к новизне в храмовой архитектуре, есть ещё несколько причин.

Во-первых, грубую принципиальную ошибку в церковном строительстве бывает почти невозможно исправить, ведь для этого пришлось бы сносить храм Божий.

Во-вторых, нет и необходимости спешить строить по сомнительным проектам. Если не получается создать несомненно достойный проект в оригинальном стиле, можно воспользоваться накопленным в Церкви опытом и сделать проект в каком-либо из уже признанных Церковью стилей.

В-третьих, при сопоставлении старого и нового в церковной архитектуре нужно обязательно иметь в виду ещё следующее. Старое, в общем, уже осмыслено Церковью: ложное - обличено, прекрасное или хотя бы терпимое - усвоено. Поэтому профессиональный архитектор, работающий в уже принятом Церковью стиле, может быть, и не создаст что-то поразительное, но построить прекрасный храм может.

Тот же, кто предлагает новый стиль в церковной храмовой архитектуре, должен не бороться за права нового, а доказывать церковность предлагаемого стиля. Несколько лет назад наш Консультативно-экспертный совет решительно высказался против того, чтобы на въезде в Звенигород построили церковь, по виду напоминающую производственное строение. Может быть, мы не поняли духовной глубины автора проекта; может быть, ему во сне явился преподобный Савва Звенигородский и повелел нарисовать то, что он нарисовал. Ну, что ж, значит, в этом деле проявилась наша немощь и ограниченность.

Но лучше пусть пока восторжествует человеческая ограниченность, чем мы застроим Россию вместо храмов модерновыми конструкциями в виде корабликов или элеваторов только потому, что кому-то хочется самораскрыться именно в церковной архитектуре.

Протоиерей Константин Островский, председатель Епархиального отдела по реставрации и строительству, Московская областная епархия

 

Вот образцы модернизма в церковной архитектуре:

1

2 

3

4

5 

6

7

8

9 

10

11

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

10. 9, Рудовскому

Все правильно. На таких, как Вы, и рассчитано. Останавливающиеся специально теплоходы. Ежедневные нескончаемые экскурсии. Вспышки фотоаппаратов. Многословные гиды, расхваливающие местное достопримечательство и «новое слово в православной архитектуре». Вопросы. Ответы. Сувениры. Фото на память. Труды Александра Меня и известного митрополита. Статьи главного архитектора. «Кирпичики» для строительства нового подобного сооружения. Живые концерты в храме «православного хора за пожертвования» и многое другое, на чем можно «срубить» денежки. Все так. Но причем здесь Православие?

Дмитрий 988 / 09.03.2013

9. Re: Заметки о модернизме в церковной архитектуре

2 проекта понравились, еще 2 вызвали некоторое любопытство. Побольше б таких статей...

рудовский / 08.03.2013

8. Поклон автору за статью

Всем знакома книга Евгения Трубецкого «Умозрение в красках»: http://www.vehi.net/etrubeckoi/umozrenie.html «…византийский купол над храмом изображает собою свод небесный, покрывший землю. Напротив, готический шпиц выражает собою неудержимое стремление ввысь, подъемлющее от земли к небу каменные громады. И, наконец, наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству. Это завершение русского храма — как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся. При взгляде на наш московский Иван-Великий кажется, что мы имеем перед собою как бы гигантскую свечу, горящую к небу над Москвою; а многоглавые кремлевские соборы и многоглавые церкви суть как бы огромные многосвешники. И не одни только золотые главы выражают собою эту идею молитвенного подъема. Когда смотришь издали при ярком солнечном освещении на старинный русский монастырь или город, со множеством возвышающихся над ним храмов, кажется, что он весь горит многоцветными огнями. А когда эти огни мерцают издали среди необозримых снежных полей, они манят к себе как дальнее потустороннее видение града Божьего… …внутренняя архитектура церкви выражает собою идеал мирообъемлющего храма, в котором обитает Сам Бог и за приделами которого ничего нет; естественно, что тут купол должен выражать собою крайний и высшей предел вселенной, ту небесную сферу, ее завершающую, где царствует Сам Бог Саваоф. Иное дело — снаружи: там над храмом есть иной, подлинный небесный свод, который напоминает, что высшее еще не достигнуто земным храмом; для достижения его нужен новый подъем, новое горение, и вот почему снаружи тот же купол принимает подвижную форму заостряющегося кверху пламени…» Разве может «Храм – кораблик» выразить у верующего человека молитвенный подъем? Скорее всего, он воспринимается как транспортное средство для достижения «небес» на халяву, чтобы не утруждать себя новым подъемом и новым горением (заплати бабки – и въезжай). Непонимание сути Православной Веры, разрушение образа храма, как дома Божьего, разрыв смыслового соответствия между внутренней наружной архитектурой храма, сокрытие смысла о необходимости «горения" души и восхождения к Горнему - таково содержание приведенного в статье обновленчества в архитектуре. Подобное допускать нельзя.

Дмитрий 988 / 08.03.2013

7. Ответ на 4., М.Яблоков:

В Польше уже давно это началось. Одни уродские костелы в стиле модерн... Это одна тенденция, а, вернее сказать, один бес.

Поганой метлой гнать таких архитекторов. Кто в такие храмы молиться пойдет?! Какая это будет молитва и кому?! Что они все, с ума что ли посходили?

blogger / 08.03.2013

6. Re: Заметки о модернизме в церковной архитектуре

Приведённые образцы модернистских "храмов" показывают человека, являющегося прообразом храма, в уродливом виде.

Борис В. / 08.03.2013

5. Есть желание подучится.

Спасибо за статью. С уважаемым автором, разумеется, согласен. Доступны ли материалы прошедших круглых столов? Есть ли у Вашего отдела предпочтения в стилях? Особенно интересно, как Вы относитесь к храмам эпохи барокко и классицизма? Они из разряда «прекрасных» или «терпимых»? Мне, например, очень сложно определить своё отношение к ним. Там столько тонкостей и взаимовлияний… В то же время хотелось бы приблизиться к оценке храмов этих стилей, так сказать, в целом, духовно… Возможно ли это на современном этапе? Например, в Петербурге будет воссоздание церкви Успения на Сенной в прежнем виде. А в каком виде предстоит когда-нибудь строить Троицкий собор на Троицкой площади? Вопрос относится также и к уважаемым комментирующим...

Борис В. / 08.03.2013

4. Re: Заметки о модернизме в церковной архитектуре

В Польше уже давно это началось. Одни уродские костелы в стиле модерн... Это одна тенденция, а, вернее сказать, один бес.

М.Яблоков / 08.03.2013

3. Re: Заметки о модернизме в церковной архитектуре

Дети сказали "Фу. Некрасиво." Особенно не понравился "кривой кораблик".

Еленка / 08.03.2013

2. обложки для пластинок

некоторые фотки вполне сгодились бы в качестве постеров или обложек на пластинки каких-нибудь умеренно психоделических групп типа зрелого Пинк Флойда или раннего Роберта Фриппа. Но в качестве проектов наших храмов....

1. Re: Заметки о модернизме в церковной архитектуре

Несомненно образ храма должен быть откровением Небесным. Как и икона, которые, если для храма, обычно писались на Руси людьми глубоко духовными, обычно монахами. Перед тем как приступить, они долго молились и постились, удалялись всякой суеты. С образом храма дело обстоит еще ответственней. Ведь уже при приближении к нему он должен настраивать на "Царство не от мира сего". В Библии мы видим, что первый образ храма - скиния Господняя - в мельчайших подробностях, заполнивших двенадцать глав, дан Моисею самим Богом: "Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою". И т.д. (2.Книга Моисея 26:1) Так же детально описывается и Храм Соломона в Книге Царств. Если его подробное описание вошло в Св.Писание, то его образ тоже от Бога. И Апостол Иоанн описывает Св. град Иерусалим, сходящий с Небес как Новый Храм со всякими подробностями: " И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца" и т.д. (Отк 21:10) Так что помимо поста, молитвы и святой жизни есть у современных православных проектировщиков храмов и конкретные, детальные указания в Св.Писании, помогающие вдохновению. Божественное вдохновение должно форму определять, а не модные, преходящие поветрия.

Константин Островский:
Все статьи автора
"Проблемы церковной жизни"
«Бог Кузя» и провокация против Церкви
Иерей Димитрий Бабурин о странных событиях, происходящих вокруг возглавляемого им храма Святых Царственных страстотерпцев в Ясеневе
20.01.2020
«Эти конфликты близки к завершению»
Митрополит Челябинский и Миасский Григорий о конфликте вокруг останков чтимой в народе Дунюшки Чудиновской
20.01.2020
Могут ли миряне обличать епископов?
По поводу статьи протоиерея Алексия Чаплина
20.01.2020
Все статьи темы