Приношение игумену Серафиму

Памяти духовного писателя о.Серафима (Кузнецова). Окончание

Новости Москвы 
0
690
Время на чтение 22 минут

Начало 

4. В годы земной жизни игумена Серафима

Игумен Серафим и многие его современники в России знали, что еще до начала Первой мировой войны «народ дал Елизавете Федоровне имя святой». При встрече с ней верующие люди крестились, кланялись, опускались на колени, целуя руки и одежды. В России всем было известно, что княгиня - немка по рождению, но русская по духу и православная по вере. Княгиню полюбили еще сильнее за то, что она добровольно предпочла не эмиграцию, a путь крестных страданий на своей новой родине. C появлением Елизаветы Федоровны на людях в их устах и на застывших от восторга лицах можно было прочитать риторический вопрос: "Кто этa, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце?" (Песнь Песней VI, 10).

Вел.кн.Елисавета Феодоровна

«...Не напрасно народный голос еще при жизни нарек ее святой», - написал в 1925 году в своем «Похвальном слове новым священномученикам Русской Церкви. Светлой памяти В. К. Елизаветы Феодоровны» аpxиепископ Анастасий (Грибановский; 1873-1965; впоследствии - епископ РПЦЗ, митрополит Восточноамериканский и Нью-Йоркский). Развивая эту тему, владыка высказал мудрые и пророческие мысли, сбывшиеся уже в конце ХХ века: «Как чудесное видение прошла она по земле, оставив после себя сияющий след. Вместе со всеми другими страдальцами за русскую землю она явилась одновременно и искуплением прежней России, и основанием грядущей... Такие образы имеют непреходящее значение: их удел - вечная память и на земле и на небе».

...Задолго до своего знакомства c княгиней Елизаветой Федоровной игумену Серафиму как духовному писателю и известному в России издателю было, конечно, знакомо написанное в 1884 году Великим князем Константином Константиновичем Романовым (поэтом c псевдонимом «КР») стихотворение-посвящение «Великой княгине Елисавете Феодоровне»: 

Кн.ЕлизаветаЯ на тебя гляжу, любуясь ежечасно: ‎

Ты так невыразимо хороша!

О, верно под такой наружностью прекрасной ‎

Такая же прекрасная душа!

Какой-то кротости и грусти сокровенной ‎

В твоих очах таится глубина;

Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна;

‎Как женщина, стыдлива и нежна.

Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой

‎Твою не запятнает чистоту,

И всякий, увидав тебя, прославит Бога, ‎

Создавшего такую красоту.

Село Ильинское 24 сентября 1884 (См.:12)

Вероятно, под впечатлением этих поэтических строк русский скульптор и художник Павел Петрович Трубецкой (1866-1938) запечатлел в 1899 году княгиню Елизавету Фёдоровну в небольшой скульптуре.

скульптура

Десятилетием позже, между 1910-1912 гг., русский религиозный художник-портретист Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) изобразил на картоне (47,5х24,5 см) княгиню Елизавету в профиль, в белом одеянии сестер обители на фоне ограды и алтарной стены Покровского храма.

М.НестеровИзвестный в РПЦЗ священник, протопресвитер, богослов и публицист Михаил Афанасьевич Польский (1891 - 1960), бежавший в 1930 году из ссылки и из СССР через советско-персидскую границу и в октябре того же года прибывший в Иерусалим, где он в «Царской» крипте сначала предстал и тут же преклонил колени у гроба с останками княгини Елизаветы, позже написал, что при жизни мученица «всюду вносила с собою чистое благоухание, лилии; быть может, поэтому она так любила белый цвет: это был отблеск ее сердца» ( 1 ).

В мае 1944 года русский писатель Иван Алексеевич Бунин (1870 - 1953), уже имея звание лауреата Нобелевской премии по литературе, написал во Франции рассказ «Чистый понедельник», где, как на иконной доске, отразил своим мастерским пером «тонколикий» образ княгини Елизаветы (цитирую): «...На Ордынке я остановил извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители: там во дворе чернели кареты, видны были раскрытые двери небольшой освещенной церкви, из дверей горестно и умиленно неслось пение девичьего хора. Мне почему-то захотелось непременно войти туда. Дворник у ворот загородил мне дорогу, прося мягко, умоляюще:

С лилиями- Нельзя, господин, нельзя!

- Как нельзя? В церковь нельзя?

- Можно, господин, конечно, можно, только прошу вас за ради Бога, не ходите, там сичас великая княгиня Ельзавет Федровна и великий князь Митрий Палыч...

Я сунул ему рубль - он сокрушенно вздохнул и пропустил. Но только я вошел во двор, как из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, за ними, вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, великая княгиня; а за нею тянулась такая же белая вереница поющих, с огоньками свечек у лиц, инокинь или сестер, - уж не знаю, кто были они и куда шли...»

Во второй половине 40-х годов прошлого века французский писатель и философ Альбер Камю (1913-1960) написал драму в пяти действиях «Les Justes» (Справедливые). Ее содержание основано на реальных событиях 1905 года, когда было совершено нападение на Великого князя Сергея Александровича. В пьесе, впервые поставленной на сцене в 1949 году, выписан и образ Великой княгини Елизаветы.

 

Появление на Западе литературных произведений о княгине Елизавете не случайно. Еще при жизни отца Серафима, сначала в 1919-м и потом в 20 -х - 30-х годах, об Алапаевском убийстве и о подвиге русского игумена из Пермской земли стали поочередно сообщать различные издания в крупных европейских и азиатских городах: Берлине - (Воспоминания о Царственных Мучениках.- Двуглавый Орел, N 28,1922, Берлин); Париже - (Pages d`histoire, 1914-1919. Le Bolschevisme en Russie. Livre blanc anglais. Avril 1919. Berger-Levrault, librairies-editeurs.- Nancy-Рaris-Strasbourg, 1919); Белграде - (Алапаевское убийство. Историческая справка.- Царский вестник, N 210, 4/17 июля.- Белград,1931); Харбине - (Убийство Императора Николая II и Его Семьи. Заживо погребенные: Алапаевское убийство Великих Князей.- Харбин: «Рассвет», 1920) и др.

Нижняя Селимская шахта в советские временаО трагических событиях в Алапаевcке поочередно рассказывали русские эмигрантские издания в Париже: «Русская газета» (N 51, 22 июня 1924,), «Иллюстрированная Россия» (N 35, 1934). Информацию об Алапаевских мучениках и об игумене Серафиме распространяли в своих кругах и жившие в рассеянии по всему миру эмигранты из России.

Графиня А. А. Олсуфьева

 

В 1918 году свои небольшие по объему «Воспоминания о Велик. Княгине Елизавете Феодоровне» написала проживавшая в Италии (Сан-Ремо) графиня Александра Андреевна Олсуфьева (1846-1929), урожденная Миклашевская. Графиня была хорошо знакома с княгиней Елизаветой и знала многие факты ее биографии. В тексте воспоминаний графини читатели находят для себя тот важный тезис, содержание которого было давно предугадано игуменом Серафимом: "... Она (княгиня Елизавета) была подобна первым мученикам христианства, погибшим на Римских аренах. Возможно, что ко времени наших правнуков, Церковь ее причислит к лику своих святых". Соотечественники русской по духу княгини Елизаветы и верного сына Земли Пермской игумена Серафима, навсегда покидая охваченную революцией Россию, забирали в эмиграцию самые дорогие и необходимые для чужбины вещи. Среди последних были и фотографии представителей Дома Романовых. В частных альбомах эмигрантов, осевших в разных городах мира, десятилетиями бережно хранилась фототека открыток с ликом княгини Елизаветы.

Княгиня ЕлизаветаНекоторые из немногочисленных портретов княгини во время проводимых торжеств по случаю прославления в 90-х годах преподобномученицы Елизаветы стали бесценным достоянием как государственных российских, так и западных архивов.

 

5. Елеонские дни игумена Серафима

 

Игумена Серафимa, неожиданно перешедшего в 1945 году под омофор Московского Патриархата и за это выдворенного из женского Гефсиманского монастыря (РПЦЗ), приютили у себя греки из Иерусалимского Патриархата, предоставив ему место для проживания и служения в своем монастыре, расположенном в северной части Елеонской горы, называемой православными Малой Галилеей. Русская духовная миссия Московского Патриархата вернулась в свое законное каноническое подчинение только после посещения Святейшего Патриарха Московского Алексия I Святой Земли в 1945 году. Своего здания, где мог бы тогда остановиться и жить отец Серафим, у нее еще не было. Фактически Миссия стала действовать в Иерусалиме спустя три года - после образования в 1948 году государства Израиль, вернувшего Московскому Патриархату здания, храмы и монастыри, оказавшиеся на его территории.

Монастырь «Мужи Галилейские» расположен в границах территории арабской деревни А-Тур и находится совсем неподалеку от Елеонского Cвято-Вознесенского женского монастыря (РПЦЗ), где также служил отец Серафим и где у него были своя келлия и духовные чада, специально переехавшие к нему с Урала. Однако с лета 1945 года игумену не открывали ворота и в этой женской обители. Запрещено было и русским монахиням брать у отца Серафима благословение и тем более духовно общаться с ним, хотя некоторые из сестер делали это тайно. Две верные игумену монахини (имеются сведения и о третьей) Анастасия и Серафима (их фамилии, к сожалению, не известны) покинули иерусалимские келлии и стали жить рядом со своим батюшкой, в домиках греческого монастыря «Мужи Галилейские». Старейшая елеонская монахиня арабского происхождения, матушка Вероника (Рахеб) в 2010 году рассказала автору этих строк: «Покойная мать Минодора (Чернова) как-то поведала мне, что отец Серафим жил в и нашей обители с 1920-х годов вплоть до 1945 года. Одно время он был даже духовником в Елеонском монастыре. К нему приехали из Урала несколько сестер. Однако игумен Серафим не поладил с нашим монастырским начальством и вынужден был переселиться в Малую Галилею, расположенную на Елеоне. В причины произошедшего конфликта углубляться не буду...»

Игумен СерафимВ некоторых публикациях об игумене Серафиме можно прочитать, что «с 1945 года его положение резко ухудшилось»; в тот же год «русское духовенство в Иерусалиме размежевалось» и игумен Серафим «оказался во главе патриаршей партии»; якобы «часть духовенства», возглавляемая игуменом, «выступила за воссоединение с Московской Патриархией». Однако в Иерусалиме каких-либо документов и устных подтверждений всех этих положений не обнаружено автором данных строк, проводившим беседы с теми людьми, кто считал себя сведущими специалистами в области истории русской диаспоры послевоенного времени на Святой Земле.

Игумен Серафим, перебравшись из Гефсимании на вершину горы Елеон, смирился со своим положением и был доволен своим новым местом служения. Об этом свидетельствует текст одного из сохранившихся писем, датированном 1/14 марта 1948 года и отправленнoм игуменом Серафимом из «Малой Галилеи» в Россию на имя своего давнего духовного друга, архиепископа Ижевского и Удмуртского Ювеналия (Килин; в схиме Иоанн; 1875 - 1958), поступившего в 1896 году послушником в Белогорский мужской монастырь Пермской епархии. В этом письме отец Серафим сообщил: «... Когда Святейший Патриарх Алексий приезжал в мае 1945 года в Иерусалим, то он посетил церковь в Малой Галилее, в которой я служу, и мною был встречен с подобающей честью кратким молением с многолетием, как подобает по церковному чину. Слава Богу, наша Родина и русская православная вера процветают...». В этом же послании игумен пишет и о себе: «... Я, слава Богу, здоров и духом бодр. Живу в прежних условиях под отеческим покровом Блаженнейшего Патриарха Тимофея в его летней резиденции, в Малой Галилее на Елеоне. Служу литургию по субботам, воскресеньям и праздникам и по будням одну-две литургии.(...) Патриарх Тимофей очень доброжелательно относится к нашему Святейшему Патриарху Алексию, считает его избранником Божьим... Ко мне Патриарх относится с отеческой любовью... Время идет быстро, наши годы с Вами, по милости Божией, уже большие; мне 3 августа исполнится 73 года... Это великая милость Божия для меня, грешного, что Бог продлил мою и Вашу жизнь, и дай Бог еще пожить и потрудиться на благо Русской Православной Церкви».

С игуменом Серафимом тесно общалась жившая некоторое время в монастыре св. Авраама в Иерусалиме инокиня Серафима (Путятина; в миру - княгиня Мария Алексеевна Кудашева; 1901 - 1967; умерла Бейруте - Ливан). В 1956 она приняла монашество с именем Серафима и вела записи своих встреч в Малой Галилее с игуменом Серафимом (16). Он хранил в своей келье часть мощей святой Елизаветы, которые дарил своим преданным духовным чадам. Так, незадолго до своей кончины он вручил инокине Серафиме «пузырек с прахом Великой Княгини», о чем она рассказала в своих воспоминаниях: «...Содержимое пузырька представляет собою высохшую массу темно-коричневого цвета, осевшую примерно до половины бутылочки. Пробка, пропитавшаяся жидкостью, ссохлась и уже не закрывает плотно бутылочку. Горлышко обвязано тряпочкой такого же темно-коричневого цвета, а вся бутылочка обмотана другой тряпочкой, покрытой такими же пятнами. Все это издает очень приятное, остро-пряное благоухание, не похожее ни на какой запах, который мне когда-либо приходилось обонять. Несмотря на свою нежность и тонкость, это запах очень пронизывающий, так как проходит сквозь нейлоновый мешочек, в который я бутылочку с тряпочками завернула. Она стоит у меня на полке перед образами, где всегда горит лампада. От времени до времени запах немного меняется, точно в составе преобладают попеременно то те, то другие ароматические вещества. Конечно, я не позволяю себе часто прикасаться к бутылочке, а только прикладываюсь к ней в день годовщины убиения Великой Княгини как к мощам или же сдуваю с нее пыль» (16).

Храм...С монастырской территории Малой Галилеи открывается необычайно красивый вид на Старый Город Иерусалим. В библейские времена отсюда любовались панорамой города и древние жители Галилеи. По иерусалимскому преданию, в Малой Галилее была гостиница или правильнее - постоялый двор, где останавливались приезжающие из Галилеи на праздники в Иерусалим люди. Предание гласит, что здесь останавливались на ночлег даже святые апостолы. Именно здесь якобы и явился апостолам Воскресший Господь, когда «они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда» (Лк 24. 42). На территории греческого монастыря «Мужи Галилейские» исстари было обозначено то место, где, по преданию, после Вознесения Иисуса Христа молилась Богородица и где Ей Архангел Гавриил возвестил о предстоящем Ее Успении.

Вот на этом легендарном месте был возведен и освящен в 1889 году «Храм Смертного Благовещения», где под престолом можно видеть камень, на котором якобы стояла Сама Богородица. Это и есть тот самый храм, где c 1945 года служил игумен Серафим, рядом с которым была его келлия.

надгробиеТеперь у алтарной стены находится могила, где игумен Серафим был погребен 23 февраля 1959 года архиепископом Фаворским Виссарионом (?-1974) по благословению Патриархa града Иерусалима и всея Палестины Венедикта (Пападопулос; 1892(1892) - 1980). В знойные летние дни могильный камень имеет серо-розовый цвет, а в феврале месяце, когда скончался отец Серафим, он приобретает, видимо от влаги, красно-розовую окраску...

 

6. После кончины игумена Серафима

 

В последние два десятилетия, в связи с увеличением на Святой Земле числа российских паломников, на могилу игумена Серафима все чаще стали приходить его соотечественники. Приезжают поклониться игумену и прочитать молитвы у его надгробия священники и верующие из родного отцу Серафиму Урала и особенно - Пермской губернии. В его Отечестве еще в конце 80-х годов прошлого века представители Церкви, историки и краеведы вновь установили местонахождение шахты, где приняли мученическую кончину княгиня Елизавета, инокиня Варвара и другие члены семьи Дома Романовых. В 1991 году рядом с шахтой установили Поклонный крест. А в наши дни вокруг Святой Шахты совершаются крестные ходы и зафиксированы первые свидетельства «благоухания земельки, взятой из Святой Шахты» (17).

Место Святой ШахтыПроходят в памятные дни и крестные ходы от сохранившегося здания Напольной школы до нового монастыря во имя Новомучеников Российских. Крестный ход идет по той дороге, где ночью 18 июля 1918 года отмечен последний земной путь Алапаевских мучеников к месту их трагической гибели.

иконаВ 1981 году Русская Православная Церковь Заграницей канонизировала всех убитых под Алапаевском (кроме Ф. Ремеза) в лике мучеников. В Иерусалиме в том же году состоялось вскрытие гробниц прославленных новомучениц княгини Елизаветы и инокини Варвары, мощи которых оказались частично нетленными.

Торжественный акт перенесения мощей новомучениц из усыпальницы, где они до этого находились, в самый храм святой Марии Магдалины, произошел 2 мая 1982 года - в праздник святых жен-мироносиц. Кисть руки св. Елизаветы и рука св. Варвары были привезены на прославление Собора Новомучеников и Исповедников Российских в Нью-Йорк.

В начале 90-х годов в Алапаевске началась расчистка от находившегося в запустении и засыпанного в советское время шлаком склепа - бывшего временного захоронения мучеников в Свято-Троицком соборе. С 1932 по 1992 год этот храм пребывал в поругании: в нем размещался хлебозавод. В конце июня 2003 года в Алапаевске на месте морга, где в октябре 1918 года экспертиза устанавливала причины мученической кончины членов Дома Романовых, установили Памятный Крест.

Рака с мощамиСамое ожидаемое событие произошло в 1992 году - Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику Святых Новомучеников Российских только двух из Алапаевских мучеников - Великую Княгиню Елизавету и инокиню Варвару, установив празднование им в день их кончины 18 июля. Только в 2009 году Генпрокуратура Росссийской Федерации приняла решение реабилитировать членов семьи Романовых, в их числе - и святую княгиню Елизавету Федоровну Романову, о чем 8 июня того же года со ссылкой на официального представителя Генпрокуратуры Марины Гридневой сообщило агентство ИНТЕРФАКС.

Поклонный крест у Cвятой ШахтыВ том же году рядом со Святой Шахтой построили часовню во имя святой преподобномученицы Елизаветы. Установили у Святой Шахты и деревянный Поклонный крест.

Часовня во имя святой ЕлизаветыЧерез три года после включения княгини Елизаветы в сонм святых в Москве было принято решение об установлении Алапаевского мужского монастыря в честь Новомучеников Российских. Первый камень под строительство монастырского храма был заложен в начале июля 1996 года. 18 июля 2001 года возведенный храм был освящен в память всех Новомучеников Российских. Ныне в этом храме, основанном на месте, где в ночь на 18 июля 1918 года были сброшены в шахту Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, инокиня Варвара, Великий Князь Сергий Михайлович, князья Императорской крови: Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, Князь Владимир Палей, р. Б. Феодор Ремез, пребывают привезенные из Иерусалима частицы мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Федоровны и инокини Варвары.

монастырьХрам Алапаевского монастыря удачно совмещен с Братским корпусом. Братия имеет в интернете и свой портал (17), где размещен исторический фотоархив, ценные материалы о святых местах и святых мучениках. К 2013 году в России, Белоруссии и Украине св. прмц. Елизавете посвящено более двадцати храмов и монастырей с главными и дополнительными престолами.

В 1990 году на территории Марфо-Мариинской обители в Москве открыт памятник Великой княгине Елизавете Федоровне, созданный скульптором Вячеславом Клыковым. Памятник княгине представляет собою хрупкую женскую фигуру в монашеском одеянии, установленную на невысоком пьедестале, где написано: «Великой княгине Елизавете Фёдоровне с покаянием». В память о великой княгине Елизавете ее скульптурное изображение было установлено в 1998 году в Вестминстерском аббатстве в Лондоне.

памятникПервым совместным проектом РПЦЗ и Московского Патриархата стало принесение в июле 2004 года - феврале 2005 года мощей великой княгини Елизаветы из Иерусалима в Россию. В августе 2009 года Марфо-Мариинской обители милосердия переданы из Гефсимании частицы мощей (две плечевые кости) преподобномучениц княгини Елизаветы и инокини Варвары. В молитвах к этим святым верующие люди обращаются об исцелении телесных и душевных болезней, о даровании терпения, всепрощения, любви и милосердия.

Ценные реликвии св. прпц. Елизаветы хранятся ныне и в баварской деревне Бухендорф, где в 2005 году основан Свято-Елисаветинский скит (Берлинскo-Германская епархия Русской Православной Церкви Заграницей). Великая княгиня Елизавета Федоровна (Елизавета-Александра-Луиза-Алиса; 1864-1918), выросшая в Дармштадте, хорошо известна не только в Баварии, но и в других федеральных землях Германии. Здесь пишут что, большую роль в духовной жизни ее семьи сыграл образ католической святой Елизаветы Тюрингской (Венгерской; 1207 - 1231; принцессы из венгерской династии Арпадов; дочери венгерского короля Андраша II; ландграфини Тюрингии; родоначальницы герцогов Гессенских), в честь которой родители назвали новорожденную Эллу.

Насельницы скита хранят как великие святыни мощи и реликвии святых преподобных Елизаветы и Варвары, доставленные на немецкую землю из храма святой Марии Магдалины в Гефсимании.

мощиВ скиту Бухендорфа пребывает ковчег с мощами, сделанный из досок гробов, в которых честные останки преподобномучениц перевозились из большевистской России через Китай и Египет на Святую Землю. В ковчеге хранятся не только частицы святых мощей, но и земля из Дармштадта, где родилась великая княгиня Елизавета Федоровна, а также земля из Гефсимании, где с 1921 г. упокоились Елизавета и Варвара, и земля из Алапаевска, где они приняли свой мученический венец. Кроме того, ковчег украшен медальоном, подаренным Елизавете Федоровне Императором Николаем II по случаю принятия ею Православия. В 2004-2005 годах этот ковчег с мощами новомучениц находился в России, странах СНГ и Балтии, где мощам поклонились более 7 миллионов человек. В Бухендорфе находится также и часть белого сукна, покрывавшего тело прп. Елизаветы после обретения ее мощей.

Из родного города святой Елизаветы Дармштадта, где выросла русская святая, монахиням баварского скита подарены и власы 12-летней Елизаветы.

святыни

святыни

святыни

В Мюнхене, в Фонде А.К. Глазунова, хранится еще одна великая святыня, связанная с именем княгини Елизаветы Федоровны, - чудотворная икона святителя Николая Чудотворца - «Николай-Утешитель». После трагической гибели супруга Великого князя Сергия Александровича эта икона в конце XIX-го века была приобретена Великой княгиней и принесена ею в дар храму Александра Невского при Александровском подворье в Святом Граде Иерусалиме. После убиения Великой княгини монашествующие и прихожане на Святой Земле с особенным почитанием стали поклоняться этой иконе святителя Николая как чудотворному образу - «печаль, боль и грусть утоляющему и в путешествии оберегающему». В начале 50-х годов прошлого века в Иерусалиме ходили слухи о том, что якобы «СССР требует от Иордании имущество Палестинского Общества». По этой причине две неизвестные монахини при храме святого Александра Невского передали икону на сохранение Иерусалимскому Патриарху. С июля 1960 года в Иерусалиме постоянно проживала «инокиня в миру», вдова композитора Александра Глазунова Ольга Николаевна, получившая здесь после пострига имя Александра, в память о супруге. В мае 1963 года за свою благотворительность монахиня Александра получила от Патриарха Венедикта икону Николая-Утешителя. Взамен монахиня подарила храму большой образ с Распятием Спасителя, который ныне находится на стене позади престола в храме св. Александра Невского. Незадолго до своей смерти, наступившей в Иерусалиме 22 августа 1968 года, монахиня Александра приняла схиму, сохранив прежнее имя Александра.

Н.Кургузова-Мирошник. Портрет святой ЕлизаветыНачальник Русской духовной миссии РПЦЗ в Иерусалиме архимандрит Антоний отказал похоронить новопреставленную монахиню на кладбище рядом с храмом Марии Магдалины. Известны и причины отказа: монахиня Александра встречалась с Патриархом Московским и всея Руси Алексием I во время его визита на Святую Землю. Монахиня имела и свой взгляд на раскол и разделение в Русской Церкви. Похоронили схимонахиню Александру на греческом кладбище в Гефсимании, но в мае 2000 года ее останки перезахоронили на кладбище женского монастыря Марии Магдалины. После смерти монахини Александры в августе 1968 года ее дочь Елена перевезла в свой родной город Мюнхен личные вещи матери, среди которых и была чудотворная икона, принадлежавшая некогда Великой княгине Елизавете Федоровне. Икона была установлена в комнате-часовне, где жила и молилась часто приезжавшая к дочери схимонахиня Александра. Дом Елены Глазуновой-Гюнтер после ее смерти и стал тем зданием, где на улице Am Perlacher Forst 190 расположился мюнхенский Фонд им. А.К. Глазунова.

Во второй четверти прошлого века прославленной Великой княгине Елизавете Федоровне стали посвящать свои произведения российские литераторы, художники, музыканты и кинематографисты. Поэт Юрий Кублановский в декабре 1983 года написал стихотворение «Памяти алапаевских узников» ( ж.»Новый мир», N 8, 1991).

В 1999 году российская студия «Пневматикон» представила документальный фильм-притчу «Восхождение в безмолвие» об истории перенесения святых мощей Великой княгини Елизаветы.

афишаКинолента стала лауреатом фестиваля «Православие на телевидении» (Москва, 1999 г.).В 2012 году в Москве вышел СД-диск «Звезда неугасаемая» - певческая служба святой преподобномученице Великой княгине Елизавете распева Супральской лавры (основана в 1498 году) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в польском городе Супрасль. Составление, дешифровка и обработка распевов принадлежит доктору искусствоведения, профессору Анатолию Конотопу, проживающему в Гамбурге и Москве.

В июле 2012 года вышла в свет книга «Паломничество Великой Княгини Елисаветы Феодоровны в Орловскую и Калужскую губернии в 1899-1916 годах». Это уже пятая пл счету книга из большой серии «Паломничества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и Великого Князя Сергея Александровича». Серия этих книг - совместный проект Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря и благотворительного фонда «Возрождение Николо-Берлюковского монастыря».

В ноябре 2012 года в Перми вышла в свет книга авторa-составителя В. А. Костиной «К дивной светлости Небесной», где рассказывается и об игумене Серафиме (Кузнецове), приводятся ранее неизвестные воспоминания бывшей насельницы Бахаревской обители - схимонахини Марии (Силиной), духовным руководителем которой был игумен Серафим (Кузнецов).

В перечисленных изданиях часто упоминается и имя игумена Серафима. О нем и его жизненном пути в последние годы вышло немало публикаций. По данным российских СМИ, в 2009 году, когда исполнилось 50 лет со дня кончины в Иерусалиме основателя Серафимо-Алексиевского скита Белогорского мужского монастыря, игумена Серафима, в Пермской епархии начали готовить материалы для канонизации игумена Серафима. 12 января 2010 года в Перми при участии Пермского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, Пермской епархии Русской Православной Церкви и Пермского государственного университета состоялась церковно-научная конференция «Русский инок», посвященная 50-летию со дня кончины настоятеля Серафимо-Алексиевского скита Белогорского монастыря игумена Серафима (Кузнецова). Содержательным был доклад на тему «Великая княгиня Елисавета Феодоровна и начальник Серафимо-Алексиевского скита Белогорского монастыря Пермской епархии игумен Серафим (Кузнецов). История взаимоотношений», подготовленный Марченко Алексеем Николаевичем (отцом Алексием) - доктором исторических наук, протоиереем, настоятелем Всехсвятского храма (г. Пермь).

К дивной светлостиМатериалы этой конференции, беседы с иерусалимскими экскурсоводами, сопровождающими по Святой Земле российских паломников, личные наблюдения автора этих строк на Елеонской горе в Иерусалиме свидетельствуют, что после кончины игумена Серафима в 1959 году его почитание как подвижника и молитвенника со временем все более возрастает. Многие православные верующие приходят на его могилу помолиться, получить духовное утешение и заступничество. Выражаем надежду, что пройдет еще некоторое время и Русская Православная Церковь канонизирует игумена Серафима в лике святых, и часть его мощей будет торжественно перенесена на Пермскую землю, где ему будет установлен памятник. Надеемся и на то, что и две параллельные Русские духовные миссии (Московского Патриархата и РПЦЗ) в Иерусалиме своевременно возложат на себя все заботы по уходу и уже так необходимому ремонту могилы игумена Серафима, а, возможно, и возведению на Святой Земле бронзового бюста этому известному в религиозных кругах русскому подвижнику.

Литература:

1.Польский М. (протопресвитер). Новые мученики Российские. (Глава 30.Великая Княгиня Елизавета Феодоровна).- Джорданвилль: Т. I, 1949.; Т. II. 1957.

2. К. Р. Времена года: Избранное. - СПб.: Северо-Запад, 1994.

3. Миллер Л. Преподобномученница Великая княгиня Елизавета. - Киев: Православный благовестник, 2006.

4. Комлева Ю. Царские дни. «Благодарить за каждую минуту, что дал Господь...».- Православный вестник (Екатеринбургская епархия),N1 (104), 2 марта 2012.

5. Иринарх, eпископ Пермский и Соликамский. Выдающиеся сыны Пермского края в Святой Земле в XIX-XX вв. Доклад на церковно-научной конференции «От Перми до Иерусалима: Путь и подвиг Д. Д. Смышляева (к 180-летию со дня рождения) » 26 марта 2008 г. (По материалам Пермской епархии).

6. Серафим (Кузнецов;1873-1959). Биографический указатель. (Автор С. Фомин).- См.:www.hrono.ru/biograf/bio_s/serafim_kuznec.html

7. Дегтярева М. Игумен Серафим (Кузнецов). «Верный в малом во многом верен будет». (15 июля, 2009) Cм.: http://www.pravmir.ru/author/user_3700/

8. Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.

9. Фомин С. Русский инок. Игумен Серафим (Кузнецов). -...И даны будут Жене два крыла. Сборник к 50-летию Сергея Фомина. - М.: Паломник, 2002. - С. 143-213.

10. Сморгунова Е. Путешествие длиною в жизнь. Игумен Серафим: от Пермского Белогорья до Святой Земли. - Истина и жизнь, N 9, 2005.

11. Игумен Серафим. Мученики христианского долга. - Монреаль, 1981.

12. Фомин С. Алапаевские мученики: убиты и забыты // Электронный ресурс: http://www.pravaya.ru/govern/391/2011, http://www.pravaya.ru/govern/391/2012

13. Серафим (Кузнецов), игум. Августейшая Паломница Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Елисавета Феодоровна в Пермской губернии // Торжество правды: (Летописный дневник великой отечественной войны 1914 года). - Т. 1: Прил. к журналу «Голос долга». - Пермь, 1915.

14. Серафима (Путятина), инокиня. Об останках великой княгини Елизаветы Фёдоровны. - Возрождение, N 151. Париж, 1964.

15. Фомин С. Русский инок. Игумен Серафим (Кузнецов). Православный Царь-Мученик». Под ред. С. Фомина. - М., 1997.

16. Серафима (Путятина), инокиня. Об останках великой княгини Елизаветы Фёдоровны. - Возрождение, N 151. -Париж, 1964.

17. Сайт Алапаевского мужского монастыря в память всех Новомучеников Российских: http://www.svelizaveta.ru/index.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Гурьевич Холодюк
Все статьи Анатолий Гурьевич Холодюк
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06