От редакции. Вчера на РНЛ была опубликована неоднозначная статья о.Георгия Селина «Загадка 2037 года», вызвавшая много читательских откликов. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию ответ автору директора Государственного музея-заповедника А.С.Пушкина «Михайловское».
* * *
Дорогой во Господе отец Георгий!
Прошу Ваших молитв и буду молиться о Вас! Помощь нужна сегодня каждому из нас. И помощь Господа, и молитвы ближних.
Бранятся и обвиняют обычно от внутренней боли! Какая же боль заставляет Вас, православного человека, священника, так браниться, и возлагать вину за беды своего Отечества на поэта, на Александра Сергеевича Пушкина?
Человек слаб и подвержен падениям. Пушкин - человек. Значит и он, если доверять законам логики, слаб и подвержен падениям. И это действительно случалось. Далеко не всё в творчестве поэта и его жизни может быть примером для подражания и предметом гордости. Он человек. Он человек своего времени.
Но как же быть с теми неоспоримыми фактами, что собеседником поэта, с любовью и болью наставлявшем его, помогавшем ему был Святой Митрополит Московский Филарет? Что делать с теми многочисленными фактами, когда умные и глубоко верующие русские люди в эмиграции и в лагерях, на фронте и в блокаде не только молитвой, но и стихами А.С.Пушкина укреплялись, пытаясь противостоять боли, горю и отчаянию?
Александр Сергеевич Пушкин рос и учился в ту пору, когда многие в его окружении проживали свою жизнь, так и не сподобившись открыть для себя Господа, исповедовали безбожие вслед за идеями философов-»просветителей».
Пушкин искал Бога, тянулся к нему всей душой. Не случайно лучшие его строки - о красоте божьего мира, о родине, о достоинстве и целомудрии человека, о недопустимости зла, ответственности за содеянное зло. О чём же, по Вашему, «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин»... Стоило бы, дорогой отче, вновь открыть и прочесть Пушкина. Спокойно, беспристрастно. Гнев, - всякий гнев, - необъективен и самоубийственен. Гнев, гордыня, стремление обвинениями другого снять вину с себя. Случайно ли Господь в притче говорит о соломинке в чужом глазу и «незаметном» бревне в своем.
Не Пушкин виновен в русском бунте 1917 года. Как бы ни хотелось переложить вину на него, отвечать за содеянное каждому из живущих в России. Невиновных нет, ибо, по природе человеческой каждый, даже святой (и святые-то, как раз, в этом нам примером!) знает за собой недостоинство и вину перед Богом.
Что святые! Апостолы, бывшие в свете Господнем, в живом общении с Ним! по слабости своей отрекались, как Апостол Пётр, отрекшийся трижды, разбегались и прятались, боясь за свои жизни, когда Спаситель был схвачен. И Господь, зная природу человеческую, прощал. Прощал, потому что видел искорки любви и горчичные зерна веры в душах людей.
Пушкин, если читать его не прокурорскими глазами, не с пристрастием инквизитора, не знающего любви и прощения, отрицающего саму возможность любви Господа к «таким» поэтам, если читать его с верой в Господа, - вовсе не тот, каким он описан в Вашей статье. Вы найдете в его творчестве и его жизни многое из того, что отсутствует во многих мирянах и священниках, в нас, ныне живущих: искреннюю веру, горячую надежду быть услышанным Господом, любовь нелицемерную, и мудрость, простую житейскую мудрость, прошедшую сквозь испытания этой жизни, сквозь искушения, через заблуждения и непонимание.
Гнев - плохой советчик, отче. Пушкин умер в муках, исповедавшись и раскаявшись в грехах. Он умер такой смертью, что принимавший его исповедь священник ( несмотря на ужасные телесные мучения поэта, заставлявшие плакать близких и друзей) пожелал для себя столь же высокой и чистой кончины.
Нет, не Пушкин готовит 2037 год. Если он и случится, как очередная беда, то в этом будет вина наша, людей не умеющих доверять Господу, не умеющих любить и прощать ближних своих.
Одна из молитв, к которой часто обращался А.С.Пушкин, - молитва Св.Ефрема Сирина. Вы ее знаете наизусть: «Господи и Владыка живота моего...дай мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего...»
Простите!
Храни и помогай Господь!
Георгий Николаевич Василевич, директор Государственного музея-заповедника А.С.Пушкина «Михайловское»
12. Ответ на 11., дед пенсионер:
11. 10. Георгий :
10. Об идолах и кумирах
9. 3. свщ Алексий Бачурин :
8. Re: «Нет, не Пушкин готовит 2037 год...»
7. Re: «Нет, не Пушкин готовит 2037 год...»
6. Ответ на 1., енисей:
5. Разве Пушкин - Бог!?
4. Re: «Нет, не Пушкин готовит 2037 год...»
3. Re: «Нет, не Пушкин готовит 2037 год...»