Так, в тексте «Воспеваю военную славу» [1], опубликованном в ведущем еженедельнике Die Zeit, Эмир (во св.крещении - Неманя) Кустурица преподносится в качестве мастера манипуляции, способного всех, оказывающихся в пределах его досягаемости: начиная от Джонни Деппа вплоть до Диего Марадоны - использовать в качестве инструментов пропаганды «националистических идей Великой Сербии».
Читателю, впрочем, не объясняют: в чем, собственно говоря, проявляется «страшный и ужасный национализм Кустурицы»? Журналисты, весьма ревнивые к чужой славе, выворачивают логику таким образом, что предполагаемая ими способность Кустурицы использовать знаменитостей в качестве инструментов манипуляции объясняется одним лишь фактом наличия большого числа знаменитых друзей.
В статье далее говорится: «Кустурица является директором Национального парка, расположенного вокруг деревни Мокра Гора. Кустурица является единственным работодателем в регионе. Там он живет большую часть времени, ведет школу киноискусства, а также проводит в Кустендорфе ежегодные кинофестивали».
(Что такое Кустендорф?
Küstendorf - или, иначе, Дрвенград - это небольшая этнодеревня на холме близ деревни Мокра Гора, построенная специально для съёмок фильма «Жизнь как чудо». Сейчас Дрвенград представляет собою музей кино, где улочки названы в честь кино знаменитостей: начиная от Феллини и оканчивая Тарковским.
Есть в Дрвенограде и дом, посвященный Иво Андричу, чей роман «Мост на Дрине», получивший в свое время Нобеля, собирается экранизировать Кустурица. Действие романа происходит в Вишеграде, городе, стоящем на реке Дрине, отделяющей сербов Сербии от сербов Боснии. Роман охватывает большой исторический пласт: от расцвета Османской империи до заката Австро-Венгрии. Специально для съемок кинорежиссер собирается построить неподалеку от Вишеграда целый городок Каменград (или Андричград), который - так же как уже осуществленный Дрвеноград - в будущем трансформируется в культурно-туристический центр.
По замыслу Кустурицы планируется построить 50 каменных домов в стиле эпохи Ренессанса, что сделает городок немного похожим на Дубровник, немного на Стамбул. Параллельные улицы свяжут площади, а деревянные детали на зданиях привнесут в Каменград дух Востока».
По словам Кустурицы, президент Республики Сербской Милорад Додик обещал помощь в осуществлении проекта. «Для съемок фильма необходимы большие средства, а это означает участие государства, которое понимает, что культура - необходимый элемент его существования. Обнадеживает, что Додик и его команда выступили с идеей начать работы в Каменграде». - Примечание РНЛ).
Итак, читатель ожидает, что журналист скажет несколько добрых слов о кинорежиссере, который в наше безденежное время сумел дать работу жителям района.
Но нет, не дождетесь. У журналиста Die Zeit рука не повернется написать такое! Вместо этого, немецкие читатели газет вздрагивают от таких слов:
«В Кустендорфе есть Сербская православная церковь, несколько сербских ресторанов, магазинов и киосков, которые предлагают туристам сувениры, чья эстетика напоминает атрибутику сербских ультраправых!»
«Позвольте», - спросит внимательный читатель. «Где этот немец углядел пропаганду сербских ультраправых!? До него что, не доходит такая простая вещь, что туристам, приезжающим в Сербию, интересны именно сербские сувениры? Если турист приедет в Тироль, не станет же он искать французские товары...»
Предположим, что репортер Die Zeit на самом деле хотел спросить совсем другое:
«Как сербы, вообще, смеют предлагать туристам сербские товары после Сребреницы!?»
Все равно, что в 1945-м вопросить: «Как можно писать стихи на немецком после Освенцима!?»
И читатели газет понимают «эзопов язык» «мессиджей»!
Первый же комментарий в блоге звучал так:
«Да пошел он... Мне фильмы Кустурицы нравились. Но, если все так, как написано в статье, то пусть он проваливается в преисподнюю! И сам больше не стану смотреть его фильмы, и приятелей отговорю...» [2]
Этому вторит другой блоггер:
«Страдающий манией величия Кустурица выстраивает сербский Диснейленд в Вишеграде. А ведь некогда Вишеград на Дрини был настоящим «плавильным котлом» культур, а знаменитый мост, увековеченный в романе Иво Андрича, был символом встречи двух миров - востока и запада. Андрич говорил о сосуществовании религий и народов, но в 1992 началась сербская агрессия и многонациональная Босния перестала существовать. До 1992 две трети населения Вишеграда были мусульимане. Сейчас это чисто сербский город. Тысячи мусульман во время этой войны убито и сброшено в реку Дрину с этого самого моста». [3]
Автор этих слов, по-видимому, слабо ориентируется в том, о чем вещает. Иво Андрич, Нобелевский Лауреат, увековечил в своих произведениях Боснию - как «землю ненависти». Думаю, Андрич разбирался в существе вопроса лучше, чем блоггеры из современной Германии, в чьих умах и существовал некий плавильный котел. Боснийская история насчитывает значительно более тех двух десятилетий, исследованием которых обычно ограничиваются писатели газет.
Напомним блоггерам, точнее, тем, кто корректирует свое отношение к действительности под влиянием подобного рода заметок, кое-какую информацию.
Согласно данным Управления Статистической Службы Австрии, в 1910 г. сербы составляли большинство населения Боснии. [4]
Возникает вопрос: куда они подевались?
Во время Версальских переговоров союзники определили, что с 1914 по 1918 год погибло порядка 100 тысяч боснийских сербов. Убивали их боснийцы-мусульмане и хорваты-римокатолики, экипированные в военную форму австро-венгерской армии. Герман Нойбахер, главное доверенное лицо Гитлера на Балканах, пишет, что с 1941 по 1945 те же самые хорваты и боснийцы-мусульмане перебили около 750 тысяч сербов. [5]
C чего это блоггер взял, что с моста на Дрине сбрасывали в реку тысячи мусульман? И потом, если сейчас мусульмане составляют большинство населения Боснии, о каком сербском геноциде в таком случае может идти речь? К примеру, сейчас в Сараево 95% населения - мусульмане. Но ещё до 1992 года 35% населения Сараево составляли сербы. А до 1941 сербы составляли большинство сарайлийцев. Об этом немецкие СМИ не пишут.
Пишут, как упоминалось выше, совсем о другом.
Вот, к примеру, Tagesspiegel в своей заметке «Утопия в лесу и мания величия» [6] сетует, дескать, несмотря на то, что Кустурица не препятствует продаже сувениров с портретами военных преступников Караджича и Младича, его «Международный кинофестиваль в деревушке на берегу» посетят такие «звезды», как Изабель Юппер, Абель Феррара и Бенисио Дель Торо.
Tagesspiegel переживает и недоумевает: как могут личности - отнюдь не маргинальные в шоу-бизнесе - воспринимать песню, исполняемую оркестром Кустурицы «Не отдадим Косово», ведь албанская Республика Косова с 2008 года является демократическим и международно признанным государством?
Репортер Tagesspiegel-я, делает вывод, что Кустурица призывает к ревизионизму и, тем самым, подрывают стабильность в регионе. «И всякий кинодеятель должен отдавать себе отчет в том, что посещая Кустендорф, он становится частью грандиозной мистификации Кустурицы. Мистификации, возрождающей великосербские идеи...»
В 2004 году фильм Кустурицы «Жизнь как чудо» [7] был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского международного кинофестиваля, но критики встретили этот фильм довольно сдержанно, в отличие от предыдущих фильмов мастера. Режиссёра обвинили в самоповторе, причем отличились эксперты из Германии. В результате, фильм получил всего лишь Приз французской национальной системы образования.
Не могли немецкие комментаторы, разумеется, пройти мимо такого неполиткорректного шага, как крещение боснийца Эмира и наречение его сербским именем Неманя.
«Но он пошел дальше. Сказав, что предками боснийских мусульман были православные сербы, которые были насильно исламизированы турками, Кустурица повторяет аргумент, которым использовался в 90-е годы сербскими военными преступниками. И несмотря на то, что Кустурица позволяет себе подобного рода заявления, он, тем не менее, остается рукопожатной персоной, гостем главных мировых кинофестивалей», скорбит и недоумевает немецкий журналист.
Публицисты, пишущие такие вещи, по-видимому, не знают ни Боснии, ни Кустурицы. Одним из моих самых любимых писателей является Мехмед Меша Селимович. Несмотря на то, что он происходит из мусульманской семьи из Боснии, он позиционировал себя сербом. В своих мемуарах "Сјећања", он пишет, что корни его предков сербские, происходят от православных сербов Дробняка из Восточной Герцеговины.
(Именно это он заявил в своём письме 1976 года к Сербской Академии Науки и Искусства: несмотря на своё боснийское происхождение и принадлежность к уважаемой мусульманской семье (свои корни он чтил), он серб по национальности и считает себя сербским писателем. Примечание РНЛ).
Литераторы Боснии и Герцеговины предлагали представить роман Селимович «Дервиш и смерть» к соисканию Нобелевской премии по литературе. То, что предками босанцев были православные сербы, до самого недавнего времени было, как говорится, «общим местом», аксиомой, не требующей доказательств.
Впрочем, антрополог мирового уровня, Феликс фон Лушан констатировал буквально следующее:
«В Австрии их обычно называют «турками». Между тем, никто из них не говорит по-турецки. Да и крови турецкой в них не более 1%. Боснийские мусульмане являются типичными представителями южных славян, живших в Боснии задолго до битвы на Косовом поле. Уже после падения Сербского Царства жители Боснии были насильно исламизированы турками, дабы, таким образом, сохранить свое имущество и привилегии. Боснийские мусульмане до сих пор говорят по-сербски, что, впрочем, не мешает им быть фанатичными мусульманами». [8]
Я лично очень люблю первый крупный фильм Кустурицы «Папа в командировке». [9] Трагедия людей показана глазами маленького мальчика - шестилетнего Малика. Его отца постоянно нет дома, и от взрослых он слышит, будто «отец в командировке». На самом деле «командировками» маскировались не только загулы отца героя картины, но и отсутствие его в связи с посадкой в тюрьму по политической статье.
Многие нынешние «демократы» и «великие борцы за свободу», во время коммунистической власти не просто помалкивали, но, подчас, занимали достаточно солидные посты в партийной иерархии. И именно эти люди и их наследники нынче являлются наиболее резкими критиками творчества Кустурицы.
Немецким же читателям рекомендую автобиографическую книгу Кустурицы «Смерть - это не подтвержденный слух», которая демонстрирует таланты Кустурицы - беллетриста.
Интересно, что создание этно-деревни Дрвенград было не просто прихотью богатого чудака, но желанием рассказать всему миру не только о неповторимых особенностях Славяно-Сербской архитектуры, но и о том, что подлинный мир гораздо красочнее самых броских иллюзий, фабрикуемых голливудским конвейером грёз...
Прибрежная деревушка наглядно демонстрирует то, что альтернатива существует, и эта альтернатива вполне достижима.
Примечания:
[1] Singen für den Kriegsverbrecher, Die Zeit, 23.10.2010
http://www.zeit.de/2010/43/Kusturica
[2] http://www.zeit.de/2010/43/Kusturica/seite-3
[3] www.3sat.de/page/?source=/kulturzeit/themen/164217/index.html
[4] Ferdinand Schmid, Bosnien und die Herzegowina unter der Verwaltung Ósterreich - Ungarns, Leipzig 1914
[5] Specijalni zadatak Balkan / Herman Nojbaher; [priredio i preveo Nikola Zivković]. - Beograd, 2008. Prevod dela: Sonderauftrag Südost 1940-1945 / Hermann Neubacher. - Göttingen, 1957
[6] Utopia aus Holz und Größenwahn, Tagesspiegel, 15.01.2012,
http://www.tagesspiegel.de/kultur/emir-kusturica-utopia-aus-holz-und-groessenwahn/6067754.html
[7] трагикомедия Живот је чудо - художественный фильм производства Сербско-черногорского содружества и Франции, 2004
[8] Felix von Luschan: Völker, Rassen, Sprachen - Antropologische Betrachtungen; Deutsche Buch-Gemeinschaft, 1927 Berlin. S. 142/3
[9] художественный фильм Otac na službenom putu - лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 1985 года; 1986 - номинация на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»
Первая публикация: «Ein perfektes Haßobjekt der deutschen Presse - Ein Portrait über Kusturica oder Versuch frei von cliché zu redden». http://www.jungefreiheit.de
Подготовка текста специально для РНЛ - П.Тихомиров