Это дерево вечно растет.
Его корни в глубинах пространства...
Борис Бурмистров
Говорить о книге, содержащей больше тысячи стихотворений русскоязычных поэтов, наших современников и мастеров прошлого и даже позапрошлого веков, представителей разных поэтических школ и течений, поэтов разных национальностей и вероисповеданий, связанных лишь алфавитным порядком, говорить о книге многоликой и многообъемлющей, складывающейся из противоречивых и согласных элементов бытия, наверное, проще через обобщающий образ. Древний образ растущего древа в данном случае не оригинален, но может быть наиболее выразительным для понимания основной идеи книги, которая не является ни узко тематическим поэтическим сборником, ни антологией. Несмотря на то, что эта уникальная книга обладает возможностью самостоятельного существования и интересна как таковая, ее смыслы в большей степени раскрываются в контексте предыдущих книг автора.
Имя Александра Ракова, признанного литературоведами основоположником нового литературного жанра, и его знаменитые «былинки» достаточно известны. Известен и неуемный, творчески ищущий характер санкт-петербургского прозаика, автора девяти «толстых» книг прозы. Хотя по стремлению своей верующей, импульсивной души он явно тяготеет к поэзии. Писатель всегда работал и продолжает работать в малых художественных формах, требующих максимальной изобразительной точности, напряженной образной выразительности. Идеи в его «былинках», воплощенные оригинальными авторскими средствами, не абстрактные, не выдуманные, но живые, и всё произведение, говоря словами В.Белинского применительно к поэтической идее, «является не отвлеченной мыслью, не мертвою формой, а живым созданием». Но, как известно, идея связана с формой художественного выражения. Поэтому, наверное, А. Ракову для еще большей выразительности этой поэтической идеи, для убедительности своих щемящее правдивых, «живых» былинок понадобилось поэтическое слово, которое усиливает и подтверждает сказанное автором.
Издревле на Руси более всего доверяли слову ритмическому, образно-символическому, с помощью которого удается полнее всего передать идеи христианского вероучения, а еще вспомним, что по тонкому замечанию архиепископа Иоанна Шаховского, - «поэзия - помощница молитвы». Но в подтверждение своих «былинок», для их типизации, писатель использует не только духовную поэзию. Даже, наоборот, для решения сложных нравственных задач, для выражения своих духовных исканий, в обеспечение художественной реальности он использует иногда стихи бытового, повествовательного плана. К ряду творений известных мастеров слова он добавляет стихи авторов забытых и малоизвестных, и даже самодеятельных поэтов. Более формы и правильности написания поэтического текста писателя заботит искренность автора, главным он считает безыскусность.
В книгах прозаика, созданных за последние годы, каждая «былинка» содержит смысловое поэтическое подтверждение и в прозу «былинок» включает стихотворения или его фрагменты, может закончить даже маленькой поэмой. Так, внося в свои произведения допустимый в современной прозе элемент несобственно-авторского повествования, писатель подчеркивает авторскую позицию, усиливает авторскую идею.
Новая книга «Поэзию любят красивые люди», в которой собраны воедино почти все стихи, использованные А. Раковым в предыдущих книгах, значительно от них отличается. В ней он вообще отказывается от собственного повествования, предоставляя слово только поэтам, что, однако, не исключает присутствия авторской идеи. Да, подчеркну, идеи, а не идей, несмотря на многообразие тем и проблем, затронутых в выбранных А. Раковым стихах. Именно это кажущееся хаотическим многообразие наводит на предположение, что книга создана не только для того, чтобы расширить наше представление об обширности и глубине пласта поэтического творчества. И не только для того, чтобы вернуть из забвения многих уже ушедших и, слава Богу, еще здравствующих поэтов. Для чего же А. Раковым проведена эта титаническая работа, большое литературоведческое исследование? Для чего он по крупицам собрал истории жизни многих забытых поэтов и неимоверно трудно разыскал и опубликовал, за небольшим исключением, их фотографии, а главное, их стихи?
Да, это очень важно и милосердно, но, мне кажется, что не только в том заключается основное значение этой необычной книги. Интереснее всего, что осознанно или, скорее всего, неосознанно, по наитию своей верующей души, автор пытается с помощью художественных произведений осмыслить основополагающие законы бытия. И то, что в прежние века мы бы назвали хаотическим набором имен и текстов, в ХХI веке обретает закономерные очертания, похожие на разрастающуюся крону вечного древа человеческого творчества. Именно образ кроны дерева наводит на мысль, что ведь сегодня для описания морфологических свойств природы и человека, то есть живых, турбулентных, не подчиняющихся линейным законам систем, используются строгие, проверенные алгоритмы фрактальной геометрии. Именно с ее помощью выявляется порядок из любого безпорядка, кажущегося хаоса.
Как стало известно науке ХХ века, мир элементарных частиц и Вселенной не подчиняется привычным линейным физическим законам. И теория творчества, в которой нет и не может быть длящейся стабильности, только в первом приближении описывается законами Аристотеля. Так же современная теория причинно-следственных связей доказывает, что не существует изолированных систем, что даже разнесенные на большие расстояния и временные промежутки, они все взаимосвязаны, как веточки знаменитого фрактального дерева английского ученого Майкла Бетти, показавшего с помощью ветвления этого дерева, то есть с помощью дробления на части, что всегда эти части примерно подобны целому.
Книга А. Ракова есть подтверждение фрактального устройства нашего мира. Поэтому, наверное, и в ее названии множественное число - «красивые люди» связано и со словом в единственном числе - «поэзия». Поэты, стихи - это фрактальная первооснова, а поэзия, отождествляемая с Красотой и Любовью, - то целое, отражение напряженного стремления к которому через творчество требует от автора тонкого художественного зрения и недюжинной собственной творческой силы. Несмотря на то, что здесь мы не находим ни одного его авторского слова, иначе, как автором этой книги А. Ракова назвать нельзя. Потому что он управляет всей этой, на первый взгляд, неустойчивой хаотической системой, доказывая один из ее законов, а именно - пластичность, то есть способность вне зависимости от внешних воздействий сохранять направление движения. Ведь и в природе - дерево вне зависимости от кривизны и неправильности своих веточек всегда растет вверх.
Элементарные частицы этой системы, - духовные и нравственные стихи, собранные автором книги, своим большим, очень большим количеством (число измерений объекта) создают необходимый уровень для нашего восприятия, растущего, как то древо, всегда вверх к солнцу, к постижению Божественной основы мироздания, где кажущийся на первый взгляд хаос содержит прекрасный порядок. Автор книги показывает, что в этом стремлении нельзя выламывать у дерева творчества ни одной веточки: ни имени художника, ни его поэтической строки. Только ощущение целостности, единства со всем сущим позволит человеку испытать состояние полноценного бытия, которое основано на взаимодействии, высмотренном еще две тысячи лет назад великим греческим философом Плотином: «Прежде всего, необходимо, чтобы сам орган зрения был подобен и аналогичен объекту созерцания. Никогда бы глаз не смог воспринять солнце, если бы сам не был подобен солнцу; точно так же и душа не сможет видеть прекрасного до тех пор, пока сама не будет прекрасной, и вот, чтобы увидеть красоту и божественность, каждый человек должен сам стать прекрасным и божественным».
Много тому способствует книга А. Ракова, содержащая в своем названии две извечные опоры бытия, две незаменимые ипостаси творчества - Любовь и Красоту. Это не просто слова. Зная с какой самоотверженностью работал над книгой автор, с какой любовью он, как крупицы золотого песка, собирал стихи, могу сказать, используя слова П.Флоренского, что это целостное произведение «проработано духом», а значит, обладает художественной стойкостью и может оказать должное метафизическое сопротивление современному апокалиптическому фронту, воссоздавая целостную картину мира, реставрируя утраты в единстве духа.
Валентина Ефимовская, член Союза писателей России
* * *
ПРЕДВКУШЕНИЕ
Гениальным поэтам ставят памятники, называют улицы и площади городов, корабли гордо несут имена поэтов на борту, выдающихся стихотворцев печатают огромными тиражами, включают их стихи в антологии, фамилии стоят в солидных энциклопедиях, а дома украшают мемориальными досками.
Но что делать творцам, которых Бог тоже не обделил талантом, однако возможности быть услышанным широкой публикой нет? Удалённость от центра, отсутствие средств на выпуск книги, а чаще - скромность, нежелание мешать другим собратьям по перу. «Поэзия - это болезнь, как жемчуг - болезнь устрицы», - писал Г.Гейне.
Поэтому зачастую мы не знаем ни их имён, ни написанных стихотворений. Но поэт не писать не может - и пишет, заведомо зная, что никто его строк не прочитает: русская душа молчать не может. Вот строчки вологодского поэта Александра Романова (+1999):
Меж взглядов и чужих, и наглых,
Распахнуто, весь на виду,
Иду, не печалясь о благах
С достоинством русским иду.
Мне трудно, мне горько - не скрою,
Но совестью не поступлюсь.
Не рвусь в показные герои,
А просто тревожусь за Русь. (N1,55)
Обычно человека помнят одно-два поколения. Это 30-60 лет. Помнят современники, вспоминают дети и внуки. А дальше - забвение... Но даже, если тебе повезло напечататься однажды, река забвения стремительно смывает имена. Не знаю, сколько стихов пишут в иных странах, но смело могу сказать, что Россия - страна поэтов; источник вдохновения не иссякает, наверное, потому, что мы привычно живём невероятно тяжёлой жизнью, которая всё время заставляет бороться, думать и искать выход из положения, как сказал поэт, с достоинством. А бьющаяся в голове мысль требует поделиться с людьми, излиться в словах и вырваться на бумагу. «Поэзия - порядок слов, который продиктован свыше. Его сперва поэты слышат, потом - кто слушать их готов». Юрий Максин, Вологодская область.
Вот и мне досталась доля высветить душу в девяти книгах «былинок». И после выхода в свет очередной книги на выставках подходили читатели с вопросом: «А почему в списке использованных поэтов нет указания на страницы, где напечатаны их стихи?» Вопрос правильный, ибо каждая книга впитывала в себя творения 300-400 поэтов. Всего в книгах оказалось 2585 стихотворений и фрагментов стихотворцев разновременья - от Ломоносова до недавно ушедших от нас поэтов-фронтовиков, - без различения наград и званий. Ставил то, чего требовала «былинка». Но указать страницы было невозможно потому, что наше «издательство» состоит из двух человек: автора и верстальщика. И безконечные вставки и исправления безпрерывно меняли количество страниц. Но долг перед читателями не давал покоя...
Я далеко не сразу решился взяться за, казалось бы, неподъёмную задачу подготовки к изданию 10-й, завершающей книги «былинок», в которой я выступаю в роли составителя избранных стихов из книг «былинок». Хотя, на первый взгляд, задача виделась простой: выбрать из тысяч стихов лучшие, расположить по алфавиту, вызнать отчество, год рождения-смерти поэта, поставить рядом его фотографию - и переходить к другому. Но не зря в народе говорится: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги!» Оказалось, что получить сведения, даже такие краткие, на 1030 поэтов, отобрать 1770 стихотворений и более 970 фотографий - дело не одного человека, а целого коллектива. Ни литературные энциклопедии, ни справочники, ни сами книги поэтов очень часто не в силах помочь составителю-страдальцу. Даже поисковая интернет-программа Яндекс оказалась в недоумении и присылала предупреждения: «Нам очень жаль, но запросы, поступившие с вашего IP-адреса, похожи на автоматические. По этой причине мы вынуждены временно заблокировать доступ к поиску. Чтобы продолжить поиск, пожалуйста, введите символы с картинки в поле ввода и нажмите «Отправить». Яндекс.ру».
Одним словом, всё, что возможно, я с Божией помощью собрал. Но главное в книге - это стихи. Помяните запавших в сердце поэтов: многие из них прожили весьма короткую жизнь и трагически ушли в другой мир. Но их строчки живут и помогают нам оставаться людьми.
Не стёрлась ещё позолота,
Но слава слиняла давно.
Кто книгу в развал этот продал?
Но это не всё ли равно?
Безжалостна мёртвая Лета.
Был трепет и мысли полёт,
И всё-таки имя поэта
Плитой придавил переплёт.
Ой, сколько их музу любило!
Но мало осталось таких,
Чью к берегу славу прибило
Волнами столетий других.
Степан Щипачёв, 1899-1980
«Поэзия - не профессия, поэзия как любовь: уж если есть, так есть она, а нет - и не суесловь». Василий Фёдоров.
Друзья! Без малейшей жадности делюсь с вами поэтическим деликатесами. Вкушайте неспешно на пользу душевную. И пишите сами: творчество приближает человека к Богу.
Александр Раков, автор книги «Поэзию любят красивые люди»
P.S. Не удивляйтесь, что я использую приставку «без-»: не хочу плодить в книге лукавых; так писали до революции. Смысл и звучание слова от этого не меняются. И восстановил букву Ё.