«Пресвятая Владычице Богородице, помогай нам...»

О Казанском образе Божией Матери - благословении о. Иоанна Кронштадтского Покровской просветительной крещёно-татарской женской общине

Кряшенский вопрос 
0
395
Время на чтение 7 минут

Среди святынь основанной в 1908 г. в Мамадышском уезде Казанской губернии Покровской просветительной крещёно-татарской женской общины(1) особым почитанием был окружён Казанский образ Божией Матери, переданный будущей обители в благословение о. И.И.Сергиевым (Иоанном Кронштадтским) через одного из его духовных чад - известного миссионера, епископа Мамадышского Андрея (князя А.А.Ухтомского), который являлся главным инициатором создания кряшенских («крещёно-татарских») монастырей.

1.	Казанский образ Божией Матери

Известно, что именно этому образу община была обязана своим посвящением и названием. Так, в статье «О Покровской Просветительной Общине», помещённой в № 13 за 27 марта 1911 г. издания Кружка сестёр-сотрудниц «Братства святителя Гурия» - журнала «Сотрудник Братства святителя Гурия», епископ Андрей (князь А.А.Ухтомский) отмечал, в частности, что «самую мысль об основании Общины для крещёных татар освятил своим благословением «всероссийский отец» - молитвенник отец Иоанн Кронштадтский».

«28 февр[аля] 1908 г., - писал владыка, - он послал своё благословение будущей Общине - Казанский Образ Божией Матери - больших сравнительно размеров. После этого и решено было бесповоротно отдать эту Общину под покров Пресвятой Богородицы с наименованием её «Покровскою» и с празднованием трёх праздников в год: 1 и 22 октября и 8 июля. В это время - около первых чисел марта - переселилась на место будущей Общины и Зинаида Дымова, первая её насельница, вскоре Советом Братства Свят[ителя] Гурия назначенная «заведующею» этой усадьбы, предназначенной для будущей Общины».(2)

Отдельной брошюрой в Казани был издан «Акафист Покрову Пресвятыя Богородицы. На славянском и крещёно-татарском языках. Благословение Покровской Крещёно-татарской женской Просветительной Общины», который до 1910 г. выдержал два издания.(3) Разрешение на его публикацию было дано переводческой комиссией «Православного Миссионерского Общества» под председательством профессора Казанской Духовной Академии М.А.Машанова, а средства на это благое дело были пожертвованы представительницей известной елабужского купеческого рода Ольгой Адриановной Стахеевой, также состоявшей в числе духовных чад о. Иоанна Кронштадтского. «Покровская община, - значилось на обложке издания, - молясь о своей благодетельнице, просит молитв об ней и у читающих этот Акафист».

2.	Обложка «Акафиста Покрову Пресвятыя Богородицы. На славянском и крещёно-татарском языках»

Несомненная ценность означенной брошюры, помимо прочего, заключается в том, что в ней было напечатана чёрно-белая фотография самого Казанского образа Божией Матери - единственно известного в настоящее время изображения этой святыни. Под фотографией помещена надпись на двух языках: «Казанскiй образъ Божiей Матери, - благословенiе отца Iоанна Кронштадтскаго крещено-татарской «Покровской Просвѣтительной Общинѣ». Алла Анасы Марiянен бу тöсöн Кронштадтагы Iоанн äтей кряшен кызлары тора торган Покровскiй дигян монастырга бахилляб бирде».(4)

В изданном в 1910 г. в Казани «Отчёте о Покровской просветительной крещёно-татарской женской общине» имелось следующее описание иконы: «В левом заклиросном киоте находится живописный образ Казанской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, венцы украшены эмалью, на голове Богородицы украшение в виде звезды из искусственных камней. Длина образа 15 в[ершков], шир[ина] 13 в[ершков]. Вложен в медный киот под стеклом, над киотом медное сияние с изображением Духа Святого в виде голубя, по углам киота изображения Херувимов. Образ прислан в благословение общине от[цом] Иоанном Кронштадтским чрез Епископа Андрея при следующей надписи: «Пресвятая Владычице Богородице, помогай нам. Св[ятую] икону сию Казанской Богоматери жертвую в новую обитель, имеющую создаться в г[ороде] Казани - Его Преосвященством, Епископом Андреем. Протоиерей Иоанн Сергиев Кронштадтский. 28 февраля 1908 г.». Надпись эта сфотографирована, вставлена в золочёную рамку под стеклом и помещена рядом с образом. Риза пожертвована Александрой Степановной Вавиловой».(5)

С именем о. Иоанна Кронштадтского оказалась связана и история первого храма общины - в честь преподобного Серафима Саровского, закладка которого состоялась 8 сентября(6), а освящение - 22 декабря 1908 г. - в день погребения «всероссийского батюшки».(7)

С самого начала Казанский образ Божией Матери, переданный в благословение Покровской просветительной крещёно-татарской женской общины о. Иоанном Кронштадтским, стал непременным участником многотысячных крестных ходов, проходивших по кряшенским («крещёно-татарским») селениям.

Вот как, к примеру, описывался один из таких крестных ходов в «Порядке следования святых икон с частицами святых мощей» в общину, опубликованном в № 17 за 1 мая 1909 г. «Известий по Казанской епархии»:

«1. В село Покровскую общину начальником Серафимовского скита, Пермской губернии, иеромонахом Серафимом, отделены от дарованных по дарственным грамотам от наследников Пендапольского Митрополита на Афоне Нила, от 12 мая 1908 года, и грамоте за подписом Митрополита Нила, от 12-го апреля 1870 года, и настоятеля Харлампиевского монастыря в Иерусалиме, Архимандрита Григория, от 23 апреля 1908 года, частицы св[ятых] мощей великомученицы Параскевы-Пятницы (28 октября) и св[ятого] Иоанна Златоуста (13 ноября и 27 января).

2. Сии святыни в соответствующих иконах сопровождаются Его Преосвященством, Преосвященнейшим Андреем, Епископом Мамадышским и и.д. благочинного монастырей 3-го округа епархии игуменом Гурием к месту их назначения в Покровскую общину из Трёхсвятительского крещёно-татарского скита, Мамадышского уезда, 11 июня, после литургии в скиту, следуют в село Меретяк, где остановка и всенощное бдение; 12 июня литургия в Меретяках, и чрез деревни: Малые Меретяки и Нырсы в село Карабаян - бдение; 13 июня литургия в Карабаянах и чрез деревни: Старый Карабаян, Тямти и Субаши в село Гороховое Поле - бдение; 14 июня литургия в Гороховом Поле и ход в Савруши - бдение; 15 июня литургия в Саврушах и ход в Стар[ую] Икшурмы чрез Крещенскую дерев[ню] Три Сосны; 16 июня литургия в Старой Икшурме и ход в село Абди - бдение, ко времени которого из Покровской общины приносят Казанский образ Божией Матери, благословение общине о. Иоанна Кронштадтского; 17 июня литургия в селе Абди и крестный ход со всеми образами в Покровскую общину».(8)

В своём февральском 1911 г. рапорте архиепископу Казанскому и Свияжскому Иакову (И.А.Пятницкому) благочинный монастырей 3-го округа Казанской епархии Гурий (Г.И.Ляпидовский) отмечал, в частности, что «более же всего отрадным явлением для инородцев бывает торжественное поднятие чтимых Св[ятых] икон и перенос их в селения для служения молебнов по полям и по домам их, так, например: [...] Казанской иконы Божией Матери из Покровской общины, пожертвованной досточтимым о. Протоиереем Иоанном Кронштадтским».(9)

К сожалению, послереволюционная судьба этой высокочтимой кряшенами («крещёными татарами») святыни неизвестна. Но хочется надеяться, что провидением Божиим после разорения и уничтожения в период богоборчества Покровской просветительной крещёно-татарской женской общины образ не пропал бесследно и по сей день находится в одном из окрестных кряшенских селений.

Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук (г. Казань)

Тезисы выступления на III Глуховских чтениях «Национальное самоопределение кряшен: история и современность» (г. Казань, 23 ноября 2012 г.)

Сноски:

(1) См.: Алексеева Л.В. Из истории создания Покровской просветительной крещёно-татарской женской общины Мамадышского уезда Казанской губернии// Алексеев И.Е. Православная миссия в Казанской епархии в конце XIX - начале XX вв./ Выпуск I: Статьи и документы по истории православного миссионерства, храмов и монастырей. - Казань: ООО «Астория», 2010. - С.с. 43 - 80.

(2) Епископ Андрей. О Покровской Просветительной Общине// Сотрудник Братства святителя Гурия. - 1911. - № 13 (27 марта). - С. 196.

(3) См.: Акафист Покрову Пресвятыя Богородицы. На славянском и крещёно-татарском языках. Благословение Покровской Крещёно-татарской женской Просветительной Общины (Казанской губ., Мамадышского уезда, почт. отд. Нырты)// Издание 2-е. - Казань: Типография Университета, 1910. - 149 с.

(4) Там же. - С. (3).

(5) Кроме этого, в общине имелось ещё немало весьма примечательных святынь, в том числе: образ Святого Апостола Андрея Первозванного с частицей его мощей («мощи дарованы по дарственным грамотам: настоятеля Свято-Андреевского общежительного скита на Афоне Архимандрита Иосифа, от 14 мая 1908 г. за № 22, и от Начальника Серафимовского скита Белогорского монастыря Пермской губ[ернии] Иер[о]монаха Серафима, от 29 сентября 1908 г. за № 33»), образ Святого Иоанна Златоуста с частицей его мощей (пожертвован Н.П.Оброниальской), образ Святой Великомученицы Параскевы Пятницы с частицей её мощей (образ пожертвован М.Е.Трефиловой), образ Преподобного Серафима Саровского, молящегося на камне, написанный «на том самом камне, на котором он молился» (он «был келейным у Высокопреосвященного Архиепископа Владимира, получен им в Нижнем Новгороде из Дивеевского монастыря, в общину пожертвован Преосвященным Епископом Андреем в 1908 году»), образ Святителя Феодосия Черниговского, освящённый на его мощах (пожертвован в 1909 г. А.П.Косых) и другие. (См.: Отчёт о Покровской просветительной крещёно-татарской женской общине. - Казань: Центральная Типография, 1910. - С.с. 8, 10 - 11.)

(6) Одновременно с освящением двухклассной школы общины. - И.А.

(7) См.: Епископ Андрей. Указ. соч. - С. 197.

(8) Молчанов Н. Порядок следования святых икон с частицами святых мощей в Покровскую просветительную крещёно-татарскую женскую общину Мамадышского уезда Казанской губернии// Известия по Казанской Епархии (официальный отдел). - 1909. - № 17 (1 мая). - С.с. 480 - 481.

(9) См.: Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 4. Оп. 1. Д. 127676. Л. 9.

Иллюстрации:

1. Казанский образ Божией Матери - благословение о. Иоанна Кронштадтского Покровской просветительной крещёно-татарской женской общине.

2. Обложка «Акафиста Покрову Пресвятыя Богородицы. На славянском и крещёно-татарском языках» (Казань, 1910 г.).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Алексеев
«Событие сие отпраздновано было в нашем городе с небывалою для Казани торжественностию...»
Празднование в 1879 г. трёхсотлетия обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери
21.07.2023
Пьянство и эпидемии
Из воспоминаний и наблюдений докторов медицины Н.Ф. Высоцкого, И.В. Годнева, В.П. Первушина и других…
14.09.2021
Пощёчина
Стихотворение
15.08.2021
Все статьи Игорь Алексеев
Кряшенский вопрос
Россия — наследница Византии и Золотой Орды
В Москве во время выборов Президента России прошли Божественные Литургии на татарском (кряшенском) и персидском (таджикском и фарси) языках
19.03.2024
«Матильда» из Татарстана
Почему кряшены объединились против этого фильма
09.10.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04