Среди святынь основанной в 1908 г. в Мамадышском уезде Казанской губернии Покровской просветительной крещёно-татарской женской общины(1) особым почитанием был окружён Казанский образ Божией Матери, переданный будущей обители в благословение о. И.И.Сергиевым (Иоанном Кронштадтским) через одного из его духовных чад - известного миссионера, епископа Мамадышского Андрея (князя А.А.Ухтомского), который являлся главным инициатором создания кряшенских («крещёно-татарских») монастырей.
Известно, что именно этому образу община была обязана своим посвящением и названием. Так, в статье «О Покровской Просветительной Общине», помещённой в № 13 за 27 марта 1911 г. издания Кружка сестёр-сотрудниц «Братства святителя Гурия» - журнала «Сотрудник Братства святителя Гурия», епископ Андрей (князь А.А.Ухтомский) отмечал, в частности, что «самую мысль об основании Общины для крещёных татар освятил своим благословением «всероссийский отец» - молитвенник отец Иоанн Кронштадтский».
«28 февр[аля] 1908 г., - писал владыка, - он послал своё благословение будущей Общине - Казанский Образ Божией Матери - больших сравнительно размеров. После этого и решено было бесповоротно отдать эту Общину под покров Пресвятой Богородицы с наименованием её «Покровскою» и с празднованием трёх праздников в год: 1 и 22 октября и 8 июля. В это время - около первых чисел марта - переселилась на место будущей Общины и Зинаида Дымова, первая её насельница, вскоре Советом Братства Свят[ителя] Гурия назначенная «заведующею» этой усадьбы, предназначенной для будущей Общины».(2)
Отдельной брошюрой в Казани был издан «Акафист Покрову Пресвятыя Богородицы. На славянском и крещёно-татарском языках. Благословение Покровской Крещёно-татарской женской Просветительной Общины», который до 1910 г. выдержал два издания.(3) Разрешение на его публикацию было дано переводческой комиссией «Православного Миссионерского Общества» под председательством профессора Казанской Духовной Академии М.А.Машанова, а средства на это благое дело были пожертвованы представительницей известной елабужского купеческого рода Ольгой Адриановной Стахеевой, также состоявшей в числе духовных чад о. Иоанна Кронштадтского. «Покровская община, - значилось на обложке издания, - молясь о своей благодетельнице, просит молитв об ней и у читающих этот Акафист».
Несомненная ценность означенной брошюры, помимо прочего, заключается в том, что в ней было напечатана чёрно-белая фотография самого Казанского образа Божией Матери - единственно известного в настоящее время изображения этой святыни. Под фотографией помещена надпись на двух языках: «Казанскiй образъ Божiей Матери, - благословенiе отца Iоанна Кронштадтскаго крещено-татарской «Покровской Просвѣтительной Общинѣ». Алла Анасы Марiянен бу тöсöн Кронштадтагы Iоанн äтей кряшен кызлары тора торган Покровскiй дигян монастырга бахилляб бирде».(4)
В изданном в 1910 г. в Казани «Отчёте о Покровской просветительной крещёно-татарской женской общине» имелось следующее описание иконы: «В левом заклиросном киоте находится живописный образ Казанской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, венцы украшены эмалью, на голове Богородицы украшение в виде звезды из искусственных камней. Длина образа 15 в[ершков], шир[ина] 13 в[ершков]. Вложен в медный киот под стеклом, над киотом медное сияние с изображением Духа Святого в виде голубя, по углам киота изображения Херувимов. Образ прислан в благословение общине от[цом] Иоанном Кронштадтским чрез Епископа Андрея при следующей надписи: «Пресвятая Владычице Богородице, помогай нам. Св[ятую] икону сию Казанской Богоматери жертвую в новую обитель, имеющую создаться в г[ороде] Казани - Его Преосвященством, Епископом Андреем. Протоиерей Иоанн Сергиев Кронштадтский. 28 февраля 1908 г.». Надпись эта сфотографирована, вставлена в золочёную рамку под стеклом и помещена рядом с образом. Риза пожертвована Александрой Степановной Вавиловой».(5)
С именем о. Иоанна Кронштадтского оказалась связана и история первого храма общины - в честь преподобного Серафима Саровского, закладка которого состоялась 8 сентября(6), а освящение - 22 декабря 1908 г. - в день погребения «всероссийского батюшки».(7)
С самого начала Казанский образ Божией Матери, переданный в благословение Покровской просветительной крещёно-татарской женской общины о. Иоанном Кронштадтским, стал непременным участником многотысячных крестных ходов, проходивших по кряшенским («крещёно-татарским») селениям.
Вот как, к примеру, описывался один из таких крестных ходов в «Порядке следования святых икон с частицами святых мощей» в общину, опубликованном в № 17 за 1 мая 1909 г. «Известий по Казанской епархии»:
«1. В село Покровскую общину начальником Серафимовского скита, Пермской губернии, иеромонахом Серафимом, отделены от дарованных по дарственным грамотам от наследников Пендапольского Митрополита на Афоне Нила, от 12 мая 1908 года, и грамоте за подписом Митрополита Нила, от 12-го апреля 1870 года, и настоятеля Харлампиевского монастыря в Иерусалиме, Архимандрита Григория, от 23 апреля 1908 года, частицы св[ятых] мощей великомученицы Параскевы-Пятницы (28 октября) и св[ятого] Иоанна Златоуста (13 ноября и 27 января).
2. Сии святыни в соответствующих иконах сопровождаются Его Преосвященством, Преосвященнейшим Андреем, Епископом Мамадышским и и.д. благочинного монастырей 3-го округа епархии игуменом Гурием к месту их назначения в Покровскую общину из Трёхсвятительского крещёно-татарского скита, Мамадышского уезда, 11 июня, после литургии в скиту, следуют в село Меретяк, где остановка и всенощное бдение; 12 июня литургия в Меретяках, и чрез деревни: Малые Меретяки и Нырсы в село Карабаян - бдение; 13 июня литургия в Карабаянах и чрез деревни: Старый Карабаян, Тямти и Субаши в село Гороховое Поле - бдение; 14 июня литургия в Гороховом Поле и ход в Савруши - бдение; 15 июня литургия в Саврушах и ход в Стар[ую] Икшурмы чрез Крещенскую дерев[ню] Три Сосны; 16 июня литургия в Старой Икшурме и ход в село Абди - бдение, ко времени которого из Покровской общины приносят Казанский образ Божией Матери, благословение общине о. Иоанна Кронштадтского; 17 июня литургия в селе Абди и крестный ход со всеми образами в Покровскую общину».(8)
В своём февральском 1911 г. рапорте архиепископу Казанскому и Свияжскому Иакову (И.А.Пятницкому) благочинный монастырей 3-го округа Казанской епархии Гурий (Г.И.Ляпидовский) отмечал, в частности, что «более же всего отрадным явлением для инородцев бывает торжественное поднятие чтимых Св[ятых] икон и перенос их в селения для служения молебнов по полям и по домам их, так, например: [...] Казанской иконы Божией Матери из Покровской общины, пожертвованной досточтимым о. Протоиереем Иоанном Кронштадтским».(9)
К сожалению, послереволюционная судьба этой высокочтимой кряшенами («крещёными татарами») святыни неизвестна. Но хочется надеяться, что провидением Божиим после разорения и уничтожения в период богоборчества Покровской просветительной крещёно-татарской женской общины образ не пропал бесследно и по сей день находится в одном из окрестных кряшенских селений.
Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук (г. Казань)
Тезисы выступления на III Глуховских чтениях «Национальное самоопределение кряшен: история и современность» (г. Казань, 23 ноября 2012 г.)
Сноски:
(1) См.: Алексеева Л.В. Из истории создания Покровской просветительной крещёно-татарской женской общины Мамадышского уезда Казанской губернии// Алексеев И.Е. Православная миссия в Казанской епархии в конце XIX - начале XX вв./ Выпуск I: Статьи и документы по истории православного миссионерства, храмов и монастырей. - Казань: ООО «Астория», 2010. - С.с. 43 - 80.
(2) Епископ Андрей. О Покровской Просветительной Общине// Сотрудник Братства святителя Гурия. - 1911. - № 13 (27 марта). - С. 196.
(3) См.: Акафист Покрову Пресвятыя Богородицы. На славянском и крещёно-татарском языках. Благословение Покровской Крещёно-татарской женской Просветительной Общины (Казанской губ., Мамадышского уезда, почт. отд. Нырты)// Издание 2-е. - Казань: Типография Университета, 1910. - 149 с.
(4) Там же. - С. (3).
(5) Кроме этого, в общине имелось ещё немало весьма примечательных святынь, в том числе: образ Святого Апостола Андрея Первозванного с частицей его мощей («мощи дарованы по дарственным грамотам: настоятеля Свято-Андреевского общежительного скита на Афоне Архимандрита Иосифа, от 14 мая 1908 г. за № 22, и от Начальника Серафимовского скита Белогорского монастыря Пермской губ[ернии] Иер[о]монаха Серафима, от 29 сентября 1908 г. за № 33»), образ Святого Иоанна Златоуста с частицей его мощей (пожертвован Н.П.Оброниальской), образ Святой Великомученицы Параскевы Пятницы с частицей её мощей (образ пожертвован М.Е.Трефиловой), образ Преподобного Серафима Саровского, молящегося на камне, написанный «на том самом камне, на котором он молился» (он «был келейным у Высокопреосвященного Архиепископа Владимира, получен им в Нижнем Новгороде из Дивеевского монастыря, в общину пожертвован Преосвященным Епископом Андреем в 1908 году»), образ Святителя Феодосия Черниговского, освящённый на его мощах (пожертвован в 1909 г. А.П.Косых) и другие. (См.: Отчёт о Покровской просветительной крещёно-татарской женской общине. - Казань: Центральная Типография, 1910. - С.с. 8, 10 - 11.)
(6) Одновременно с освящением двухклассной школы общины. - И.А.
(7) См.: Епископ Андрей. Указ. соч. - С. 197.
(8) Молчанов Н. Порядок следования святых икон с частицами святых мощей в Покровскую просветительную крещёно-татарскую женскую общину Мамадышского уезда Казанской губернии// Известия по Казанской Епархии (официальный отдел). - 1909. - № 17 (1 мая). - С.с. 480 - 481.
(9) См.: Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 4. Оп. 1. Д. 127676. Л. 9.
Иллюстрации:
1. Казанский образ Божией Матери - благословение о. Иоанна Кронштадтского Покровской просветительной крещёно-татарской женской общине.
2. Обложка «Акафиста Покрову Пресвятыя Богородицы. На славянском и крещёно-татарском языках» (Казань, 1910 г.).