Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

На пути в Дамаск...

Алексей  Поповкин, Русская народная линия

События в Сирии, Ливии, Ираке и цветные революции на Ближнем Востоке / 10.12.2012


Будущее человечества в эти дни решается в Сирии …

1Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику 2и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. 3Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. 4Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? 5Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

Книга Деяний Святых Апостолов, глава 9.

Есть в истории человечества временные и пространственные категории, которые соприкасаются с вечностью.

Но они же бывают вовлечены в удушливую суету повседневности.

Много, много стараний прилагается сейчас для того, чтобы мы не успели осмыслить происходящее. 

Мелькают на страницах газет и телеэкранов библейские названия вместе с выдумками западной военной пропаганды. Вовсю тиражируется ложь о «нарушениях прав человека правительственными войсками» и «благородных повстанцах» в Сирии.

Но в наших силах - сбросить липкие тенета навязываемых нам мыслей и припасть к глубине происходящего. Только в свете Писания становится понятной повседневная жизнь.

Мой рассказ - о том, как  Дамасская дорога  пролегла сквозь бытие мiра, России и Европы.

...Когда Авраам молил Бога о даровании сына, Дамаск был уже великим городом. Поднимались и падали восточные владыки, колесницы фараонов сменялись македонскими фалангами, а римские легионы - отрядами крестоносцев... Дамаск же сохранял спокойное величие. 

Сирия - одна из стран Писания, наряду с Ливаном, Палестиной и Египтом. Правление Квириния в Сирии - одна из временных координат Рождества Христова.

 Именно в Сирии христиане получили своё имя. На груди древней страны-красавицы появилось жемчужное ожерелье - Сайданая, Маалюля, базилика Иоанна Крестителя... Оттуда, из пределов Антиохии и Киликии пришли проповедники христианства в Грузию. Великая лавра Давид-Гареджи - цветок, перенесённый в горы Иверии с берегов Средиземного моря.

 Кубок сирийской работы найден на севере России, недалеко от Олеговой могилы - значит, русичи ещё до Крещения посещали Дамаск и Алеппо. Первый митрополит Киевский и всея Руси Михаил был сирийцем, учеником Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Иоанна V.

Выпускники сирийских риторических и медицинских школ, монахи горных обителей Ливана несли христианскую учёность в одичавшую после падения Рима Западную Европу. Сирийские рукописи бережно сохранялись на огромном пространстве - от аббатства святого Викентия Леринского до Сент-Галлена и ирландского Скеллиг-Майкла. Антиохийские распевы звучали в Медиолане и Лондиниуме, Лютеции Паризийской и Августе Треверов. 

Весь христианский мiр чтил творения Ефрема Сирина, Исаака Ниневийского, Иоанна Дамаскина, Романа Сладкопевца. 

Сирийские миссионеры углубились в сердце Азии. Молитвы на арамейском языке звучали у подножия Тибета, при дворе китайских Императоров, на кручах Памира и Гиндукуша. В начале XX столетия русские учёные проследили путь сирийцев от берегов Средиземного моря до Мерва, Самарканда, Иссык-Куля. В Средней Азии четыре столетия процветала православная Хвалисская митрополия. 

В 1073 году у стен Антиохии погиб царевич Леон - зять Владимира Мономаха. Его смерть ознаменовала окончательный переход влияния в Сирии к мусульманам, с которыми безуспешно пытались бороться западные крестоносцы.

В XVI веке Дамаск попал под власть османов, и Антиохийская Патриархия стала нуждаться в помощи усилившегося Русского государства. Первым носителем Патриаршего сана, которого увидела Русь после Крещения, стал Антиохийский Первосвятитель Иоаким. 

С 1592 года в Дамаск стали прибывать русские послы с приношениями - собольими мехами, драгоценными облачениями, иконами и книгами. В XVIII веке эскадра графа Орлова победоносно шествовала вдоль сирийских берегов. Отряд капитана Кожухова стоял в Сирии в 1773-1774 годах. 

 В XIX столетии в Москве было учреждено Антиохийское подворье (его сейчас возглавляет усердно трудящийся на благо наших народов Владыка Нифон), православные арабы стали учиться в русских духовных семинариях и академиях.

 В одной только Вифанской семинарии под Москвой учились десятки сирийцев. Автором этих строк обнаружены в архиве подмосковной Вифанской семинарии такие любопытные документы:
1. Том 2. Д. 2338. Прошение выпускника Дамасской Духовной семинарии Муракаде о зачислении в Вифанскую Духовную семинарию от 20 августа 1879 года.
2. Д. 2443. Дело о сирийце Жибаре, 18 июня - 12 ноября 1881 года.
3. Д. 2680. Дело о сирийце Кирше из Заиконоспасского Духовного училища, 9 декабря 1884 года - 19 января 1885 года.
4. Д. 2836. Документы о сирийцах Шомие и Жузи, пансионерах Антиохийского Патриаршего подворья, 9 сентября - 1 ноября 1889 года.
5. Д.3072. Дело о приёме в семинарию сирийца Дайратани ,5 июня - 8 октября 1892 года.
6. Д. 3249. Дело о выдаче Императорским Православным Палестинским обществом пособия воспитаннику семинарии сирийцу Кодси для поездки на Родину, 20 января - 29 декабря 1894 года...

   ...И в самой Сирии начали строиться русские школы. Великими благотворителями Антиохийской Церкви были Императрица Мария Александровна, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна и Великий Князь Сергий Александрович, русский консул Базили. Царственные Страстотерпцы также отправляли в Дамаск многочисленные дары. Как отмечает Николай Николаевич Лисовой, по просьбе Елисаветы Феодоровны  в 1912 году Государь Император Николай II подписал указ о взятии на государственное финансирование русских школ в Сирии.

Увы, сегодня, как сообщает профессор Марат Мусин, следы православного русского влияния стираются американо-саудовскими боевиками: «Церковь Святого Георгия, которую построили русские, полностью разрушена, ей было 170 лет. А в церкви Ум Аззунар рухнул купол, она строилась много веков назад, ей свыше 1000 лет. И наши Гассанидские (арабское племя) православные школы - пять школ, которые тоже строились с помощью России, почти полностью разрушены».

  ...В 1913 году произошло удивительное, уникальное событие - впервые за весь Синодальный период в Россию прибыл действующий Восточный Предстоятель. Им стал Патриарх Великой Антиохии Григорий IV (Хаддад).

Он пробыл в нашей стране полгода.

Первосвятитель принял приглашение Императора Николая II, Который попросил его возглавить церковные торжества в год юбилея - 300-летия правления Династии Романовых. Вероятно, Святой Царь, жаждавший восстановления Патриаршества, но не находивший приемлемых кандидатов, исполнял обет, согласно которому Романовские торжества Россия непременно должна была встретить с носителем наивысшего церковного сана. Через Константинополь Патриарх Григорий добрался до Одессы, а затем по железной дороге достиг Петербурга. Визит его в столицу начался 20 февраля 1913 года. 

В этот день Патриарх, в присутствии Императора и совместно с Митрополитом Белградским Димитрием (Павловичем, в будущем - также носителем Патриаршего достоинства) отслужил панихиду по усопшим Государям из рода Романовых. На следующий день Григорий IV возглавил служение Литургии и молебна в Высочайшем присутствии в Казанском соборе.

Патриарх Григорий был убеждённым сторонником Самодержавия. Он утверждал:  «Святая, Богом благословенная и Ему угодная фор­ма государственного правления есть самодержавная, воз­главленная самим Богом поставленным Единодержавным Скипетродержцем Царем, который есть не обыкновенный человек, а Помазанник Божий, получивший при священ­ном помазании сугубую благодать на великое и трудное дело управления народом...
Укреплять святую мысль через Писание, быть вер­ным защитником Православной веры, самодержавного Царя и Отечества есть славное и святое дело, самое глав­ное, дело первостепенной важности и приятное Богу».
 22 февраля  в честь Патриарха Петербургский митрополит, будущий Священномученик  Владимир (Богоявленский) устроил торжественный обед в Александро-Невской Лавре. 27 февраля Патриарх посетил Таврический дворец и оставил следующее пожелание в книге посещении Государственной Думы: «Единение духовенства с народом в интересах Богохранимой страны - источник сил, блага, пользы, преуспеяния для всех».

 7 марта Патриарха Григория и Митрополита Александра (его преемника, молитвенника о России в Великую Отечественную войну 1941 - 1945 гг.) принял Государь-Мученик :«Между докладами приняли вдвоем (с Императрицей - А.П.) патриарха Антиохийского и сопровождающего митрополита Триполийского. Получили от него подарки арабского изделия и много древних ценных рукописей и книг». На последней фразе следует остановиться. Подарок Первосвятителя был поистине безценным: более четырех десятков манускриптов, великолепно характеризовавших литературу арабов-христиан. Около половины их занимали сочинения Макария Антиохийского и его сына, архидиакона  Павла Алеппского. Провидя крестный путь Государя, Патриарх вручил Ему частицу Креста Господня. А Император наградил Патриарха орденом св. Благоверного Великого Князя Александра Невского. 14 марта Григорий IV служил молебен перед поднятием крестов на мемориальный Романовский храм у Московского вокзала. 26 марта Патриарха посетили руководители патриотического Галицко-Русского общества - епископ Елисаветградский Анатолий (Каменский), граф В.А. Бобринский, Д.Н. Вергун...Патриарх выразил живейшее сочувствие русинам, подарил графу Бобринскому свой портрет с надписью: «Бог да благословит и укрепит страдальцев за Православную Веру Христову в Галицкой и Угорской Руси!».

 В середине апреля состоялось путешествие Первосвятителя на крайний запад России - в Почаевскую Лавру, где он 21 апреля возглавил хиротонию (возведение в епископы) будущего Митрополита Варшавского Дионисия (Валединского). Затем Григорий IV посетил Великий Новгород, где 28 апреля вместе со священномучеником Вениамином (Казанским) возвёл в епископы будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского).

 10 мая Патриарх Григорий был уже в Москве. В этот день он принял редкостного посетителя - гостя с Урала,  отца Серафима (Кузнецова), будущего хранителя св. останков Алапаевских мучеников.

11 мая 1913 года Григорий IV провёл богослужение в Успенском соборе Московского Кремля. На следующий день он возглавил чин прославления Святителя Гермогена, Предстоятеля Русской Православной Церкви в годину Смуты.

  «Патриарх сделал три земных поклона, снял покров и святительскую мантию с гробницы угодника Божия и возжёг первую лампаду над нею». Григорий читал Евангелие на славянском языке.  12 мая Антиохийский Первосвятитель вновь служил литургию - на этот раз в облачении, подаренном Великой Княгиней Елиcаветой Феодоровной. И вновь из уст Святейшего Владыки-араба звучало Священное Писание  на церковно-славянском языке. После обедни Патриарх благословлял народ с Лобного места на Красной площади.

  13 мая 1913 года Патриарх посетил Троице-Сергиеву Лавру и Московскую Духовную Академию. «Да сохранит Господь Его Императорское Величество Государя Императора, Его счастливую семью, опору наукам и тому, кто ими занимается, и да сохранит сию Академию, источник научения, добродетелей и нравственности», - таково было пожелание антиохийского Гостя профессорам и студентам. 14 мая Первосвятитель служил Литургию в лаврском соборе, а затем отправился в скиты. С нетерпением ждал Григорий встречи с воспитанниками Вифанской семинарии, столь много пользы принесшей Антиохийской Церкви - наконец, ему удалось встретиться с преподавателями и воспитанниками подмосковной Вифании. Спутником Патриарха был священномученик Феодор (Поздеевский).

  Во второй половине мая, будучи в Киеве, Патриарх заболел ангиной, но быстро излечился и 25 мая мог служить. 30 мая и 1 июня Первосвятитель служил во Владимирском соборе, поклонился он и мощам угодников Божиих в Киево-Печерской Лавре.

 11 июня 1913 года Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Григорий IV навсегда покинул Россию. До конца своих дней он помнил паломничество по северной стране, где его согревало тепло людских сердец. «Велика вера русского народа - любил говорить он, - Сердце русское выше стоит сердец араба и грека, взятых вместе. Хорошо жить среди такого народа».

 Священномученик Илларион (Троицкий) также сохранил память о Патриаршем визите в сокровищнице разума и души. В 1917 году он вспоминал: «Что было по всей Руси четыре года назад, когда был у нас Антиохийский Патриарх Григорий IV! Народный энтузиазм, духовный восторг до слез умиленной радости, кажется, не забудутся никогда. Когда Патриарх совершал богослужение в нашем академическом храме, мы переживали то же, что нам дает Господь в великую ночь святой Пасхи».

 А тогда, в 1913 году, по свежим следам событий, Илларион прозревал будущее восстановление Патриаршества в России: «Приходил в восторг не один народ, всегда умиляющийся при виде святителей, но чувствовал подъём и охладевший к Церкви интеллигент. После всего виденного и перечувствованного ещё нетерпеливей стала надежда на то, что возвращено будет Российской Церкви у неё отнятое сокровище, увенчана она будет Святейшим всероссийским Патриархом».

 Во время наступившей революционной бури Патриарх Григорий, как мог, пытался защитить Русскую Церковь от безбожников и лукавых обновленцев. Последних он в 1925 году предал проклятию: «...Считаем священным долгом заявить в подтверждение прежнего Нашего отзыва о так называемой "Живой Церкви" и обновленцах, что единственно Истинно-Православною Церковью в России Мы признаем Ту, Которая возглавлялась блаженной памяти Святейшим Патриархом Тихоном и Которая всегда отличалась искреннейшею преданностью и верностью Св. Православной вере; всех же отступников от известных основных начал Св. Православной Церкви и веры Мы не только не признаем и не будем иметь с ними никакого общения, как действующих бесовским духом испорченного мiра сего, но предаем анафеме их сатанинское сборище, а также и их безбожное учение и незаконные деяния и решения, направленные против Св. Православной веры. Сие Наше заявление Мы официально и громко выражаем во всеуслышание для утверждения и укрепления истинных и верных чад Св. Православной Церкви...». Ещё ранее, в 1923 году, Патриарх Григорий осудил введение в богослужебную жизнь восточных Церквей григорианского календаря. Предостерегал Григорий IV русских людей, особенно эмигрантов, и относительно опасности католической пропаганды.

 Скончался мужественный друг России на Антиохийском Патриаршем престоле в 1928 году.

  ...Когда в СССР разрушали храмы, в Сирии их строили. В местечке Каукаб, на том самом месте, где произошло обращение Савла в Павла, высится православная церковь. На её стене можно прочесть, что она возведена «...в честь Святого Апостола Павла во время правления Блаженнейшего Феодосия VI, Патриарха Антиохийского и всего Востока на средства Святейшего Алексия I, патриарха Московского и всея Руси в 1965 году».

   Подумаем о том, что было бы, если бы не произошло обращение Савла. вернее, чего не было бы...

 

Если бы Савл не стал Павлом, вероятно, европейская цивилизация не испытала бы тех триумфов, которыми сейчас так гордится. Если бы Савл не стал Павлом, не появилась бы первая христианка Европы - Лидия. Карл Великий не провозгласил бы восстановление Римской Империи. Не поднялись бы стены собора Парижской Богоматери, не бороздили бы океан каравеллы Колумба, не родились бы Микеланджело и Шекспир, Кант и Гегель. Вся величественная история христианской Европы опирается на пыльные плиты дороги из Иерусалима в Дамаск, на которые упал ошеломлённый Савл, ослеплённый нездешним светом.

   В наши дни, в лето от Рождества Христова 2012, сыновья Европы и Америки уподобились необращённому Савлу. Они собираются идти в Дамаск, чтобы убивать, и достоверно известно, что их жертвами станут христиане.

   Легко узнать в структуре и действиях «сирийской свободной армии» повадки «освободительной армии Косово». Наверняка обе армии готовили одни и те же инструкторы. Бандитизм, прикрытый широковещательными фразами о защите прав человека, - фирменный знак НАТО последних 20 лет.

   Правда, по сравнению с 1999 годом существенно усилилась роль пропаганды, стилизованной под «сообщения очевидцев». По сути дела, теоретики войн низкой интенсивности использовали в Ливии и Сирии, а также в Тунисе и Египте принцип сетевого маркетинга. Как известно, распространитель товара в сетевой коммерческой структуре может маскироваться под «доброго приятеля». Западные обыватели оказались не готовы к такому подвоху и поначалу в основном поверили сфабрикованным под контролем ЦРУ роликам в социальных сетях, где изображались так называемые «зверства режима». Это парализовало действия антивоенных и антиглобалистских организаций, которые так и не смогли  дать отпор пропаганде агрессии против Ливии, а затем и Сирии. Впрочем, в самые последние дни ситуация стала меняться к лучшему: 4 августа 2012 года в Австралии прошли марши против войны и в поддержку Башара  Асада.

   Следует поблагодарить христианских активистов, выступающих в защиту законного правительства Башара Асада - прежде всего, православного Патриарха Великой Антиохии  Игнатия IV (Хазима), его викария Епископа Луку (Хабиба Хурри), Архиепископа Севастийского Феодосия (Аталлу Ханна). Православные священнослужители Антиохийской Церкви в США мужественно выступают против кампании дезинформации и демонизации Правительства Башара Асада. Так, настоятель церкви св. Апостола Луки в Техасе, известный публицист и педагог протоиерей Филипп Ле-Мастерс в интервью местным СМИ подчеркивает, что в планы Асада никогда не входила межрелигиозная вражда. "Он всегда хотел стабильности, он оказывал помощь христианам", - утверждает о. Филипп. Когда Ле-Мастерс посетил Сирию в октябре 2010 года он встретил христиан, которые были "радостными и счастливыми, они могли исповедовать свою веру без страха",- вспоминает он.

   Мы должны с благодарностью назвать и других людей, принадлежащих к разным христианским конфессиям и сохранивших совесть. Депутат британского парламента, представитель Консервативной партии католик Эдвард Ли несколько месяцев назад не постеснялся сказать правду: «Если режим президента Сирии Башара аль-Асада падёт, то тысячи христиан в стране могут быть убиты». Патриотическую позицию в Сирии занимают глава мелькитской униатской общины Григорий III Лахам,  мелькитский епископ Жан-Клеман Жанбар, ещё один влиятельный мелькит - архимандрит Филипп Турньол Клос, аббатиса Агнесса, маронитский священник Тони Дора...

    Ярким культурным событием в Сирии летом 2012 года стало исполнение на сцене Дворца культуры и искусств имени Аль-Асада оратории великого славянского композитора Антонина Дворжака Stabat Mater («Мать скорбящая стояла»). «Дева Мария, скорбящая над Иисусом, - это ли не образ Сирии, которая ежедневно хоронит своих сыновей - солдат-героев и простых граждан, убиваемых террористами?», - справедливо спрашивает Елена Громова на страницах «Советской России».

   Кардинал Иосиф Юнан минувшей зимой сказал замечательные слова: «Мы, христиане Ближнего Востока, разочарованы политикой Европейского Союза и Соединенных Штатов, потому что мы обнаружили, что европейцев и американцев проблемы Ближнего Востока интересуют только в политическом и экономическом аспектах. Мы, христиане, чувствуем себя обманутыми ими».

Чтобы предотвратить готовящуюся резню, Европа сама должна принципиально измениться - вернуться к своим христианским корням, которые так долго и упорно отрицались ею во имя химеры «мультикультурализма»... Кстати, в Антиохийских православных Епархиях США есть немало приходов западного обряда, названных в честь ирландских и других древних европейских святых - например, св. Колумбы (Колумбана).
Ох, не потому ли Сирию так ненавидят антихристианские силы - за то, что Антиохийская Православная Церковь пытается пробудить совесть западного обывателя...

   Все мы сейчас стоим на дороге, ведущей в Дамаск. Будущее человечества в эти дни решается в Сирии. Пусть каждый спросит свою совесть, не к нему ли обращён вопрос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9, 4.)...

23 июля (5 августа) 2012 года

Автор искренне благодарит редакцию журнала «Русский Дом» за публикацию основной части этой статьи в декабрьском номере журнала за 2012 г.: http://russdom.ru/node/5542

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. starower : Re: На пути в Дамаск...
2012-12-10 в 22:40

Горе тебе,Вавилоне и Асия!Горе тебе,Египте и Сирия!Препояшитеся вретищем и власяницами и плачите сынов ваших и болезнуйте,яко приближися сокрушение ваше: послан есть на вас меч,и кто есть, иже обратит его;послан есть на вас огнь и,кто есть,иже угасит его;послана суть на вас злая,и кто есть,иже отметнет я;(3 Ездры 16.1-5)Что тут еще скажешь?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме