Вечером 4 ноября, в день народного единства, довелось мне стать очевидцем следующей картины. В одном из дворов подмосковного военного городка несколько изрядно подвыпивших молодых парней - по виду контрактников, включив через автомобильные динамики на полную катушку сумасшедший рэп, и, подбадривая друг друга не совсем цензурными выражениями, устроили дискотеку. Отдыхали, расслаблялись они, очевидно так, как умели и привыкли. Прохожие реагировали на это вяло: развлекаются ребята, нас не трогают и ладно - и шли дальше. А мне вспомнилась схожая картина, увиденная год назад в Грозном. Только тогда молодые чеченцы от души танцевали лезгинку, делая это так, как они умеют: зажигательно, самозабвенно, заразительно...
Обидно стало за наших парней: ну зачем и почему наши ребята готовы в буквальном смысле до упаду танцевать заморский, да ещё с африканскими корнями танец, даже не вспомнив (в такой день!) о том, что они - русские?!
В свою бытность начальником клуба отряда спецназа я регулярно занимался организацией концертов: к праздникам и датам, после прибытия из командировок или, наоборот, перед убытием отряда «на юга». На сцене нашего солдатского клуба выступали (кстати, совершенно бесплатно) и звёзды, типа популярных тогда «Комбинации», «Мегаполиса», «Балаган-лимитед», А.Барыкина, И.Корнелюка, и малоизвестные самодеятельные коллективы, и фольклорные ансамбли. Солдаты - самая благодарная аудитория для артиста, и я заметил, что фольклорные и хореографические коллективы в национальных костюмах и с соответствующим репертуаром принимались бойцами не хуже, чем прославленные эстрадные звёзды. Среди солдат всегда находились желающие потанцевать в партере не только под популярные тогда хиты, типа «Лёхи», «А я люблю военных» или «Аэропорта», но и под «Коробейники», «Валенки». Объяснял я это тем, что в нашем отряде проходили службу в основном парни из русской глубинки - маленьких городков, деревень, где ещё жива память о народной песне, частушке, прибаутке. Учитывая это, в дни проведения парко-хозяйственных и праздничных дней, я в обязательном порядке транслировал через динамики помимо патриотических и военных песен, русские народные, в исполнении Лидии Руслановой и Людмилы Зыкиной.
После моего перевода к новому месту службы, при отборе участников концертов и составлении репертуара, выбор стал делаться исключительно в пользу попсы. И замелькали перед лицами разгорячённых солдат ножки красивых девчонок в трико и без, и пошло у русского воина активное слюно- и потоотделение; а и из динамиков зазвучали песни, часто абсолютно бессмысленные и исполняемые к тому же ещё и безголосыми певцами. Наверное, именно по этому поводу один из лучших военных публицистов современности К.Раш писал: «Если музыка, по Суворову, «удваивает, утраивает» армию, она же, лжемузыка, может ополовинить и даже уничтожить армию. Через радиорубки кораблей, гарнизонов и застав идёт удушение отечественного слова и музыки, а с ними и духа армии, тех самых четырёх пятых, которые дают победу».
Секрет победы
В чём же секрет победы? В преобладании духа над телом, душевного над телесным, высшего над низшим. Если эта формула нарушена или игнорируется, наступают трагические последствия. Именно песня и танец, как её внешнее проявление в движении - есть выражение настроения и душевного состояния человека. Поющий человек выражает песней своё состояние души, а поющий народные песни воин связан особо, духовно со своим народом. Армия - часть народа, но без души, без духа - остаётся мертвой организацией, не способной не только к ведению войны, но и к самосохранению. Армия без песен, без музыки - небоеспособна. Но и армия, поющая чужие песни тоже обречена на поражение.
Суворов признавался, что Измаил он взял под развёрнутыми знамёнами, с крестом священника впереди и музыкой - укрепляющей сердце, ободряющей дух, музыкой, безусловно обладающей властью посылать человека на смерть. И получается, что уже не человек творит музыку, песнь, а она сама рождает храброго воина! Песня, которая ведёт в бой, которая в буквальном смысле спасает жизнь - всегда глубинна, исключительно патриотична и народна, и уже поэтому не может быть попсой или хитом-однодневкой.
В чеченскую кампанию было немало случаев, когда в трудную минуту именно такая песня мобилизовывала наших солдат на бой или, в буквальном смысле слова, спасала жизнь. Например, при отражении в апреле 1996-го ночного нападения боевиков на блок-пост под Бамутом под устрашающий «Ал-лагу акбар!», солдаты из краснодарского соединения ВВ встретили их стройным «Днём победы» и... выстояли. Или группа старшего лейтенанта О.Моисеева из 34-й бригады ВВ, которая в августе 1996-го, выходя из окружения, наткнулась ночью на наши секреты, и когда их неузнанных готовы были расстрелять из пулемётов свои, они запели «Катюшу», что и спасло им жизнь. В обоих случаях воины выбирали песни, недолго - сработал, если хотите, инстинкт самосохранения.
Это же замечание вполне относится и к танцу с его ритмикой, движением, порой так похожим на приёмы и элементы рукопашного боя. И это не случайное совпадение. «Нельзя не заметить, что между мышлением и движением существует взаимная связь, - говорит И.Лизунов - директор обнинского общинного центра педагогики «Спас», создатель уникальной национальной системы ратоборства «котёл». - Как человек думает, так он и двигается и наоборот... Внутреннее состояние человека выражается его внешними движениями... Именно этот принцип взаимосвязи внешнего и внутреннего используется в традиционном ратоборстве. Вначале осуществляется воздействие на внешние формы, а затем на внутреннее содержание... Приводя человека в порядок через развития культуры его движений, мы структурируем его мышление».
Неугодный Ванька-встанька
Эти меткие замечания особенно заметно проявляется в национальном танце, который является носителем культурно-этнического кода, хранит опыт предков. А какой опыт наработался за века, проведённых нашими сородичами в непрерывных сражениях? В первую очередь - боевой. Все ходы русской плясовой: взмах руки, выпад ногой, наклоны, развороты - это сигналы, соответствующие движениям бойца в рукопашной схватке. Русский народный танец - это урок в форме игры, забавы, сродни потасовке - кулачному бою, когда бьются стенка на стенку.
Какой была любимая игрушкой у детворы столетие назад - у наших дедов-прадедов? Ванька-встанька. А почему? «Нашего Ваньку - встаньку голыми руками не возьмёшь, вертится, как юла; дрыном не перешибёшь, скользкий, как уж; за каждой плюхой не набегаешься и всё равно в дураках останешься», - поясняет И.Лизунов. Недаром в дореволюционные времена хореография, уроки музыки были в обязательном порядке включены в программу обучения кадетов.
Есть и сегодня в России учебные заведения, где национальный танец рассматривается, как лучший способ передачи и закрепления необходимой информации из поколения к поколению. Одна из таких известных мне школ, это лицей - интернат Михаила Петровича Щетинина расположен в посёлке Текос на Кубани, две других, которыми руководят заслуженный педагог России Владимир Сергеевича Мартышин и иеромонах Петр (Василенко) - на Ярославщине. Увы, это негосударственные учреждения, существуют на добровольные пожертвования, что уже говорит о многом: чиновников от минобразования их опыт не интересует. Но, может быть, я излишне категоричен или, раздувая пустяковую проблему, делаю из мухи слона?
Часто вам, читатель, встречаются по телевидению, по радио программы, где выступают фольклорные русские коллективы, популяризируется русская народная песня? После трагической гибели Геннадия Заволокина на ладан дышит, пожалуй, единственная в прошлом популярная передача на отечественном ТВ «Играй, гармонь!». И едва ли не последними представителями этого направления в отечественной эстраде, правда, всё больше дрейфующими в сторону гламура, являются две Надежды: Бабкина и Кадышева.
Недавно на «горбушке» - популярном столичном специализированном рынке, я безуспешно пытался найти диск - караоке с русскими народными песнями - обошёл все киоски, но ничего подходящего, кроме диска с характерным названием «Русские застольные» 2006 года выпуска, не нашёл, который в итоге оказался бракованным.
А кто может назвать гарнизон, где реально, не на бумаге, существует солдатская художественная самодеятельность или хотя бы захудалый эстрадный ансамбль?
Примеров оскудения национальных песенных и хореографических традиций можно проводить ещё очень и очень много. Поэтому смею утверждать, что происходит искусственное отлучение и отвыкание нашего народа от народных песен, национальных мотивов, что и приводит к печальным, порой необратимым, последствиям.
Сбой в памяти
Но всё познаётся в сравнении - приведу пример из жизни наших соседей - чеченцев. В республике по двум национальным каналам практически целый день звучит вайнахская музыка, звучит она и в поезде Москва-Грозный, звучит в школах и госучреждениях, не говоря уже о домах - создаётся такое ощущение, что поёт вся Чечня!
В прошлом году я побывал в дислоцированной в Чечне нашей бригаде и был неприятно удивлён, когда находясь в одном из батальонов услышал, что во время парко-хозяйственного дня в автопарке из динамиков несётся какая-то англоязычная попса. Задал заместителю командира части по работе с личным составом вопрос: «А почему такая музыка играет? Неужели нет чего-то более патриотического?», на который получил ответ: «А какая разница подо что работать? Да и бойцам такая музыка больше нравится». Свой вопрос я задал не зря, ведь до посещения этого батальона, я побывал в расположении чеченского полка «Север», где повсюду: и в казармах, в парке и в машине, везшей меня в полк, слышалась национальная музыка. Между прочим, тот же офицер на мой следующий вопрос: «Ради чего он служит?», прямо заявил, что служит ради денег, а как только их ему перестанут платить, он в числе первых отправится домой, в Россию, которая для него совсем не ассоциируется Чечнёй. Отмечу, что этот офицер с успехом закончил академию и считался неплохим организатором и руководителем воспитательного процесса.
Хочу поставить вопрос ребром: является ли измена своему национальному коду - матрице, первой ступенькой измены Родине, народу? Если вспомнить, что через отрицания национального и принятия чужеродного меняется и сам образ мышления, а через него и образ жизни, то с отрицательным ответом я бы не стал спешить. Недаром же, как говорят факты и живые свидетели, одним из главных условий сохранения жизни в плену у боевиков для русских солдат, становится отречение от своей веры, принятие ислама и перемена имени, что ведёт и к перемене прежнего образа жизни, мышления, сознания. Разве это уже не является изменой и ступенькой к откровенному предательству? Ведь после этого обычно следует второй шаг - собственноручное убийство пленника.
Идя дальше, не следует ли рассматривать отрицание своих корней, проявленное в забвении и пренебрежении национальной культурой: музыкой, песнями и танцами забвением чего-то большего, в более серьёзных масштабах? И это не просто смена объекта почитания на уровне вкуса и цвета, на которые, как известно, товарища нет (вчера нравился Юра Шатунов, а сегодня - Дима Билан), а на уровне перепрограммирования, перекодирования матрицы сознания, что равнозначно сбою в программе. К чему ведёт сбой в программе компьютера? Как минимум, к потере несохранённых данных - потере памяти и вызову специалиста.
Уроки чеченского
С этих позиций яснее становится причина неудач российской армии в длящейся уже почти двадцати лет (с небольшим перерывом) новой кавказской войне. Эта война изначально была с неопределённой целью, невнятной стратегией, космополитичным содержанием. Солдатам и офицерам было бы гораздо понятнее, если бы их отправили воевать за Россию, за русских, которые действительно нуждались в защите, но в Кремле упорно придерживались сценария защиты именно Конституции, принятой всего за год до начала войны. Планировавшие его вместе с Б.Ельциным В.Шумейко, Г.Бурбулис, В.Шахрай, И.Рыбкин, П.Грачёв похоже даже не задумались о привлечении, о затрагивании в военнослужащих - в большинстве своём русских людях, патриотических, национальных чувств, о духовном обеспечении операции. Можно ли успешно воевать за «наведение конституционного порядка» (элементарное понятие о котором отсутствовало даже у тех, кто планировал операцию), да ещё на территории республики, у коренного населения которой эти чувства развиты чрезвычайно? История ответила на этот вопрос однозначно. В отличие от наших солдат и офицеров, чеченцам сразу стало понятно, от кого и что им следует защищать, когда русские войска начали входить в почувствовавшую вкус свободы республику.
Даже в советские времена, каждый чеченский и дагестанский школьник знал, кто такой имам Шамиль и гордился подвигом его легендарного наиба Байсангура Беноевского, потерявшего в боях ногу, руку и глаз, но продолжавшего сражаться. Этот национальный герой был воспет в сотне песен и стихотворений, которые передавались в народе из поколения в поколение. Вот что говорил, например, бывший министр обороны Ичкерии, земляк Байсангура, Магомед Хамбиев в интервью программе «Военная тайна» (канал Рен-ТВ): «...Я не понимал политику тогдашнюю, но я очень много читал литературы по нашей истории чеченской, про Байсангура... У меня в душе всё время горело: мне бы вот так, командовать там, идти из села на войну». Идеологам сепаратизма с началом ввода в республику русских кяфиров - «оккупационных войск» оставалось лишь предложить Хамбиеву собрать своих ребят и создать из них отряд, в котором Магомеду заранее отводилась роль командира - Байсангура. И таких, воспитанных на национальных героях и песнях молодых патриотов в Чечне оказалось очень много. Из советских ребят: бывших пионеров и комсомольцев, они очень быстро стали тем, кем родились - чеченцами. Стали благодаря национально ориентированному воспитанию, не последняя роль в котором отводилась музыке, песням, танцу.
Ну а наши кремлёвские руководители, воспитанные на Чапае и Будённом, лихо рубившим головы белякам в гражданскую войну, не моргнув глазом, отправили тысячи русских парней, воспитанных уже на Рембо и блатняке, в Чечню восстанавливать... конституционный порядок. По сути, затеивалась новая гражданская война, которая стоит у нас на пороге.
Не всё потеряно!
(Пока Росси поёт, она - непобедима!)
Мир, раздираемый противоречиями, сотрясается от войн и конфликтов, а у нас до сих пор нет не то, что национальной идеи, нет даже единого информационного пространства для объединения. Им бы вполне могла стать национальная русская матрица, калькой с которой является народная песня, танец. Русская национальная идея - это воплощённое в песне слово и действие в танце. Наша история удивительным образом свидетельствует, что когда русский народ пел и танцевал свои, национальные песни и танцы ему сопутствовала удача и наоборот, предвестником смутных времён и революций было опасное уклонение в иностранщину, либо забвение национальных музыкальных традиций. Переиначив одну известную поговорку, можно сказать, что пока Россия поёт - она непобедима! «При благословенном царизме, - писал К.Раш, - песенный океан заливал святорусскую империю. Тысячные хоры пели по всем провинциальным городам от Пскова до Владивостока. Пели гимназии, полки, семинарии, училища, пели храмы под колокольный звон, пели корабли, пели косцы под шум лесов и шелест трав. Песенные волны несли на своих крыльях русскую жизнь». Спад интереса к русской народной песне он усматривает, как раз с началом Первой мировой войны и последующей за ней революцией.
И наоборот, победы, одержанные в войнах и одоление смут, пробуждали, раскрепощали в русском народе творческие силы, что вело к всплеску интереса к национальной культуре, традициям, как неисчерпаемому источнику вдохновения. Вот что писали британские газеты после гастролей на островах Ансамбля песни и пляски Советской армии под управлением А.В.Александрова в послевоенные годы: «Вчера вечером Красная Армия без единого выстрела заняла Лондон... если концерт ансамблю Красной Армии не заставил вас топать ногами, прищёлкивать пальцами или аплодировать, значит... вы годитесь только на то, чтобы вас уложили в гроб и проводили на ближайшее кладбище... единственным средством воскресить мертвеца является тот величественный вечер, на котором закипает кровь и просыпаются все человеческие чувства... трудно дать представление об истинной атмосфере захватывающего вечера, разудалых плясок, полнокровного свободного пения. Вокальная сила хора грозит, кажется, сорвать крышу театра... тот блестящий по своей простоте концерт освобождает зрителей от всех мирских ограничений и даёт человеческому мозгу полную свободу впитывать чистое наслаждение. Эти солдаты или их предшественники воодушевляли русские войска на различных фронтах войны. И ничего нет удивительного в том, что Красная Армия вышвырнула Гитлера за пределы своей страны...»
Пока готовил этот материал, по совету знакомого услышал русского самородка - гармониста Игоря Растеряева, который набирает бешеную популярность в ю-тубе. Его задорные песни, исполняемые на гармони, дают такой заряд оптимизма, энергетики, какой не испытывал давно! «Русская дорога», «Комбайнёры», «Казачья», «Георгиевская ленточка», «Богатыри» - одни названия песен чего стоит! Это, как раз то, чего не достаёт всем нам, нашей молодёжи, нашей армии: уверенности в своей правоте, а значит в общей будущей победе: «Знают пусть враги все наши, сучка Кондолиза Райс никогда отребье НАТОвское не возьмёте нас!» или: «Подходи, ребята, давай! Слышу турецкие возгласы резкие, а вот тому красивому сейчас, в голову дам заточенной железкою!». Нет, господа право и левозащитники, это не экстремизм и не призыв к насилию - это лишь самооборона!
Вдохновлённый песнями нашего волгоградского самородка, покопался в интернете и нашёл. Оказывается всего через три дня после праздника - дня национального единства у нас такая славная, но благополучно забытая дата! Нет, я не об октябрьском перевороте. В этот день, в 1800 году русские войска под командованием генерал-майора Василия Гулякова, численностью всего 1000 человек одержали победу на реке Йори, что в Грузии, над 15000-м отрядом разбойных горцев, возглавляемых аварским правителем Омар (Умма)-ханом, впервые захватив в том бою горское знамя!
Жаль, что мы об этом ничего не знаем. Но, не всё потеряно. Придёт время, и запоём мы и «Варяг», и «На сопках Манчжурии», и «Землянку» и старинную солдатскую песню «Было дело на Кавказе»! Было бы желание!
Роман Илющенко, подполковник запаса, ветеран боевых действий
7. Ответ на 4., Вятчанин:
6. Re: Когда поют солдаты...
5. Всецело поддерживаю
4. О Захарченко писал журнал "Славянка"
3. Re: Когда поют солдаты...
2. Re: Когда поют солдаты...
1. Спасибо