Москва инославная. Баптисты

Часть 3

Новости Москвы 
0
590
Время на чтение 6 минут

Часть 1 

Часть 2


В завершение темы хотел описать свои впечатления от недавнего посещения главного баптисткого молитвенного дома в Трехсвятительском переулке (б. Малый Вузовский). Очень давно там не был - не менее четверти века. Ранее здесь была реформатская церковь (баптистский молитвенный дом - с апреля 1917 года). В 1937 году молитвенный дом был закрыт, и до 1944 года в нем располагалось общежитие. 70 лет этот молитвенный дом был единственным официальным местом молитвы протестантов в Москве. Со вкусом оформлена кафедра проповедника. Если условно назвать это место алтарем, протестантским алтарем, то на «горнем месте» - витраж со знакомым «Бог есть Любовь». Дом напоминает двухпалубный корабль. Справа на стене изображение чаши, а слева - раскрытой книги - ясно, что Библии. На кафедре появился крест - трудно было себе представить это лет 20 назад.

Ровно в 17.00 группа баптистских пресвитеров входит в молитвенный зал, направляясь к кафедре. У нас бы запели: «От восток солнца до запад, хвально Имя Господне - буди Имя Господне благословено от ныне и до века!» Так бывает при встрече архиерея. Далее его облачают при позванивании кадил в руках протодиаконов. Громогласно звучит заключительный аккорд: «Тако да просветится свет твой пред человеки...». Здесь же группа пресвитеров молча прошла через зал и поднялась на кафедру.

Старший пресвитер объявил об общем пении гимна «Братья, все ликуйте!» - что-то типа аналога у нас «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!» Пели под игру органа. Я с сопровождающим расположился неподалеку. Напряженно вслушиваюсь в текст - ничего не могу понять. Это напоминало неразборчивое чтение кафизм в большом сельском храме с неважной гулкой акустикой. Собрание, проходившее в течении 1 ч 45 мин., состояло из 4 проповедей, каждая из которых заканчивалась молитвой проповедника, «служения хора», общего пения и сбора пожертвований. Первая проповедь была посвящена грехопадению наших прародителей, описанное в книге «Бытие». Логично начать с Ветхого Завета - так и в православном богослужении («паремии»). В проповеди прозвучала важная мысль: не откладывай прихода к Богу, приступи каков есть. Дьявол обманывает, внушая, что есть более интересные вещи, чем общение с Богом. В молитве по окончании проповеди прозвучало благодарение Богу за сотворение человека. Хор запел псалом «Возлюблю Тебя Господи, Крепость моя» - один к одному как обычный концерт после запричастного стиха в православном храме. «Тебя я буду вечно славить!» - прозвучало на партии. «Брат Сергей Петрович» прочитал притчу о десяти девах. Когда он это делал - у меня в голове шел синхронный перевод на церковно-славянский язык. «Необходимо ревновать, чтобы наши светильники были наполнены маслом» и т.д. В принципе эта и другие 3 проповеди могли бы спокойно прозвучать и в православном храме. Непривычным было отсутствие знакомого гула по окончании проповеди: «Спаси Господи!». Объявили сбор пожертвований и семеро мужчин, по-видимому, баптистских диаконов, каждый с бархатным красным мешочком стали обходить ряды молящихся. Закончив сбор, они стали полукругом под кафедрой проповедника лицом к народу. Старший из них произнес (вначале я написал «прочитал», но потом спохватился - у них не читают молитвы) молитву. Обратил внимание, что все «диаконы» были с красными галстуками. Подумалось: эрзац православного диаконского стихаря или ораря. Когда шел сбор, мой спутник шепнул мне на ухо: «А я ничего не дам - одно дело дать деньги на какую-нибудь акцию социального плана, а другое дело - на содержание баптистского молитвенного дома». Вдруг хор запел «Хвалите Имя Господне!». Что это - начали «полиелей»? Пели один к одному как на моей малой родине Донбассе в годы моей юности, только вместо «яко благ» - «ибо благ». Вместо «живый в Иерусалиме» - «живущий в Иерусалиме». Когда песнопение закончилось, казалось, что сейчас грянут: «Величаем Тя Живодавче Христе...».

Предпоследним проповедовал высокий, крепкого телосложения пресвитер - «дядя Степа» - отреагировал на его появление мой спутник. Говорил он больше всех, говорил искренно и содержательно, в меру при этом жестикулируя. В его выступлении не было никакой аффектации и экзальтации , что иногда мне приходилось наблюдать в 70-е годы. Проповедник цитировал свои «любимые стихи» из Библии, в частности, из книги «Паралипоменон»: «Очи Господни обозревают всю землю , ища человека, сердце которого склонно ко Господу» (цитирую по памяти). Никогда не слышал, чтобы на проповеди в православном храме приводили цитаты из этой библейской книги.

Последний выступавший ополчился на лицемерие, ношение масок (в переносном смысле) в среде христиан. Привел пример одной женщины, которая была на хорошем счету в молитвенном доме, но дома вела себя как сущий диктатор. Говорил об обманчивости и скоропреходящести земной красоты. «Господь смотрит не на лицо, а на сердце человека. Могу ли я быть человеком по сердцу для Бога?» «Верующие боятся думать о смерти, как будто она непременно ведет в преисподнюю».

Завершилось собрание пламенной молитвой старшего пресвитера, воздевшего руку с пачкой листков, в которых содержались различные просьбы. Подумал: «вот так ритуал постепенно  формируется. В 70-е годы я не помню такого».

Пора заканчивать. Критики я навел немало, особенно во второй части статьи - надо бы что-то и положительное отметить. Прежде всего, это проповеди - они были на хорошем уровне, насыщены библейскими текстами.

Вообще баптизм появился не только как следствие «козней бесовских», но и как реакция на реально существующие наши недостатки. К сожалению, эти недостатки в значительной степени сохраняются и сегодня. Прежде всего, это касается проповеднической деятельности. По-прежнему, за немногими исключениями, на мой взгляд, у нас в проповедях обилие общих слов, акцент на периферийных моментах, отрыв от библейской основы. Что касается молитв своими словами - делайте со мной, что хотите - ну не вижу в этом ничего плохого. Еще свт. Феофан Затворник писал, что Богу приятен наш молитвенный «детский лепет» - молитвы своими словами наряду с чтением их. Вот, например, я начал проводить публичные лекции по истории Православных Поместных Церквей в Международном Славянском Фонде письменности и культуры. Уже прочитал об Александрийской и Иерусалимской Церквях. В каждой из них есть свои сложности. У нас что есть молитвы «ситуационного плана», т.е. молитвы реагирующие на проблемы конкретного дня и места? Была бы очень органична молитва своими словами и об Александрийской Церкви, оказавшейся в сложном положении после «арабской весны» и об Иерусалимской, жизнь которой протекает в сложнейшем ближневосточном контексте. Или, допустим, на днях прошло четвертое предсоборное совещание. Думается, что естественна была бы молитва в устах В. Н. Осипова в конце его основного доклада или Л. Болотина в конце его выступления о сложностях монархического возрождения в России.

Вспомнил: на моей малой родине в Луганской области в 70-е годы было 54 православных общины и 35 баптистских. Здесь, на востоке Украины, протестантизм очень распространен. Сейчас, как и во многих других местах, гиперактивны иеговисты. Скажу откровенно, перебирая в памяти священников моего детства и юношества, бледновато большинство из них выглядело по своему уровню - сказывался атеистический пресс, всякие ограничения. Мне всегда нравились священники аскетического склада, истовые совершители Богослужений, контактные. Претили мелочные, интеллектуально убогие и особенно - небрежные в совершении служб. Возвращаясь к баптизму, должен сказать, что мне очень помогла работа на эту тему о. Амвросия (Юрасова), написанная им в качестве сочинения на соискание степени кандидата богословия, а также его рассказы об общении с баптистами. Запомнилась строгость экзаменов в баптистской семинарии в Москве.

«Мы Вселенские Соборы уважаем и принимаем их решения, подтверждаемые Писанием», - услышал я тогда.

Удивило участников баптистского съезда, бывших в Даниловом монастыре на экскурсии, знание мною персоналий, статистики, событий в их среде. Я тогда честно признался, что накануне экскурсии еще раз освежил все эти вещи в своей памяти, прочитав подборку «Братских вестников».

Должен подчеркнуть, что соприкасаясь с протестантами, я никогда не молился с ними, т. е. у меня всегда было четкое понятие о границе допустимого.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
«В этом трагедия лютеранства и его адептов»
О престольном празднике в храме святителя Спиридона в Коптеве и посещении собора лютеран
30.12.2024
Трагедия деревни
Был нарушен многовековой, привычный крестьянский уклад жизни
27.12.2024
Священники были приветливыми, а Патриарх Кирилл, как всегда, на высоте
Заметки участника Ежегодного Собрания московского духовенства, 20 декабря 2024 г.
21.12.2024
О значимости Священного Предания
Беседа с прихожанами
02.12.2024
О пьяном угаре
Как бес пьянства уродует людей
29.11.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Не подменять собеседника фантомом
Новый комментарий от Русский Иван
30.01.2025 19:35
Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны
Новый комментарий от Русский Иван
30.01.2025 19:24
Заповеди блаженства — не бегство от реальности
Новый комментарий от Игорь Бондарев
30.01.2025 18:35
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Новый комментарий от Борис Романов
30.01.2025 18:14
Похоже, «чёрный крест» до сих пор висит над Екатеринбургом
Новый комментарий от Александр Волков
30.01.2025 17:24
«Искусственный интеллект опаснее, чем ядерная энергия»
Новый комментарий от Рабочий
30.01.2025 16:51
Договор и деблокада или война
Новый комментарий от Рабочий
30.01.2025 16:45