Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Москва инославная. Баптисты

Игумен  Кирилл  (Сахаров), Русская народная линия

12.10.2012


Часть 1 …

Баптизм появляется в начале 17 века  в Англии, хотя можно сместить время его зарождения еще на столетие назад. Имеется ввиду движение анабаптистов, выступавших за крещение только взрослых людей. Основоположником баптизма является Джон Смит. В Голландии в 1606 году он создал первую небольшую общину. Активно распространялся баптизм в Северной Америке, откуда проник в Германию. Опускаю ряд имен активных деятелей раннего баптизма, но одно имя все-таки упомяну. Онкен - родоначальник немецкого баптизма. Именно он послал лучших проповедников в южные регионы Российской империи, где проживало много немецких колонистов (всего их было около 1 млн.).

Предтечей баптизма был штундизм (от нем. слова «штунда» - час), библейский час, в течение которого читали и толковали Священное Писание. Немецкие колонисты, переселившиеся на свободные земли еще в правление Екатерины, владели большими участками земли. В их поместьях работало много батраков - великороссов и малороссов. Богатые немецкие землевладельцы под видом гуманного попечения о работниках в постные дни кормили их обильной пищей - те постепенно привыкали к нарушению постов. Хозяева заставляли их работать в большие праздники, а когда те перед приемом пищи осеняли себя крестным знамением, то подсмеивались над ними, а те начинали стесняться. Все реже не стойкие православные посещали храмы. На библейских часах им предоставляли лучшие места - и так постепенно они охладевали к Православной Церкви.

Первым, кого крестили немецкие колонисты, был Ефим Цимбал. Дело было летом 1869 года в Херсонской губернии. Еще раньше - в июле 1867 года немецкий колонист Больвейт в реке Куре ночью тайно крестил купца Воронина. Таким образом, приближается стопятидесятилетие российского баптизма. В течении 30 лет баптисты появились практически во всех частях империи. Каких-то активных действий по противодействию распространению баптизма не оказывалось, и лишь только в самом конце правления Александра III баптизм был признан наиболее опасной сектой. Император издал закон о его запрещении.

Согласно закону молитвенные дома баптистов закрывались, их ссылали, запрещалось распространять литературу. Почти одновременно с распространением баптизма на юге, действовали протестантские проповедники и на севере. По приглашению петербуржской знати в столице Российской Империи проповедовал англичанин Рэдсток. Петербуржская элита, оторвавшаяся от народа и воспитывавшаяся в духе рационализма, но испытывавшая религиозную жажду, активно посещала собрания, проводимые Рэдстоком. Дома для собраний предоставлял богатый русский помещик Пашков, ставший помощником Рэдстока. В 1876 году было создано «Общество поощрения духовно-нравственного чтения», которое за 8 лет своего существования издало огромное количество литературы. Было, издано в частности 3 тыс. экземпляров Нового Завета. Это издание распространялось по небольшой цене, в нем были подчеркнуты те места, на которые обычно ссылаются сектанты в качестве доказательств своей правоты.

Этих «северных» протестантов называли евангелистами. Отличались они от баптистов тем, что отрицали всякую внешнюю обрядность и допускали на свои собрания всех желающих(баптисты допускали только крещеных). Наиболее известным евангелистским деятелем первой трети 20 века был Проханов - один из предков известного патриотического деятеля, главного редактора газеты «Завтра» А. Проханова. Парадоксально, что А. Проханов, имея такого знаменитого предка, наиболее духовно близок к такому столпу консерватизма в современном русском православии как архимандрит Петр (Кучер). В 1936 году в Пскове была закрыта последняя баптистская община. Оживление деятельности баптистов и евангелистов произошло в годы войны. В октябре 1944 года баптисты и евангелисты провели объединительный съезд, в результате которого был создан ВСЕХБ (Всесоюзный совет евангельских христиан - баптистов). В августе 1945 года к нему примкнули пятидесятники, а в 1963 году братские менониты. Из наиболее известных деятелей баптизма в советский период можно упомянуть такие фамилии как Карев, Клименко, Жидков, Бычков, Лонгвиненко. Шесть раз в году выходил журнал «Братский вестник», действовали двухгодичные библейские курсы. В 1968 году была издана Библия(кстати, в синодальном переводе). В это издание были включены только канонические книги - неканонические баптисты отвергают, считая их апокрифами. Между тем разница между неканоническими книгами и апокрифами - как между небом и землей. Хотя неканонические книги не признаются богооткровенными, а являются произведениями человеческого разума, но просвещенного духом Божиим и они назидательны. В начале 60-х годов в рядах баптистов случился раскол. «Инициативная группа» обвинила официальное руководство ВСЕХБ в соглашательстве и сотрудничестве с советской властью. Это самая власть активно их стала преследовать.

Крестят баптисты желающих не сразу - в течении года продолжается подготовительный период. В это время кандидат должен активно читать Священное Писание. Время подготовки может быть продлено, если через год собеседование покажет недостаточную готовность. Само крещение рассматривается только как внешнее свидетельство, видимый знак присоединения к общине. При это баптисты цитируют слова апостола Павла о крещении как «обещание Богу доброй совести», «забывая» цитировать его слова до конца, а именно что оно «спасает воскресением Христовым». Стало быть, не только внешний знак, а нечто большее... Хотя само крещение совершается и полным погружением и во имя Отца и Сына и Святого Духа, но только один раз, только одним погружением. А это грубо противоречит 50-му апостольскому правилу, которое предписывает троекратное погружение. Что же тогда получается? При всем желании проявить икономию, т.е.снисхождение - ничего не получится - уж слишком серьезное нарушение...

Хлебопреломление («вечерю любви»), как правило, баптисты совершают один раз в месяц (адвентисты раз в квартал) - в первое воскресение каждого месяца. Маловато. У нас даже в самом маленьком сельском храме она совершается каждый воскресный день и во все большие праздники. В Православной Церкви евхаристия - в центре духовной жизни. Литургия, на которой она совершается, является главным богослужением. Все остальные части суточного богослужебного круга только подготавливают верующих к участию в литургии. Само хлебопреломление (по православному - причащение) понимается чисто символически, как воспоминание Тайной Вечери, как действие «возбуждающее покаянные чувства». Пресвитер объявляет о том, что Господь очищает и прощает грехи. Однако мы знаем из Писания, что полномочия прощать и разрешать грехи Господь дал истинному священству, имеющему апостольское преемство. Тут уместно будет сказать, что только до конца исповеданный грех лишается силы, а иначе при малейших условиях даст о себе знать, станет причиной внутренней борьбы, внесет дисгармонию в духовную и телесную природу человека. Учитель Церкви III века Тертулиан сравнивал не до конца исповеданный грех с недоваренной пищей вызывающей тошноту.

Интересно, что само «чинопоследование» баптистского хлебопреломления по своей структуре напоминает евхаристический канон православной литургии. Баптисты в отличие от адвентистов отмечают те праздники в году, которые в Православной Церкви именуются Господскими, т.е. посвящены Христу. Кроме них есть еще два праздника: Праздник Единства, в память объединительного съезда и Праздник Жатвы, когда подводятся итоги миссионерской деятельности.        

...Посетил «вторую баптистскую церковь» на Варшавском шоссе. Молитвенный дом венчает большой крест латинской формы. Рассматриваю в фойе стенды (на них информации меньше, чем у адвентистов). Мужчина в очках чуть старше меня с улыбкой протягивает руку и просит представиться.

Я: «Александр Сергеевич».

Он: «О-о!»

Я спешу добавить: «Но не Пушкин. А Вы наверно служитель здесь? А Вас как зовут?»

Он: «Старший пресвитер Геннадий Андреевич».

Я, улыбаясь: «Но не Зюганов».

Приглашает меня пройти в свой кабинет. Уточняет, что я из Православной Церкви, интересуется целью прихода и кто направил. Я объяснил, что пришел по благословению духовника и рассказал о сути духовничества в практике Православной Церкви. Обратил внимание на картину «Моление о чаше». 

Геннадий Андреевич интересуется:

«Вы нас считаете заблудшими?»

И далее рассуждает о разности религиозных традиций, о недооценки баптистами православной почвы в России. Рассказал о встрече с Патриархом актива Российского Союза евангельских христиан-баптистов. Предупредил, что в пятнадцать часов начнется молодежное собрание, на котором будет звучать ритмическая музыка. Молитвенный зал небольшой. В конце его - кафедра в стиле модерн из трех крестов. Там же примерно 50 стульев для хора. Обратил внимание, что на полу валялись два стаканчика из под «причастия» с каплями вокруг них - совершенно немыслимая вещь в православном храме. Похоже, что сегодня у них будет хлебопреломление, т.к. в центре зала был стол, покрытый белым покрывалом с вышитыми словами, произнесенными Спасителем на Тайной Вечере: «Сие творите в Мое воспоминание».  На столе два сосуда - один напоминающий наш потир, а другой поднос, в центре которого закреплен крестик - на нем хлеб.

Тема собрания: «Мощнее молитва немощи».

Показали инсценировку на слова какой-то переводной западной песни. Несколько девушек во главе с молодым человеком с помощью длинных белых палок наглядно изображали слова: «Иисус испустил дух», «земля задрожала», «камень отвалился» и т.п. Проповедь произнес молодежный пастор, напоминавший своим видом бывшего пионервожатого. Темой проповеди был стих из послания апостола Павла к римлянам: «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (8 гл. 26 ст.). Энергично и в меру жестикулирует. Владеет вниманием аудитории. Иногда выходит из-за кафедры, некоторые его сентенции, сказанные в слегка шутливом тоне, вызывают негромкий смех. Критикует практику произнесения молитв «заученными словами», сомневается в важности обдумывания слов молитв. Привел пример, как однажды его укачало в автобусе, ему стало плохо и он только вопиял: «Господи помилуй». Это, по его словам, было произнесено из глубочайшего сердечного переживания. Не без шуток прикольного плана, например насчет золотой рыбки. Удачный рыбак в ответ на ее предложение что-то попросить ответил: «для шеи - жирафа, для тела - кролика», еще что-то для чего-то. Рыбка спрашивает: «а квартиру?» Он: «а что можно было попросить и квартиру?» Тут проповедник перебросил мостик к вопросу о содержании наших молитв к Богу - типа, мол, мало просим. Мелочимся что ли? Молились, как мне показалось довольно искренно, в том числе, когда молились про себя. Молитвы были очень краткими. Содержание песен под ритмичную музыку с помощью гитары и саксофона было довольно простецким:

«Господи мы веруем в любовь Твою,

Ты Единый Бог наш вечный,

Ты достоин поклонения,

Ты достоин и чести всей.

Как прекрасен Ты, удивителен,

песни хвалы лишь Тебе пою».

Ноу хау собрания было выступление дуэта молодого полноватого человека с бородкой и небольшого роста в очках человека страдающего церебральным параличом. Дуэт произвел двоякое впечатление: с одной стороны он внес некий оживляж для молодежи, с другой стороны было впечатление, что демонстрируется какой-то эстрадный номер (мой спутник, склонившись к моему уху сказал: «Тарапунька и Штепсель». «Тарапунька», обращаясь к разным молодым людям, спрашивает (все это перед хлебопреломлением):

«Что мы вспоминаем сегодня?»

Прозвучали такие ответы: «Не знаю», «весну», «страдания Иисуса Христа», «первое апреля» (собрание проходило в этот день) и т.д.

Вдруг этот невзрачный болящий проповедник, обращаясь к балкону, восклицает: «Братья по крови, подходите к нам!» «Тарапунька» оказался евреем и этот факт эффектно и аккуратно был использован на благо миссии вторым участником дуэта. Не очень нарочитые подколы на тему отношений славян с евреями были удачно вплетены в продуманную программу выступления дуэта. Самовыявленный еврей по ходу своего выступления «боднул» латинское понимание евхаристии («едят мясо, пьют кровь»). Бородатый участник дуэта несколько сгладил: «Да, есть такое мистическое понимание».

Болящий задел и своих: «В некоторых общинах так проводят вечерю любви, как будто Господь умер - уж слишком печально, а ведь причастие - это прежде всего радость». Далее пошла настройка на приближающееся «причастие» - через краткие молитвы и песнопения.

«Помоги нам не чувствовать себя лишними на празднике, помоги быть едиными с Тобой».

«За Голгофу, за кровь я Тебя благодарю, за воскресение Твое, за победу Твою.

Благодарю Тебя Иисус, просто я благодарю».

После этого ненавязчиво подключился небольшого роста интеллигентный пожилой пресвитер, который объявил: «Вечеря Господня - только для членов церкви, ставших таковыми через водное крещение». И далее: «Когда-то я аспирантом учил французский язык. Слово «аспирант» в переводе означает «стремящийся». Так вот все остальные имеют почетное наименование стремящихся». Затем он пригласил всех крещенных разместиться вокруг «стола благодати» и стал читать отрывок из Евангелия от Луки о Тайной Вечери.

«Помолимся об освящении хлеба-символе Тела» - призвал он молодежь. Сам хлеб представлял собой круглый дрожжевой грузинский лаваш. Как только пожилой наставник произнес слова: «Господь взял хлеб и преломил»,  его молодой коллега стал разламывать лаваш на кусочки и обносить их по кругу. Затем настала очередь принятия вина. Предупредительно было сказано, что его можно испить из чаши или из стаканчика - кому как удобно. Под тихую игру пианино в сочетании со скрипкой собравшиеся вокруг стола стали понемногу принимать вино. Невольно я сравнивал все происходящее с тем как это было утром в нашем храме. Отверзаются Царские Врата и со словами: «Со страхом Божием и верою приступите» торжественно износится чаша из алтаря. От имени всех причастников, находящихся в положении ниц, читается прощение:

«Прости мя Господи, и благослови, вся елика согреших во вся дни живота моего и в сей день....»

Читается очень содержательная и умилительная молитва перед святым причащением, после чего все делают земной поклон. Причастники, скрестив руки на груди, благоговейно подходят к чаше. Непередаваемая атмосфера чрезвычайной важности происходящего. Здесь же, у баптистов, несмотря на явное благоговение и серьезность, трудно было отделаться от ощущения убогости и профанирования. Хочу поподробнее остановиться на понимании новозаветных текстов повествующих об установлении таинства Евхаристии (Причащения). Эти тексты обильно цитировались во время баптистского хлебопреломления.

И вот что поразительно: баптисты, декларирующие верность буквальному пониманию Писания в этом вопросе изменяют себе. Вопреки прямым словам Христа: «Сие есть тело Мое..», «Сия есть Кровь Моя..» они допускают насилие в трактовке смысла этих слов - только как символ. Между тем Господь четырежды, как мы читаем в Евангелия, обращается к этому вопросу, каждый раз углубляя свое объяснение. Церковь Христова с апостольских времен на основании новозаветных свидетельств понимала Тело и Кровь  буквально, а не в переносном смысле. Об этом мы читаем в сочинениях Мужей апостольских, апологетов и отцов Церкви древности. Св. Кирилл Иеросалимский ссылается на первое чудо Христа в Кане Галилейской: как непостижимо для нашего разума чудесное претворение воды в вино, так и то что одновременно во всех храмах на престолах Истинное Тело и Истинная Кровь Спасителя. Восточные Патриархи в своем знаменитом послании 1848 году засвидетельствовали веру Древней Церкви. В этом послании они писали: «Веруем, как в несомненную истину, что хлеб пресуществляется(позднейшие православные богословы предпочитали термин  претворяется - иг. К.) в Тело Христово, которое родилось, крестилось, преобразилось, воскресло и сидит о десную Бога Отца. Вино претворяется, прелагается в Кровь, которая была пролита на Голгофе».

Православная Церковь учит, что в каждой частице Св. Причастия мы принимаем всецело Христа, теснейшим образом соединяемся с Ним.  Причастие всегда Святыня и до его потребления и во время и после - оно всегда остается Телом и Кровью Господа. В Ветхом Завете мы читаем о том, как Моисей окропил народ кровию Завета. Эта кровь имела жертвенное значение, прообразовала Кровь Агнца. Тем более Кровь Спасителя - Агнца Божия имеет жертвенное значение. Еще раз повторим, что если кто-то что-то не уразумевал из слов Христа, понимал их неверно, то Господь еще раз возвращался к этому предмету - так было с евхаристией. Когда он сказал, что Лазарь уснул, то ученики поняли это буквально и говорили: «Значит выздоровеет». Тогда Господь им прямо сказал, что Лазарь умер. Когда он говорил о Хлебе Жизни, сошедшем с небес, Плоти Своей, которую Он даст за жизнь мира, иудеи спорили: как это может быть? Хотя они поняли смысл этих слов, но не хотели верить. Христос, видя эти распри, сказал: «если не будете вкушать Плоти Моей и пить Крови Моей, то жизни в себе иметь не будете. Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день. Плоть Моя есть истинная пища и Кровь Моя есть истинное питие». Иудеи так отреагировали на эти слова Спасителя: «жестокое это слово, кто может ему поверить?» Когда же Он сказал, что Сын Божий будет восходить на небо, то почти все от него отошли. Обращаясь к оставшимся, Христос спрашивает: «Не хотите ли и вы отойти?» Ап. Петр так отреагировал на эти слова Христа: «К кому нам идти - Ты имеешь глаголы вечной жизни». Не уподобляются ли баптисты и вообще все протестанты этим сомневающимся и неверующим слушателям Христа, которые еще говорили: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою и пить Кровь Свою?» А как же тайна? А как же верность буквальному пониманию слов Писания? Получается, что если что-то непонятно, то буду это понимать в переносном смысле, символически. Как-то нехорошо получается, непоследовательно и неубедительно... В заключение прозвучали «благодарственные молитвы» в баптистском варианте: «Твоя любовь границ не знает и яркий солнца свет Твой во мне сияет. В Твоем общении отдыхаю, Тебя люблю Господь. Я льну к Тебе мой добрый Бог. Твоим теплом душа согрета, мне хорошо с Тобой. Господь Мой, Ты достоин хвалы, только Ты, только Ты».                                                          

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 6

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

6. Provisor : Re: Москва инославная. Баптисты
2012-11-08 в 11:32

Да не обидятся на меня зде читающие баптисты, но на примере моих друзей, приверженцев данного течения, могу выделить две характеристики, бросающиеся в глаза: лукавство и кощунство. Лукавство проявляется при упоминании в дискуссии Священного писания (легко проводится "выворачивание на изнанку", отбрасывание "непригодных" мест), кощунство - в выставлении напоказ своего "чисто" внутреннего верования с пренебрежением всяких символов: набить щелбанов висящему в машине распятию и т.д. Меня лично баптизм даже как учение человеческое не привлекает - не дотягивает. Т.е. получилась эдакая "морская свинка" - и не морская, и не свинка.
5. Александр Бутов : Re: Москва инославная. Баптисты
2012-10-12 в 18:23

Для интересующихся сравнительным анализом российского баптизма (ЕХБ) и православия будет, думается, полезна брошюра:

Вадим Акентьев - "Операция на сердце" (из баптизма в православие).

Брошюра издана в Москве, Приходом храма Святаго Духа сошествия в 2007 году.
Настоятель храма - игумен Сергий (Рыбко).

Мне стали отчасти (но только отчасти!) понятны МОТИВЫ написания о. Кириллом (Сахаровым) этой статьи, когда я, заново полистав эту брошюру, натолкнулся на размещенный в ней отзыв (на неё) пресвитера Церкви ЕХБ, в частности, на следующий абзац:

"В книге видна открытость автора, готовность на диалог с протестантами по догматическим вопросам. Я считаю, что сегодня евангельским христианам-баптистам важно не идеть сложа руки, а быть готовыми к данному диалогу с Православной Церковью, при условии взаимного принятия и объективной оценки".

Еще подумалось, с грустью: позвонить что ли знакомому моему баптисту Антону, порадовать его?
4. М.Яблоков : Re: Москва инославная. Баптисты
2012-10-12 в 17:30

Хотя неканонические книги не признаются богооткровенными, а являются произведениями человеческого разума, но просвещенного духом Божиим и они назидательны.


Это все условно. Тем более, что Кумран доказал ошибочность еврейского канона Св.Писания. Не только вся Библия богодухновенна( а не только т.н. канонические книги, как говорят протестанты), но и вся история Христовой Церкви. "Исследуйте Писания... они свидетельствуют о Мне." (Ин.5,39).
3. М.Яблоков : Re: Москва инославная. Баптисты
2012-10-12 в 16:59

позднейшие православные богословы предпочитали термин претворяется - иг. К.


Или не православные...
2. Эраст Давыдов : Ответ на 1., Т.В.:
2012-10-12 в 16:37

Статья - соблазн для не укрепившихся в вере посетить «вторую баптистскую церковь» и не только.


Да церквей то много, а правоверие - одно. Что ж теперь, и про древневосточнык церкви, и про протестантов статьи не писать? - круто будет, однако.
1. _Ольга_ : Re: Москва инославная. Баптисты
2012-10-12 в 14:44

Статья - соблазн для не укрепившихся в вере посетить «вторую баптистскую церковь» и не только.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме