«Церковь называется единою, святою, соборною (кафолическою и вселенскою) и апостольскою; потому что она едина и свята, потому что она принадлежит всему миру, а не какой-нибудь местности, потому что ею святятся все человечество и вся земля, а не один какой-нибудь народ или одна страна; потому что сущность ее состоит в согласии и в единстве духа и жизни всех ее членов, по всей земле признающих ее; потому, наконец, что в Писании и учении апостольском содержится вся полнота ее веры, ее упований и ее любви.Из сего следует, что когда называется какое-нибудь общество христианское Церковью местною, как-то: греческою, российскою или сирийскою, такое название значит только собрание членов Церкви, живущих в такой-то стране (Греции, России, Сирии и т. д.), и не содержит в себе предположения, будто бы одна община христиан могла выразить учение церковное или дать учению церковному догматическое толкование без согласия других общин; еще менее предполагается, чтобы какая-нибудь община или пастырь ее могли предписывать свое толкование другим. Благодать веры неотдельна от святости жизни, и ни одна община, и ни один пастырь не могут быть признанными за хранителей всей веры, как ни один пастырь, ни одна община не могут считаться представителями всей святости церковной». (А.С.Хомяков «Церковь одна»)
Таково Священное Предание о Единстве Церкви, блестяще сформулированное великим русским философом и богословом в середине позапрошлого столетия. С А.С. Хомяковым в данном вопросе согласен и Великий Всероссийский Старец Преподобный Амвросий Оптинский, заповедавший русским православным людям не отступать от единства с «Греческими» Восточными Церквами. Во времена «болгарской схизмы» другой великий русский православный философ, Константин Николаевич Леонтьев, поддержал Константинопольский Собор 1872 года, осудивший ересь «филетизма», несмотря на отсутствие официальной поддержки решений Константинопольского Собора Священным Синодом Греко-Российской Православной Церкви.
«По воле Божией св. Церковь, после отпадения многих расколов и римского патриаршества сохранилась в епархиях и в патриаршествах греческих, и только те общины могут признавать себя вполне христианскими, которые сохраняют единство с восточными патриаршествами или вступают в сие единство. Ибо один Бог, и одна Церковь, и нет в ней ни раздора, ни разногласия.» (А.С.Хомяков. «Церковь одна»)
Русские Православные Государи осознавали себя преемниками Благоверных Византийских Василевсов в деле защиты Святого Православия не только в своей Державе, но и на всём Православном Востоке.
Святая Православная Церковь Едина, ибо принцип Единства лежит в основе Ея земного бытия, которое («Церковь Воинствующая») является образом Ея Небесного Первообраза - «Царство Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9: 1)
«Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, именуется также Православной Церковью, ибо в течение двух тысяч лет содержит неповреждёнными Святое Предание и Святые Таинства, в качестве необходимого условия нашего спасения. На протяжении всего этого времени многие расколы и ереси, подобно бурям и штормам сотрясали Церковный Корабль, однако спасительная миссия Церкви никогда не прекращалась, ибо «врата адова не одолеют Ей»! (Мф. 16: 18).
Первыми, после Палестины и Заиорданья, областями распространения Апостольской Проповеди стали Египет с Ливией, Ливан, Сирия с Месопотамией и Малой Азией, а также Греция с островами. Именно эта область, именуемая Восточным Средиземноморьем, географически примыкающая к Палестине стала тем местом, где были основаны Апостолами древнейшие епископские кафедры, наиболее значительные из которых, впоследствии стали первенствующими среди других и получили наименование Восточных Патриархатов - Александрийский (основанный Апостолом и Евангелистом Марком), Антиохийский (основанный, также как и Римская Церковь, Апостолами Петром и Павлом), и, разумеется, Иерусалимская Церковь, Мать всех Церквей, днём рождения Которой является Святая Пятидесятница.
Рим был столицей Империи, а также единственной Апостольской кафедрой на Западе, в связи, с чем Римские Папы являлись Патриархами Запада. С принятием Христианства Святым Равноапостольным Константином Великим и переносом столицы Империи на Восток, в Царьград, связано возвышение Константинопольского Патриарха, получившего достоинство после Римского: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим» (Правило 3 Второго Вселенского Собора).
Святители, преемники Святых Апостолов на вышеперечисленных кафедрах, стремились прежде всего «блюсти единение Духа в союзе мира» ((Еф. 4: 3), стремясь исполнить заповедь Самого Господа: «иже аще хощет в вас вящий быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб: Якоже Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити, и дати душу свою избавление за многих» (Мф. 20: 26-28)!» («О Единстве Церкви, «христианском единстве» и Унии»)
«...Он изобрел ереси и расколы, чтобы ниспровергнуть веру, извратить истину, расторгнуть единство. Кого ослеплением не может удержать на ветхом пути, того сводит в заблуждение и обольщает путем новым. Восхищает людей из самой Церкви и, когда они видимо приближались уже к свету и избавлялись от ночи века сего, снова распростирает над ними, не ведомо им, новый мрак, так что они, не придерживаясь Евангелия и не сохраняя закона, называют, однако же, себя христианами и, блуждая во тьме, думают, будто ходят во свете. Таковы льстивые козни врага, который, по слову апостола, принимает вид Ангела света (2 Кор. 11: 14) и своим служителям дает вид служителей правды; между тем как они возвещают ночь вместо дня, погибель вместо спасения, отчаяние под покровом надежды, вероломство под предлогом веры, антихриста под именем Христа и, прикрывая ложь правдоподобием, тонкой хитростью уничтожают истину...» (Св. Киприан Карфагенский «Книга о единстве Церкви»)
«Антихрист под именем Христа» и является духовной целью глобалистов, и, тесно связанных с ними, приверженцев религиозного синкретизма. Данное синкретическое «лжеединство» противополагается Единству Святой Соборной и Апостольской Церкви, чада которой, якобы, поклоняются тому же самому «богу», коему поклоняются еретики, иудеи и мусульмане!
Достойным ответом таковым может послужить только богословская максима Святого Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не Мать тому Бог не Отец».
(Св.Киприан Карфагенский «Книга о единстве Церкви»): «Можно ли думать тому, кто не придерживается этого единства Церкви, что он хранит веру? Можно ли надеяться тому, кто противится и поступает наперекор Церкви, что он находится в Церкви, когда блаженный апостол Павел, рассуждая о том же предмете и показывая таинство единства, говорит: одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог (Еф. 4: 4-6)? Сие-то единство надлежит крепко поддерживать и отстаивать нам, особенно епископам, которые председательствуют в Церкви, дабы показать, что и самое епископство одно и нераздельно. Пусть никто не обманывает братства ложью! Пусть никто не подрывает истины веры вероломной изменой! Епископство одно, и каждый из епископов целостно в нем участвует. Так же и Церковь одна, хотя, с приращением плодородия, расширяясь, дробится на множество. Ведь и у солнца много лучей, но свет один; много ветвей на дереве, но ствол один, крепко держащийся на корне; много ручьев истекает из одного источника, но хотя разлив, происходящий от обилия вод, и представляет многочисленность, однако при самом истоке все же сохраняется единство. Отдели солнечный луч от его начала - единство не допустит существовать отдельному свету; отломи ветвь от дерева - отломленная потеряет способность расти; разобщи ручей с его источником - разобщенный иссякнет.
Равным образом Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет лучи свои; но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается неразделенным. По всей земле она распростирает ветви свои, обремененные плодами; обильные потоки ее текут на далекое пространство - при всем том глава остается одна, одно начало, одна мать, богатая изобилием плодотворения».
«Целиком следуя экклесиологической традиции свв. Игнатия и Иринея, он видит в каждой местной церкви единую и единственную кафолическую Церковь во всей ее полноте: местная церковь - не частица, не кусочек Церкви, а вся Церковь». (Протопресвитер Иоанн Мейендорф о Святом Киприане Карфагенском).
Мы бы заметили, что речь идёт о диалектике целого и частей, из которой, как некоей «точки отсчёта», становится возможным определение таких ключевых понятий православной экклезиологии, как «раскол» и «ересь», ибо, и в том и другом случае, речь идёт о «части», которая противопоставляет себя «Целому», то есть экклезиологической πλήρωμα (греч. Полнота) Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Таким образом, она сама прекращает своё существование в качестве «части Целого»!
«Теория ветвей», на которой спекулируют синкретисты, возможна только в контексте органической метафоры Святого Апостола Павла («Церковь есть Тело Христово»), о чём идёт речь и в дискурсе 11 Главы «Послания к Римлянам»
«Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, [то] [вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: `ветви отломились, чтобы мне привиться'. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя?!».
Апостол Языков, Божественный Павел, таким образом, желал предупредить тех, которые отложатся от Нового Израиля, Который и есть Единая Церковь Христова, что таковых неизбежно постигнет судьба Ветхого, ибо еретики и раскольники, упорствующие в своём заблуждение, неизбежно примут часть с Иудой Искариотом и отпавшими иудеями на Страшном Суде:
«Это таинство единства, этот союз неразрывного согласия обозначается в сказании евангельском о хитоне Господа Иисуса Христа. Хитон не был разделен и разодран, но достался целостно одному, кому выпал по жребию, и поступил в обладание неиспорченным и неразделенным. Божественное Писание говорит о том следующее: хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет (Ин. 19, 23-24). Он имел единство свыше, происходящее с неба от Отца, и потому не мог быть разодран теми, кто получил его в обладание; но целостно, раз навсегда, удержал крепкую и неразделимую связь свою. Поэтому не может обладать одеждой Христовой, кто раздирает Церковь Христову». (Св.Киприан Карфагенский «Книга о единстве Церкви.»)
Строго говоря, попытки разорвать Хитон Христов, всегда имели результатом отпадение от Единой Святой Апостольской Церкви тех лиц или сообществ, которые пытались этот сделать:
«Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла» (Пс. 117: 22).
«Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Лк. 20: 17-18).
Утешитель, Дух Истины, наставляющий нас «на всяку истину», Сошедший на Апостолов в День Святой Пятидесятницы, преемственно дан всему сонму Епископов Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, а не только отдельным Предстоятелям Поместных Православных Церквей - Первоиерархам!
«Единая Святая и Апостольская Церковь именуется также Соборною, ибо власть священнодействия (а также власть «вязать и решить») передана Господом Иисусом Христом посредством Святаго Духа всему сонму апостольскому, а, следовательно, преемственно, через Святых Апостолов, всему епископату Вселенской Церкви. Ни Святое Писание, ни Священное Предание не дают никаких законных оснований для возвышения Предстоятеля какой-либо Поместной Церкви в ущерб законным правам остальных, ибо часть никогда не может быть больше целого, даже если это и большая часть». («О Единстве Церкви, «христианском единстве» и Унии»)
В Литургическом Предании данное обстоятельство отражено в обычае участия нескольких Епископов в рукоположении нового Епископа, а также - возложения Святого Евангелия, а не десницы на главу рукополагаемого...
Посему, главными критерями принадлежности Епископа к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви являются как апостольское преемство, так и верность епископа Апостольскому Преданию, то есть не только каноническое послушание Епископа своему Первоиерарху (либо Собору или Синоду), но и наличие Православного Исповедания у самого Первоиерарха, о чём свидетельствует наличие имени данного Первоиерарха в Диптихе (списке) Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Но « синоды» и « иерархи», так называемых «параллельных юрисдикции», отсутствующих в Диптих'е Единой Святой и Апостольской Церкви, не имеющих литургического общения с Вселенской Церковью, которую они презрительно именуют World Orthodoxy (Мировое Православие), de facto отрицают православную экклезиологию.
Другими словами, в еретических и раскольнических сообществах , по причине повреждения православного исповедания иерархов данного сообщества, Благодать Апостольского Преемства не может действовать. Обратное утверждение содержало бы элемент внешнего насилия или некоего магизма, несогласный с Православным Исповеданием Веры. Подтверждением данного факта является святоотеческий запрет Отцов Вселенских Соборов не только совместного священнодействия, но даже совместной молитвы с еретиками и раскольниками.
«Итак, Господь распространил Свою Святую Церковь через Святых Апостолов и Святителей, их учеников и преемников, дал Ей Духом Святым определённую структуру и организацию, однако Враг посеял плевелы расколов и ересей. Вселенские Соборы явились самым совершенным органом Духа Христова в борьбе за церковное единство: «изволися Духу Святому и нам...» - так всегда начинались определения Соборов. Вселенские Соборы решали вопросы об осуждении различных ересей и расколов (ересью именуется отделение от Церкви по догматическим причинам (лжеумствования), а расколом - по каноническим (гордыня, непослушание священноначалию).
Святой Апостол Павел также именует Церковь Телом Христовым, то есть состоять в церковном общении - означает причащаться из единой Чаши: «Чаша благословения, юже благословляем, не общение ли Крове Христовы есть; Хлеб, егоже ломим, не общение ли Тела Христова есть; Яко един Хлеб, едино Тело есмы мнози: вси от Единого Хлеба причащаемся» (1 Кор. 10: 17). Само же слово «причастие» как в греческом, так и в латинском означает «общение», «соединение». Анафемой называется отвержение от церковного общения до Страшного Суда Христова, призыв любящей Матери-Церкви к возвращению через покаяние и отречение от ереси либо раскола». («О Единстве Церкви, «христианском единстве» и Унии»)
Мы сознательно как бы уравниваем тут раскол с ересью , ибо любая ересь неизбежно содержит элементы «раскола», приводит своих последователей и их адептов к актуальному расколу-отпадению от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, факт которого (отпадения) , как правило, находит своё отражение в соответствующей «анафеме» Собора. Расколы же, к примеру, современные , которые основаны на этнофилетизме, также имеют тенденцию к принятию в различных духовных заблуждений и коснению в них, по причине прекращения действия Благодати в сообществах, самочинно отделившихся от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
В этой связи, вспоминается «второе начало термодинамики»: «В замкнутых системах энтропия не убывает».
Вселенские Соборы были эффективным средством решения насущных проблем Святой Церкви--догматических, экклезиологических (борьба с расколами и ересями), канонических, календарных, этических и социальных:
«Вселенские Соборы явились самым совершенным органом Духа Христова в борьбе за церковное единство: «изволися Духу Святому и нам...» - так всегда начинались определения Соборов. Вселенские Соборы решали вопросы об осуждении различных ересей и расколов (ересью именуется отделение от Церкви по догматическим причинам (лжеумствования), а расколом - по каноническим (гордыня, непослушание священноначалию)». («О Единстве Церкви, «христианском единстве» и Унии»)
Решения и Постановления (например, Символ Веры или Халкидонский Орос) Вселенских Соборов и являются «точкой отсчёта» или «парадигмой» в решении экклезиологических проблем, в определении объёма понятий «раскола» и «ереси» в Богословии Святого Предания Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Данная экклезиологическая концепция и легла в основу православной экклезиологии, подробно разработанной Отцами Вселенских Соборов и, нашедшей отражение в Своде Решений и Правил Святых Соборов. Любая иная «экклезиология», построенная на «ином основании» является «ревизионизмом» Святого Предания по своей сути.
Мы вправе именовать подобную «экклезиологию» еретичествующей, но не вправе именовать «еретиками» иерархов, публично её исповедующих, если они состоят в литургическом общении со Вселенской Церковью...
Верующий православно христианин убеждён в том, что православное христианство и есть единственно-истинная Вера на Земле, поскольку мы покланяемся Святей «Троице, Единосущной и Нераздельней» (Чин Святого Крещения), Которая и является для всякого Единым Истинным Богом:
«Един Господь, едина Вера, едино Крещение» (Еф. 4: 5), - глаголет Святой Апостол Языков.
Православная Вера принципиально антисинкретична, в этом её экзистенциальное отличие от других религий и современных «христианских деноминаций», искажающих православные догматы.
Общеизвестны, ибо многочисленны, сохранившиеся в «мученических актах» римского судопроизводства отказ Святых Мучеников от приношения жертвы идолам, который и служил причиной для казни мучеников.
Римские Апологеты вели борьбу за внешний социальный и юридический статус первохристианских общин в Империи, причём их смирение доходило до необходимости принять мученическую кончину за Христа Господа как убедительное свидетельство об искренности и силе нашей Веры, по слову Откровения Святого Апостола Иоанна:
«Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни» (Откр. 2: 10)!
Ставрофорон Экономос (протоиерей) Димитрий Назаров, настоятель прихода Святителя Зенона Веронского и Преподобного Иова Почаевского в Реджио-Эмилия, духовник митрополии Италии и Мальты (Вселенский Патриархат), специально для «Русской народной линии» (перепечатка без согласования с автором и редакцией недопустима)
82. Ответ на 67., Протоиерей Димитрий Назаров:
81. Протоирею Димтрию Назарову.
80. Ответ на 78., Писарь:
79. Ответ на 78., Писарь:
78. Протоирею Димтрию Назарову." Соборность".
77. Ответ на 68., Протоиерей Димитрий Назаров:
76. Ответ на 73., Писарь:
75. Ответ на 70., М.Яблоков:
74. Ответ на 71., Писарь:
73. 68.Протоирею Димитрию Назарову.