«Кто Бог велий яко Бог наш,
Ты еси Бог, творяй чудеса!»
Великий Прокимен
Какому Богу поклоняются христиане? Казалось бы, простой вопрос - в самом имени «христиане» уже есть ответ: Христу Господу! Да, это так, мы исповедуем Единого Господа Иисуса Христа, ...«Сшедшего с Небес, и Воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и Вочеловечшася,» то есть - Бога, Ставшего Человеком, Богочеловека, во Едином Лице и двух природах - Божественной и человеческой, Который «во всем подобен нам, кроме греха.»
Православные христиане поклоняется Господу в Духе и Истине, во Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, Единственном Месте, заповеданном Господом.
Мы верим и в Святого Духа, через десять дней по Вознесении Господнем, Сошедшего в День Святой Пятидесятницы на Апостолов, Учеников Богочеловека в Сионской Горнице.
День Святой Пятидесятницы традиционно считается и Днем Рождения Церкви. Сам Богочеловек , давший Апостолам обетование о Сошествии Святого Духа, говорил о том, что умолит Отца об этом, Отец пошлёт Духа, что Сам Он Восходит ко Отцу. Себя же Он называл Сын Человеческий, ибо Он, воистину,
Вочеловечился, стал Богочеловеком.
Отец, Сын, Дух, Богочеловек, Церковь... Как можно все связи между ними систематизировать? Кому же мы поклоняемся?
В Чине Крещения сказано:
«Поклоняюся Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельней...».
Значит, наш Бог - Пресвятая Троица, мы поклоняемся Ей!
Не Allah, не Yahveh, не Buddah, но Святей Троице. Причём Троица - это и есть Единый Бог, Троица есть Единица и Единица и есть Троица: Божественная Природа Едина, а Лиц - Трое ...
Из Божественного Откровения о природе Пресвятой Троицы нам известно только то, что Отец предвечно Рождает Сына, а Святой Дух Исходит от Отца.
Бог-Отец Рождает Бога-Сына, Дух Святый, Господь Животворящий, Исходит от Отца. Притом, что
«Бога никто же виде нигде же: Единородный Сын, Сый в Лоне Отчи, Той исповеда...»( Ин, 1-18).
Все Богоявления Ветхого Завета относятся ко Второму Лицу Пресвятой Троице - Божественному Логосу. Богочеловек - Сын Божий Воплотился и жил на земле с человеками :
«Сей Бог наш на земли явися и с человеки поживе...» (Вар. 3, 36, 38),
совершив Дело нашего Спасения, которое мы называем Домостроительством. Исполнив Закон Честным и Животворящим Крестом и Славным Тридневным Воскресением Своим, заключил с верными Новый Завет в Своей Крови:
«Елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже придет». (1 Кор 3, 23-27) .
После Своего Славного Воскресения, Богочеловек еще сорок дней пребывал с Учениками Своими, научая их «на всяку Истину», передал им Свое Учение, которые Святая Церковь называет своим Преданием.
Один из современных несторианствующих хулителей Святого Предания пишет:
«Так во Христе, в период Его земной жизни, кто-то видел простого плотника из Назарета, бродячего проповедника - а кто-то Мессию, Спасителя, Сына Божия. И даже самым близким ко Христу людям, Его ученикам, было невозможно представить (даже и какое-то время по воскресении, пока в день Пятидесятницы сошедший Дух Святой не открыл им всего в полноте) - как же это: если Он - Сын Божий, то как мог умереть на кресте? А если просто очень хороший, но человек - как мог воскреснуть?... Этим недоумением учеников полны эпизоды Евангелия, и оно сродни нашему недоумению, относящемуся к современной Церкви...».
Своё практическое неверие еретичествующий «пастырь» приписывает Святым Ученикам, публично демонстрирует свое глубинное непонимание духовной природы Святой Церкви, приписывая Богочеловеческому Организму свойства падшей природы!
Цель этих лукавнующих, подобно латинянам, включить в свою «Церковь» всех-- верующих, неверующих, еретиков, зловерных: налицо религиозный индифферентизм , восходящий типологически к «апокатастасису» ересиарха Оригена и его средневековых и современных последователей...
Но такова ли, действительно, Святая Церковь - Невеста Господа, Тело Христово?! Спасает ли Господь кого-нибудь насильно, против воли, без Истинной Веры, пренебрегающих Святыми Таинствами и святыми добродетелями, даже отвергающими их?!
Господь Основал Церковь Свою на Камне--Исповедании Апостола Петра, малом Символе Веры :
«Ты еси Христос, Сын Бога Живаго!» (Мф. 16-16).
На Исповедании Веры, не на грешном человеке, как утверждают латиняне, самочинно изменившие и Никео-Константинопольский Символ Веры.
Церковь изначально составляли именно верующие: Ученики и последователи Христа Господа, которые , подобно Первоверховному Апостолу, не чужды были грехов и искушений. Тем не менее, они следовали за Христом Господом, часто через покаяние, подобно Апостолу Петру, вплоть до мученической кончины и Небесной Славы:
«Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его.» ( Ин 1-12)
Все Ученики последовали до конца, кроме Иуды Искариота, «иже и предаде Его».
А большая часть некогда «избранного народа», наоборот, отвергла Мессию по различным мотивам:
«Во своя прииде, и свои Его не прияша...» (Ин 1-11)
Даже вера в то, что Иисус Христос есть Мессия, также не спасла членов Синедриона, как не спасает она и нынешних «жидовствующих», отвергшихся Святого Предания:
«Невозмóжно бо просвѣщéнныхъ еди́ною и вкуси́вшихъ дáра небéснаго, и причáстниковъ бы́вшихъ Дýха Святáго,
и дóбраго вкуси́вшихъ Бóжiя глагóла и си́лы грядýщаго вѣ́ка,
и отпáдшихъ, пáки обновля́ти въ покая́нiе, вторóе распинáющихъ Сы́на Бóжiя себѣ́ и обличáющихъ.» (Евр. 6,4-8)
Выбор учеников и последователей был сделан ими еще во времена Его земной жизни и Крестной Смерти. Господь же, по неизреченному человеколюбию своему, продлил возможность выбора для всех нас до Конца Времен.
Не как суесловят злоречивые «новые несториане»: «кто-то видел простого плотника... кто-то Мессию, Спасителя, Сына Божьего...»
Прежде совершения нашего Спасения кто мог знать , Кто такой Спаситель, прежде Откровения об Отце и Духе, кто мог понять Кто есть Сын Божий?!
Но выбор в пользу Мессии и следования за Ним, уже был совершен Учениками и последователями Его, совершен Духом Святым, «глаголавшего Пророки».
Равно как и отвержение Мессии, даже при знании о Нём, свидетельствовало об оскудении благодати, отступничестве некогда «избранного народа» ...
Бог-Отец посылает в мир Единородного Сына Своего:
«Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный.». (Ин, 3-16).
Бог-Отец, Живый во Свете Неприступном.
Бог-Отец посылает в мир Духа Святого в День Пятидесятницы, по молитвам и обетованиям Христа Господня.
«Бога никто же виде нигде же: Единородный Сын, Сый в Лоне Отчи, Той исповеда...» ( Ин. 1-18).
Все это Святитель Григорий Палама именует «действиями» («энергиями») Пресвятой Троицы, которые принципиально различаются от Ея Божественной Природы. Энергии действуют в тварном мире, ими держится весь мир.
Весь тварный мир, не исключая мир ангельский, даже ангелов тьмы, которые противятся Воли Божьей.
В первую же очередь, действия Пресвятой Троицы распространяются на Святую Церковь, которая есть
«...рóдъ избрáнъ, цáрское свящéнiе, язы́къ свя́тъ, лю́дiе обновлéнiя, я́ко да добродѣ́тели возвѣститé изъ тмы́ вáсъ призвáвшаго въ чýдный свóй свѣ́тъ:» (1Пет.2:9).
Святую Церковь Святой Апостол Языков именует также Телом Христовым. Господь Иисус Христос является Основателем Церкви, Святые Таинства которой актуализировались действием Пресвятой Троицы в День Святой Пятидесятницы, Праздник которой также называется «Троицей».
Действием Святого Духа евхаристическая община учеников и последователей Христа стала Святой Церковью, призванной Господом к распространению до пределов «ойкумены».
Христом Господом пришел в мир Дух Святой, Господь Животворящий, Который именуется также Утешителем, Ходатаем. Святой Дух созиждет Святую Церковь Христову, посредством Святых Таинств и святых добродетелей:
«Къ немýже приходя́ще, кáмени жи́ву, от человѣ́къ ýбо уничижéну, от Бóга же избрáну, честну,
и сáми я́ко кáменiе жи́во зижди́теся во хрáмъ духóвенъ, святи́телство свято, возноси́ти жéртвы духóвны, благопрiя́тны богови Иисýсъ Христóмъ.
Занé пи́сано éсть въ писáнiи: сé полагáю въ Сióнѣ кáмень краеугóленъ, избрáнъ, чи́стенъ: и вѣ́руяй вóнь не постыди́тся.» ( 1Пет, 2, 4-6)
Святым Духом Святая Церковь, равно как и чада её, возрастает в «меру возраста Христова»:
«И от исполнения Его мы вси прияхом. И благодать возблагодать
Яко закон Моисеом дан бысть, благодать (же) и истина Иисус Христом бысть» (Ин 1-16, 17).
В «едином поле» Святого Предания сотериология плавно переходит в экклезиологию: Спас наш, Новый Адам, спас нас от «греха, Ада и Смерти», которые вошли в мир Грехопадением Ветхого Адама,
«Искупил ны от клятвы законныя, Честною Своею Кровью»
(Тропарь Четвертого Гласа).
Вочеловечением Своим Христос в Самом Себе восстановил человеческое естество в его первозданном достоинстве. А Домостроительством нашего Спасения Вознес его «одесную Отца», тем самым завершив миссию Первого Адама, прерванную его, (Первого Адама), Грехопадением, - привести всю тварь к поклонению своему Творцу: «и будет Бог всяческая во всем»(1Кор 15, 28).
Ибо само Αναστάσης (Воскресение) можно перевести с греческого как «восстановление»: «Адама воздвиг от тли» (Экзапостиларий Пасхи).
Бог Воплотился, дабы человек обожился. Такая возможность до Конца Времен сохраняется для тех, которые вошли в Святую Церковь посредством Таинств Крещения и Миропомазания, соединились со Спасом через Святое Причастие, которое есть Таинство Тела и Крови Господа. Посему и Святая Церковь именуется Святым Апостолом Языков Телом Христовым.
Границы нашего дискурсивного знания об образе соединения Божественного и человеческого в Святой Церкви определены Халкидонским Оросом, ибо Святая Церковь и есть Богочеловеческий Организм, в котором множество отдельных человеческих личностей и народов обретают во Святых Тайнах Единство со своим Творцом и Господом. Во Святой Церкви явно и зримо, до самого Конца Времен действует Благодать Святого Духа Христова, ибо сказано, что
«Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ея».( Мф,16-18).
ибо Сам Господь говорит:
«И се аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь.».
( Мф 28-20)
Таким образом, Святоотеческое Богомыслие подразумевает три уровня соединения по нисходящей, где каждое предыдущее соединение является paradigma для последующего:
1. Единство Лиц Пресвятой Троицы, созерцанием которого «побеждается ненавистная рознь мира сего». (Преп. Сергий Радонежский).
2. Соединение Второго Лица Пресвятой Троицы с человеческой природой в Единой и Единственной Личности Богочеловека Иисуса Христа - Боговоплощение. Истинный Бог и совершённый человек, во всем подобен нам, кроме греха, в Едином Лице Которого соединились Божественная и человеческая природа «неслиянно и неизменно , нераздельно и неразлучно» (Халкидонский Орос).
3. Единство Церкви, в которую входит отнюдь не всё человечество, как учат «новые несториане», но те человеческие личности, которые вошли в Церковь посредством Таинств Крещения и Миропомазания, а также вошли в общение со Христом через Святое Причастие Тела и Крови Господня, ибо Церковь и есть Тело Христово. Святой Апостол описывает это мистическое соединение, возводя наш ум на Небо, используя категории земного соединения - брачного общения между мужчиной и женщиной:
«занé мýжъ главá éсть жены́, я́коже и Христóсъ Главá Цéркве, и Тóй éсть Спаси́тель тѣ́ла:
но я́коже Цéрковь повинýется Христý, тáкожде и жены́ свои́мъ мужéмъ во всéмъ.
Мýжiе, люби́те своя́ жены́, я́коже и Христóсъ возлюби́ Цéрковь, и себé предадé за ню́,
да освяти́тъ ю́, очи́стивъ бáнею вóдною въ глагóлѣ:
да предстáвитъ ю́ себѣ́ слáвну Цéрковь, не имýщу сквéрны, или́ порóка, или́ нѣ́что от таковы́хъ, но да бýдетъ свя́та и непорóчна.
Тáко дóлжни сýть мýжiе люби́ти своя́ жены́, я́ко своя́ тѣлесá: любя́й [бо] свою́ женý, себé самáго лю́битъ.
Никтóже бо когдá свою́ плóть возненави́дѣ, но питáетъ и грѣ́етъ ю́, я́коже и Госпóдь Цéрковь:
занé ýди есмы́ тѣ́ла егó, от плóти егó и от костéй егó.
Сегó рáди остáвитъ человѣ́къ отцá своегó и мáтерь, и прилѣ́пится къ женѣ́ своéй, и бýдета двá въ плóть еди́ну.
Тáйна сiя́ великá éсть: áзъ же глагóлю во Христá и во Цéрковь.»
( Еф, 5, 23-32),
Последний тип соединения является самым слабым, наименее устойчивым, ибо «удобопреклонность» падшей человеческой природы в условиях духовной брани, генерирует грехи, пороки и апостасию, проникающие в земное бытие Церкви, которые делают неизбежной эсхатологическую катастрофу.
«Человеческая природа Христа не несла в себе первородного греха, не была в состоянии духовной смерти, человеческая воля Спасителя устремлена была всецело к добру, человеческий ум Христа не только не помрачен, но обожен. По чистоте и святости человеческая природа Христа подобна природе Адама первозданного, почему Отцы Церкви и именуют Его Новым Адамом».
(Прот. Петр Андриевский. «Какую человеческую природу воспринял наш Спаситель?» «Благодатный Огонь» )
Так обстоит дело с соединением двух природ в Единой Личности Богочеловека.
Совсем не так с теми человеческими личностями, которые составляют Церковь Христову на земле - Церковь Воинствующую: в Таинстве Крещения мы избавляемся от первородного греха, в Таинстве Миропомазания мы получаем Духа для новой жизни во Христе Господа, но всё это - только необходимые условия нашего спасения. Само же спасение надлежит «со страхом и трепетом соделывать» всякому человеку, входящему в Церковь через «Святые Таинства и святые добродетели» (Преп. Иустин Челийский).
Критерий принадлежности к Церкви Торжествующей носит телеологический характер - в Царствии Небесном пребывают и пребудут те, которых Господь, Пресвятая Богородица и Святые Угодники Божьи соблаговолили принять в общение. Из десяти дев - пять мудрых и пять юродивых, юродивые не озаботились вовремя стяжанием Духа Святого, что является целью христианской жизни в Церкви на земле, либо оказались неуспешны в этом...
Традиционным критерием принадлежности к Святой Церкви на земле является евхаристическое общение с Древними Восточными Патриархатами, по этой причине даже Поместная Церковь в Российской Империи именовалась «греко-российской».
Развернутый «тропос» о духовном «браке» между Христом и Церковью позволяет нам развивать аналогии, но «тайна сия велика есть»! Кроме того, в Царствии Небесном «не женятся и не посягают». Земная Церковь уйдет на Небеса , ибо
«Прiи́детъ же дéнь Госпóдень я́ко тáть въ нощи́, въ óньже небесá ýбо съ шýмомъ ми́мо и́дутъ , стихíи же сжигáемы разоря́тся, земля́ же и я́же на нéй дѣлá сгоря́тъ.» ( 1 Пет 3 -10)
Если за наш этический выбор мы должны нести ответственность, то Божье избрание для нашего падшего разума даже непостижимо - мы знаем только то, что открыто нам Господом. Здесь не место говорить о «миссии Церкви», которая, вероятно, будет продолжаться до Конца Времен. Несомненно, что основной миссией Церкви является распространение самой Церкви до границ «ойкумены», то есть - умножение евхаристических общин (приходов), находящихся в общении с одной из Православных Поместных Церквей и умножение верных в этих евхаристических общинах.
Обожение, вероятно, является наиболее мистическим элементом соединения человеческой личности с Богочеловеческим Организмом Святой Церкви. Спасение есть Тайна. Свободный дар спасения подразумевает как вариант и свободу отвержения этого бесценного Божьего Дара. Мы знаем, что Господь, вступая в общение с душами и духами Им сотворенными, может дать им по Благодати Своей все, что имеет Сам по Своей Нетварной Природе. Но из тех, кто отвергает эти Благодатные Дары, те, которые не стяжали Духа Святого при жизни, никто из таковых не может войти в Царствие Небесное. Ибо Он Есть не только Творец и Спаситель мира, но и Грозный и Справедливый Судия его, равно как Судия и Глава Своей Церкви.
5. Ответ на 4., Соболев:
4. Re: Христос - Глава Церкви
3. М.Яблокову
2. О двойном усвоении:
1. Re: Христос - Глава Церкви