Иван Францевич Павловский в своей книге «Полтавцы: Иерархи, государственные и общественные деятели и благотворители» пишет: «Князь Филипп Семенович Жевахов происходит от грузинских князей и, как сказано в послужном списке, «вечно в российском подданстве».
Герб рода Жеваховых
И что там говорить, род Жеваховых, (Джаваховых, Джавахишвили) был не просто знатным, а скорее самым знатным. Своим предком они считали Картлоса - внука Иафета, первого владетеля Кавказа и родоначальника грузин. Его потомок Джавах I, царь Джавахетии, дал имя роду князей Джаваховых.
В 1730 году, близкий к царю Вахтангу, князь Шио Джавахов получил указание обосноваться в России, что он и сделал с большим удовольствием. Грузинский князь стал родоначальником русской ветки грузинской фамилии, дворянином Семеном Джаваховым. В 1738 он принял русское подданство, получив княжеский надел в Кобелякском уезде Полтавской губернии (тогда еще Новроссийской).
Значение этой фамилии в общерусской истории трудно переоценить - чего только стоят сыновья пирятинского помещика Давида Джавахова - Николай Жевахов - монархист, камергер Высочайшего Двора, действительный статский советник, член Русского Собрания, замечательный духовный писатель и его брат Владимир (священномученик Иоасаф) - чиновник особых поручений при Киевском генерал-губернаторе, действительный член императорского Православного Миссионерского общества. Именно Владимир Жевахов на свои личные средства начал раскопки древних иноческих пещер в предместье Киева, знаменитого «Зверинца», где основал скит и церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Сын кобеляцкого дворянина Семена Жевахова - Филипп родился в 1752 году. Второй сын Иван - в 1762-ом. Разумеется, отец - потомственный воин - отдал сыновей на службу, и надо отметить, что те прошли путь настоящих солдат, познав тяготы унтер-офицерства и ответственность крупных командиров.
Филипп начинал свою карьеру в знаменитом Сумском гусарском полку, а после в период становления этого вида легкой кавалерии, успел отслужить еще в Харьковском, Изюмском, Ахтырском и Лейб-Гусарском полках.
Иван Жевахов начинал кадетом в Украинском гусарском полку, а после он пересекался с братом в полках Слобожанщины.
Братья были участниками русско-турецких войн, Филипп отличился во время покорения Крыма, имел орден Св.Анны. Иван стал известным после схватки с черкесами под Кида-Митки, осады Очакова и Бендер.
Офицер Ахтырского полка
Знамя Ахтырского гусарского полка
Филипп в 1788 году он вышел в отставку в ранге секунд-майора, но после вновь отправился в армию и дослужился до бригадира. А Иван дослужился до полковника и должности командира знаменитого Ахтырского гусарского полка. Иван Жевахов участвовал в сражении при Пултуске и под Броками в 1806 году, участвовал в Галицком походе и стал кавалером ордена Св. Георгия «в воздаяние отличного мужества и храбрости, оказанных в сражении против французских войск при м.Броке, где, атаковал неприятельский отряд с такою неустрашимостью, что вместе с неприятельскими передовыми постами ворвался в местечко и сильно поражал там неприятеля, при чем убиты французский генерал Люкресе и адъютант маршала Бертье».
Войну с Наполеоном братья встретили по-разному, но стали ее активными участниками и героями. Старший Филипп, в 1812 году помещик с.Белики Кобелякского уезда Полтавской губернии, принял участие в формировании Полтавского земского ополчения. Опыт и авторитет делают его главной персоной на пост начальника ополчения. Кстати, троюродный брат Филиппа и Ивана - Спиридон Эрастович Жевахов командовал в войне Павлоградским гусарским полком и преуспел на этом поприще.
Полтавское ополчение (как конное, так и земское - крестьянское) собиралось и оснащалось всю осень 1812 года. Земское ополчение создавалось в губернии в основном из крепостных крестьян. Из собранных 16116 человек было сформировано 7 пеших полков, 4 конных, шестисотенная команда для нестроевой службы, батальон для прислуги по госпиталям и артиллерийская команда из 24 орудий.
«Ратники земского ополчения носили серые казачий кафтан и шаровары, а также высокую казачью шапку из черного меха с серой суконной лопастью, свисавшей справа. Вооружены они были саблями, пиками, частью огнестрельным оружием. Рядовые казаки конных полков носили общеказачью форму: темно-синие полукафтан и шаровары. Воротник, обшлага и двойные лампасы - красные. Поясной ремень и лядуночная перевязь - черные. Головной убор - высокая шапка из черного меха с козырьком, медной чешуей на подбородном ремне, коротким черным султаном, белыми этишкетом и репейком. На шапке - медный императорский вензель в лавровом венке. Чепраки уланского типа, темно-синие, с вензелем и обкладкой красного цвета. Кавалеристы вооружены были пиками, саблями, пистолетами или карабинами».
Схема крепости. Новое Замостье
Семен Радт
1 декабря 1812 года ополчение поступило в состав корпуса генерала Семена Лукича Радта, российского военачальника швейцарского происхождения, героя русско-турецких войн.
Первым и основным боевым крещением Полтавского ополчения была блокада крепостей Новое Замостье и Глягау. В дальнейшем, по приказанию Кутузова ополчение было переформировано в полки (4 пехотных и 7 конных), участвовало в локальных операциях заграничного похода.
Боевая доля тогдашнего шефа Серпуховского драгунского (с 1812-уланского) полка Жевахова 2-го, была более живописной. Летние схватки с саксонской кавалерией под Яровым и Кобриным, меняли контратаки у Пинска и Бреста, а также сражение под Задворцами.
Иван Жевахов по донесению генерала А.Тормасова «под Горностаевичами и Кобызой сражался с 10 эскадронами неприятельской кавалерии и прогнал ее, и отбил обозы наших полков, захваченные неприятелем». В декабре 1812 года он командовал конными отрядами из нескольких полков в корпусе генерал-лейтенанта Ф.В.Остен-Сакена.
Лестница на Жевахову гору в Одессе
Именно Жевахов первым ворвался в Люблин, перебив тамошних улан Понятовского. В феврале и марте 1813 года полк Жевахова участвовал в блокаде Модлина и взятии крепости Ченстохов. До окончания кампании его солдаты действовали в Пруссии, Вестфалии и Гессене.
Федор Жевахов
После войны братья мало чем были известны. Генерал-майор Иван Жевахов ушел в отставку по своему прошению «за ранами с мундиром и полным пенсионом». Он жил и умер в Одессе, где вероятно с его именем связан топоним «Жевахова гора».
Филипп Семенович Жевахов некоторое время жил в Кременчуге, а потом поселился в Беликах, где согласно информации И.Ф. Павловского «жил на половинную пенсию, получаемую по чину генерал-майора. В 1817 г. он подал генерал-губернатору кн. Репнину просьбу об исходатайствовании ему пенсии, к чему побудила его материальная нужда. Была ли уважена его просьба, не знаем». По непроверенным данным Федор Жевахов умер в 20-х годах XIX столетия.
Виктор ШЕСТАКОВ
http://www.poltava.pl.ua/project/poltava1812/