На чём ездить будем-2

Итоги Московского автосалона-2012

Новости Москвы 
0
857
Время на чтение 24 минут
9 сентября 2012 года в Москве завершил свою работу проходящий раз в 2 года Московский международный автосалон-2012. Мы решили познакомить Вас с его основными итогами во-первых потому, что тема автомобилей интересует в наше время абсолютно подавляющее число людей (даже моя матушка в свои 79 лет периодически садится за руль, особенно по выходным, когда движение не очень интенсивное и пробок нет, что уж говорить об относительно и безотносительно молодых людях), а во-вторых, автомобильная тема непосредственно связана с темой развития отечественной высокотехнологичной промышленности, которую наши «доброжелатели» уже давно похоронили и даже успели помянуть, причём недобрым словом. В-третьих, народу за эти годы успели намертво вбить в голову мысль, что что-что, а уж автомобилей в России делать никогда не умели, не умеют и НИКОГДА не будут уметь, поэтому не стоит и пытаться, а автомобильные заводы надо побыстрее снести, а все автомобили покупать у более развитых стран. Правда все люди, которые любят к месту и не к месту повторять этот тезис, забывают сказать: на что же мы будем покупать импортные автомобили, если все свои заводы снесём с лица земли? Откуда деньги, Зин? Вот с этим чрезвычайно вредным комплексом неполноценности надо обязательно бороться самым яростным образом. Поэтому данная статья и об этом тоже.

Итак.

Прежде всего надо отметить тот факт, что Московский международный автосалон (ММАС) год от года увеличивает свой статус в качестве именно международного мероприятия, что отражается по присутствию иностранных автопроизводителей и по числу премьерных показов новых автомобилей и концепт-каров. Это отражает тот факт, что Россия, которая несколько лет назад занимала всего лишь 5-ое место по продажам автомобилей среди европейских стран, то сегодня она вплотную подошла к тому, чтобы занять 1-ое место в Европе, обогнав Германию.

Лада-Ларгус 7-ми местная
Лада-Ларгус 7-ми местная

В 2012 году немецкий автомобильный рынок расширится на 8%, до уровня 3,2 млн. машин, а российский - на 15% до 2,8 млн. машин. А уже в 2013 году ожидается, что немецкий и русский автомобильные рынки сравняются, на уровне 3,2 млн. автомобилей.

Эти факты особенно интересны на фоне постоянных разговоров про тотальную нищету населения России, якобы охватившую Россию при Путине. Многие оппозиционно настроенные блоггеры даже не стесняются писать, что в России огромные массы людей голодают и систематически роются в мусорных баках в поисках объедков. Я лично с конца 90-ых ни разу не видел роющихся в мусорных баках людей. Бедные люди в России несомненно ещё есть, хотя их число стремительно сокращается, но голодных нет совершенно точно. И в любом случае, тот факт, что автомобильный рынок России скакнул с уровня 0,85 млн. автомобилей в 1999 году, до уровня 2,8 млн. автомобилей сегодня говорит о быстром росте благосостояния народа, причём именно его широких слоёв, т.к. распределить 2,8 млн. автомобилей только на средний класс уж никак не получится, учитывая, что автомобиль покупается в основном на семью, а также то, что пожилые люди и дети не покупают автомобили, т.к. уже или ещё не могут ими управлять.

Ещё один факт из этого же ряда. Средняя стоимость нового автомобиля на российском рынке составила 27,9 тысячи долларов. Прирост по сравнению с 2011 годом (25,5 тысячи долларов) - более 9%. По мнению маркетологов, главная причина такого роста - изменение структуры рынка в пользу дорогих автомобилей. В целом же «нищие» россияне потратили на покупку только новых машин 37 млрд. долларов, что на 25% больше, чем в 2011 году. Аналитики также отмечают, что за 10 лет стоимость новых иномарок, покупаемых россиянами увеличилась на 62%.

Какие ещё факты надо привести, чтобы опровергнуть ложь «пятой колонны» о тотальной нищете в России? И вообще, как эта ложь вообще уживается с реальностью, в которой за год автомобильный рынок растёт на 15% по числу продаваемых новых машин и на 25% по их стоимости?

Однако вернёмся на автосалон.

Мишка-пикап
  Мишка-пикап

В экспозиции ММАС-2012 можно увидеть 14 мировых (Audi, Bentley, BMW, Citroen, Jaguar, LADA, Land Rover, Mazda, Mercedes-Benz, Nissan, Opel, Skoda, ГАЗ), 18 европейских (BMW, Chevrolet, Hyundai, Infiniti, Kia, Lexus, Lifan, SsangYong, Suzuki,Volkswagen) и порядка 70 российских премьер. 29 концепт-каров представили Audi, BMW, Cadillac, Chevrolet, Ford, Honda, Hyundai, Infiniti, LADA, Mercedes-Benz, Nissan, Opel, Peugeot, Renault, SEAT, SsangYong, Suzuki, Volkswagen и Volvo. Московская выставка проходит всего на месяц раньше Парижского автосалона, и короткий промежуток между этими шоу заставляет производителей делать выбор, где проводить мировую премьеру новинок. Прогресс по сравнению с ММАС-2010 налицо - тогда больших премьер было втрое меньше, чем на ММАС-2012.

Ока
 Ока

1 сентября на ММАС-2012 состоится финиш ежегодного автопробега «Сделано в Тольятти-2012», включающего в себя лучшие разработки тольяттинских автопроизводителей на базе автомобилей ОАО «АВТОВАЗ». Девятый автопробег стартовал 17 августа и проходит по 13 городам центральной России.

На открытых площадках, прилегающих к павильонам МВЦ «Крокус Экспо», пройдут тест-драйвы Fiat, Land Rover, Luxgen, Smart и Volvo.

Также стоит отметить, что в отличие от ММАС-2010, нынешняя выставка не поместилась в одном павильоне 2 комплекса «Крокус Экспо», а распространилась на целых два павильона - такое количество машин было представлено на стендах ММАС-2012.

В общем автосалон удался. Но всё-таки стоит для начала кратко пробежаться по стендам автосалона.

Лада-Гранта
 Лада-Гранта

Прежде всего, следует отметить, что по сравнению с автосалонами начала 2000-ых годов, иностранные автопроизводители стали привозить больше дорогих моделей авто. В этот раз дорогим иномаркам (Мерседес, БМВ, Лексус, Инфинити, Кадиллак, Порше, Бентли, Мазератти и Роллс-Ройс был отдан отдельный павильон №2, а в павильоне №3 выставили автомобили попроще. Надо сказать, что если в начале 2000-ых дорогие иномарки (за редким исключением) производители в Россию вообще не привозили, т.к. считали, что покупательная способность россиян не позволяет им эти машины покупать, а немногочисленный слой т.н. «новых русских» вполне может отовариться по каталогам, то сейчас - не просто привезли, а едва запихнули дорогие машины в целый павильон №2, причём впервые стенды на ММАС открыли фирмы «Мазератти» и «Роллс-Ройс».

Всё это отражает то, о чём мы говорили выше - изменившуюся структуру автомобильного рынка России - россияне предпочитают покупать более дорогие машины.

Но краткую пробежку по ММАС-2012 мы начнём всё же со стендов российских традиционных автопроизводителей, потому, что нам интересен тот прогресс, который переживает отечественный автопром.

Наиболее интересен стенд завода АвтоВАЗ. Дело в том, что на АвтоВАЗе произошла пусть и небольшая, но революция. Я много раз писал в статьях на автомобильную тематику, что главное, что не хватает нашему автопрому - это продвинутый дизайн наших автомобилей!

Причём всё давно уже проверено другими странами. В 60-70-ых годах в Японии выпускались уже вполне современные по технической начинке автомобили, которые вследствие дешевизны стремительно завоёвывали весь мир, но с точки дизайна, японские машины были образцом безликости и уродства. И это продолжалось 30 лет! Только спустя 30 лет до тупорылых японцев дошла мысль, что надо пригласить хороших иностранных дизайнеров.

А где обитают представители классического дизайна? Конечно, в Италии и отчасти в Германии.

Пригласили... И через несколько лет в японском автопроме случился переворот - в серию пошли машины, на которые стало приятно смотреть.

Тоже самое пережил и автопром Южной Кореи: 20 лет их машины были образцом уродства и дурного вкуса, но корейцам потребовалось всего 20 лет, чтобы понять, что дизайнеры из них, как из собачьего хвоста сито. Одумались, пригласили из Италии ателье «Пининфарина» и ситуация начала постепенно исправляться.

Сейчас тот же путь проходит Китай...

А Россия? Увы, чужой опыт нас ничему не научил. Мы, как и корейцы 20 лет, думали-думали, чего в этом супе не хватает... То есть, я хотел сказать, чего в наших машинах не хватает. Но, слава Богу, чуть быстрее, чем японцы, всё-таки поняли - дизайна не хватает!!! Ни турбонаддува, ни задних телекамер, ни двигателей мощностью в 500 лошадей, а элементарного ДИЗАЙНА!!!

Хотя не такой уж он элементарный, если все автомобильные державы на нём спотыкаются...

Новый дизайнер АвтоВАЗа Стивен Мартин
  Новый дизайнер АвтоВАЗа Стивен Мартин

Но всё-таки здравый смысл возобладал и теперь главный дизайнер на АвтоВАЗе - это Стивен Мартин, назначенный на эту должность около года назад. В России имена ведущих автодизайнеров мало кто знает, но на Западе имя Мартина широко известно. Это настоящий мастер. Последние 4 года он работал главным дизайнером «Вольво» (именно благодаря ему, последние модели «Вольво» стали смотреться весьма свежо и изящно), а до этого, Мартин 5 лет трудился на «Мерседес-Бенц», участвовал в создании нынешнего S-класса «Мерседеса» и даже в оформлении «Майбаха», внедорожника ML и многих других машин.

Процесс творчества
 Процесс творчества

Едва обосновавшись в новом статусе, Стивен Мартин заявил, что ВАЗ должен иметь своё лицо, свой стиль. Необходимо уйти от практичного дизайна и начать делать по настоящему эмоциональные автомобили!

Как мы этого ждали! Как нам был нужен яркий и эмоциональный дизайн новых автомобилей!

Но дело уже не ограничилось просто разговорами. На ММАС-2012 Стивен Мартин уже выдал первый концепт-кар в металле, который и составил центральную часть экспозиции АвтоВАЗа. Кроссовер X-Ray показал, каким будет «лицо» и стиль АвтоВАЗа в недалёком будущем. Не знаю, как Вас, уважаемые читатели, а меня - впечатлило! Дизайн на уровне лучших европейских образцов. На такой машине не стыдно прокатиться даже на приём к королеве Великобритании...

Lada X-Ray
 Lada X-Ray

Сейчас у «АвтоВАЗа» есть сразу две студии дизайна. Основная находится в Тольятти - там трудится 26 художников. Кроме того, недавно открылась дизайн-студия в Москве (6 дизайнеров, 6 мат-модельщиков и 2 инженера). И, судя по всему, именно московская студия будет заниматься генерированием новых идей.

Новый дизайн-центр в Москве представляет собой 3 этажа общей площадью 370 квадратных метров: на первом находится презентационный зал, на втором студия трёхмерного моделирования, а на третьем непосредственно комната художников-дизайнеров. Для работы было установлено всё необходимое оборудование: мощные рабочие станции, современные графические планшеты и большая плазменная панель. Студия трёхмерного моделирования, в которой трудятся 6 человек, нужна для того, чтобы переносить замыслы художников в объём, пусть и виртуальный.

Переключатель передач АКПП на Лада-Гранта
 Переключатель передач АКПП на Лада-Гранта

Но самое главное - это люди, способные генерировать новые идеи под руководством маститого мастера. Пока в новой дизайн-студии ВАЗа работает всего 6 художников-дизайнеров. Все они - россияне, хотя в будущем не исключается приглашение сюда и иностранцев.

Курс на эмоциональность облика будет распространён на всю будущую продукцию под маркой «Лада» (кстати, к программе выпуска машин «Рено-Ниссан» на ВАЗе новая студия никакого отношения не имеет - она будет делать дизайн только для бренда «Лада»). В соответствии с планом, в ближайшее время это будут небольшой полноприводный автомобиль и пара компактных моделей - их серийные премьеры запланированы на 2015 год. Впоследствии появятся компактный кроссовер, хэтчбек и универсал в малом сегменте, а также пара моделей гольф-класса.

Мотор ВАЗовского электромобиля
  Мотор ВАЗовского электромобиля

А вообще планы завода предусматривают выход через 5 лет на объём продаж продукции ВАЗ в миллион машин в год, против сегодняшних 600 тысяч, а также в планах довести чистую прибыль завода до уровня 3,6 млрд. рублей против 2,1 млрд. в 2011 году. И посмотрев первую работу Стивена Мартина мне кажется, что завод вполне может решить эту задачу - автомобили с таким лицом не купить невозможно.

Впрочем, внедорожник X-Ray - не единственная премьера АвтоВАЗа. Вы не поверите, но на стенде был представлен первый электрический ВАЗовский автомобиль «El Lada», который уже в ближайшие несколько месяцев появится в продаже. Это 5-местная машина способна развивать скорость 130 км/час и двигаться на одной зарядке 150 км. Мощность двигателя 60 кВт. Батареи «Литий-фосфат-железо» со сроком службы 3000 циклов заряда (при каждодневной подзарядке - это около 8 лет или полмиллиона км пробега) и энергоёмкостью 23 кВт/часа. Время зарядки от бытовой сети 220 В - 8 часов. В настоящее время в Новосибирске заканчивается строительство завода по производству литий-ионных аккумуляторных батарей специально для электромобилей.

Старый и новый ЗИЛы
 Старый и новый ЗИЛы

Здесь необходимо пояснение. Электромобиль - новая продукция для российского авторынка. Не все понимают, в чём его смысл, тем более что стоит эта игрушка около 1 млн. 200 тысяч рублей (правда при массовом производстве цену надеются снизить до 1 млн. или даже до 700 тысяч рублей), что сразу отпугивает потенциального потребителя. Но всё дело в том, что электромобиль является практически безплатным в эксплуатации. Даже если исходить из самого дорогого тарифа на электроэнергию в Москве (4,03 руб. за кВт/час), то в пересчёте на 100 км электромобиль тратит 15,33 кВт/часа, которые стоят около 62 рублей, что соответствует менее чем 2,16 литрам бензина.

Зарядная станция Револьта
Зарядная станция Револьта
Но это при максимальном тарифе на электроэнергию. А при установке 3-тарифного счётчика, который широко распространён в Москве, с 23 часов до 7 часов утра электроэнергия стоит 0,71 руб. за кВт/час. В этом случае в ночное время зарядка автомобиля обойдётся всего в 11 рублей, что соответствует 0,38 литрам бензина.

Кстати, российская компания «Револьта» уже организовала разработку и изготовление зарядных станций, первые из которых уже стали устанавливаться в Москве на автозаправках и общественных паркингах. В настоящий момент в Москве уже установлены 40 зарядных станций «Револьта» различных типов, в том числе комплексы экспресс-зарядки. Вполне высокотехнологичный бизнес.

Также надо иметь в виду, что электромобиль вообще не тратит электроэнергию в пробках и в этом смысле - идеален для больших городов.

Первый российский электромобиль El Lada
  Первый российский электромобиль El Lada

Правда, электромобиль имеет и явные недостатки. В частности, непонятно, как он будет отапливаться зимой - если тратить на это электроэнергию, то пробег может сократится в несколько раз. Также непонятно, как такая машина будет справляться с сугробами и наледью на дороге, как поведёт себя батарея при низких температурах. Однако у нас вполне достаточно людей, которые зимой либо не ездят вообще, либо ездят очень мало. Тогда этот автомобиль для них.

Во всяком случае, я лично не ожидал такого быстрого появления ВАЗовского электромобиля, причём полностью сделанного в России.

Среди других новинок представленных на стенде ВАЗ были уже ранее анонсированные машины «Лада-Ларгус» и «Лада-Гранта». Эти машины впервые получили 5 главных опции, отсутствие которых радикально отличали русские машины от иномарок: АБС, подушки безопасности, автоматическую коробку передач, кондиционер и наличие дизельного двигателя. «Лада-Гранта» с АКПП уже поступила в продажу. А «Лада-Ларгус» ещё и выпускается в 7-местном варианте, также впервые в отечественной практике. До сих пор в России 7-местных седанов не было в природе.

Таким образом, при поддержке консорциума «Рено-Ниссан» ВАЗ одним скачком перепрыгнул пропасть, которая до сих пор отделяла иномарки от отечественных машин и которая приводилась в качестве главного аргумента, из-за которого потребитель принимал решение взять иномарку.

Мне представляется, что это событие является безусловно этапным в развитие отечественного автопрома и его надо было отметить.

Газель Некст
  Газель Некст

Зайдя на стенд Горьковского автозавода (Группа ГАЗ) можно было увидеть общеевропейскую премьеру «Газели-Некст» в нескольких вариантах - грузовик, бизнес-салон, фургон и автобус. Грузоподъёмность нового семейства «Газелей» увеличилась до 3,5 тонн, в качестве двигателя используется дизель с турбонаддувом, объёмом 2,8 литра с крутящим моментом 270 Н*м.

В чём смысл появления нового семейства «Газелей». В первую очередь в том, что в Москве и ряде других городов началось вытеснение традиционных микроавтобусов «Газель» из сферы маршрутных такси, т.к. стандартная «Газель» вмещает 10-12 пассажиров (разные модификации), а современные западные микроавтобусы подобные «Спринтеру» и аналогичным  вмещают 17 пассажиров, что и становится решающим фактором при покупке машины транспортными компаниями (больше пассажиров - больше прибыль с каждой поездки). И вот теперь микроавтобус «Газель-Некст» получил вместимость 19 пассажиров, что позволяет сделать его более популярным, чем микроавтобусы «Спринтер» и другие подобные. Кроме того, новый автобус - высокий и позволяет не пригибаясь перемещаться по салону во время движения. Появление этого автобуса резко усиливает позиции «Группы ГАЗ» на широко развившемся рынке маршрутных такси не только в России, но и в республиках СНГ, где этот транспорт кое-где стал вообще единственным общественным транспортом.

Точно также в секторе грузовых перевозок «Газель-Некст» перекрывает нишу, образовавшуюся между 1,5-тонными машинами и машинами грузоподъёмностью 6 тонн, опять же вытесняя из него огромный пласт иностранных лёгких грузовиков, которые сейчас прочно обосновались в этой нише.

Вообще, работа на «ГАЗе», как и на «ВАЗе» показывает, что современные менеджеры автостроительных компаний внимательно следят за всеми тенденциями и коммерческими потребностями рынка автомобилей и стали молниеносно реагировать на появление неудовлетворённого спроса. Всего несколько лет назад об этом невозможно было даже мечтать. Автопром тогда работал по совдеповскому принципу - бери что дают и радуйся, что досталось!

УАЗ-пикап
 УАЗ-пикап

Стенд Ульяновского автозавода в этот раз не порадовал разнообразием: всё те же УАЗ-Патриот и созданные на его базе пикап (5-местная кабина и закрывающаяся сверху крышкой грузовая платформа) и фургон. На выбор предлагаются два двигателя: бензиновый ЗМЗ-40905 мощностью 128 л.с. и с крутящим моментом 210 Н*м и дизельный ЗМЗ-51432 мощностью 113 л.с. с крутящим моментом 270 Н*м. Все варианты полноприводные с подключаемым передним мостом и раздаточной коробкой. В общем, достойная получилась машина, но обидно, что за истекшие с прошлого ММАС 2 года ничего нового кроме фургона УАЗ не сделал.

По непонятной причине на ММАС-2012 не был представлен ни прохоровский «Ё-мобиль» (хотя уже известно, что начало серийного производства задерживается - подвели американские поставщики комплектующих, но ведь в самые ближайшие дни фирма собирается начать тест-драйвы «Ё-мобилей» для тех, кто отметился на сайте, как потенциальный заказчик машины. Непонятно, почему эти тест-драйвы было не провести на ММАС-2012), ни готовящийся к серийному производству на ЗИЛе «Мишка» (планировалось выпустить первую партию машин уже в октябре 2012 года в варианте «Хэтчбек» и «Пикап»).

Также на ММАС-2012 было бы логично увидеть хотя бы макет готовящегося к производству нового правительственного ЗИЛа, решение о производстве которого давно принято. Дело в том, что передвижение руководителей нашего государство на иномарках, пусть и весьма достойных, представляет определённое унижение для отечественного автопрома, а для людей - это сигнал покупать иномарки, а не отечественные машины. Люди рассуждают, что если уж Президент ездит на иномарках, то почему мы не можем себе это позволить. некоторые так прямо и говорят: пусть сначала Президент пересядет на отечественную машину, а потом, я подумаю, менять ли мне импортный автомобиль на отечественный. И хотя понятно, что всё это лишь отговорка, но появление правительственного ЗИЛа в любом случае лишит людей этого аргумента.

Вездеход Шаман
  Вездеход Шаман

Зато в 15 зале был показан новый плавающий 8-колёсный вездеход «Шаман» на шинах низкого давления с приводом на все колёса и все колёса машины являются управляемыми с принудительно блокируемыми диференциалами. Машина вмещает 11 человек и развивает скорость 80 км/час на земле и до 7 км/час по воде. Машина обладает уникальной проходимостью. Может преодолевать подъёмы до 45 градусов и боковые склоны до 47 градусов без переворота. Машина привлекала повышенное внимание как посетителей, так и прессы.

Теперь пробежимся кратко по стендам иностранных фирм.

Концепт-кар Acura NSX
  Концепт-кар Acura NSX

Среди мировых премьер на стендах блистали Audi R8 Coupe и Audi R8 Spyder, BMW Z4, Bentley Continental GT Speed. Среди концепт-каров (а их, напомним было целых 29) выделялись Acura NSX, Cadillac Ciel (кабриолет), Chevrolet Stingray, Ford Evos. Машины действительно отличающиеся чрезвычайно яркими дизайнерскими и техническими решениями, нафаршированные последними достижениями техники, мощнейшими двигателями и т.п. Однако по сути своей все эти машины для богатых и очень богатых и в основном рассчитаны на демонстрацию престижа и богатства хозяина. Мне даже непонятно, где на таких машинах по России можно ездить?

Концепт-кар Acura NSX
  Концепт-кар Acura NSX
Ни дорог, рассчитанных на эту технику, ни специальных трасс, где можно реализовать их возможности по достижению максимальных скоростей на уровне 280-350 км/час у нас нет. Для повседневной езды в плотном московском или питерском потоке машин они совершенно не приспособлены. В общем - решительно непрактично... даже если есть деньги, чтобы всё это великолепие купить.

Концепткар Cadillac Ciel
Концепткар Cadillac Ciel

Лучшим автомобилем представительского класса журналистами и экспертами был практически единогласно признан - Rolls-Royce Ghost. В общем-то такие автомобили тоже нужны, для руководителей крупных корпораций, очень крупных государственных деятелей. Но обычных посетителей выставки такие машины только дразнят своей недоступностью.

Концепткар Форд Evos
  Концепткар Форд Evos

Из автомобилей рассчитанных на широкую публику и доступных среднему классу следовало выделить Ситроен С-5 (тоже премьера), обновлённый Форд Мустанг или седан Nissan Almera - тоже имеет отношение к «АвтоВАЗу» - это первая «иномарка», которую будет выпускать тольяттинский автозавод. Интересно, что эту иномарку изначально планируется не только продавать в России, но и экспортировать в республики СНГ, в частности в Казахстан и на Украину. Также это седан Opel Astra. Серийное производство этого авто начнется в октябре под Санкт-Петербургом, и планируется, что там до конца 2012 г. будет произведено 4000 седанов Astra (все они будут предназначены для российского рынка). Ожидается, что Astra будет конкурировать и с седаном Peugeot 408 - российской новинкой от Peugeot, которая тоже представлена на ММАС-2012. Ее производство началось летом на СП «ПСМА рус» в Калуге.

Мазда-6-1
  Мазда-6-1

Японская Mazda к Московскому автосалону подготовила премьеру нового поколения модели седана Mazda 6. Автомобиль создан на основе концепт-кара «Такери», представленного в прошлом году в Нью-Йорке. Одна из особенностей машины - система рекуперативного сбора электроэнергии в конденсаторах при торможении, позволяющая экономить топливо и снижающая выбросы. В Москве представлена серийная комплектация для России с 2-литровым бензиновым двигателем и 6-ступенчатой АКПП.

Корейская Kia показала в Москве европейскую премьеру заднеприводного седана Quoris, который до сих пор продавался только в самой Корее.

И вот здесь, рассмотрев вес бюджетные иномарки, представленные на ММАС-2012, мы снова приходим к весьма интересной мысли. Для такого автомобильного рынка, каким является Россия, бюджетные модели должны являться основой и базой. Это железное правило характерно не только для России, но и для всех развивающихся авторынков - и индийского и китайского и бразильского и индонезийского. Это прекрасно понимают и иностранные автопроизводители, переносящие сюда производство своих машин - они выбирают для производства самые бюджетные модели.

А вообще, что понимается под словосочетанием «бюджетные модели» в случае России? Официально - это автомобили стоимостью от 100 до 400 тысяч рублей. На самом деле, для большинства регионов России, исключая Москву, Петербург и другие крупные города - это от 100 до 200 тысяч рублей - сумма, которая реально доступна людям и которая позволяет не залезать в долги или не попадать в многолетнюю кабалу автокредитов. Со средней зарплатой в стране 23400 рублей, мало кто может позволить себе покупать машины дороже 200-250 тысяч рублей.

И тут мы с удивлением обнаруживаем поразительный факт: в этом ценовом диапазоне ИНОСТРАННЫХ МАШИН ПРОСТО НЕТ! Даже собранным в России иномаркам трудно вписаться не только в официальный ценовой диапазон (100-400 тысяч рублей), но и в расширенный ценовой диапазон бюджетных авто, который они сами для себя придумали - от 300 до 550 тысяч рублей. А уж в диапазон 100-200 тысяч рублей они влезть в принципе не могут.

Правда периодически появляются сообщения, что какая-то западная фирма грозится выбросить на русский рынок машину стоимостью 6-7 тысяч долларов или 180-210 тысяч рублей. Так «Ниссан» пообещал через 2 года выйти на русский рынок с обновлённым брендом «Датсун» (старый «Датсун» дал дуба 30 лет назад) стоимостью 6,2 тысячи долларов. Аналогично, Фольксваген анонсировал специально разработанный для русского рынка небольшой автомобиль за 5-7 тысяч евро. Но все эти цены кажутся не очень реалистическими.

А реально во всём мире в диапазон цен 100-250 тысяч рублей ($3500-8500) попадают всего около 10 моделей автомобилей (индийская «Тата Нано», стоимостью $2880 на индийском рынке, ВАЗ «Ока», стоимостью $5170, китайская «BYD Flayer», стоимостью $5990, ВАЗ-2105, стоимостью $6900, ВАЗ-2107 - $6950, китайская «Chery Sweet» - $7400, «Лада-Гранта» - $7600, китайская «Hafei Brio» - $7640, узбекская «Daewoo Matiz» - $7690, ВАЗ-2113 «Самара-2» - $8850, причём из 10 моделей 5 - производятся в России. Не забудем также, что до запуска программы «утилизации» в России ВАЗ-2105 продавался в розницу вообще за 99000 рублей, что соответствовало 3300 долларам, а затем цены возросли только благодаря тому, что за сдачу подержанных машин стал выдаваться купон равный 50000 рублям. Точно также запомним, что всего 6-8 лет назад ещё продавались в розницу новые машины Иж-2126 «Ода» с кузовом из оцинкованной стали по цене 83000 рублей.

Но если сравнивать машины из этой группы, то сразу выяснится, что по настоящему машинами можно назвать только русские автомобили. Остальные оснащены мотоциклетными 2-х цилиндровыми двигателями (как «Тата-Нано») объёмом 0,7 литра и мощностью 33 л.с. или 3-цилиндровыми двигателями (как «BYD Flayer») объёмом 1 литр и мощностью в 40 л.с. или в 46 л.с. (как у «Hafei Brio») и как правило 4-х местные с максимальной скоростью в районе 100-120 км/час. Ну и, наконец, ближайшее знакомство со всеми этими «Тату-Нано», оставляет неизгладимое ощущение, что в машинах подобного типа всё болтается и шатается, как в подержанных автомобилях 15-летнего срока службы, а солнцезащитные козырьки вообще непонятно на чём держаться.

По сравнению с этими недоавтомобилями, даже наша безумно устаревшая «пятёрка» ВАЗ-2105 и «семёрка» ВАЗ-2107 - это полноценная 5-местная машина, достаточно просторная, с двигателем объёмом 1,5 и 1,6 литра и мощностью 67 и 76 л.с., развивающие максимальную скорость 150-170 км/час, со всеми базовыми опциями характерными для автомобилей более высокого ценового диапазона. Не говоря уже о вполне современной «Ладе-Гранта».

Каков вывод? В секторе бюджетных автомобилей у России практически нет конкурентов во всём мире. Никто в мире не может сделать полноценный автомобиль со всеми базовыми опциями, который бы служил 10-15 лет и при этом стоил бы 5-7 тысяч долларов в розничной продаже.

Почему же, наш, в массе своей, совсем небогатый покупатель не ценит это колоссальное конкурентное преимущество отечественных автомобилей? Почему люди, даже из русской глубинки, из кожи вон лезут лишь бы купить даже сильно подержанную иномарку по цене в 1,5-2 раза большей, чем наш новый автомобиль? Почему, наконец, мы не делаем ставку на экспорт таких уникальных машин в ту же Европу, где жадный европеец не раздумывая купит нашу дешёвую и надёжную машину, вместо дорогой и ненадёжной местной машине?

Применительно к отечественному потребителю всё предельно понятно: во-первых, многолетний «железный занавес» воспитал в нас любовь ко всему импортному и презрение к своему, отечественному, во-вторых, конечно массированная «промывка мозгов» с помощью СМИ и Интернета делает своё дело - наш потребитель уже много лет твёрдо убеждён, что мы в принципе не можем делать автомобили и не следует за это даже браться, в-третьих, это традиционное стремление русских иметь статус больший, чем есть на самом деле, а достигается это как правило покупкой автомобиля более высокого статуса, чем человек на самом деле может себе позволить.

Почему не развиваем экспорт тоже понятно - все западные страны возводят максимально непроходимые барьеры для экспорта наших машин, прекрасно понимая, что при равных условиях не смогут конкурировать с русскими машинами даже близко. Ну и конечно сказывается отсутствие практики у наших предпринимателей взламывать закрытые западные рынки, не считаясь со средствами и методами. Плюс собственная психологическая уверенность, что иномарки лучше наших машин - с такой уверенностью много не напродаёшь.

Что же сейчас происходит на рынке автомобилей в России?

Учитывая общий рост покупательной способности россиян, даже в глухих регионах, зарубежные автопроизводители постоянно повышают цены на свои машины всеми имеющимися маркетинговыми способами (например, у продавцов чрезвычайно сложно найти автомобиль с минимальной бюджетной комплектацией - покупателя заставляют покупать совершенно не нужные ему опции). Происходит это потому, что прибыли на продаже бюджетных машин небольшие (не более 10% от стоимости машины), а на модели класса «премиум» прибыль достигает 40%. В результате такой политики традиционные недорогие машины уже не укладываются не только в диапазон 100-400 тысяч рублей, но уже выходят за рамки 550 и даже 600 тысяч рублей. Стратегически эта политика проигрышная, т.к. цены уже сейчас выше того, что готов платить потребитель. Это уже сейчас видно по росту рынка подержанных машин.

Но ещё это очень важно тем, что даёт шанс отечественному автопрому вернуть утраченные позиции. Что для этого надо?

1. Сделать ставку на продажу бюджетных моделей отечественных машин - «Лада-Гранта», «Мишка», «Лада-Ларгус» (последняя позиционируется в нише дешёвого универсала-минивэна, которая в России практически свободна), продолжать производство «классики» на Ижевском и других вспомогательных автозаводах.

2. Радикально усилить информационное обеспечение продаж отечественных машин. Надо осознать, что пока потребитель убеждён, что отечественные машины никуда не годятся ни по качеству, ни с точки зрения престижа, мы ситуацию не изменим. Нужна обратная «промывка мозгов» нашему потребителю, чтобы он осознал простую истину - в своём ценовом диапазоне наши машины ЛУЧШИЕ В МИРЕ!

3. Усилить пропаганду на общегосударственном уровне того, что, покупая отечественные машины, мы обогащаем собственную страну и народ в целом, а, покупая иномарки - мы обогащаем иностранных производителей и чужие народы.

4. Сделать ставку на экспорт наших бюджетных автомобилей на рынки Европы и Азии, используя для этого возможности, открывшиеся благодаря вступлению России в ВТО. АвтоВАЗу нужно ежемесячно продавать минимум 50 тысяч машин и этого вполне можно добиться за счёт долгосрочной политики поддержки экспорта машин. Эта политика должна сопровождаться развитием сервисных сетей по обслуживанию продаваемых за рубежом машин, чем мы ранее неизменно пренебрегали.

5. Наращивать давление на иностранных автопроизводителей, перенесших сборку машин в Россию, с целью увеличения уровня локализации производства, т.е. чтобы всё большая часть автомашины производилась в России.

6. Развивать новые технологии в автомобилестроении (водородные двигатели, гибридные двигатели, отечественные дизеля для легковых автомобилей, электрические автомобили, системы управления автомобилем без участия водителя, системы автоматической парковки и просто сигнализаторы и видеокамеры контролирующие «мёртвые» зоны автомобиля при перестроениях и езде задним ходом и т.д. и т.п.).

Завершая эти заметки по результатам прошедшего автосалона, надо отметить, что, несмотря на все усилия, нашим конкурентам так и не удалось полностью ликвидировать отечественный автопром и, таким образом, захватить весь российский автомобильный рынок. Основные отечественные автозаводы сохранились и начинают всё лучше и лучше адаптироваться к изменению рыночной конъюнктуры, быстрее внедрять технические новинки и инновации, улучшать менеджмент и качество производства. Политика по поощрению создания автосборочных заводов на территории России оказалась в целом правильной, при условии жёсткой политики по увеличению степени локализации сборочных производств. Однако, правительству России и основным отечественным автопроизводителям необходимо более жёстко защищать интересы отечественного производителя. В частности, не поддаваться на давление западных конкурентов и не свёртывать производства наших самых дешёвых автомобилей, конкуренции с которыми западные автопроизводители СМЕРТЕЛЬНО БОЯТСЯ. А для этого надо выработать единую концепцию развития отечественного автопрома и её неизменно придерживаться.

В целом же ММАС-2012 внушает всё больший оптимизм относительно развития отечественного автомобилестроения.

Дмитрий Терехов, сопредседатель общественной организации «Журналисты России»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Юрьевич Терехов
Противостоять беспределу по оболваниванию русского народа!
Выступление Дмитрия Терехова на митинге «СМИ – хватит лгать!»
15.10.2013
Плач на тему страхования…
По словам Дмитрия Терехова, страховое лобби пытается во что бы то ни стало заставить людей в принудительном порядке страховать свою недвижимость
24.09.2013
Какими должны быть базовые основы национальной политики России?
Дмитрий Терехов считает, что русские сегодня должны сплоить вокруг себя все лояльные России малые народы
30.08.2013
Так переходить ли нам на зимнее время?
Дмитрий Терехов о плюсах и минусах «временной реформы»
26.07.2013
Что мешает дальнейшему развитию нашей экономики?
По мнению Дмитрия Терехова, прежде всего, нужна крупномасштабная программа подготовки кадров
09.07.2013
Все статьи Дмитрий Юрьевич Терехов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06