«Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции»

Альтернативный проект Межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество» (на основе проекта Патриархии)

Ювенальная юстиция 
0
587
Время на чтение 7 минут

Церковь неустанно заботится об укреплении уклада семейной жизни, основанного на богоустановленных ценностях. Пятая Заповедь Божия гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 10:16). Апостол Павел призывает: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:18-21). Православие свидетельствует об ответственности родителей перед Богом за воспитание детей, о необходимости заботы об их здоровье, благополучии, безопасности и, вместе с тем, осуждает пренебрежение родительскими обязанностями, грубость и жестокость по отношению к детям. Церковь, утверждая, что духовно здоровая семья - важнейшая основа благополучия общества, открыта к сотрудничеству с государством и различными общественными силами в вопросах защиты семьи и детства.

Современные общемировые тенденции, характеризующие отношение общества к семье и детству, можно обозначить, как огосударствливание детей и разрушение института родительства. Многочисленные информационные кампании, манипулируя, как правило, всего несколькими многократно повторенными фактами, создают в общественном сознании миф о пандемии жестокости родителей в отношении детей. Между тем, достоверной статистики подобной жестокости, основанной на реальных исследованиях, не существует, а случаи домашнего насилия, хотя, к сожалению, имеют место, но носят достаточно ограниченный характер, зачастую не обнаруживаясь в ближайшем окружении очень большого количества граждан.

К числу подобных информационных кампаний относятся также распространяемые мифы о поголовном угнетении несовершеннолетних в детских домах и местах лишения свободы, о стремительном росте сексуальных преступлений в отношении детей. К сожалению, такие случаи имеют место в системе детских домов, искоренять это зло, безусловно, необходимо, но их количество не столь велико, как нам внушается. Нельзя не отметить, что большинство детских домов всё-таки материально достаточно обеспечены, их персонал заботится о детях, а проблемой становится не отсутствие заботы, а социальная дезадаптация их выпускников, абсолютно беспомощных в самостоятельной жизни перед реальной ситуацией оплаты коммунальных расходов в сберкассе или записи в поликлинику.

Смягчение ответственности несовершеннолетних правонарушителей, предлагаемое в качестве защиты их прав, на практике также давно реализуется согласно ряду Постановлений Верховного суда (2000, 2009, 2012 гг.). Вследствие также реализующегося принципа «экономии уголовной репрессии» большинство детских колоний в настоящее время пустуют или перепрофилируются под женские колонии.

Рост количества сексуальных преступлений против детей, который сейчас обозначается в СМИ как массовая тенденция российского общества, в свою очередь, искусственно индуцируется соответствующими публикациями, популистскими высказываниями некоторых политиков о всеобщем распространении педофилии и скоропалительными псевдо-кампаниями по борьбе с ней. Решить проблему социального заражения поможет введение нравственного контроля над СМИ.

При этом необходимо честно признать, что для современного общества характерны тенденции снижения уровня социализации семьи, разрушения семейных установок и неспособности многих семей к самостоятельной устойчивости.

В качестве средства избавления от всех проблем России активно навязывается система ювенальной юстиции, которая, по мнению самих лоббистов, решает двуединую задачу: с одной стороны - максимальное смягчение ответственности несовершеннолетних правонарушителей, а с другой стороны - усиление ответственности родителей за воспитание своих детей.

Ювенальная юстиция в целом основана на абсолютизации приоритета прав ребенка по отношению к правам родителей, что приводит к ущемлению прав и интересов родителей и семьи в целом. Принцип приоритета прав ребёнка вступает в противоречие с Конституцией и законодательством России, возникая на основе редуцирования (усечения) прав родителей.

Это приводит к разрушению иерархии отношений в семье и обществе, неоправданному избавлению подростков от ответственности за свои поступки, осознаваемой ими безнаказанности и последующему пренебрежению ими социальными нормами. Переориентирование общества на ужесточение требований к родителям при игнорировании потребности семьи в реальной помощи приводит к выраженному нарастанию репрессивных процессов по отношению к родительству.

Перспектива создания ювенальных судов и инфраструктуры детского судопроизводства может привести к неоправданному вмешательству государства во внутренние дела семьи и в любые семейные конфликты, в которых затронуты дети. Известны факты изъятия государственными органами детей из семей по сомнительным поводам (бедность, стеснённые жилищные условия, отсутствие прививок, недостаточный рацион питания, отсутствие или проведение ремонта, наличие инвалидов в семье). Кроме того, уже появились случаи, когда дети подталкивались к составлению жалоб на собственных родителей, то есть, можно вести речь о создании системы доносительства. Всё это создаёт почву для коррупции и чиновничьего произвола.

Переориентирование социальных служб на карательные меры по отношению к слабым семьям, использование для стимулирования их исправления угрозы лишения ребёнка, не могут стать адекватной мерой поиска помощи им. Созданная в стране система межведомственного контроля, призванная взять под надзор каждую семью, попадающую в сферу зрения служб, взаимодействующих с ней (здравоохранение, образование, милиция), меняет отношения в обществе, разрушает ценностные установки и служит ускорению процесса маргинализации социально неустойчивых семей.

Важно учитывать сложную организацию семейной жизни, где тесно переплетаются социальные, психологические, бытовые, физиологические, финансовые, культурные и другие факторы. Вмешательство чиновников в эту деликатную область может повлечь за собой трагические ошибки, перегибы, злоупотребления, жертвами которых станут в первую очередь сами дети.

Ювенальная юстиция - зло, порок, однозначную позицию непринятия которой уже предъявила от лица всего общества родительская общественность, и Церковь в данном случае не видит иного пути, кроме как поддержать мнение народа.

Кроме того, очевидно, что лучший способ предупредить возникновение упомянутых проблем и разрешить большинство из них - это поддержка здоровой семьи, помощь проблемным семьям, целенаправленное формирование крепких связей детей и родителей. В православной пастырской традиции накоплен огромный потенциал помощи неблагополучным семьям, позволяющий одновременно защитить ребенка и способствовать сохранению семьи. Этот потенциал должен быть в большей степени задействован в современном обществе.

Вместо этого идёт непрерывное изменение семейного законодательства, когда путём внесения новых законопроектов или поправок в действующие законы, существенно умаляются права всех родителей в отношении собственных детей и, по сути, происходит разрушение института родительства, результатом чего станет уничтожение первородного и неотъемлемого права родительства для каждого человека и замена его на привилегию избранных.

Все перспективы изменения этой сферы необходимо соотносить с национальными правовыми стандартами, с традиционным пониманием семейных ценностей, позицией религиозных общин и мнением населения. Недопустимо принятие законов, ограничивающих права родителей или ставящих под вопрос их изначальную неотъемлемость.

При этом необходимо активно вести общественно-государственный диалог, в котором нужно поднять вопросы о границах допустимости вмешательства государства в жизнь семьи, о неотъемлемости права родителей на жизнь со своим ребёнком; о защите семьи от произвола опеки и разного рода чиновников, о наказании тех из них, кто разрушает семьи и делает сиротами детей при живых родителях; о так называемом «подушевом» финансировании детских домов, когда их работники крайне заинтересованы в наличии и сохранении в стенах своих учреждений достаточного количества «контингента»; о неконтролируемом реформировании отечественного законодательства в сфере семьи, детства и родительства; о непомерном разрастании сферы международного усыновления детей, что для страны, находящейся в ситуации демографического коллапса, самоубийственно. И обязательно обозначить новую, пока не осознанную обществом опасность - передачу ряда функций государства и прав на сферу семьи и детства определённому кругу так называемых «социально ориентированных некоммерческих организаций» (НКО).

Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, но считает важным подчеркнуть, что вмешательство в жизнь семьи и кардинальные меры по отношению к ней возможны только в исключительном случае - при однозначно доказанном факте прямой угрозы жизни для конкретного ребёнка, которая должна быть чётко обозначена законодателем, чего на настоящий момент, к сожалению, не существует.

Церковь также призывает оценивать суть системы ювенальной юстиции с точки зрения христианской морали. В национальном и международном законодательстве прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей. Какое-либо ущемление этого права справедливо не приемлется широкими кругами общества. Церковь поддерживает эту обеспокоенность и солидарна с ней.

Вопрос о введении и распространении ювенальной юстиции затрагивает многие страны, расположенные на канонической территории Русской Православной Церкви. В ряде государств осуществление введения ювенальной юстиции вступило в противоречие с основами национального конституционного права, в равной мере гарантирующего защиту семьи, материнства и детства.

Существуют основанные на фактах жизни граждан ряда стран опасения, что методы ювенальной юстиции могут быть применены для ограничения религиозной свободы, в частности, права родителей определять мировоззрение и формировать нравственные убеждения ребенка, побуждать его к участию в церковной жизни, к соблюдению постов и других религиозных предписаний.

Следует всемерно поддерживать и укреплять традиционные семейные ценности, противостоять попыткам их девальвации. Все составляющие системы защиты детей должны быть максимально адаптированы к их национальной культуре и традициям и неотрывны от прав родителей. Недопустимыми видятся сбор, электронная обработка, хранение и несанкционированное распространение избыточных персональных данных, касающихся семейной жизни.

Необходимо отстаивать гарантии прав родителей на воспитание детей в соответствии со своими мировоззренческими, религиозными и нравственными убеждениями, на разумное определение их распорядка дня, режима питания и одежды, на побуждение их к исполнению семейных, общественных и религиозных обязанностей, на регламентацию их общения с противоположным полом и доступа к информационным материалам, а также на физическое ограждение от действий, наносящих вред нравственному или телесному здоровью ребенка.

При наличии озабоченности законодательными или подзаконными актами, принимаемыми в данной сфере, а также конкретными нарушениями прав родителей на воспитание детей и случаями неоправданного вмешательства во внутреннюю жизнь семьи, православные христиане призываются обращаться в профильные епархиальные структуры, а если вопрос требует общецерковного рассмотрения, в Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. Обращения верующих, после соответствующей экспертной оценки, будут рассматриваться в ходе церковно-государственного диалога и служить основанием для печалования Церкви перед властью. Особую роль в этом диалоге должна сыграть Патриаршая комиссия по вопросам семьи и защиты материнства.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: «Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции»

Уважаемая Людмила Георгиевна, спаси Вас Господь и низкий Вам поклон: Вы неустанно ведёте борьбу со смертельным врагом человечества и Православия, "князьями мира сего", угрожающим сердцу русского человека - его Вере и семье! Но всё же, но всё же... Простите, но такое впечатление, что увязнув в навязываемых нам законах, мы сами стали на одну площадку с ювенальщиками - вот уже и митрополит спокойно рассуждает на эту тему с обмудсменом П.Астаховым. А становиться с авторами этих законов на одну доску, играть с ними на одном поле - НИКАК НЕЛЬЗЯ: они нас переиграют в два счёта. Они же как, например, обосновали игнорирование 140 тыс. подписей против этих Ю-законов? "Да что вы, мы никакие не ювенальщики! И законы наши к ЮЮ не имеют никакого отношения". Безпримерное лицемерие! Мало того, авторы законов даже заявляют, что этот пресловутый закон о патронате "впервые устанавливает возможность ПОМОЩИ семье" - вот так, ничтоже сумняшеся. По моему мнению, проект «Позиции Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции» вряд ли должен содержать юридический анализ всей этой мерзости. Позиция Церкви, её сила - в духовной сфере. Так что, возможно, имело бы смысл проанализировать официальную статистику МВД по преступности с неизбежным и очевидным выводом, что тема "семейного насилия" высосана из пальца. Затем проанализировать цели ЮЮ и дать им нравственную оценку. ЮЮсты должны знать, что они идут на преступление перед Богом и людьми!!! Угроза отлучения от Церкви наиболее одиозных представителей их, возможно, и не смутит, зато люди должны знать, что это такое. Простите если что не так сказал. Сердце кровью обливается... Я ведь мечтаю стать дедом...
Александр А.Б. / 30.10.2012, 13:11
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ювенальная юстиция
Защитить семьи от унизительных проверок, нападок и угроз
Требуется установить ответственность за ложный донос на семью и ошибки сотрудников опеки
25.04.2024
Очередная попытка ухудшить положение родителей
Предлагаемое увеличение штрафов за неисполнение родительских обязанностей повлечёт негативные последствия для семей
23.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
26.04.2024 12:10
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 11:43
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27