От редакции: 4 ноября, в день праздника Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства, в Санкт-Петербурге впервые после 1917 года состоится общегородской Крестный ход. Организаторы получили благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и поддержку городской администрации. В этот день исполнится 400 лет преодолению Смуты начала XVII века. Крестный ход пройдет от Казанского кафедрального собора, где находится чудотворная икона Казанской Божией Матери, до Исаакиевского собора - символа государственного величия России. Он станет зримым свидетельством благотворного соработничества епархии, городских властей и общественных организаций. Сегодня мы предлагаем читателю статью, посвященную преодолению Смуты, в которой автор пытается в современных категориях осмыслить это величайшее событие нашей истории.
В 2013 году исполняется 400 лет преодоления российским народом Смуты XVII века и 400 лет избрания на царство династии Романовых.
В память о преодолении Смуты учрежден государственный праздник - День народного единства, 4 ноября.
«Смутное время» - драматический период русской истории с 1598 по 1613 год, когда, на фоне катастрофических стихийных бедствий, в России разразился тяжелейший политический, экономический и социальный кризис. Вертикаль государственной власти разрушилась, свирепствовал голод, выступления несистемной оппозиции и так называемых «самозванцев» привели общество в состояние гражданской войны. Внутриполитической ситуацией воспользовались западные соседи России - поляки, организовавшие интервенцию, оккупировавшие большую часть территории тогдашней Руси, захватившие Москву с целью формирования марионеточного правительства.
В этих условиях, сохранившиеся институты гражданского общества, - Русская Православная Церковь и бизнес-сообщество - мобилизовали народное ополчение на национально-освободительную борьбу с интервентами и бандформированиями. Оккупанты были изгнаны из страны, боевики ликвидированы, на Земском соборе восстановлена вертикаль власти - избран царь.
Предпосылки Смуте на Руси создал династический кризис - в 1598 году, не оставив преемника, скончался благоверный царь Фёдор Иоаннович, последний из рода Рюриковичей.
Но, в первую очередь, Смутное время было вызвано объективными причинами. 19 февраля 1600 года в Южной Америке произошло катастрофическое извержение вулкана Уайнапутина. Извержение привело к чрезвычайной ситуации экологического характера: выброшенные в атмосферу пепел и газы привели к «вулканической зиме» - глобальному похолоданию во многих регионах земного шара.
В России с 1601 по 1604 год, четыре года подряд среднегодовая температура была рекордно низкой, летом не прекращались заморозки, на Москве-реке в августе стоял лёд, в сентябре выпадал снег. Урожаи сельскохозяйственных культур погибли, начался «Великий голод», охвативший всю европейскую территорию страны. Его жертвами стали более 3 миллионов человек при населении тогдашней России в 10 миллионов, то есть вымерла, приблизительно, треть россиян.
В 1603 году вспыхнула эпидемия чумы.
Россия, как библейский Иов Многострадальный, оказалась погружена в горнило испытаний, в котором другой этнос сгорел бы без следа и исчез с исторической сцены, как исчезли шумеры и хетты, инки и майя, великие цивилизации Древнего Египта и Вавилона.
Западный сосед Московского царства - Речь Посполитая решила воспользоваться русской гуманитарной катастрофой и 15 августа 1604 года вероломна напала на Россию, представив агрессию как миротворческую миссию по оказанию гуманитарной помощи.
Речь Посполитая - федеративная республика королевства Польского и княжества Литовского - крупнейшее и самое сильное государство тогдашней Европы, простиравшееся от Балтийского до Черного моря, включавшее в себя территории современных Польши, Литвы, Латвии, Украины, Беларуси и Восточной Пруссии.
Агрессор хотел превратить Россию в полуколонию со своим марионеточным правителем. Поэтому особую роль интервенты отводили предателю Родины - монаху-расстриге Гришке Отрепьеву, которого выдавали за наследника русского престола святого царевича Дмитрия Иоанновича (†1591), сына Ивана Грозного, за что Отрепьев получил наименование самозванца Лжедмитрия.
В 1603 году Лжедмитрий был завербован членами католического Ордена францисканцев, в дальнейшем курировался Орденом иезуитов, чьим лозунгом является: «цель оправдывает средства». Самозванец отрекся от православия, перешел в католичество и обещал, в случае своей «победы на выборах», сделать католичество господствующей религией. Финансировал Лжедмитрия польский олигарх Ежи Мнишек.
Началось великое столкновение цивилизаций: Западной, из которой выросло современное бездуховное общество потребления, и Русской, идеалами которой были Православие, Самодержавие, Народность - вера, дисциплина и коллективизм.
Рейдерским захватом русского государства и русской церкви руководил лично папа Римский Павел V (Камилло Боргезе) - известный мракобес, инициировавший процесс против Галилея и включивший труды Коперника в «Индекс запрещенных книг».
Задача, которую «ватиканский госдеп» ставил перед Отрепьевым - этим «Навальным» XVII века - была смена цивилизационного кода: Русь должна была отказаться от самостоятельного пути развития, отречься от православного христианства, перейти в католичество, превратиться в источник дешевой рабочей силы и сырьевой придаток Запада.
Отрепьева везли в Россию, можно сказать, в «запломбированном вагоне» для того, чтобы он подписал акт о безоговорочной капитуляции и заключил унизительный мирный договор с Польшей.
Русские святые - эта «соль земли» - противостали интервентам. Святые патриархи Иов и Гермоген поднимали народ на освободительную борьбу, благословляли партизанское движение. Преподобный Дионисий Радонежский организовал героическую оборону Троице-Сергиевой лавры - «русского Шаолиня» - монастыря, который 500 дней и ночей находился во вражеской блокаде, но не сдался неприятелю. Великий русский аскет святой Иринарх Ростовский бесстрашно обличал захватчиков.
Поэтому оккупанты, развернувшие террор против мирного населения, особенно зверствовали против русских святых. Начался настоящий геноцид святости. Жертвами поляков стали русские святые Иов и Гермоген, преподобномученики Анастасия Угличская, Галактион Вологодский, Ефросин Синоезерский и многие, многие другие. Интервенты оскверняли храмы, оскорбляли религиозные чувства православных верующих.
Под ударами судьбы русское общество зашаталось. Часть россиян охватили пораженческие настроения: отечественная история подверглась гиперкритическому переосмыслению, отечественное прошлое стало казаться им сплошной ошибкой, русские правители - или тиранами, или «неэффективными менеджерами». Правление святого царя Фёдора Иоанновича сочли эпохой застоя. Бориса Годунова, который при Иване Грозном служил в опричнине, объявили представителем кровавых спецслужб. Про него говорили: «Нельзя молиться за царя-ирода, Богородица не велит». Царь Василий Шуйский - «жулик и вор» и тому подобное. Зато на польских панов смотрели снизу вверх как на авангард прогрессивного человечества.
Захватив Москву, интервенты сделали своего агента влияния Игнатия - патриархом Московским и всея Руси. Патриарх Игнатий призывал к толерантности, к диалогу с поляками, говорил о сближении Православной и католической церквей. В 1606 году в московском Кремле он венчал Гришку Отрепьева на царство.
Народная мудрость гласит: гром не грянет - мужик не перекрестится. Венчание на царство самозванца стало тем раскатом грома, который пробудил русских от гипнотического сна, в который они были погружены иностранной пропагандой. Чаша народного гнева переполнилась, в Москве вспыхнуло вооруженное восстание: лжецарь был убит, лжепатриарх бежал в Польшу.
Но Запад не собирался сворачивать свой крестовый поход против православной России. Поляки объявили, что русские убили не самого Лжедмитрия, а его двойника, и в белорусском городе Пропойске выпустили на политическую сцену другого представителя несистемной оппозиции - Лжедмитрия II-го, получившего в истории прозвище «Тушинский вор». Историки спорят, кто на самом деле скрывался под именем Лжедмитрия II. Русские источники считают, что это был сын черниговского попа Матвей Веревкин. Еврейская энциклопедия настаивает, что Лжедмитрий II был крещеным евреем Богданом Шкловским. В 1610 году Лжедмитрий II был убит.
Но уже в следующем 1611 году по «социальным сетям», как сказали бы сегодня, стали распространяться слухи, что Лжедмитрий жив, и ему на смену появился очередной двойник - Лжедмитрий III-й или «Псковский вор». Предполагают, что этот третий самозванец был либо московским дьяконом Матюшкой, либо беглым уголовником Сидоркой. В 1612 году третий Лжедмитрий тоже был убит.
Россия погрузилась во мглу, в хаос. Восьмой год шла гражданская война, по стране разгуливали шайки разбойников и банды анархистов, в 1606 году началось восстание Ивана Болотникова, в 1607 году Россия подверглась набегу ногайцев, в 1608 году - крымских татар.
Поляки, которым нужен был «управляемый хаос», разочаровались в российской несистемной оппозиции. Они убедились, что наша оппозиция может устроить «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», может организовать голод, может спровоцировать перманентный экономический кризис, одним словом, вызвать хаос может, но контролировать его - нет.
Интервенты поняли, что статус полуколонии для России невозможен, и уже в 1610 году польский король Сигизмунд III Ваза решил ввести в России прямое правление и, при своем регентстве, посадил на русский престол 15-летнего сына - королевича Владислава. Королевичу присягнуло Временное боярское правительство, в состав которого входили крупнейшие русские олигархи, так называемая Семибоярщина. Казалось, что история России как независимого государства кончилась, и начинается история польской провинции «Московии».
Вот тут-то и сказал свое крепкое слово средний класс. Народ наконец понял, что русский лимит на революции исчерпан и в стране пора навести порядок. К тому же и объективная причина Смутного времени - вулканическая зима, о которой было сказано выше, кончилась, природа ожила, голод прекратился, русский народ «отъелся» и накопил силы.
Стараниями пламенных патриотов святителя Гермогена патриарха Московского, князя Дмитрия Пожарского и нижегородского старосты Кузьмы Минина было собрано народное ополчение. 1 ноября 1612 года ополченцы подошли к оккупированной поляками столице, началась Московская битва. 4 ноября бойцы народного ополчения освободили столицу нашей Родины, польский гарнизон капитулировал, оккупанты были изгнаны из Москвы.
Поскольку национально-освободительная борьба с интервентами-католиками носила религиозный характер, ополчение несло перед собой как знамя православную Казанскую икону Богоматери. Именно чудотворной Казанской иконе, а не своим ратным подвигам, отнесли ополченцы победу над неприятелем и установили 4 ноября «Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году».
Современник может задаться вопросом: чем объясняется такое органическое неприятие россиянами западной версии христианства - католицизма? Упрямством, невежеством, инертностью, ксенофобией? Может быть, следовало плюнуть на всё, перекреститься в католичество и влиться в европейскую семью народов?
Нравится это кому-то или нет, но предки наши занимали столь бескомпромиссную позицию не без рассуждения, они руководствовались определенной логикой, и логикой, надо признать, железной: Христос - Бог, Высший Разум. Христианство - религия, основанная на Откровении Высшего Разума. Содержание Откровения - тайна вечной жизни после смерти. Высший Разум дал людям Откровение и позаботился о его информационной защите от несанкционированного искажения и/или модификации (потому что дать Откровение и не обеспечить его информационную безопасность - хуже, чем не дать Откровение вовсе). Православие - аутентичное христианство, неповрежденная традиция. Католичество - «пиратская версия» христианства, не обеспечившая антивирусную защиту: в католичестве фрагменты божественной информации перемешаны с чисто человеческой и даже с информацией, имеющей инфернальную природу. Таким образом, католичество не может решить главную задачу истинной религии - обеспечить человеку контакт с Богом. Поэтому православные избегали именовать католиков христианами, а называли их латинянами или папистами, так как считали еретиками, а их веру - самостоятельной, отличной от христианства религией, наподобие буддизма или ислама.
Отторжение россиянами католицизма не противоречит принципу свободы совести. В царской России были разрешены все так называемые традиционные конфессии: русские исповедовали православие, поляки - католицизм, немцы - лютеранство, татары - ислам, буряты - буддизм, евреи - иудаизм. Запрещен был только атеизм (до 1905 г.) Правительство поощряло переход из других вероисповеданий в Православие, но к нему не принуждало. Россия никогда не знала религиозных гонений, в этом принципиальное отличие Православия от католицизма. Множество дворянских, купеческих династий и банкирских домов прожили в России столетия, сохраняя веру своих предков. Православному христианству совершенно чужд национализм или расизм. В христианстве «нет ни эллина, ни иудея». Вопрос национальности не имел при приеме в Православную церковь никакого значения и ни в Московском царстве, ни в Российской империи не ставился, и в документах не фиксировался.
Итак, в 1612 году интервенты были изгнаны из Москвы. В январе 1613 года в столице нашей Родины в Кремле начал свою работу Земской собор, как сказали бы сейчас, - съезд народных представителей, перед которым стояла задача выбора Православного царя. На соборе присутствовало около полутора тысяч делегатов от всех сословий из всех регионов России. Впервые были представлены даже крестьянские депутаты, что обеспечивало подлинное народовластие.
3 марта 1613 года делегаты выбрали царем Михаила Фёдоровича из древнего боярского рода Романовых. Вертикаль власти была восстановлена. В память об этом великом событии русской истории было установлено празднование Фёдоровской иконе Божией Матери - фамильной реликвии рода Романовых. Русь восстала из пепла, как легендарный Феникс, воскресла из мёртвых, как Спаситель Христос, смертью смерть поправ.
Династия Романовых благополучно царствовала 300 лет, а это огромный исторический срок, целая эпоха: Романовская Россия существовала в четыре раза дольше, чем советская, и в полтора раза дольше, чем современные Соединенные Штаты Америки. Романовская Русь эволюционировала из компактного Московского царства в самое большое государство на планете, в мировую Империю, сверхдержаву.
Какие выводы мы, граждане России XXI века можем сделать из Русской Смуты и из опыта её преодоления?
Столкновение цивилизаций начинается не на поле брани, а в информационном пространстве, в духовной сфере. И побеждает тот, кто сильнее духом.
Народ должен иметь твердую веру в свою историческую миссию, иметь желание сказать своё слово миру, иначе, при столкновении с более идейно-крепким противником, он всегда потерпит поражение.
Мы можем усмотреть исторические аналогии между Смутой, Семибоярщиной, польской интервенцией и распадом СССР, «семибанкирщиной», 1-й Чеченской войной. Можем прочертить параллели: Минин, Пожарский, воцарение Романовых - избрание Президента В.В.Путина, контртеррористическая операция в Чечне, сохранение территориальной целостности России.
Мы должны уяснить себе, что Русская идея или Русская идеология - это Православное христианство. Религия - такая же неотъемлемая часть культуры народа, как наука и национальное искусство. В мире нет ни одного народа-атеиста, и базовые ценности любой нации коренятся в её религиозной традиции.
В XVII веке Россия понесла многомиллионные человеческие жертвы, русское государство погибло, в Кремле сидели иностранные «миротворцы». Что же обеспечило Руси «воскресение из мертвых»? Ответ один - вера! Религия выполняет в социальном механизме роль информационной платформы, своего рода операционной системы. При крахе государства, если резервная копия такой операционной системы сохраняется в скрытых секторах народной души, восстановление государственного организма возможно.
Смутное время XVII века, русская революция 1917 года, распад СССР показывает нам периодичность, цикличность «смут» в русской истории, когда народ на время забывает свои традиции, утрачивает идентичность, теряет идеологию и государственный иммунитет. Эпоха же Романовых, правление И.В.Сталина, президентство В.В.Путина демонстрирует, что Русская цивилизация всякий раз выходит из Смуты более сильной, чем была накануне, на новом витке исторической спирали. Русская история нелинейна, а Смуты являются закономерными «болезнями роста».
Как сказал знаменитый русский поэт: «Гляжу спокойно в даль веков, без опасений и без страха - и зрю Россию без оков в державной шапке Мономаха».
Дмитрий Львович Карпов, православный публицист
1. Re: Из каждой смуты Россия всегда выходит более сильной