Вопрос о восстановлении порушенной в 1941 году Немецкой республики Поволжья в послевоенной истории СССР, вплоть до его крушения в 1991 году, являлся одним из самых щекотливых вопросов, касающейся внутренней национальной политики КПСС. Восстановить ее было, невозможно не только по объективным, но и по субъективным причинам - у «кремлевских мудрецов» были на этот счет свои планы, свои расчеты.
Касаясь поруганной справедливости, лидеры немецкого национального движения во время двух своих визитов в 60-е годы в Кремль убедились, что партия никогда не вернет им национального суверенитета, несмотря на то, что вернула таковой чеченцам, ингушам, балкарцам, калмыкам.
Отбросив субъективные причины, стоящие на пути воссоздания немецкой автономии, попробуем разобраться в объективных факторах, мешающих немцам вернуть республику. Думаю, что при рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на несколько важных исторических моментов.
Во-первых, от переселения кавказских народов с Кавказских гор в голодные степи Казахстана и снежные просторы Сибири не было государству никакой хозяйственной пользы, а только потери, в том числе, политического характера. Чеченец, родиной которого испокон веков были горы, по своей природе не был способен приносить пользу в степях, а тем более, в сибирских снегах. Кстати, как не было в Сибири пользы и от калмыков, веками живущих в степях и привыкших к полукочевому образу жизни. Толку от депортированных народов в новых местах обитания было, как говорится «ни на грош», а проблем целый воз. Мало того, в калмыцких степях и на отрогах кавказских хребтов не могли жить и успешно заниматься трудовой деятельностью никакие другие народы, кроме тех, для которых эти условия были родными и близкими. Таким образом, заселить эти места с пользой для дела людьми других национальностей не получалось, они не могли адаптироваться к труду в чуждых им географических условиях. Практически, эти территории, оказавшись без коренных народов, выпали из сферы хозяйственной деятельности государства. Выходило, что месть сынам гор и степей за сотрудничество с Третьим Рейхом обошлась государству слишком дорого. Вот и совершила власть демарш по возвращению этих народов восвояси в середине 50-х годов, когда улеглись послевоенные страсти. То есть, на то были чисто объективные причины, а не проснувшаяся "политическая совесть".
Именно по этой объективной причине, а не потому, что эти народы были более активны, в отличие от немцев, в борьбе за восстановление поруганной справедливости, (как пытается нам это внушить профессор Саратовского университета Аркадий Герман), в 1957 году всем этим народам волевым решением Кремля была возвращена прежняя государственность.
Во-вторых, каждый из депортированных народов, кроме немцев, представлял собой сложившийся этнос - этническую общность, исторически возникшую на определенной территории. При своем возникновении этнос всегда исторически связан с конкретным географическим местом на карте земли. Таким образом, земля, на которой они обитали и обитают, принадлежит им искони и наследуется из поколения в поколение тысячелетиями.
А теперь коснемся проблемы российских немцев. Российские немцы - это этнос, корни которого находятся не в России. Российские немцы - это представители, практически, всех народов Европы (немцев, австрийцев, голландцев, швейцарцев, французов, шведов и других.), которые переселились в конце 18 начале 19 веков в Российскую империю. Этнические корни российских немцев - их происхождение, история, культура - связаны с территориями, принадлежащими Франции, Германии, Австрии, Голландии и другим странам.
В последней трети 18 века Российская геополитика требовала срочного заселения пустующих южных окраин империи и их быстрого хозяйственного освоения. Именно эта глобальная по замыслу задача вынудила Российскую империю заключить с европейскими крестьянами и ремесленниками выгодный для обеих сторон контракт, известный в мире, как «Манифест Екатерины Великой» (1862 год).
В связи с большой важностью стоящей перед переселенцами задачи они получили от России режим наибольшего благоприятствования, оговоренный правительством в специальном законе - «Колониальном статусе». К концу 19 века на Причерноморских и Поволжских просторах стараниями европейских крестьян-переселенцев была создана совершенно новая, доселе неизвестная миру и потому уникальная земледельческая культура. В связи с тем, что основная масса колонистов была представлена в России выходцами из германских княжеств, эта культура и получила свое историческое название как немецкая. Представители других народов Европы попросту растворились, ассимилировались в немецкой колонистской среде и перестали существовать, как представители этносов тех народов, из которых они вышли.
Таким образом, эта немецкая колонистская культура не имела этнических корней, уходящих в российскую почву. Любой народ, входивший в состав Российской империи, отличался от немецких колонистов именно тем, что в отличие от них жил на земле, исторически ему принадлежащей. У российских немцев такая территория осталась в Западной Европе.
В Российской империи ареал обитания колонистов постоянно менялся в связи с раздачей государством земель под расширяющуюся колонизацию или покупкой ими все новых и новых земель на огромных пространствах империи. Немецкие колонии, а их в России в начале 20 века насчитывалось более 5000, раскинулись на огромных просторах от Волыни и Бессарабии до Амура - с запада на восток и с севера на юг от Петербурга до Южного Кавказа и Средней Азии. Колонистам к тому времени принадлежало почти 14 миллионов гектаров земли (территория, сопоставимая с бывшей ГДР). Однако еще раз подчеркнем, что эти огромные пространства не были этническими территориями немецких колонистов, не были издревле, как у других этносов, сложившейся средой обитания. Эти территории были для них лишь объектом их трудовой деятельности.
Неожиданное бурное хозяйственное развитие европейской (читай германской) культуры в Российской империи привело к нестандартной ситуации. Колонистская культура превратилась в превалирующую земледельческую культуру в чужой стране обитания. Парадокс заключался в том, что могущество России с каждым годом существенно прирастало за счет колоний. То есть, невиданный прирост происходил за счет этноса, исторические корни которого находились в Германии.
Исторические события 20 века, кардинально изменившие Россию (революция и участие в двух мировых войнах), не оставили политикам времени на решение задачи, которую поставили перед государством своей кипучей деятельностью колонисты. Так, возникший в России в конце 19 века «немецкий вопрос» перекочевал в новое столетие. Не имея ни собственного, ни мирового опыта, дров в связи с его решением и цари, и большевики, и либералы и демократы, наломали много, но так и не осилили его до сегодняшнего дня.
Почему же никому из них оказалось не по силам решить простую, на первый взгляд, задачу?
Всемирная история свидетельствует, что при географическом перемещении больших масс людей пришлые на другую этническую территорию народы либо ассимилируют аборигенов в своей этнической среде, либо ассимилируются сами среди аборигенов. Третьего варианта в природе не существует. Существуют лишь тщетные попытки такой вариант осуществить: турки и курды, испанцы и баски и т.д.
Немецкие колонисты России в силу особого колониального статуса, позволившего им не только сохранить свою западную земледельческую культуру, но и во много раз ее приумножить, ассимилироваться, не могли. Ну и уж тем более Россия, будучи величайшей империи мира, не могла себе позволить взять на свое вооружение немецкую колонистскую культуру, как руководящую.
Таким образом, возникло незапланированное противостояние двух земледельческих культур. В основе одной из них лежала славянская культура, в основе другой - пришлая, германская. В 1871 году решением правительства императора Александра Второго колониальный статус был отменен. Его отменой правительство надеялось открыть путь к ассимиляции немцев среди российских народов. Но расчеты власти не оправдались. Ассимилироваться, в силу огромного различия земледельческой культуры немцев и окружающих их народов, колонисты не пожелали.
Время отмены колониального статуса можно смело отнести к моменту начала уничтожения немецкой колониальной культуры. Та же отмена колониального статуса породила в России и «немецкий вопрос». Из-под немецкой колониальной культуры, созданной неимоверными усилиями многих поколений колонистов, была выбита база, на которой она зиждилась. Никакой другой базы и, в первую очередь, этнической под этой культурой не было. Именно с этого времени российские немцы стали игрушкой в руках политиков, разменной монетой в политических играх сильных мира. А, если проще, российские немцы превратились в заложников одной из величайших империй мира.
Немецкой вопрос, казалось, был удачно разрешен ленинской национальной политикой и предоставлением немецкой диаспоре в СССР автономного статуса. Но на поверку оказалось, что подобное решение, не гарантирует пришлому этносу безопасности во время суровых исторических испытаний. В 1941 году началась война с Германией и эта затея обернулась для немцев страшной по своим последствиям трагедией, а немецкая автономия рассыпалась, как карточный домик.
Причина же была в том, что автономия не имела под собой этнической базы, как, например, у тех же калмыков или чеченцев. Не могло быть у власти доверия к народу, этнические корни которого находились на территории враждебного государства. В считанные дни волевым решением власти это немецкое государственное образование перестало существовать, а бывшие его граждане превратились в заключенных и заложников войны.
После войны российских немцев стали выпускать из лагерей, но «под подписку о невыезде». То есть, проволоку сняли, но конвой оставили. А будь у немцев, как у ингушей, чеченцев или калмыков, своя исконная этническая территория, а не просто территория их бывшей производственной деятельности, немцы, пожалуй, еще раньше этих народов возвратились бы к своим родным очагам, так как добровольно на сторону врага, в отличие от народов, упомянутых мною выше, не переходили.
Территория же производственной деятельности российских немцев была к тому времени заселена эвакуированным населением из западных областей страны и, худо ли бедно ли, а земля обрабатывалась, и хлеб на ней люди выращивали.
Возвращать немцев в прежние места власти не было никакого смысла. Наоборот, государственный смысл в том и заключался, чтобы использовать немецкий сельскохозяйственный опыт в зонах с высоким риском земледелия. А это именно там, куда они и были депортированы - в Северный Казахстан, Омскую, Новосибирскую, Томскую области, в Красноярский край и далее по регионам Сибири и Севера. Так, исходя из экономической целесообразности, был использован трудовой потенциал, ставшего «безхозным» народа.
Исходя из этих рассуждений, напрашиваются несколько выводов.
Первое, у народа, не имеющего в стране проживания этнических корней, нет никаких шансов обрести полноценную свободу и государственность. Что касается республики, подаренной немцам Лениным, то в этом случае можно сказать, что большевик Ленин - дал, а большевик Сталин - забрал. Здесь был задействован принцип: «захотел - дал, захотел - забрал». Ничего не попишешь, хозяин - барин.
Второе, безопасное проживание в стране такому народу, у которого за спиной всегда маячит мощная метрополия, гарантируется лишь в том случае, если этот народ органически приспособится к новой культуре и растворится без остатка в суперэтносе. Иными словами, спасением для пришлого народа, который находится в меньшинстве перед аборигенами, может служить только его полная ассимиляция. Любая самоорганизация, любое самоопределение этого народа в критические моменты истории чревато для него жестокими преследованиями со стороны государства.
Третье, в том случае, когда желание ассимилироваться в стране проживания у пришлого народа отсутствует, для него есть только один безопасный выход - покинуть ее.
Кстати, многие наши предки после отмены в конце 19 века колониального статуса так и сделали. Они переселились в Канаду, Америку, Австралию. Уехать в Германию в прежние времена немцы-земледельцы не могли. Дело в том, что в Германии для земледельца не было и клочка свободной земли. Возвращение в Германию стало возможно лишь теперь, в постиндустриальную эпоху, когда земля перестала быть главной основой благосостояния.
А теперь для наглядности сравним ситуацию российских немцев, приехавших в Россию по контракту, подписанному с Екатериной Великой с «гастарбайтерами», приглашенными в 60-е годы 20 века правительством К.Аденауэра из различных европейских стран в Германию. И в том и другом случае прослеживаются аналогия - взаимовыгодный контракт, вызванный экономическим интересом сторон. Однако ни в одном, ни в другой контракте, разумеется, не были и не могли быть намека на то, что вслед за этим последует государственное самоопределение людей, приглашенных для выполнения определенных рабочих функций.
Подобное требование сродни полнейшему абсурду! Но не подобного ли рода абсурд произошел в Советской России, когда декретом Ленина была создана Республика Немцев Поволжья? Получается, что своим декретом Ленин заложил под наш народ мину замедленного действия, которая успешно и рванула в 1941 году.
Исходя из выше изложенного, не выглядит ли и наша борьба за восстановление автономной республики в 80-е - 90-е годы в России таким же абсурдом?
Так почему же все-таки этот вопрос возник и возник именно тогда, когда у немцев появился реальный шанс возвратиться на родину предков?
Как говорили древние римляне, начнем с того, что определим, кому это было выгодно? А выгодно поставить этот вопрос на повестку дня было, в первую очередь, власти, для которой отъезд немцев угрожал экономической катастрофой в сельском хозяйстве. Но было бы не серьезным после стольких отказов в восстановлении автономии самой же власти этот вопрос поднимать. Нужна была инициатива снизу. И эта инициатива была проявлена. На арене появляются из нашей же среды наемные вожди-борцы, которые вместо настоящей родины стали агитировать нас за воссоздание эрзац-родины. Таким образом, нас стали призывать еще раз наступить на те же ленинские автономные грабли. Как будто, исторический урок нам не пошел впрок.
Вожди российских немцев, конечно, могли и заблуждаться. Некоторые даже очень долго - многие годы к ряду. Но, к счастью, к к концу 80-х годов 20 века в нашем народе, наконец-то, сформировался инстинкт самосохранения. Российские немцы не захотели повторно искушать судьбу, и стройными рядами двинулся в фатерлянд.
А теперь вернемся к вопросу о том, почему власти было выгодно, чтобы немцы не покидали СССР. У послевоенного руководства в СССР никогда не было сомнения в отсутствие всякой необходимости реанимировать умершую автономию. Во-первых, в восстановлении автономии оно не видело для государства никакой необходимости. Более того, существующее после войны положение с немцами было для СССР наиболее целесообразным. Судите сами. Российский немцец - это априори искусный земледелец и куда его ни высели, лишь бы земля у него под рукой была, он не только себя, но государство накормит. Работать в условиях поволжских и причерноморских степей любой сможет, а вот в условиях, например, Красноярского края или казахстанской целины много ли желающих найдешь? А тут и желания не надо спрашивать, немцы волею исторической судьбы уже там, где надо. Да еще с такой репутацией: «Немец, что верба, куда ни воткни, везде расцветет». И такой народ выпустить из сибирских колхозов, совхозов и казахстанской целины!? Ну, уж дудки, в Москве не дураки сидели!..
Правда, немцы, с приходом к власти Н.Хрущева, не давали покоя власти и неоднократно требовали от нее восстановления справедливости. Иного пути им не оставалось, так как в Германию тогда путь был закрыт напрочь. Партийные боссы в этой ситуации не терялись и прибегали к десятилетиями испытанным большевиками методам - демагогии и обещаниям во всем разобраться и помочь. В таком режиме пустой болтовни и решался немецкий вопрос тридцать лет к ряду. В 70-е же годы, когда российские немцы перешли от борьбы за автономию к борьбе за свободный выезд на родину предков, Л.Брежнев поручил экономистам, так, на всякий случай, подсчитать, какими убытками обернется отъезд немцев из СССР? Подсчитали и еще больше убедились в том, что немецкий вопрос в СССР решен самым правильным образом. А куда деваться, если экономические убытки от поголовного выезда немцев грозили вылиться для страны в сотни миллиардов рублей убытков?
Так и дожили дружно до перестройки, до тех времен, когда в 1986 году М.Горбачев подписал закон, облегчающий выезд немцев в Германию. В результате, уже в следующем 1987 году в ФРГ выехало 14488 человек. Почти столько же, сколько за все послевоенные годы. В 1988 году число выехавших выросло более чем в три раза. В то время, когда Горбачев подписывал постановление, спецслужбы уже разрабатывали упреждающие мероприятия по торможению гибельного (полтриллиона рублей потери!!!) для сельского хозяйства страны оттока немцев из СССР. Вот здесь, как джокер из рукава карточного шулера выскочила и легла на стол власти карта-идея восстановления справедливости в отношении немцев и возвращение им автономной республики. Кстати, курировал этот вопрос не министр сельского хозяйства, а сам председатель КГБ В.Крючков. А это говорит о многом!
И вот уже Председатель Президиума Верховного Совета СССР А.Лукьянов в записке, направленной им в самом начале 1988 года в ЦК КПСС пишет: «...можно было бы приступить к рассмотрению проблемы о немецкой автономии, образуемой на добровольных началах в пределах Саратовской и Волгоградской областей в виде автономного округа с перспективой преобразования в автономную область или автономную республику» («История российских немцев в документах». Т.1, Стр.226. М., 1993). (Здесь и далее ссылки взяты из этого двухтомного сборника)
А как же не «приступить к рассмотрению», если наметилась явная тенденция немецкого населения к полному и окончательному исходу из страны - ОВИР к тому времени уже был завален заявлениями немцев на выезд.
Итак, перспектива для образования «на добровольных началах» автономного округа А.Лукьяновым начертана. Дело осталось за «добровольцами», которые заварили бы эту бодягу. За ними дело не стало. Уже в октябре 1988 года на свет появляется Координационный Центр советских немцев, состоящий из 200 представителей немецкого народа, возглавляемый Г.Гроутом.
Я ни в коем случае не хочу обидеть никого из тех членов «Возрождения», кто принял идею реанимации республики за чистую монету и активно включился в борьбу за торжество высшей справедливости. Они очень много сделали и особенно на местах возрождая в людях национальное самосознание и гордость за свой народ, за что многие из них снискали себе заслуженное уважение в среде российских немцев. В любом случае идея возрождения всколыхнула сознание наших немцев, позволила им после многих лет вынужденного молчания поднять голос в свою защиту от маразма и жесткости власти, а в итоге - плюнуть на бюрократические игры Кремля и его подручных и возвратиться на родину предков.
Тем не менее, фактом остается то, что изначально автономную идею аккумулировала власть, а непосредственно курировал КГБ, которым любыми средствами нужно было остановить катастрофический для экономики страны отъезд немцев на историческую родину. После записки Лукьянова в ЦК КПСС уже в апреле 1988 году в Москве объявилась Третья делегация российских немцев (две предыдущих посетили Москву в 1965 году), членов которой собрал телеграммами из Москвы, посланными во все концы СССР Генрихом Гроутом. Кстати до того момента совершенно не известного российским немцам. В списках Третьей немецкой делегации, созванной Г.Гроутом, уже отсутствуют почти все имена ветеранов немецкого движения, участников первой и второй делегаций. И понятно почему - эти люди познали цену обещаниям Кремля, а теперь, когда открылись шлюзы для выезда, и появилась альтернатива иллюзорной автономии, их взгляды были обращены не в сторону илюзорных проектов, а в сторону страны отцов. На смену им пришли новые люди, и возглавил их молодой и перспективный Г.Гроут, прибывший внезапно в Москву аж с берегов Азовского моря. У руля национального немецкого движения стали молодые, энергичные люди, хорошо понимающие всю важность текущего политического момента и поставленную перед ними задачу: остановить поток немцев, выезжающих в Германию в обмен на автономию.
С конца 1988 имя Г.Гроута становится синонимом слову «возрождение». Заблуждался в то время Г.Гроут или свято верил в идею восстановления республики, манипулировала ли его помыслами и действиями власть или по зову сердца он стал отчаянно бороться с «эмигрантскими настроениями» в немецкой среде, не ясно. Да, наверное, и не столь уж важно для истории. Важно другое, что в то время он лил воду на мельницу тех, кто изо всех сил старался «держать и не пущать» российских немцев в родные пенаты.
Вот факты. Третья делегация (апрель 1988), возглавляемая Гроутом, обратилась к М.Горбачеву с обращением, в котором, наряду с другими неотложными вопросами числился и этот: «Ограничение и постепенная ликвидация эмигрантских настроений среди советских немцев «. (Там же, т.2., стр.52). Отметьте, какая революционная решительность у наших лидеров: «Ливидация» и баста!
В Обращение Пятой делегации в ЦК КПСС (5 октября 1988), подписанной Г.Гроутом, Г.Вормсбехером, И.Кроневальдем и Я.Лехманом, вновь присутствует аналогичная установка: «Противодействовать выездным настроениям». (Там же, т.2, стр.67).
В 1989 году, будучи уже председателем общества «Возрождение», Г.Гроут в своем выступлении на Второй конференции квалифицирует отъезд российских немцев на историческую родину, «как очередную национальную трагедию» (Там же, Т., 2, Стр.132).
Вредная сущность возникшей во второй половине 80-х годов идеи возрождения автономии, даже независимо от того, кто ее реанимировал и независимо от того, верили ли в эту идею немцы или нет, заключается в следующем:
1. Необоснованное этнической необходимостью (смотрите выше) возможное возрождение автономии отбросило бы немцев к историческому моменту, существовавшему в довоенный период. То есть, к той искусственной ситуации, в которой наш народ уже пребывал до 1941 года. Но, если в прошлом эта ситуация возникла в силу политической конъюнктуры, порожденной революцией, то на этот раз мы добровольно должны были под руководством Г.Гроута избрать себе судьбу народа-заложника.
2. При наличии в мире немецкого государства Германии, как метрополии российских немцев, все попытки сохранения на территории России немецкой эрзац культуры в виде «культурных автономий», проповедуемых Г.Гроутом, наивны и не оправданы никакими разумными доводами.
Немецкие переселенцы выполнили возложенную на них Россией уникальную функцию - освоили огромные пустующие пространства и создали неповторимую на земле колонистскую культуру. С этим и закончилась их историческая миссия. Другой миссии в России у нашего народа как носителя немецкой колониальной культуры не было, и нет.
В России уделом нашего народа в 20 веке были, а для многих немцев остаются и до сегодняшнего дня, резервации с присутствием в них самого тяжелого и неэффективного труда, характерного для условий Сибирского и Среднеазиатского регионов, мест, определенных нашему народу в качестве ссылки и каторги с довольно ограниченными условиями для интеллектуального, профессионального и культурного развития.
Благо, что Германия, правда, не в той мере, в которой нам хотелось бы, признавала определенное время за нами право на возвращение в страну наших общих предков.
Говорить о какой-то особой культуре российских немцев, которую нас призывают сохранить наши вожди-фантазеры, я считаю, совершенно абсурдно. Более того, пытаться законсервировать ее как в Сибири, так и в Германии, на чем настаивает представители сторонники Гроута, живя уже здесь в Германии есть, если не провокация, то величайшее заблуждение.
Мы вернулись домой с тем, чтобы как можно быстрее адаптироваться и вместе со своим народом работать над созиданием лучшего будущего для нашего немецкого государства и для наших потомков. Будущего, кардинально отличного от того прошлого, которое выпало на долю немцев в 20 веке.
Мы живем в родном отечестве и вполне способны разобраться в проблемах нашего общества без каких бы то ни было «заслуженных инструкторов» по борьбе за лучшее будущее.
23. Re: Вредоносная иллюзия
22. Ответ на 20., Ева :
21. Ответ на 19., :
20. Ответ на 17., W.Betz:
19. Ответ на 16., В.М. :
18. W.Betz
17. 14. W.Betz : Ответ на 12., дед пенсионер :
16. Ответ на 12., дед пенсионер :
15. 10. W.Betz : Ответ на 9., В.М. :
14. 8. W.Betz : Ответ на 7., дед пенсионер :