Российские ученые А.Герман, Т.Иларионова, И.Плеве, В.Баумгертнер, В.Бауэр и другие, занимающиеся историей германских земледельцев и ремесленников, отдавших более 200 лет самоотверженного служения России, давя своим научным авторитетом в приказном порядке обязывают нас, немцев, возвратившихся в старое Отечество и живущих сегодня в ФРГ, именовать себя в литературе и исторических исследованиях «российскими немцами» и никак иначе.
Вот, например, как на этот счет выразился с высокой трибуны «Международного Союза общественных объединений немцев» один из них:
«В начале этого года (2011) появились статьи и тиражируются для общественного обсуждения на предмет введения нового этнонима «германороссы» взамен «российские немцы». Свое категорически отрицательное мнение мы высказали нашим коллегам из Всегерманского интеграционного совета немцев из России. Основывались мы, прежде всего, на строго исторически научных фактах, за что искренне благодарим профессора Чеботареву Валентину Георгиевну - известного ученого - специалиста по истории российских немцев. Что за всем этим стоит - не трудно догадаться. Это умышленный вброс в общественную среду провоцирующей идеи с задачей, как один из вариантов - организовать «бурное» ее обсуждение, что, вполне естественно, внесет «раздрай» в сообщество и сумятицу в понятийный аппарат. А чиновник создаст ещё одну «увертку»для непринятия мер по реабилитации немцев, дескать, нет теперь российских немцев, а есть «германороссы», о которых в правовых актах нигде ничего не сказано и т.д.» [1]
Господин Баумгертнер, извините, но вы же, как ученый, прекрасно знаете, что нельзя считать утверждение, пусть и со ссылками на крупных ученых, некой истиной в последней инстанции. Наука не признает таких истин, иначе она не была бы наукой.
К тому же, господин Баумгертнер, ни в одном историческом, правовом или законодательном документе как Российской империи, так и государства СССР, мы не находим термина «российские немцы». Ведь термин этот, о чем Вам хорошо должно быть известно как непосредственному участнику тех событий, появился только в конце прошлого века стараниями деятелей немецкого возрождения и ни в каких правовых актах до того момента не присутствовал. Вот что на этот счет пишут Ваши же коллеги по ученому цеху в соавторской книге «Российские немцы: право на надежду» В.Бауэр и Т.Иларионова:
«Коллективные поиски нового самоназвания (российские немцы. Автор) были особенно мучительными во время первого Съезда немцев СССР». В данном случае этот термин, как мы убедились, был введен в научный оборот не учеными, а волевым решением на I Чрезвычайном съездe немцев СССР в марте 1991 года его делегатами. И где же здесь «строго выверенные исторически научные факты»?
Итак, к десятку уже имеющихся терминов, обозначающих немцев России за двухвековую историю пребывания в ней с легкой руки российских ученых в 1991 году к ним добавился новый термин - «российские немцы». А позвольте спросить, а чем хуже имеющиеся в анналах истории названия нашей диаспоры, как, например: «иностранные колонисты», «иностранные поселенцы», «немецкие колонисты», с 1871 года «немецкие поселяне-собственники», «поселяне-немцы», «немецкие земледельцы», «немецкое население России», «подданные Российской империи», «гражданe Советского Союза», «русские немцы», «советские немцы».
Чем же прежние названия хуже навязываемого вами нам термина «российские немцы»? По крайней мере, старые исторические названия несут в себе существенную смысловую нагрузку, определяют социальный статус немцев в российском обществе. Ваше же название несет в себе лишь географическое место проживания немцев и ничего более. Изменилосъ географическое место проживания, извольте поменять этносу собственное имя. С большой натяжкой этот термин имел право на существование всего полгода, до тех пока не развалился СССР, в результате чего, согласно вашей логике, наряду с российскими немцами появились «киргизстанские», «казахстанские», «таджикистанские» и т.д. по списку новые названия несчастных немцев.
Абсурд?
Еще какой, поскольку такой подход обеспечивает право на существование симулякров - форм, не обеспечивающих собой содержание. Подобная форма многообразного наречения нашей диаспоры никак не отражает присущего ей и только ей сформировавшегося за два столетия совместного проживания немцев с народами России нового менталитета.
В нашем народе размыты традиционные границы между двумя этносами германским и славянским. В России мы не были достаточно русскими и нас там звали немцами; возвратившись в Германию мы не являемся достаточными немцами и потому здесь нас зачастую называют, а если и не называют, то отождествляют с русскими. Но даже если до переселения многие из нас и жили в Российской Федерации, то репатриировавшисъ в Германию мы никак не можем называться «российскими немцами», потому что это не соответствует вашей же логике по принципу привязки к термину «немец», прилагательного, обозначающего территорию проживания нашего народа. Теперь мы, как минимум, «германские немцы» или «ФээРГэвские» немцы (полный абсурд!). Во-вторых, каким термином нам обозначить немцев, прибывших в Германию из других республик бывшего СССР? Именно поэтому для нас, немцев, возвратившихся в старое Отечество, искусственно приклеиваемое нам название «российские немцы» является не более, чем симулякром, семиотическим знаком, не имеющeм означаемого объекта в реальности.
Два народа: русские и немцы являются самыми близкими, в отличие от других народов Европы нациями. Российско-германские отношения занимали и занимают ключевое положение в системе европейских государств и оказывают огромное влияние на международные отношения в целом. И не случайно до ХХ века между немцами и русскими существовала не вражда, а вполне дружественные отношения. Поэтому не только наличие экономических проблем, которые переживали в 18 веке немцы Германии, но и складывающиеся веками дружественные отношениями, послужили толчком для безоглядного, доверительного перемещения крестьян Германских княжеств в Россию в 18-19 веках.
Нашему поколению немцев, на долю которого выпало возвратиться назад, предстояло стать перекидным мостиком между Россией и Германией. И мы этим мостиком день ото дня, год от года становимся неотвратимо. Только нам, кому было суждено за одно рождение прожить две жизни: жизни среди русских и среди немцев, дано понять и выполнить в полной мере историческую задачу - помочь сформироватъ у обоих народов - немцев и русских - объективные представления друг о друге. А для этого мы должны сохранить, приумножить и передать потомкам духовное наследие наших предков - немецких колонистов России, унаследовавших, наряду с великой немецкой великую русскую культуру. Сегодня Россия нуждается в поддержке, в которой 250 лет назад нуждались мы - немцы. И мы ее получили тогда. И мы хотим этот долг русским возвратить. Возвратить той же Любовью, той же рачительностью, которая тогда была явлена нам, что непременно явится непременной пользой для обоих наших народов. Мы - германороссы - должны, будем и есть в первых рядах этого великого процесса объединения наших культур, наших народов, наших экономик, нашей политики.
Уважаемые ученые, пожалуйста, не нужно нас посредством термина «российские немцы» превращать в живых носителей географических мест на карте. Наша миссия совсем не в том, чтобы метить территории нашего пребывания на земле. Где наш народ только не мотали власти по городам и весям... За всем и не уследишь. Наша миссия - в том, что мы носители двух культур: германской и славянской, немецкой и русской. И в этом случае мы не «российские, не «китайские», не «малайские немцы». Мы - германороссы, и ничего поделать с этим фактом ваше ученое сообщество, как бы ни хотело - ни старалось ничего не сможет.
Что мы вкладываем в понятие «германороссы»?
«Понятие «германороссы» несет в себе колоссальную смысловую нагрузку, объясняет наш культурный код, нашу ментальность как духовно-нравственное содержание и образ мышления. В нашем случае речь идет о реальном феномене истории, суть которого заключается в том, что германский менталитет, с которым наши предки обосновались в России и попали под детерминирующее влияние русского языка и русской культуры, претерпел определенную метаморфозу, в результате которой сформировалась совершенно новая общность людей, которую окончательно спаяла в единое целое общая на всех судьба изгнанников, начало которой было положено Указом о депортации от 28 августа 1941 года.
Мы, германороссы, имеем огромную возможность сыграть в этом благородном деле, деле объединения с Россией, если и не ключевую, то огромную роль, которая вручена нам волею исторического провидения, исторической судьбы.
При наслоении и смешении двух христианских менталитетов - германского и славянского - не могло не произойти обусловленного формирования в колонистской среде и совершенно новой ментальности, которая стала основой для формирования неизвестного прежде коллективного характера. И, если учесть, что из Германии в Россию ехали самые предприимчивые, самые смелые, самые уверенные в себе люди, то и система социокультурных и этнокультурных ценностей германского происхождения у них была очень высокой. Этот показатель в новых условиях был доминантным, немцы не позволяли себе в измененных обстоятельствах приобретать из окружающей их среды качества низшего порядка. Но в тоже время их менталитет был открыт для обогащения лучшими качествами русского народа, среди которого они стали жить и трудиться.
250 лет мысли, побуждения, чувства немецких колонистов России корректировались согласно окружающей их цивилизационной специфики и национальной ментальности, выражающихся в национальном характере славянина. Таким образом, создавалась особая конфигурация, в которой формировался характер германоросса, носителя лучших черт обоих народов, Иначе, традиционное германское сознание, то есть, система мировоззрения, основанная на этнической базе, в процессе интеграции в новую среду впитывало и включало в себя приоритетные, наилучшие качества, присущие русскому этносу.
Усвоение немецкими колонистами новых образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков позволяли им более успешно функционировать в незнакомых условиях. В их среде быстрыми темпами происходила социализация - становление новой неизвестной на европейском континенте прежде личности. В данном случае, случае взаимодействия с новой для колонистов средой обитания, происходило формирование личности элитного плана и улучшенного во всех отношениях менталитета этой этнической группы. Волей или неволей, но германороссы стали прочным связующим звеном между двумя великими культурами Европы - русской и немецкой. Такова наша историческая, если не Божественная, миссия. И кому, как не нам, следует продемонстрировать миру, что между нами нет никакой мировоззренческой пропасти, что и Германию, и Россию объединяет одинаковые устремления и целеполагания, главным содержанием которых является неуемная жажда жизни, которую питают Духовность и Вера в высшую справедливость и Божественное начало человека и всего сущего на земле.
[1] Из доклада Президента Международной общественной организации «Международный Союз общественных объединений немцев» профессора, д.экон.н. Баумгертнера В.Ф. по теме: «Российские немцы. 70-лет несправедливости и несбывшихся надежд», 02 августа 2011 года г. Москва.
14. Ответ на 11., Натали :
13. Приб лукавит
12. Автору
11. Re: Cнова о термине «германороссы»
10. От вражды и розни нам радости мало...
9. 2. Hyuga :
8. Re: Не сметь свое мнение иметь!
7. Re: Не сметь свое мнение иметь!
6. Re: Не сметь свое мнение иметь!
5. Ответ на 1., Hyuga: