В начале октября Благовещенская церковь на Васильевском острове отмечала 250-летие со дня освящения первого престола. В праздничные дни здесь много говорили о святителе Тихоне Задонском - ведь именно он в 1762 году освятил Благовещенский храм. Поздравить храм с юбилеем приехали насельники Рождество-Богородицкого Задонского монастыря, иеромонахи Гавриил (Мельников) и Александр (Лавлинский). Они привезли в дар Благовещенской церкви икону святителя Тихона с частицей его мощей.
И икона святителя на аналое, и присутствие за богослужениями монахов создавали ощущение, что приход храма каким-то образом перенёсся в Задонский монастырь. Тихие монашеские возгласы звучали особенно проникновенно на фоне торжественного партесного пения. А краткие слова отца Гавриила, произнесённые с амвона или в личной беседе с прихожанами, запоминались потому, что были исполнены искренней и внимательной любви к каждому.
Отец Гавриил нашёл время ответить и на несколько «журналистских» вопросов - о Санкт-Петербурге, о святителе Тихоне Задонском и о той России, которая находится далеко от столиц.
- Отец Гавриил, поделитесь, пожалуйста, Вашими впечатлениями от Санкт-Петербурга. Каким Вы видите его - светской северной столицей или святым градом?
- Я с Петербургом хорошо знаком, потому что, живя в Задонском монастыре, заочно учился здесь в экстернатуре Духовной академии. Я постоянно молился у питерских святынь и знаю, какая огромная возле них благодать. Блаженная Ксения Петербургская, благоверный князь Александр Невский, праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Серафим Вырицкий - это только малая часть петербургских святых. Сейчас среди них появились и новомученики - священномученик Вениамин, священномученик Серафим... Все они хорошо известны нам в Задонске. Получив такую огромную благодать в Санкт-Петербурге, явную помощь от святых, на этот город можно смотреть только как на святой град.
Конечно, в каждом городе сейчас много и светского, и духовного. Как и во всяком крупном городе, в Петербурге много греха и зла, - но есть и огромный пласт духовности. В Петербурге служат замечательные священники, старцы - например, отец Иоанн Миронов и другие опытные духовники. Они прошли трудный советский период и приобрели огромный опыт духовной жизни. А кто-то из этих батюшек уже почил...
Здесь есть свои, питерские традиции духовной жизни - поста, Причащения. Это действительно крупный духовный центр. К тому же город выстоял в блокаду, и в это время ему тоже покровительствовали святые - в частности, святая равноапостольная Нина. Казалось бы, она очень далека от Петербурга. Но она являлась митрополиту Зиновию - великому глинскому старцу, который во время блокады жил в Грузии и много молился за Петербург. В видении митрополит Зиновий узрел Матерь Божию и перед Ней - святую Нину. Падали её слёзы, крупные, как виноград, когда она молилась за осаждённый город. Дата снятия блокады приходится на день памяти этой святой - 27 января. Поэтому Петербург находится и под покровительством святой равноапостольной Нины.
Многие святые были посвящены в сан именно в Санкт-Петербурге. Вот и святитель Тихон Задонский был посвящён во епископы в Петропавловском соборе...
- Как Вы думаете, Благовещенская церковь, освящённая святителем Тихоном, действительно может надеяться на его особую помощь? Сохраняется ли связь храма с освятившим его подвижником?
- Конечно, сохраняется! Как писал один современный богослов, Царство Небесное - это мир вечной памяти, а не вечного забвения. Святые прекрасно помнят всех, кого они оставили на земле, те места, где они бывали. С одной стороны, они уже принадлежат Вечности, они выше всего земного. Но, с другой стороны, они помнят нас, помнят родной город и монастырь, покровительствуют им. Например, святой Димитрий Солунский покровительствовал Фессалоникам. Когда на его родной город нападали дикие славяне, он являлся и спасал его от нашествия. И святой Тихон, конечно, прекрасно помнит на небесах, что он благословил этот храм. Я думаю, что он продолжает покровительствовать ему и молиться на этом месте. Когда епископ или священник освящает какое-то место, жилище или храм, он оставляет там частичку своей души. Потом он помнит это место и молится о нём.
К тому же прихожане Благовещенского храма почитают святителя Тихона, молятся ему и, конечно, он отвечает им любовью. Теперь здесь уже будет две иконы с его мощами - одна в неподвижном киоте, другая - переносная.
- В житии святителя Тихона говорится, что он особенно любил общаться в простыми людьми и постоянно помогал нуждающимся. А сейчас вам рассказывают о каких-то случаях, когда святой помогает бедным, может быть, находящимся на грани отчаяния?
- Бывают такие случаи! Допустим, такой простой, живой пример: человек долго не мог найти работу. Приехал к мощам святителя Тихона, помолился - и буквально в этот же день ему позвонили и предложили хорошую работу.
У мощей святителя Тихона происходит много исцелений, особенно - от недуга уныния. Ведь святителя Тихона в некоторые годы жизни тоже преследовали уныние, печаль, тоска. Враг рода человеческого вёл с ним борьбу, как и со всяким подвижником, и навевал на него дух беспричинной печали. Святитель Тихон победил это дьявольское наваждение молитвой и добрыми делами, и теперь помогает избавиться от уныния другим.
Случаев такой помощи очень много. Например, в Германии, недалеко от границы с Францией, живёт раб Божий Игорь. Некоторое время назад в жизни у него были проблемы, и он сильно унывал. Ему прислали из Задонска ламинированную иконочку святителя Тихона, и Игорь положил её в Псалтирь. Когда он снова открыл её, то оказалось, что листы слиплись. Игорь стал разъединять листы и увидел, что они промокли от мира, которое истекало от иконочки святителя. Крупные пятна мира выделили именно те слова, которые утешили Игоря и дали ответ на его животрепещущие вопросы. Так святитель Тихон утешил его в очень тяжёлую минуту. Потом этот человек принял дьяконский сан, а сейчас он, может быть, уже и священник. Служение он несёт в православной церкви за рубежом.
А один мальчик ушиб ножку, и у него начинался туберкулёз кости. Отец привёз мальчика к мощам святителя, они помолились, - и ножка без помощи врачей стала постепенно заживать.
У другого человека семь месяцев на ноге был свищ - язва с гнойным каналом, уходящим вглубь. Он приехал к мощам святителя Тихона, помолился - и свищ зажил... Всего не перечислишь, но помощь от святителя получают очень многие люди!
- Батюшка, вы упомянули об унынии... Наверное, многим знакома беспричинная тоска, которая окрашивает всё происходящее в чёрный цвет. Это действительно действие духа злобы? Как с ним бороться?
- Это чаще всего дьявольское искушение, а может быть, духовная болезнь или душевная рана. Если тоска действительно беспричинна - это, скорее всего, какое-то бесовское нападение, наваждение. Но она преодолевается частым Причащением, исповедью, Иисусовой молитвой, которую необходимо как можно чаще творить в таких состояниях. 90-й псалом очень помогает, Евангелие утешает, Псалтирь отгоняет от нас всё плохое, умиротворяет сердце. Здесь духовные средства нужны, а иногда и просто участие хорошего верующего человека. Святитель Тихон врачевал дух печали с помощью добрых дел: он старался делать их больше и больше. Помогал бедным, несчастным, и в этом находил огромное утешение. Добрые дела необходимо делать, чтобы наше сердце смягчалось, умиротворялось - и дух уныния, печали постепенно отступит.
- Отец Гавриил, у святителя Тихона очень много богословских трудов. С чего стоит начать знакомство с ними?
- Да, много у святителя трудов замечательных! Может быть, самое простое - это «Сокровище духовное, от мира собираемое». Там он берёт самые простые, даже бытовые примеры из жизни и извлекает из них духовный смысл. Допустим, смотрим мы на лужицу: она прозрачная, но на дне у неё муть. Стоит немножечко её всколыхнуть - и муть сразу же заполняет всю лужицу. Так же и наше сердце: казалось бы, оно спокойное, мирное. Но стоит только немножечко нас затронуть - и муть греха поднимается со дна и начинает заполнять всё сердце через зависть, злость, обиду... Святитель Тихон пишет о том, как мы должны беречь своё сердце, стараться не допускать туда плохое, грязное. На таких простых примерах он раскрывает глубокие духовные вопросы.
Есть у святителя и другие замечательные произведения. Например, «Наставления о личных обязанностях каждого христианина». Это небольшое произведение о том, как мы должны относиться друг к другу, как каждый должен соответствовать своему призванию, на своём месте делать добро, выполнять волю Божию. Сейчас очень важно, чтобы каждый человек честно, порядочно себя вёл, добросовестно выполнял свои обязанности - и уже жизнь будет лучше!
Более глубокие произведения святителя - это двухтомник «Об истинном христианстве». Это уже учебник нравственного богословия - но богословия тёплого, живого. За эту теплоту святитель Тихон и был столь почитаем в народе как святой и как писатель. Если я не ошибаюсь, тираж его произведений превосходил даже тираж Пушкина. Так он был любим людьми за его простое, живое, сердечное, благодатное слово. Святитель Тихон чем-то напоминает святого Иоанна Златоуста, потому что Златоуст писал для всех - и для монахов, и для мирян. И у святителя Тихона не чисто аскетические труды, а произведения для всех.
У нас в монастыре есть послушники и монахи, которые с огромным удовольствием читают творения святителя Тихона. Один из них мне сказал, что сейчас многие сразу берутся читать глубокие книги, а хорошо бы начать знакомство с духовной литературой именно со святителя Тихона. Это азбука, основы духовной жизни, а в наше время люди зачастую и азбуки не знают. Что-то более сложное - например, «Добротолюбие» - человек может вначале и не понять. А святитель Тихон Задонский и, может быть, святитель Игнатий Брянчанинов начинают с самого основного, элементарного. Правда, слог святителя Тихона тяжеловат, но есть хорошие современные издания, которые «переводят» его творения на современный язык.
Достоевский восхищался святителем Тихоном и считал, что, может быть, это тот положительный тип, который так долго ищет русская литература. Вот какая это многогранная, удивительная личность!
В Задонском монастыре находятся и мощи святителя, и источники, которые он ископал своими руками. Эта святыня, эта благодать нас поддерживает, подпитывает очень сильно. Хотя мы уже привыкли к этому и, может быть, порой чего-то не замечаем. Но иногда помощь святителя Тихона чувствуется очень явно!
- Сейчас часто говорят о духовном возрождении России, и в Москве и Петербурге многие действительно идут в храм. А в глубинке это заметно?
- В обществе идёт духовное расслоение... Действительно, молодёжь и дети приходят в храм, Православие постепенно входит в школы. И в то же время растёт пьянство и наркомания. Это не то возрождение, на которое мы надеялись, хотелось бы большего! Такое же расслоение было и перед революцией, и во время неё. Достоевский называл русский народ богоносцем, а Белинский говорил, что это безбожный народ. В русском народе две эти крайности и сейчас, к сожалению, уживаются. С одной стороны, у нас десятки тысяч новомучеников, с другой - сотни тысяч отрекшихся безбожников.
Сегодня многие идут в храм, возрождаются человеческие души - хотя несколько лет назад таких людей было больше. Сейчас уже какой-то спад происходит, как мне кажется. Но мы на исповеди стоим по много часов, и каждый день приходит огромное количество людей, которые каются в первый раз. В то же время, если заехать подальше, то мы увидим разрушение и гибель деревень. Целые деревни спиваются - и молодёжь, и люди среднего возраста.
Происходит очень сложная духовная борьба за души, и чем она закончится, пока трудно предсказать. Но однозначно говорить о возрождении России, я думаю, преждевременно.
Беседовала Ольга Надпорожская