Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Православные дружины как лекарство от экстремизма

Юрий  Линник, Русская народная линия

09.10.2012


О примирении русских пассионариев …

В августе-сентябре этого года, после серии отвратительных актов вандализма в отношении православных храмов и поклонных крестов в России и на Украине, целый ряд православных общественных организаций выдвинул идею создания «православных дружин» для охраны церквей и поддержания порядка на прилегающих территориях. Однако православным духовенством эта идея была воспринята неоднозначно. Некоторые либерально настроенные священники выступили резко против такой инициативы, заявив, что это противоречит духу христианства и создает угрозу гражданскому и межнациональному миру в России (см. сайт «Православие и мир», где опубликована целая серия статей противников создания «православных дружин»)[1]. Такая позиция моих братьев по вере меня немножко удивила, и мне захотелось спросить их: чего вы так испугались, братья и сестры? Вспомните, ведь на Юге России такие «православные дружины» существуют уже много лет: это наше русское казачество, которое оказывает огромную помощь правоохранительным органам в борьбе с терроризмом, наркоторговлей и просто уличной преступностью. Возможно, я слишком перехваливаю казачество (на то у меня есть личные причины: мой родной дед - выдающийся советский математик Ю. В. Линник - происходил из запорожских казаков), однако, есть объективная, общепризнанная истина: за те 20 лет новейшей истории России, когда казачество возродилось как ВОЕННИЗИРОВАННАЯ форма местного самоуправления русского народа, не было НИ ОДНОГО сообщения в СМИ о каких-то бесчинствах казаков или о провоцировании ими каких-то межнациональных конфликтов. А ведь в России есть немало людей, которые, мягко говоря, недолюбливают казаков: это и либералы-западники, и исламские фундаменталисты, и северокавказские сепаратисты... И если бы казаки хоть раз где-нибудь повели себя непристойно, то об этом тут же закричали бы все газеты, журналы, телеканалы и интернет-сайты. Вспомним, сколько было сообщений о хулиганском (а то и бандитском) поведении милиционеров и полицейских, сколько говорилось о «дедовщине» в армии, и ни разу нигде ничего подобного не было слышно про казаков!! А вы не задумывались, почему? А потому, что - в отличие от милиции-полиции, в отличие от армии, - казачество ВОЦЕРКОВЛЕНО, и в этом вся его суть. Казачество - это наше православное рыцарство, которое помнит заповеди Иоанна Крестителя к воинам (Лк. 3:14). И если теперь по образцу казачьих дружин будут созданы православные дружины во всех регионах России, то это надо только приветствовать.

Кроме того, такие «православные дружины» могут стать одним из способов упорядочить и христианизировать ту стихийную пассионарную волну, которая на наших глазах поднимается из недр русского народа. Ибо, по многим признакам, русский народ потихоньку начинает выходить из того состояния оцепенения, ошеломления и полнейшей растерянности, в которое его повергло крушение коммунистической идеологии и развал Советского Союза. И теперь наш этнос вступает в ту фазу, которую Л. Н. Гумилев называл «пассионарным подъемом». Об этом свидетельствует и экономический рост, и показатели рождаемости (причем не только в северокавказских регионах, но и в русских областях, так что, судя по последней переписи, русские по-прежнему составляют 80 % населения России). Но особенно ярко, особенно наглядно был виден этот пассионарный подъем в последний год, на что указывает целый ряд фактов: во-первых, толпы народа, пришедшие поклониться Поясу Богородицы, затем - многотысячные политические митинги как противников, так и сторонников правящего режима (причем, заметьте, среди тех и других наиболее активными были русские националисты), затем - волна возмущения православной общественности в ответ на хулиганскую выходку Pussy Riot, затем - многотысячное молитвенное стояние у Храма Христа Спасителя 22 апреля... И если мы хотим, чтобы эта пассионарная волна направилась именно в русло православного христианства (а не в русло фашизма), то мы должны всячески стремиться воцерковить молодых русских пассионариев, и «православные дружины» - это один из способов такого воцерковления активной русской молодежи. И если либералы попытаются задавить эту пассионарную энергию нового поколения русского народа, то такая попытка неизбежно приведет к социальному и национальному взрыву. Например, если либералы будут активно протестовать против создания «православных дружин», и добьются своего, то такие «дружины» всё равно стихийно возникнут, но только уже не православные, а откровенно фашистские. Иными словами, те молодые люди, которые могли бы пополнить ряды «православных дружин», вместо этого пополнят ряды скинхедов. Вам это надо?

Одна из главных задач, которая сегодня стоит перед казаками и православными дружинниками, - это не только охрана храмов, но и круглосуточное наблюдение за теми противниками Церкви, которые совершали кощунства либо занимались подстрекательствами к кощунствам. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы не позволить им совершить новые кощунства, а во-вторых (и это очень важно!), чтобы не дать провокаторам совершить покушение на их жизнь с той целью, чтобы потом обвинить в этом православных. Кстати, это фирменный стиль одного нашего общего знакомого, который прошлой зимой послал из Лондона известное провокационное письмо Патриарху, с чего и началась вся эта «информационная война» против Церкви. А по версии Аркадия Мамонтова (см. его фильм «Провокаторы»)[2], именно этот лондонский деятель организовал «перформанс» группы Pussy Riot 21 февраля. И, зная его повадки, нетрудно предположить, каким будет его следующий шаг. А это будет убийство либо покушение на убийство одной или нескольких участниц группы Pussy Riot, а возможно - и кого-то из их семей. А затем - публичное обвинение в этом «православных фундаменталистов». А затем - оголтелая истерия во всех мировых и в российских либеральных СМИ о том, как Русская Православная Церковь поощряет своих фанатиков совершать преступления. А затем - восторженные крики всех атеистов, антиклерикалов и неоязычников: «Смотрите, люди добрые: оказывается, эти православные христиане ничуть не лучше воинствующих исламистов! А значит, христианство - ничуть не лучше ислама! А значит, все религии одинаковы: все призывают к насилию!»

И вот это уже будет наглой ложью. Христианство всегда отличалось от ислама тем, что умело «отделять грех от грешника», то есть ненавидеть грех, но при этом любить грешника и стремиться его спасти, исправить, перевоспитать. Всем известен Евангельский рассказ о том, как Христос спас от побивания камнями женщину, уличенную в прелюбодеянии (то есть в супружеской измене), а затем сказал ей: «Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши» (Ин.8:1-11).

Вторую часть этой фразы всё время забывают те «либералы», которые, по словам апостола Иуды (не Искариота, а брата Иакова), «обращают благодать Бога нашего в повод к распутству» (Иуд.1:4). Именно этим зачастую занимается современная западно-христианская мораль, прежде всего - протестантская, которая очень любит вспоминать первую часть этой фразы: «Я не осуждаю тебя», и напрочь забывает вторую часть этой фразы: «иди и впредь не греши». Впрочем, такое «либеральное» понимание христианства было распространено еще в древности, и именно оно и возмутило апостола Иуду.

В знак протеста против такого «либерализма» основатель ислама Мухаммед, по сути дела, вернулся к ветхозаветной «строгости»: когда иудеи привели к нему точно такую же женщину, уличенную в прелюбодеянии, он, недолго думая, велел забить ее камнями до смерти (отсюда - такое распространение этой казни в законах Шариата, см. об этом, например, в комментариях Э. Р. Кулиева к Корану)[3].

И здесь проявилось главное отличие ветхозаветной морали (которую унаследовал ислам) от новозаветной. Эти две морали совершенно по-разному отвечают на вопрос: что следует делать с плохим (грешным) человеком - УНИЧТОЖИТЬ его или ИСПРАВИТЬ. Ветхозаветный ответ - УНИЧТОЖИТЬ. В Ветхом Завете еще нет идеи бесконечного духовного развития человека, а значит, нет идеи о том, что человек может исправиться. В некоторых ветхозаветных книгах прямо говорится: «дурак не может поумнеть», «подлец не может стать честным», «плохой человек не может стать хорошим» (Притч.26:1-12, 27:22. Сирах.22:7-20. Еккл.1:15). Поэтому в Ветхом Завете основной вид наказания - СМЕРТНАЯ КАЗНЬ ЧЕРЕЗ ПОБИВАНИЕ КАМНЯМИ. Ибо ветхозаветный человек не способен покаяться, исправиться, преобразиться, и его легче убить, чем исправить. Вспомним самое яркое и трогательное исключение из этого правила - покаяние братьев Иосифа в их преступлении перед ним и перед их отцом Иаковом в финале книги Бытия. Однако исключительность этого события доказывает тот факт, что уже в следующей книге - Исходе - за такое преступление (похищение человека с целью продажи в рабство) положена смертная казнь (Исх.21:16), и это значит, что ветхозаветное сознание не видит возможности покаяния и исправления преступника.

А в Новом Завете основная идея - бесконечное духовное совершенствование человека («будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48), «подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Ефес.5:1)), а значит, есть идея о том, что ЛЮБОЙ человек может исправиться - и дурак может поумнеть, и подлец может стать честным. И потому тема исправления грешников (наряду с исцелением больных) - главная тема всего Евангельского повествования. И потому в сцене с женщиной, уличенной в прелюбодеянии, по сути дела, ХРИСТОС ОТМЕНЯЕТ СМЕРТНУЮ КАЗНЬ.

Это различие ветхозаветного и новозаветного отношения к человеку касается не только отдельных людей, но и целых народов. Что делать с плохими, грешными народами, практикующими идолопоклонство, человеческие жертвоприношения, «священную проституцию» и прочие мерзости? Что делать с ними - уничтожить или попытаться исправить? Древние Израильтяне считали, что их невозможно исправить, и поэтому так же часто, как они применяли смертную казнь в отношении отдельных людей, они применяли геноцид в отношении целых народов. А унаследовавшие ветхозаветное мировоззрение мусульмане так же часто применяли геноцид в отношении «неверных» народов, в том числе христианских: самые недавние примеры - геноцид армян в начале XX века и геноцид боснийских сербов в конце ХХ века. (Справедливости ради заметим, что в мусульманских странах геноциду нередко подвергались и мусульманские народы: новейший пример - геноцид курдов в Ираке при Саддаме Хусейне, применявшем против них химическое оружие - удушающий газ).

А европейская цивилизация, при всех ее заблуждениях, всё-таки унаследовала новозаветное отношение к человеку. Потому в Европе уже давно нет смертной казни. А под влиянием Европы (в том числе и России) это новозаветное отношение к человеку распространяется и в нехристианских странах, в том числе в мусульманских. Еще в конце ХХ века весь мусульманский мир активно практиковал смертную казнь. Но сегодня под влиянием Европы (и России) уже значительная часть мусульманского мира либо окончательно отменила смертную казнь, либо приостановила ее применение: Турция, Азербайджан, среднеазиатские республики бывшего СССР, североафриканские страны - кроме Египта и Ливии[4]. Это пример того бесспорно положительного влияния, которое Запад оказывает на Восток, пример тех «добрых плодов»(Мф. 12:33), которые приносит вестернизация Востока, пример распространения Западом христианских ценностей на Востоке. И таких примеров, охватывающих все стороны общественной жизни, можно привести множество.

Всё это свидетельствует только об одном: западная цивилизация, при всех ее заблуждениях, остается, по сути, христианской, и как бы ни хотелось толерантно-политкорректным либералам-неоязычникам вытравить из европейского сознания это христианское отношение к человеку, отделяющее грех от грешника, как бы им ни хотелось заставить европейцев забыть само понятие греха и забыть об истинной свободе человека - свободе для Богоподобного творчества (а не для разврата и бессмысленных наслаждений), - как бы этого ни хотелось врагам христианства, а всё равно в массовом сознании европейцев живы слова Христа: «Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши».

О необходимости «отделять грех от грешника» неоднократно заявлял Патриарх Кирилл,  одной из главных целей которого является духовное примирение как России и Запада в целом, так и «западников» со «славянофилами» внутри России. Только в этом году слова об «отделении греха от грешника» были произнесены Патриархом по крайней мере трижды:  первый раз - 17 марта (см. Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти благоверного князя Даниила Московского)[5], второй раз - 3 апреля, на заседании Высшего Церковного Совета[6], и третий раз, особенно ярко, - в Заявлении Высшего Церковного Совета от 17 августа по поводу приговора группе Pussy Riot:

«Не подвергая сомнению правомерность судебного решения, обращаемся к государственной власти с просьбой проявить в рамках закона милосердие к осужденным, в надежде на то, что они откажутся от повторения кощунственных действий. Церковь благодарит всех, кто поддержал Ее, осудил богохульство, выразил мирный протест против него. Мы также считаем естественным выражение жалости к задержанным, которое исходило как от чад Церкви, так и от людей внешних. Необходимо отделять грех от грешника, осуждая первый и надеясь на покаяние последнего. Бог всегда ищет спасения грешников и призывает их к покаянию. Так и Церковь стремится к примирению и исцелению тех ран, которые были нанесены проявлениями кощунства и вражды. Обращаясь к людям, религиозные и национальные чувства которых были глубоко оскорблены как самим актом кощунства, так и последовавшей за ним пропагандистской кампанией, Церковь призывает воздержаться от любых попыток мести, от любых незаконных, тем более насильственных деяний, в то же время благословляя мирные гражданские действия, направленные на ограждение православного народа и его святынь от вражды и кощунства»[7].

Кроме того, один из членов Высшего Церковного Совета - выдающийся церковный деятель и талантливейший писатель архимандрит Тихон Шевкунов (который, по некоторым данным, является духовником Владимира Путина) на церемонии награждения премией «Большая книга» заявил, что он неоднократно говорил и на церковных совещаниях, и в личных беседах с Президентом о том, что самое строгое наказание, которого заслуживают эти хулиганки, - это ШТРАФ в размере от 300 до 1000 рублей[8]. А премьер-министр Дмитрий Медведев (являющийся воцерковленным православным христианином)[9] считает, что они заслуживают максимум УСЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ[10].

Об «условном наказании с испытательным сроком» применительно к группе Pussy Riot сегодня говорят многие - даже те два журналиста, которые в феврале первыми потребовали уголовно покарать хулиганок: это Максим Шевченко и Владимир Соловьев[11]. И сам Аркадий Мамонтов (на «Поединке» с Гозманом у Соловьева) признался, что ему «жалко этих девчонок, ибо они сами жертвы»: жертвы того вульгарно-либерального (а по сути, неоязыческого) воспитания, которое навязывалось русскому народу после 1990 года. И если мы хотим перевоспитать их, то ни в коем случае нельзя сажать их надолго в тюрьму, а тем более - отправлять на зону. Тюрьма и зона - не место для исправления: об этом очень убедительно говорит тот же Максим Шевченко. Считать, что «тюрьма исправляет человека», может только «мечтатель, оторвавшийся от народа еще сильнее, чем все западники вместе взятые» (слова Достоевского о К. П. Победоносцеве). И, кстати, абсолютно не уместна параллель с самим Достоевским, на которого «благотворно повлияла каторга». Действительно, сам Достоевский неоднократно говорил, что на каторге он познакомился с настоящим русским народом, в результате чего отрекся от своих революционно-социалистических убеждений и стал славянофилом-почвенником. Но вспомним, как сильно отличался тот православный русский народ от современного, «постсоветского», и как сильно отличалась та каторга от современной зоны: в те времена абсолютное большинство русского народа было глубоко верующим, и большинство каторжников, что Достоевский подчеркивал, были верующими и ощущали себя грешниками, несущими заслуженное наказание. А современные «постсоветские» зэки разве такие? Сравните «Записки из Мертвого Дома» Достоевского и любое современное описание «постсоветской» тюрьмы и зоны: она не то что не может исправить, а, наоборот, развращает, озлобляет, подавляет и уничтожает любого человека, и особенно - женщину.

Потому идея об «условном наказании с испытательным сроком» сегодня разделяется даже теми, кто прежде выступал за самое жесткое наказание для этих заблудших молодых женщин. В каком-то смысле мы даже должны поблагодарить этих «артисток», ибо именно реакция на их выходку стала наиболее ярким доказательством того, что Русское Православие возрождается, молодеет и набирает силу, и что русский народ действительно переживает начало нового «пассионарного подъема».

Согласно теории Л. Н. Гумилева, когда этнос переживает фазу «пассионарного подъема и перегрева», внутри этноса вспыхивают острые идеологические споры (которые вполне могут перерасти в кровавые конфликты)[12]. События 2012 года это подтверждают. Февральский «перформанс» группы Pussy Riot резко перевел зимнее противостояние «болотных» и «поклонных» в иную плоскость и ознаменовал начало нового конфликта - «антицерковников» с «церковниками». Политическая борьба сторонников и противников правящего режима сменилась идейно-философским конфликтом антиклерикалов с клерикалами. А это есть не что иное, как возрождение на новом историческом витке старого конфликта западников и славянофилов, который будоражил общественную мысль России весь XIX век. Можно взглянуть на этот конфликт еще шире и увидеть противостояние материалистов и идеалистов, которое будоражило всю европейскую мысль нового времени. Этот старый спор, начавшийся крылатой фразой мольеровского Дон-Жуана («я верю только в то, что дважды два - четыре»), продолжился потрясающей полемикой двух гигантов XVIII века - Вольтера и Руссо. В России начало этого спора ознаменовала переписка Пушкина и Чаадаева, а его итог подвел Достоевский в Пушкинской речи, где он попытался примирить западников и славянофилов, объяснив, что определенная правота есть у тех и у других. Примечательно, что по окончании этой речи и вождь западников Тургенев, и вождь славянофилов Аксаков - оба подошли к Достоевскому и пожали ему руку.

События последнего года показали, что Россия получила откуда-то новый «пассионарный толчок». Откуда? Это уже другой вопрос. («Из космоса», - скажут материалисты-западники. «От Бога», - скажут идеалисты-славянофилы). Теперь наша задача - направить эту пассионарную энергию в русло созидания (а не в русло «мордобития»). В свое время это удалось императору Александру Второму, в царствование которого и западники, и славянофилы участвовали в реформе по отмене крепостного права. Но западники видели в этом приближение к Европе, а славянофилы - возрождение старой, допетровской Руси. Однако эти разногласия не помешали и тем, и другим активно участвовать в развитии России. Перед нынешней властной элитой России стоит подобная задача: мобилизовать «новых русских пассионариев» для общего дела по модернизации России. И при этом пускай одни из них (западники) воспринимают эту модернизацию как вестернизацию, а другие (славянофилы) видят в этом Возрождение Великой Империи. Главное, чтобы и те, и другие направили свою пассионарную энергию на благо России, а не во вред.

Если нынешняя российская элита - как властная, так и интеллектуальная - справится с этой задачей, то Россию в XXI веке ждет великое будущее, она вполне может вновь стать одной из мировых сверхдержав. Если же мы не сможем решить эту задачу и примирить русских пассионариев между собой, несмотря на их идейные разногласия, то тогда вполне может сбыться мрачное пророчество Александра Солженицына: «и разгрохают наши останки в еще одном Феврале, в еще одном развале»[13].

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] http://www.pravmir.ru/pravoslavnoj-cerkvi-pora-vynosit-sor-iz-izby/

http://www.pravmir.ru/svyashhenniki-za-i-protiv-pravoslavnye-druzhiny/

http://www.pravmir.ru/komissarstvo-vmesto-missii/

[2] http://www.youtube.com/watch?v=z0oHHEtcMdM

http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/cerkov-14392/

[3] Коран. Перевод смыслов и комментарии Кулиева Э. Р. М.: Умма, 2004. С. 641-642, 682, 688, 733-734.

[4] http://en.wikipedia.org/wiki/Use_of_capital_punishment_by_country

[5] http://www.patriarchia.ru/db/text/2086467.html

[6] http://www.patriarchia.ru/db/text/2135410.html

[7] http://www.patriarchia.ru/db/text/2411921.html

[8] http://www.pravmir.ru/arximandrit-tixon-shevkunov-o-greshnyx-bezgreshnyx-sudbe-i-goneniyax-video/

[9] http://ru.wikipedia.org/wiki/Медведев,_Дмитрий_Анатольевич

[10] http://rapsinews.ru/incident_news/20120912/264649540.html

[11] http://www.pravmir.ru/posle-poedinka-statya-za-oskorblenie-religioznyx-chuvstv/

http://russia.tv/video/show/brand_id/3963/video_id/157484/viewtype/picture

http://www.youtube.com/watch?v=4xyPXB5ZOTg

[12] Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. С. 366 - 372. http://gumilevica.kulichki.net/EBE/ebe08.htm#ebe08chapter31

[13] Солженицын А. И. «Наши плюралисты». http://www.rodon.org/sai/np.htm


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме