Ах, лучше бы его не трогать, этого Каина...
Едва лишь вспоминать да плакать. Смотреть и содрогаться. Сам Бог велел его не трогать и наложил ему печать проклятья. (Б.4,15)
Но всё ж нашлись такие, которые сказали: «Не так уж он и плох, этот Каин! Да, что там - и хорош! Ведь он убил не тысячи, не сотни, а всего лишь одного, и тот был хлюпик. А то, что брат родной - так люди братья все и все сыны Адама».
Другие подхватили: «Был бы Каин плох, то первым город не построил, не произвёл бы щедрого потомства, в котором проявилось то, что будет гордостью любого государства: поля и земли с шатрами и стадами, народы с дивною игрой на гуслях и свирелях, мастерские с орудьями из меди и железа». (Б.4,17-22)
И третьи тут же подхватили: «Безусловно, он первый государственник по благодати! Нет, Каин не преступник, он... страдалец! Да он ли Авеля убил? Не сам ли тот ударился о камень?»
Четвёртые добавили: «Да если Каин и убил, то верно уж раскаялся, иначе б род его Господь так щедро не продолжил! Необходимостью был связан бедный Каин!»
Как только зародилась мысль о покаянии Каина, так и свидетели тому нашлись: мол, да, молился. Кто-то даже слух пустил, что брату на ушко успел он с чувством прошептать: «Всё, что могу, брат, не взыщи». А значит, Каин своим убийством способствовал спасению Авеля души!
И, наконец, взялись за карандаш и подвели статистику всех каинских успехов. Цифр было много, факты стали вряд и заслонили память Авеля.
Конечно, нашлись противники последовательного каинизма, да им-то быстро позаткнули рот, грозились донести «куда положено», кричали: «Дело Каина живёт и побеждает!»
Как-то и забыли, что каинический «расцвет» был мрачен и недолог, что десница Божия эту память смыла в водах Всемирного потопа.
* * *
Эту небольшую притчу я предлагаю в ответ на последние публикации о Сталине на РНЛ, в частности, несколько статей одного автора, которые отмечены низким публицистическим уровнем, наивностью аргументации, рядом нравственных подмен.
Определим хотя бы некоторые из них.
Первая хорошо известна, она и раскрыта в вышеприведённой притче. Нельзя оправдывать то, что не оправдывается - насилия и убийства, тем более - введенные в систему. Кто так делает, тот ставит себя на место нигилистов (и самого древнего из них, диавола), принцип которых: для достижения цели все средства хороши.
Нельзя возвышать и ставить неким идеалом того, кто сознательно умножал жертвы, выкорчёвывал веру, стал прямым виновником мучений и гибели множества новомучеников и исповедников российских. Это безнравственно. Это чудовищно. Это есть оправдание Каина и презрение Авеля.
Покойный святейший Патриарх Алексий на вопрос о новых тенденциях возвышения и освящения Иоанна Грозного однозначно ответил, что история Церкви ещё не знала такого, чтобы во святые возводили и мучеников, и их мучителей.
Другая подмена - манипуляция евангельскими истинами. Якобы нельзя судить Сталина, ибо «не судите, да не судимы будете».
А как же давать исторические и нравственные оценки? Как осуществлять правосудие? Писать литературную критику? Или сталинисты взяли на себя право решать, кого подвергать оценкам, кого нет, а так же право налагать «табу» на некоторые личности и на себя в том числе?
Осуждение с пристрастием и взвешенная историческая и нравственная оценка - разные вещи, разные планы. Спутывать их ошибочно и опасно.
Личность Сталина достаточно масштабна и парадоксальна, чтобы порождать как её пристрастное уничижение, так и не менее пристрастное её возвышение. И то, и другое - суть одно: это есть рабское, зависимое отношение к принципу диктата и насилия, который проповедовал Сталин.
Не по Сталину должна тосковать русская душа, а по Неемии, по равноапостольному князю Владимиру, по благоверному князю Александру Невскому. По забвенному принципу Соборности, который в русской душе теплился лишь мечтой, идеей, так и не получившей своего воплощения.
Я намеренно не даю здесь исторических оценок личности самого значительного из советских правителей, пусть это делают профессиональные историки (и дай Бог - вдохновлённые). Но мы и не заметили, как сталинский вопрос из исторической плоскости перешёл в нравственную.
Впрочем, это есть особенность русской истории, вытекающая из её сверхзадачи, - наличие духовно-нравственного подтекста, подобного библейскому. Русская история пишет свои библейские сюжеты, но кто беспристрастно запечатлеет их?
Сверхзадача ясна - это осуществление мессианского предназначения русского православного народа быть светочем истинной веры, быть народом-христоносцем, носителем евангельских нравственных ценностей в их кристальной неискаженной чистоте.
Для осуществления этой сверхзадачи народу-христоносцу необходим оплот и защита государства, иначе мессианская задача будет невыполнима.
Но она так же станет невыполнима, если государство войдет в противоречие со сверхзадачей народа Божьего, потеряет внутренний христианский импульс и станет поедать своих лучших сынов.
Сталин и Иоанн Грозный, а эти личности связаны прочными историческими нитями, дали России оплот, ограждение, но на этом их положительная роль заканчивается. Ибо внутри этого оплота творилось единоличное беззаконие и авторитарный произвол.
Нам очень важно понять, наконец, что русский выбор стоит не между тоталитарным правлением и либеральной диктатурой (это есть дихотомия порочная, ибо оба варианта препятствуют осуществлению мессианской сверхзадачи), а между созиданием просвещенной христианской соборной государственности и... провалом мессианского призвания.
И вот вместо того, чтобы все силы направить на созидание православного Отечества, некоторая прослойка патриотических сил пытается найти себе утешение в оправдании и благословении тех исторических периодов и личностей с ними связанных (опричнина, сталинский террор), которые символизировали внешнюю мощь России и в то же время её страшную внутреннюю дисгармонию.
Чтобы завуалировать эту внутреннюю дисгармонию в государстве, прибегают к подтасовкам и искреннему (будем надеяться), но порочному стремлению выдать желаемое за действительное.
Здесь русская мечта о совершенном государственном устройстве, ранее всегда обращённая к настоящему и будущему, извращенная до противоположности в строительстве коммунизма, и, наконец, истощившаяся в своих мечтаниях и ожиданиях, пожалуй, впервые, так явно обращается в прошлое.
Настоящее тревожно, будущее безрадостно (сколько раз мы уже разочаровывались в грядущих государственных перспективах!), а вот прошлое, это такое податливое пластилиновое прошлое - вот что можно менять по своему «образу и подобию»!
Итак, в искусственном возвышении авторитета таких личностей как Иоанн Грозный и Сталин мы видим (кроме элементарного раболепства перед сильной и кровавой рукой) очередное извращение русской мессианской идеи, перенаправленной из онтологического созидания настоящей жизни к деструктивному достраиванию несостоявшихся героев из прошлого.
Подобное уже пережил Богоизбранный еврейский народ, напряжённые мессианские ожидания которого извратились вплоть до того, что на династию Иродов смотрели с мессианским вожделением, но не увидели Спасителя своего.
Не проглядят ли русского Бога некоторые наши патриоты, одержимые квазимессианским зрением, обращенным вспять?
Иерей Александр Зайцев, Валаамский монастырь
1020. о.Николаю Савченко
1019. Ответ на 989., дед пенсионер:
1018. Ответ на 990., Ева:
1017. Ответ на 989., дед пенсионер:
1016. Ответ на 988., Екатерина Домбровская:
1015. 985. свщ Алексий Бачурин
1014. Ответ на 987., Ева:
1013. Ответ на 985., свщ Алексий Бачурин:
1012. Ответ на 984., Георгий:
1011. Ответ на 984., Георгий :