Имя генерала Максима Ставицкого оказалось в тени его товарища и командира Дмитрия Неверовского. Однако жизненный путь его и воинские подвиги, совершенные в многочисленных походах, открывают потомкам личность героическую и незаурядную.
Максим Федорович Ставицкий, согласно биографическому сборнику И. Ф. Павловского, был уроженцем Полтавы, сыном армейского капитана.
Существует краеведческая гипотеза, что Ставицкие владели имениями в Гадячском уезде и Максим Федорович родился в с. Пидставки в 1778 году. Родители отдают его на учебу в Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус, из которого «за примерные успехи в науках и отличное поведение» капрал Ставицкий был выпущен штык-юнкером в Артиллерийский Гребного флота батальон 7 мая 1791 года, о чем свидетельствуют корпусные метрики. Между тем, военную карьеру выбрали все братья Максима - Петр был офицером одно из первых полков конной артиллерии, кадетские корпуса закончили Георгий и Василий. Способного юношу переводят в созданный после артиллерийской реформы 1763 года Бомбардирский полк. Молодой артиллерист получает боевое крещение во время польской кампании 1794 года, хотя в одном из боев был захвачен в плен и освобожден лишь после падения Варшавы. Как один из участников рассеяния конфедератов, Ставицкий по окончании военных действий был награжден чином подпоручика.
Через некоторое время, майор 1-ого Артиллерийского полка был переведен в Свиту по квартирмейстерской части и пожалован в флигель-адьютанты. В 1800 году по повелению Императора Павла І Максим Федорович сопровождал миссию графа Георга Магнуса Спренгпортена.
Шведскому офицеру и дипломату на русской службе было доверено быть уполномоченным переговорщиком по возвращению из плена русских солдат, попавших в плен Наполеону в Италии и на о. Корфу. Именно в этой миссии его правой рукой и был майор Ставицкий. Следующей их совместным мероприятием была описательная поездка вдоль Сибирской линии до Нерчинска Амура, в Киргиз-Кайсакские степи, на Кавказскую и Кубанскую линии.
В 1802 году Ставицкий отправляется с военно-дипломатической миссией в Константинополь и Малую Азию. За успехи в этой поездке император назначил Максима Федоровича в чине бригад-майора в армию Беннигсена, выступавшую из Гродны в Силезию. Так началась «наполеонида» Ставицкого.
После поражения русских и австрийцев под Аустерлицем, Россия готовилась к новой кампании. «Война четвертой коалиции» привела Ставицкого под знамена графа Остерман-Толстого, в составе дивизии которого он принял участие в кровопролитных сражениях при Чернове, Янкове, в Пултусском бою, за отличие в котором получил Георгиевский крест, и в кровопролитной битве при Прейсиш-Эйлау в январе 1807 года. Именно подполковника Ставицкого генерал Беннигсен отправляет к царю с донесением и захваченными французскими знаменами к императору. В Петербурге он получил орден св. Анны 2-й степени и чин полковника.
Вернувшись в войска, Максим Ставицкий принял участие в неудачной и кровавой битве под Фридландом, где был тяжело ранен пулей в левое плечо. После Тильзита на голову офицера посыпались награды - орденом Св. Владимира 3-й степени, табакерка с алмазами, золотая медаль с надписью «За храбрость».
24 ноября 1811 года Ставицкий стал командиром бригады 27-й пехотной дивизии Неверовского. Они необыкновенно быстро «нашли общий язык» и подружились. Воевали они крепко и отчаянно. Ставицкий отличился под Красным и в Смоленске. 4-го и 5-го августа бригада Ставицкого мужественно отстаивала Роченское, предместье Смоленска.
В одной из контратак на Шевардинский редут Максим Федорович получил контузию в правую руку, но остался в строю. Через день в день Бородинской битвы, полки Ставицкого вместе со всей 27-дивизией, занимали вторую линию, непосредственно за гренадерскою дивизиею графа Воронцова на флешах, и после почти полного уничтожения последней вынуждены были, поддерживаемые конницей, пойти в штыки; после продолжительной схватки они по приказанию вышли из боя, в числе всего нескольких десятков человек...
Ставицкий долго лечился и вернулся в строй в чине генерал-майора. В период заграничного похода генерал принял участие в бою под Кейзерсвальде и битвах под Бунцлау и Кацбахе. 6 октября 1813 года во время схватки за Лейпциг Ставицкий занял место смертельно раненного Неверовского. Невероятно тяжелый бой и психологический надлом солдат из-за гибели командира, дивизия овладела деревней Фаффендорф и ворвалась в Галльское предместье Лейпцига. Несмотря на потери и личное ранение Ставицкий получил приказ блокировать крепость Майнц.
В дальнейшем 27 дивизия добивала французов под Вокулере, Берген-ле-Шато, Бриенном и поселком Ла-Ротиера. Деревня несколько раз переходил из рук в руки. Генерал со шпагой в руке лично водил гренадеров и егерей в штыковые. Внезапный выстрел в лицо привел к травме. Пуля прошла насквозь, от одного уха к другому, раздробив обе челюсти и зубы. Полумертвого Ставицкого вынесли из боя, который стал его последней схваткой.
К счастью, богатырское здоровье справилось с тяжелой раной. В госпиталь лично прибыл император Александр, наградив героя-генерала орденом св. Владимира 2-й степени и 1000 червонцев.
В послевоенный период, полтавский выходец стал государственным чиновником. Император Николай I через вскоре после коронации назначил Ставицкого сенатором, пожаловал в ранг тайного советника.
Он долго честно трудился на благо государства и скончался в Санкт-Петербурге 21 октября 1841 года. Его похоронили на кладбище Александро-Невской лавры.
Виктор ШЕСТАКОВ, председатель Русской Общины г. Полтава