Православие и журналистика

Продолжение разговора о современной роли православных СМИ, начатого протоиереем Андреем Ткачевым

Проблемы церковной жизни 
0
1096
Время на чтение 22 минут

Продолжение разговора о современной роли православных СМИ, начатого протоиереем Андреем Ткачевым в статье «Если мы начнем воевать, то, конечно, мы выиграем»

Я внимательно следила за комментариями к статье, но их авторы, к сожалению, не обсуждали главную мысль, высказанную отцом Андреем: православная журналистика сегодня, к сожалению, проигрывает на информационном фронте светским СМИ, а мы должны побеждать. Причин этих проигрышей много, и о них хотелось бы поговорить не в узких рамках комментария, а несколько поподробнее, потому что тема это не просто актуальна - поражение в информационных битвах есть наш проигрыш в битве с врагом рода человеческого. И это не излишний пафос - ведь дьявол - лжец и отец лжи, а, значит, именно он сегодня владеет большей частью так называемого информационного пространства в нашей стране.

 

Гордыня как «профессиональное заболевание»

Итак, начнем с самого начала.

Что такое журналистика? Это понятие можно рассматривать в общем плане и в личностном. Я не буду удаляться в академические дебри, скажу проще: в первом случае это есть совокупность сложных систем сбора и распространения информации, а во втором - это образ мыслей, психологические особенности человека, который этим самым сбором и распространением занимается. Если еще проще, то есть человек (журналист) - и есть некое информационное поле, которое он обрабатывает.

Со светской журналистикой все ясно - она является одновременно и создателем, и отражателем общественной жизни. Есть информационный повод - его можно подать в виде новостной заметки, репортажа, интервью, статьи и тд. - это не суть важно. Главная цель здесь - проинформировать людей о чем-либо.

А вот что касается православной журналистики, то здесь все намного сложнее.

Взять хотя бы сам термин «православная журналистика», «православные СМИ» - на редкость неудачный, хотя и естественно возникающий в сознании современного человека, противопоставляющего светскую жизнь - и церковную (Русской Православной Церкви).

Но начнем с того, что, вообще-то, Православие как вероучение и мировоззрение с журналистикой как сферой деятельности, имеющей свои принципы и каноны, не совмещается. Почему? А вот смотрите: что должно быть присуще православному человеку, что он должен воспитывать в себе ежедневным, ежечасным трудом? Правильно, смирение. А где вы видели смиренных журналистов? Для нас настойчивость, напор, порой даже нахальство - неотъемлемая часть профессионального образа действий. Иной раз приходится в полном смысле слова гоняться за объектом своего внимания, надоедать ему звонками, просьбами о встрече и т.д., иначе задание редакции не будет выполнено, материал (статья, радиопередача, видеосюжет) не будет сделан. То есть смирение как личностный фактор для журналистов просто невозможен, так как он мешает исполнению профессиональных обязанностей.

Дальше. Когда журналист готовит материал в свое издание или подготавливает новость к эфиру, он всегда высказывает свои личные суждения о произошедшем. Он может делать это и не «в лоб», но с помощью оценочной лексики, так что у читателя (слушателя, зрителя) не остается сомнений в личной позиции пишущего (говорящего). То есть априори наше мнение имеет вес - и в глазах тех, кто воспринимает эту информацию, и, естественно, в наших собственных. Да мы бы и не могли написать убедительную статью, снять интересный сюжет, если бы сами не были уверены в значимости именно своей интерпретации события. А ведь это уже гордыня... И, что печально, она - наше «профессиональное заболевание», которое присуще всем без исключения журналистам. Ну и как, в таком случае, журналистика может быть «православной»?

Конечно, можно просто заменить термин на «духовная» или «религиозная», поскольку по смыслу это ближе тому, о чем пишут «православные» журналисты. Но суть-то не в терминах! А в том, что здесь на первое место выходит не сама информация, а тот, кто ее передает. То есть информационный повод может быть таким же, как и у светского журналиста, но он должен быть подан не с внешней стороны, а передан его духовный смысл. А как это можно сделать, если наши профессиональные навыки противоречат самим основам православного мировоззрения? Причем настолько, что иерей Александр Зайцев в своем комментарии к статье о. Андрея Ткачева отмечает: «Есть и другая проблема, которую я отчасти почувствовал на себе - некие негативные душевные изменения при долгой работе в иформ. сетях, даже с благими целями».

Это можно наблюдать в православной прессе сплошь и рядом: как только в издание приходят профессиональные журналисты, оно меняется, с одной стороны, в лучшую сторону (появляется концепция, улучшается подача материала, оно начинает выглядеть более современно, профессионально), но, с другой стороны, издание становится более светским по духу - пусть даже там и публикуются речи иерархов, проповеди, отрывки из духовной литературы. Все равно - основную массу любого издания составляет информация, и по тому, как именно она подбирается, на чем ставится акцент, как даже она подается дизайнером -по всему этому можно сразу определить, каково мировоззрение автора, верстальщика, редактора.

 

Интерес или польза?

Основная ошибка несведущих в журналистике людей заключается в их твердом убеждении, что в СМИ самое важное - это авторы. «Вот у нас есть хорошие статьи, говорят они, давайте будем выпускать газету». Ну и выпускают. Максимум 4 номера. На пятом, как правило, пыл угасает, приходит понимание того, что газета или журнал - это все же не сборник разнородных статей. Это нечто большее, а, главное, для того, чтобы издание жило, должно быть понимание высшей цели: ради чего все это? Что получат люди в итоге, что в них изменится? В любом творчестве как процессе, в любом произведении как его продукте - а журналистика и само средство массовой информации, несомненно, относятся и к первому (творчеству), и ко второму (произведению), -есть некий метафизический смыслих существования. И люди, которые ежедневно созидают это издание, вполне возможно, даже не осознавая этого, работают на какую-то сверхзадачу. Впрочем, как раз в религиозной журналистике сверхзадача ясна - формирование православного мировоззрения. Но тут присутствует несколько скрытых противоречий, которые зачастую очень мешают эту самую сверхзадачу выполнять.

Противоречие первое, о котором я уже упомянула выше: противопоставление профессиональных поведенческих установок пишущего (снимающего) человека православным заповедям. Это глубинное противоречие имеет несколько причин. Во-первых, сама по себе журналистика зародилась как явление явно не духовного характера. Я имею в виду журналистику как способ переработки и подачи информации, а не как простое информирование о событии. То есть, она изначально, по самой своей природе, - продукт светского общества. Конечно, можно ее приспособить под духовные нужды. Но лишь приспособить, а хорошо ли, плохо ли - это уже зависит от редактора или от того, кому этот редактор подчиняется.

Во-вторых, из истории развития журналистики мы видим, что абсолютное большинство изданий конкурировало между собой. Даже в ее урезанном варианте, который преподают в школе и на журфаке, видно, что между разными газетами и журналами шла ожесточенная борьба за читателей. Следовательно, победа доставалась тому, кто сумел «отвоевать» кусок «информационного поля» и сделать целевую аудиторию, «живущую» на нем, своей, «приручить» ее. Каким путем - это уже другой вопрос. Так формировались профессиональные нравственные принципы, этика журналиста. Причем, обратите внимание: мы знаем имена православных публицистов, тех, кто писал в толстых журналах статьи на духовные темы в XIX, XX-х веках. Но мы практически не знаем имен духовных журналистов, работавших в менее толстых изданиях на постоянной основе - репортеров, интервьюеров. А ведь именно они-то и были профессионалами, в отличие от философов, пишущих статьи «на злобу дня» тогда, когда им захочется.

В-третьих, каким способом удавалось и удается «приручать» целевую аудиторию? Играя на любви людей к сенсациям, на интересе к тайнам жизни известных людей, к скандальным разоблачениям и т.д. Как это все относится к Православию? Никак, естественно. Поэтому очень часто православные издания упрекают в том, что они «скучные», в них «нечего читать», кроме информации, «нет ничего живого».

Как-то у одного известного религиозного журналиста прочитала о его предложении для «оживления» вводить в публикации епархиальных изданий «элементы сенсации» или даже «скандала», то есть подавать информацию, к примеру, об обнаруженной древней иконе или иной святыне «читабельно», а, на деле - по-светски, по канонам профессиональной журналистики. Да, это было бы весьма привлекательно: аршинный «цепляющий» заголовок, что-то типа «РАСКРЫТА ТАЙНА СЕМЬИ N! ВСЕ ЗНАКОМЫЕ БЫЛИ ПОТРЯСЕНЫ...» или «ЭТО ШОКИРУЕТ: ДОСКА ОКАЗАЛАСЬ ДРЕВНЕЙ ИКОНОЙ!». Только, опять же, где здесь духовность? Отсюда, второе противоречие: «интереса» и «пользы».

Как совместить эти два порой несовместимых понятия - «интересность», занимательность информации - и ее духовную пользу? Во многих изданиях православной направленности зачастую первое трактуют как рассказ о чудесах, о чем-то необычном, о пророчествах, знамениях и т.д. Что касается духовной пользы этого, то я нередко замечала, как некоторые неофиты, начитавшись подобных историй, начинали воспринимать Православие исключительно в качестве мистического учения. Каждый блик на иконе, каждый шорох за спиной во время молитвы трактовались ими как проявление Божественного присутствия. На это их наталкивала сама подача авторами статей сведений о чудесных проявлениях: с придыханием, с умилением, с высокопарной многозначительностью...

Впрочем, в данном случае меня интересует не столько реакция читателя (зрителя, слушателя), сколько способность журналиста разрешить дилемму интереса и пользы. Ведь именно в этом и заключается коренное отличие светской и религиозной журналистики: в способности автора любое событие интерпретировать, исходя из его духовного смысла. Но как же это трудно! Иной раз для этого требуется знание истории Церкви, подлинной истории государства Российского, трудов Святых отцов (пример - многие публикации на РНЛ). Профессиональные журналисты в массе своей на это не способны. Следовательно, данную проблему они решают, исходя из своего понимания (или не-понимания) духовной пользы от интересной информации.

Вспоминаю, как однажды я обнаружила в Интернете новость о проходившем в Польше съезде каких-то духовных организаций и, очень довольная, подготовила ее для рубрики «Православное обозрение» в «Новосибирском епархиальном вестнике». Когда главный редактор газеты, отец Александр Матрук, просмотрел заметку, он, как всегда, мягко, мне сказал:

- Вы знаете, не надо этого ставить.

- Почему? - искренне удивилась я. - Такая интересная информация...

- Мы не знаем, что это за организации, здесь не указано, православные они или католические, или, может, протестантские.

В конечном итоге, оказалось, что это были экуменисты.

Исходя из сказанного, можно понять, что в религиозных СМИ существует и третье противоречие, порой мешающее формировать у читателей подлинно православное мировоззрение: критерий оценки интереса и пользы от информации журналистом - даже религиозным, -иногда не совпадает с оценкой этого же события священством.

Если главный редактор - священнослужитель, который постоянно отслеживает, какая информация проходит в издании, строго следит за ее качеством, то его слово оказывается решающим и проблем не возникает. Но зачастую батюшка-редактор, который служит в храме, ездит на требы, исполняет другие послушания, элементарно не успевает заниматься газетой или журналом, доверяя формирование издательской политики мирским журналистам. И тогда там могут появиться публикации, которые сами по себе будут интересными, только вместо духовной пользы от них будет духовный вред.

И вот здесь не могу не затронуть еще одну, чрезвычайно важную проблему, которая существует только в православной прессе.

 

«А ты кто такая?..»

Протоиерей Андрей Ткачев подчеркивает: «Нам нужно много качественного радио. Православный информационный продукт должен конкурировать по качеству со всеми передовыми продуктами. По смыслу информация должна быть православная, а по качеству -конкурентоспособная со всеми другими СМИ. Радио, телевидение, Интернет, печатные издания - всё должно быть востребовано».

Я совершенно согласна с батюшкой - все это надо делать, и чем быстрее, тем лучше. Потому что информационная война идет каждый день, каждый час, и мы в ней несем потери. Но вот вопрос: а кто все это будет делать? Кто будет писать тексты для радиопередач, снимать сюжеты для ТВ, и чтобы при этом все они были не просто православными, а шли строго в русле политики, осуществляемой Священноначалием Русской Православной Церкви? Ведь может быть и «православие по-кочетковски», к примеру, или в стиле протодиакона Андрея Кураева. Кто будет «руководить и направлять» журналистов? А это необходимо, иначе мы получим не духовное просвещение неграмотных в этом плане людей, а интерпретацию православного вероучения «религиозно продвинутыми» журналистами. И пусть не обижаются на меня коллеги за такие слова - согласитесь, очень трудно избежать искусов«ложного мудрствования» или синдрома «младостарчества», когда знаешь, что тебя слушают тысячи людей, когда они ждут твоего духовного совета. Все мы знаем, что до сих пор читатели нередко обращаются в редакции православных изданий за помощью, вместо того, чтобы дойти до ближайшего храма и попросить ее у священника. Про наше «профессиональное заболевание» я уже писала, но что мы, журналисты, если даже духовенство не выдерживает этих искусов!

А теперь пришла пора рассказать несколько историй из своей бытности редактором, когда по благословению Владыки Тихона я курировала все печатные издания, выходящие на территории Новосибирской епархии.

Как-то раз мне принесли текст одного издания, который, мягко говоря, был не очень грамотно написан - и стилистика хромала, и с внутренней логикой изложения были проблемы, про пунктуационные и прочие ошибки вообще молчу. Я осторожно так говорю:

- Батюшка, надо переделать, потому что вот здесь и вот здесь, и вот здесь - неправильно написано.

И в ответ слышу:

- Ты кто такая? Я игумен, а ты кто?!

- А я редактор!

В результате произошла безобразная сцена, после которой я чувствовала себя так, словно меня раскатали катком по полу кабинета.

Другая история для меня вообще закончилась сердечным приступом. Я долго пыталась объяснить священнику, что ставить летнюю фотографию, тем более плохого качества, на обложку ноябрьского номера журнала не стоит. Приводила разные доводы, уговаривала, упрашивала - бесполезно. Наконец, выведенный из терпения, батюшка отрезал:

- Будет так, как я сказал. Я плачу, и ты обязана слушать меня!

Третья история была менее драматичной, но не менее поучительной.

Однажды из прихода одного районного центра прислали электронную версию готовой к выходу газеты для просмотра. В небольшой, восьми полосной, газетке А4 формата я насчитала 11(!) гарнитур - различных написаний шрифтов. Тексты изобиловали всеми видами существующих в русском языке ошибок. Я несколько часов писала письмо дизайнеру этого замечательного издания, объясняя, что надо сделать, чтобы газета не выглядела такой страшной, потому что идея ее сама по себе была хорошая - просвещать сельчан светом православного вероучения. Поговорить с настоятелем прихода - редактором этой газеты лично я не рискнула, попросила об этом своего главного редактора - протоиерея Александра Матрука.

Так вот, одной из важнейших проблем именно православных, или церковных СМИ являются взаимоотношения мирских журналистов и выпускающих редакторов (как правило, это женщины) - и священства. То есть как раз профессионализма и духовности.

Я знала, как надо правильно писать, верстать издания, потому что это - моя профессия, и, выполняя свой профессиональный долг, я была обязана следить за качеством газет и журналов. И в любом светском издании мое слово - слово редактора, было бы истиной в последней инстанции. Автору бы и в голову не пришло разговаривать подобным образом, а если бы и пришло, то разговор с ним был бы коротким: не хотите исправлять ошибки? - до свиданья! Мало того, настаивая на своем, «воюя» с неграмотными авторами и дизайнерами, я бы и не задумалась, что каким-то образом эта «война» может отразиться на моей душе. Но в условиях православной, духовной журналистики все по-другому. И конфликт со священнослужителем-автором не равен конфликту с автором-мирянином.

В приведенных историях можно было поступить по-разному: в соответствии с православным вероучением я должна была бы смиренно сказать: «Простите, благословите, батюшка», - и все безграмотные тексты и сверстанные на любительском уровне газеты увидели бы свет. Да, светские люди, читая их, смеялись бы и говорили, мол, вот какие эти попы безграмотные! Да, престижу Церкви в глазах светского мира таким образом был бы нанесен ущерб, потому что ни о каком качестве и, тем более, конкурентоспособности в подобных случаях говорить не приходится. Но я бы поступила по-православному.

Тогда же я делала по-другому. Отстаивая качество текстов, добиваясь повышения профессионального уровня изданий, спорила со священниками, порой довольно жестко. Потом каялась на исповеди, переживала, приставала к батюшкам, прося ответить на вопрос: оправдывает ли меня то, что я хотела как лучше? Боролась как раз за эту пресловутую конкурентоспособность наших СМИ, но, возможно, в этой борьбе теряла что-то более важное для своей души... Правда, поняла я это много позднее, но ответа на свой вопрос так и не получила. И вот этот выбор: престиж Церкви, внешняя привлекательность издания - или «внутренняя» польза лично для твоей (журналиста, автора) души - стоит перед каждым, кто работает в духовных (церковных) изданиях. К огромному сожалению, и то, и другое совместить редко у кого получается. Я, например, видела всего несколько религиозных изданий, где высокая духовность текстов сочеталась с таким же высоким профессионализмом их подачи. Но это как раз и есть тот идеал, к которому надо стремиться.

Отец Андрей Ткачев в своей статье говорит: «Православные СМИ не просто проигрывают в этой <информационной> борьбе, они её не ведут. Они не понимают в большинстве случаев, что находятся в состоянии войны и мобилизованы на информационную войну. Когда тот, кто воюет, хочет с тобой драться, а ты этого не хочешь, то, естественно, активная сторона выигрывает. Если мы начнем воевать, то, конечно, мы выиграем, потому что у нас есть ресурс для ведения этих действий - полемика, контрпроповедь, апологетика. Но мы никак не можем включиться и понять, что давно пора за это взяться».

Беда религиозной прессы не в том, что кто-то чего-то лично не понимает и не хочет бороться. Наша беда в том, что мы пытаемся играть на чужом поле по чужим (светским, бездуховным) правилам. И в этой битве, в бесконечной погоне за престижем, как я поняла на своем личном опыте, нам приходится поступаться тем, что для всех нас - и пишущих, и читающих, и мирян, и священников - является несравненно более важным.

И последнее. Мы, несомненно, можем сделать так, что подача информации религиозными СМИ будет успешно конкурировать в этом плане со светскими изданиями - особенно в Интернете. Для этого необходимо лишь использовать все средства современного инфо-маркетинга. Но здесь-то и кроется еще одно, четвертое, противоречие.

 

Благая цель средства не оправдывает

Дело в том, что в настоящее время (особенно в последние 2-3 года) светские СМИ активно используют в новостных и других материалах методы НЛП (нейролингвистического программирования). Неискушенному человеку даже трудно представить себе размах этого использования. На многих новостных сайтах, в том числе на Рамблер.ру и Яндекс.ру - не говоря уже о региональных сайтах, -при переходе на исходную страницу новости появляются окошки так называемой контекстной рекламы. Хотя контекстные объявления в основном используется для рекламы товара или бренда какой-либо компании, сейчас они активно применяются и для «заманивания» читателей на сайт с целью привлечения трафика.

«Контекстные» новости можно легко узнать по броским заголовкам, например, таким: «Ужасное несчастье случилось с...», «Узнай, как...», «Невероятно, но...». Вы спросите, что в этом особенного? Ничего, кроме того, что они сформированы с использованием методов манипуляции сознанием. О том, что это за методы, я прочитала в электронной книге Вика Орлова, который гордо именует себя «Мастером Психотехник».

Приведу лишь несколько примеров увиденных на разных сайтах заголовков, основанных на приводимых в книге манипулятивных «фишках»:

Прямое утверждение:
  • «Экстренное заявление Голиковой потрясло всю Россию»;
  • «То, что творится в Черном море, шокирует!»;
  • «Даже самые желтые зубы станут белоснежными!»
- это наиболее часто встречающийся тип информационных и начальных заголовков контекстной рекламы.

 

Заголовок типа «Как...», стимулирующий эмоциональную реакцию:

·        «Как НЕ НАДО называть своих деток...»;

·        «Как зарабатывать дома от 50 000 рублей»

-направлен на возбуждение интереса, побуждает человека обязательно узнать, прочитать, посмотреть и т.д.

 

Директива:

- нередко директивному заголовку предшествует

 

Панчер (короткий тизерный, т.е. дразнящий, заголовок с неполной информацией:

·        «Вот это да! Страна в шоке...»;

·        «А что, если...»

- действует на сознание большинства людей, побуждая их выполнить требуемое или ожидаемое от них действие.

 

Большой дисконт:

·        «Доход от 12 000 в неделю!»;

·        «От 50 000 в месяц! Без усилий и вложений!»

- этот ход также беспроигрышный из-за любви большинства людей к «халяве», тем более, такой «богатой».

 

Причина:

·        «Основания, которые стали причиной отказа Кобзону в визе США»;

·        «Эксперты объяснили, почему нельзя поднимать выпавших птенцов».

 

Аффинити (теплое отношение плюс персонализация): это подача информации, особенно в рекламных текстах, в дружелюбном, доверительном тоне, использование сокращений или разговорных оборотов речи («ну и ну!», «и что бы Вы думали?», «бабло», «зелень» вместо «деньги», словечек «лох», «лажа» и т.д.).

 

Подразумеваемая выгода:

·        «5 минут - и ни единой царапины. Самый дешевый способ убрать любую царапину с авто»;

·        «Я изучил компьютер за 4 дня! Делюсь секретом»

- наверное, всем понятно, что в этих заголовках присутствует, мягко говоря, преувеличение. Но они действуют на сознание читателей безотказно.

 

Нередко информация с перечисленными выше типами заголовков сопровождается фотографией, коротким видео или флеш-анимацией - для создания мем-ассоциации, то есть своеобразного условного рефлекса, связи картинки и текста в подсознании читателя/зрителя.

Профессионально сработанная мем-ассоциация способна прочно закрепить в умах образ определенного человека (или товара) с нужной заказчику такого текста информацией. Примеров мем-ассоциаций, называемых еще медиа-вирусами, в нынешнем информационном пространстве и в Сети немало. Самые известные мемы, созданные за прошедшие 25 лет: Советский Союз - «совок», рубль - «деревянный», доллар - «зеленый», страна Россия - «Раша», «Рашка», «Единая Россия» - «партия жуликов и воров», все русские - лентяи и пьяницы.

В последнее время были заметны усилия создать следующие мем-ассоциации: попы - «чекисты в рясах», «жирующие на чужие деньги»; Русская Православная Церковь - «ЗАО «РПЦ», «ПуссиРайот» - «бедные девушки» и т.д.

Что касается непосредственно самих текстов, то здесь весьма активно применяются методы «эриксонианского (эриксоновского) гипноза» (в видео и аудио трансляциях), так называемые «встроенные команды» («А после того, как вы, дорогие читатели, сделаете то-то и то-то...»), пресуппозиции (В. Орлов злорадно отмечает, что именно с помощью этой мощной психотехники, а также метода «незавершенных сообщений» Горбачев «успешно развалил «совок») и другие.

Можно еще долго перечислять все виды и способы манипуляции сознанием, применяемые в современной журналистике. Но и приведенных примеров, думаю, достаточно для того, чтобы читатели смогли оценить способы ведущейся сейчас информационной войны против России и Церкви.

Во время прошлых войн немецким танкам противостояли наши «Т-34», их зениткам - наши «Катюши», «Мессершмидтам» - наши «Яки». То есть вооружение было одинаковым по сути и отличалось только по мощи. Сейчас - другое дело.

Я не сомневаюсь, что, при использовании всех этих методов религиозными журналистами во благо Церкви и России, они будут действенными и, с точки зрения «бойцов» информационной войны, оправданными. Но, уверена, одно предложение вести борьбус их помощью способно вызвать раскол среди верующих людей. Потому что цель - повысить конкурентоспособность религиозных изданий - в данном случае совсем не оправдывает средства.

К слову, если присмотреться к тому, что происходит сегодня в «частном образовательном пространстве для взрослых», то есть к перечню всевозможных курсов, тренингов, семинаров, вебинаров, коучингови прочего, можно заметить, что огромное место в нем занимает именно обучение всех желающих НЛП-технологиям. Там можно увидеть и бизнесменов, особенно молодых, и журналистов, и пиарщиков, и рекламщиков. Всем очень хочется владеть умами людей в полном смысле этого слова. Но пока что-то этому мешает, о чем с сожалением говорят сами коучи и «гуру» психотехник. С чем это связано? По моему мнению, не только с тем, что в России бизнес и обработка общественного мнения средствами массовой информации ведется по англо-американским стандартам, что явно входит в противоречие с нашим менталитетом. Дело еще и в другом.

Упорное сопротивление настойчивому внедрению чуждых нам понятий типа «гражданское общество», «права секс-меньшинств», «приоритет прав ребенка» (ювенальный вариант), «общество потребления», «грамотный потребитель» и т.д., вполне возможно, связано еще и с тем, что все этимемы (медиа-вирусы) являются некой враждебной силой, программой, внедряющейся в мозг человека с целью заставить его поступать сообразно навязываемым стереотипам, иной раз - противным его воле, морали и т.д. В религиозной практике их называют прилоги.

«Под приражением, или прилогом Святые Отцы понимали представление какого-либо предмета или действия, которое под влиянием внешних чувств или в результате работы памяти и воображения по законам ассоциации входит в сферу сознания человека. Возникая в сознании человека самопроизвольно, помимо его воли, приражение, или прилог сам по себе с нравственной стороны является, по учению преп. Иоанна Лествичника, бесстрастным. Он не может быть назван грехом, если только он не вызван блужданием мысли, допущенным сознательно и добровольно, и если при его появлении человек не отнесется к нему беспечно. Тотчас после появления прилога в сфере ясного сознания обнаруживается отношение к нему свободной воли человека в виде отклика чувства по поводу возникшего представления или впечатления: человек отвечает или ненавистью или любовью. От этого отклика человека зависит вся дальнейшая судьба помысла - оставаться или не оставаться ему во внутреннем мире человека. Отсюда важность этого момента в нравственной жизни». (С. М. Зарин «Развитие страстей»).

Здесь мы переходим к самому главному, к тому, что, по моему скромному мнению, и должно лежать в основе нашей стратегии ведения информационной войны.

Наша сила - в Истине

Надо признать как данность, что духовная журналистика никогда не сможет догнать светскую и сравняться с ней в конкурентоспособности и привлекательности для широкого круга читателей (слушателей, зрителей). И качественными в том смысле, который вкладывается в это понятие при оценке мирских изданий, религиозные газеты и журналы в основной своей массе никогда не будут. И не надо.

Сейчас в том же бизнесе, из методов ведения которого очень многое сегодня перекочевало в другие области человеческой жизни, существует такая точка зрения: не надо тратить время, стараясь «подтянуть» свои слабые стороны до какого-то уровня - надо развивать и совершенствовать сильные стороны, которые есть у каждого.

У религиозной журналистики есть то, чего никогда, ни при каких условиях не будет у светской - способность оценивать происходящее в мире и в жизни каждого человека с точки зрения Истины. Это придает ей глубину и объемность. Это дает возможность смотреть на своего врага с высоты Неба. Но - только в том случае, если сами духовные журналисты не будут воспринимать себя равными своим противникам. Мы должны быть другими. Просто другими, и все. Это и есть одна из наших сильных сторон.

Можно, конечно, сегодня создать новые -качественные и конкурентоспособные в светском понимании - религиозные теле- и радиоканалы, напечатать новые, «креативные» и «продвинутые»,духовные газеты и журналы. Но существует большая доля вероятности того, что они не будут востребованы массовым зрителем, слушателем, читателем, если...Возвращаюсь опять же к сказанному ранее, -если, кроме профессиональных журналистов, операторов, фотографов, дизайнеров, имеющих профессиональные светские знания, заработавших все полагающиеся «профессиональные заболевания», воцерковившихся в зрелом возрасте, там больше никого не будет. А, следовательно, подача информации в них - хотим мы того или нет - будет светской. Беседа (ток-шоу) с участием батюшек будет вестись так, как это принято в светской теле- или радиожурналистике. А, значит, и восприятие ее будет не таким, какое бы хотелось видеть создателям новых духовных СМИ. Пусть даже приглашенные «представители духовенства» и станут говорить нужные, правильные слова, «толковать и объяснять все знаковые события в поле социальной, гражданской и культурной современной жизни».

Не стоит опираться на каноны журналистики, созданные отнюдь не с целями духовного просвещения, надо искать и, главное, находить, что-то другое, свое, развивать, как было сказано, свои сильные стороны.

В комментарии на статью протоиерея Андрея Ткачева отец Александр Зайцев писал: «Для работы в информационном поле нужны либо гражданские люди с хорошей богословской подготовкой, либо освобожденные от треб священники со служением Литургии раз в неделю». Но батюшка тут же предупреждает: «"Сидеть" в интернете, держа руку на пульсе событий, оказывается, не безопасно. Информационные войны носят истощающий и фантомный характер. На некоторые события правильнее бывает вовсе не реагировать, чем создавать информационную пирамиду, которая только на руку её основателям...

В информационных пространствах, как на рынке, побеждает тот, кто хамовитей и горластей.

Поэтому слово именно "воевать" не слишком подходит. Петр тоже хотел воевать ночью в Гефсимании, размахивать мечом, резать сначала уши, потом что посерьёзней, но Господь не дал ему пуститься в ТАКУЮ борьбу.

Безусловно, мы - воины Христовы, поэтому и должны подражать Христу в борьбе. Не пускаться в тяжбы с фарисеями, а проповедовать истину».

Поэтому основные задачи религиозной журналистики сегодня, на мой взгляд, заключаются, во-первых, в формировании команды тех, кто способен, как «ранний» о. Андрей Кураев, как протоиереи Димитрий Смирнов, Александр Шумский, иерей Алексий Мороз, как Анатолий Степанов, Анатолий Артюх, Игорь Друзь и другие современные православные публицисты грамотно и адекватно реагировать на наиболее важные события современной жизни. Ведь научить человека писать репортажи, проводить интервью намного проще, чем возвести у него в душе мировоззренческий фундамент.

Мы с одним нашим священником, журналистом в прошлом, несколько лет тому назад побывали на встрече со студентами журфака НГУ. Была мысль организовать там курсы религиозной журналистики. Но из присутствующих ни одна студентка (а на журфаках сегодня 99 процентов, если не все 100 - девушки) не изъявила желание работать в епархиальных изданиях. Может, оно было и к лучшему.

Слава Богу, сейчас есть духовные образовательные учреждения, в которых обучают журналистике. Хотя я сама и работала в епархиальной газете, но, по моему глубокому убеждению, роль редактора, да и вообще религиозного, церковного журналиста, все же больше подходит мужчинам. Не женское это дело - по разным причинам, в том числе и из-за особенностей нашего восприятия и интерпретации действительности. Работать в команде - это пожалуйста, но нести на себе груз ответственности за информационную политику издания нам, женщинам-журналистам, очень тяжело.

Кроме того, необходимо думать и о более активном привлечении к работе на поприще религиозного информационного просвещения православных фотографов, операторов, дизайнеров, художников - то есть всех тех, от кого зависит «картинка», внешняя сторона изданий. Их воцерковленность как раз и является залогом привлекательности, профессиональной, грамотной подачи духовных материалов. А еще лучше - готовить «свои» кадры, вместе с религиозными журналистами.

Вторая задача, как мне кажется, состоит в создании школ -не курсов, а именно школ духовной журналистики, где бы обучались дети и подростки, начиная с 6-8 класса. Надо учить их умению думать по-православному, отделять «зерна от плевел», правильно аргументировать свою позицию, то есть готовить «молодое пополнение» будущих «бойцов» информационного фронта. Ведь вечная борьба добра и зла в ее современном варианте только начинается, и сегодняшним подросткам предстоит стать в «авангарде» «воинов Христовых».

Вот такие мысли вызвала у меня статья протоиерея Андрея Ткачева «Если мы начнем воевать, то, конечно, мы выиграем». Возможно, многие мои коллеги со мной не согласятся в оценке нашего труда на благо Русской Православной Церкви. Я и не утверждаю, что все так, как мне кажется. Вполне возможно, в чем-то я заблуждаюсь. Мной было высказано личное мнение по поводу проблем, существующих в «православных СМИ», у кого-то оно другое, это нормально. Давайте вместе думать, как нам воевать в этой «информационной войне». Мы же с вами - со-ратники, отступать нам некуда, за нами - наша Церковь и наша Родина.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

19. Ответ на 17., рудовский:

Ну уж нет, зря вы обижаете НЛПшников, они вовсе не шарлатаны. Те методики из списка - вовсе не бессмысленные словосочетания, я каждую из них могу расписать подробно, о чем это, но это займет очень много времени. Вот, например, одна из самых популярных НЛП-методик - "двойная ловушка". Ставится проблемная ситуация и предлагается лишь 2 возможных выхода из нее. Для "жертвы" оба выхода - плохие, но она об этом не знает, задача манипулятора - постараться, чтобы жертва бегала между 2-мя предложенными вариантами и не искала другие выходы. Пример использования в рекламе: или вы купите наш дезодорант, или от вас будет ужасно вонять и все поклонники разбегутся. Вариант из политтехнологий: ты поддерживаешь русский национализм? Да, поддерживаю. Ага, значит тебе с нами, с фашистами, по пути, давай вступай в наше движение. Нет, не поддерживаю. Ага, значит тебе с нами, с пятой колонной, по пути, давай поддерживай наше движение. На самом деле фашисты и пятая колонна - слуги одного хозяина, но откуда это знать наивному человеку? Некоторых видов манипуляций возможно избежать, если знаешь, в чем дело и что оппонент может оказаться манипулятором, некоторых - нет. Там много техник и все они очень разные.
Еленка / 19.09.2012, 22:46

18. Рудовскому

Я бы и рада была прислушаться к Вашим благодушным словам, но в 1992-м году, т.е. 20 лет назад, когда я работала в газете "Вечерний Новосибирск", я делала материал по методам НЛП, которые использовались для лечения различных психологических нарушений у детей в Новосибирском областном детском психоневрологическом диспансере. ТОГДА еще была, как Вы помните, советская власть, и государственное учреждение не стало бы использовать подобные методики для обмана людей, для выкачивания денег и т.д. Это был официально разрешенный метод, с помощью которого лечили многие нервные расстройства. Естественно, ЧТО с этими детьми и взрослыми было потом, история умалчивает. В любом случае, НЛП вредно уже тем, что делает человека более внушаемым. Конечно, лучше об этом сказали бы психологи, а не журналисты. Может, и отец Алексий Мороз посвятил бы какую-нибудь лекцию этой теме. Но еще раз подчеркну: американские "НЛП-шники" приезжают ПО ПРИГЛАШЕНИЮ. Это раз. Второе, абсолютно ВСЯ реклама напичкана этими техниками, половина, если не больше, новостей - тоже. Для того, чтобы составить эти тексты, нужны хорошие специалисты, которым платят большие деньги, да, но если бы не было эффекта, они бы не были востребованы. На семинары и коучинги людей зачастую отправляет фирма или компания, они и платят за обучение. А кто будет платить просто так?
Алина / 19.09.2012, 13:45

17. Re: Православие и журналистика

Алина, люди просто делают деньги. Сходите на семинар - и вы сами убедитесь, что никто из перечисленных не сможет Вас загипнотизировать или хотя бы убедить в чем-то таком, в чем Вы сомневаетесь или тем более с чем Вы не согласны. Шарлатаны и мошенники были во все времена. Сто лет назад был моден спиритизм, двацать лет назад были модны "диагностики чакр", сейчас вот это :) типа все законно, типа никакого обмана, типа просто обучающие семинары... Чему обучают - загадка :) Но люди - глупые, невежественные, доверчивые - несут деньги!
рудовский / 19.09.2012, 08:03

16. И опять об НЛП

Раз в основном комментаторы рассуждают об НЛП, то вот вам "информация к размышлению": Трехмодульный курс ректора Института НЛП Михаила Пелехатого Эриксоновский гипноз - гипноз, уделяющий особое внимание непрямому воздействию на сознание человека, а значит, может являеться весьма манипулятивным инструментом в ваших руках. Основные идеи и концепции Эриксоновского гипноза входят к курс НЛП-Практик, однако М.Пелехатый предлагает вам познакомиться с ним на практике гораздо более глубже, чем вы можете ожидать. Первый модуль. (22-23 сентября 2012 г.). Милтон-Модель языка. Базовые понятия Эриксоновского гипноза и методы наведения транса. Признаки транса, методы усиления признаков транса. Диссоциация. Ратификация. Релятивизация. Сигналинг. Методы утилизации. Техники самогипноза и путешествие к ресурсному опыту. Второй модуль. (3-4 ноября 2012 г.). Внушения: прямые и косвенные. Техники прямых внушений и их особенности. Косвенные внушения: классификация и способы использования. Использование прямых и косвенных внушений в деловой коммуникации. Цепочка косвенных внушений. Целенаправленные внушения в переговорах. Техники применения двойных связок в гипнотической коммуникации. Гипнотическое присоединение к логике собеседника. Третий модуль (1-2 декабря 2012 г.). Трансовые феномены, универсальные методы их вызывания. Амнезия, каталепсия, левитация, автоматическое письмо и рисунок. Возрастная регрессия и прогрессия. Метафора и разрыв паттерна в Эриксоновском гипнозе. Продвинутые техники наведения транса и внушений. Пролонгированные постгипнотические внушения. Еще: "Автоматическое письмо - как техника работы с подсознанием" Метод используется для диагностики здоровья человека в состоянии «здесь и сейчас», диагностики кармы человека, диагностики будущего человека. Также метод используется для нахождения скрытых дефектов различных конструкций, восстановления обстоятельств различных происшествий. В результате прохождения тренинга вы сможете: 1. В совершенстве овладеть методами тестирования состояния здоровья человека, а также его психического и эмоционального состояния, самым безопасным методом. 2. Овладеть методом съема информации о прошлом и будущем человека. 3. Овладеть методами тестирования любого неживого объекта для анализа его работоспособности, например, автомобиля (найти скрытые дефекты и неисправности). 4. Методы автоматического письма безграничны в использовании и этому можно научиться уже за 30 дней, занимаясь по два раза в неделю в режиме он-лайн. На вебинаре покажем вам примеры использования автоматического письма в реальной жизни Вебинар проведут Татьяна Панюшкина - life-коуч, Ира Кищак -имижд-тренер, дизайнер, консультант-психоэколог (Насколько я знаю, автописьмо в настоящее время может быть только у одержимых людей.) Впервые в России уникальный мастер-класс от бизнесмена с 25-летним стажем Робби Штейнхауза «НЛП-технологии в стартапах и бизнес-моделях». 22 - 23 сентября, Москва! Узнайте, как развить доходный бизнес при помощи НЛП! Кто такой Робби Штейнхауз? Автор книг об НЛП-коучинге и предпринимательстве: Brilliant Decision Making; How to Coach with NLP; Think Like an Entrepreneur. Автор книг об НЛП-коучинге и предпринимательстве: Опыт работы коучем и тренером – 10 лет. Директор NLP School в Лондоне, Великобритания. Проводит совместные тренинги с Р.Дилтсом, Дж.ДеЛозье и Ст.Гиллигеном. Консультирует и обучает методам НЛП руководителей бизнеса. Среди его клиентов: Ikea, L'Oreal, University of Cambridge, Coca Cola, BBC, Vodafone Group (один из крупнейших в мире операторов сотовой связи), BritishRedCross, NHS (Национальная Служба Здравоохранения Великобритании), Vauxhall Motors (подразделение General Motors), банк HSBC, HM Revenue & Customs (Налоговое Управление Великобритании). Конференция Lifestyle 2012 В числе участников - Павел Колесов, Директор Сибирского Центра НЛП-технологий (тренинговый центр является крупнейшим тренинговым центром Томска), cертифицированный НЛП-тренер международного уровня, вице-Президент Международной Ассоциации Центров НЛП, коуч, опыт работы в данной области - 12 лет. И это - только на предстоящую неделю А сколько было до и сколько будет после... Поэтому говорить, что от манипуляции сознанием можно избавиться, просто выключив телевизор, по меньшей мере, наивно. Пора что-то делать.
Алина / 19.09.2012, 04:55

15. Re: Православие и журналистика

Еленка, скажите своим друзьям выключит телевизор. Это будет проявление уместной заботы о них.
рудовский / 17.09.2012, 21:15

14. Ответ на 13., Еленка:

Резюме: меньше надо читать гадких газет, смотреть гадкие телеканалы и посещать маргинальные сайты.О, это же просто мечта! Но вряд ли она осуществима. Потому что гадкого стало слишком, слишком МНОГО. И еще некоторые люди любят насмотреться и начинаться всякой гадости, а потом рассказывать это всем подряд. У меня такие друзья есть.

Поддерживаю. Для духовно нестойких людей совет "выключить телевизор" неосуществим.
blogger / 17.09.2012, 19:39

13. Ответ на 12., рудовский:

Резюме: меньше надо читать гадких газет, смотреть гадкие телеканалы и посещать маргинальные сайты.

О, это же просто мечта! Но вряд ли она осуществима. Потому что гадкого стало слишком, слишком МНОГО. И еще некоторые люди любят насмотреться и начинаться всякой гадости, а потом рассказывать это всем подряд. У меня такие друзья есть.
Еленка / 17.09.2012, 09:00

12. Re: Православие и журналистика

Еленка, понимаете, Чумак (или Кашпировский? Я их не различаю) воду через телевизор заряжалй и делал е ее якобы положительной - это не значит, что она на самом деле становилась качественной! Я могу написать еще 20 выражений типа "психорекультивационная риторика" или "фрактально-спиральные структуры криптоанализа", это же не значит, что за этими выражениями будет что-то стоять :) Методики создаются людьми (авторами), обычная цель создания - получить денег, реже просто поэкспериментировать или пошутить. Подавляющее большинство методик либо тривиальны и их суть можно выразить в 1-2 поговорках/пословицах, и без того давно известных народу и являющихся частью народного фольклора ("народная мудрость"), либо представляют собор несвязанный набор "типа научных" слов. Что люди падки на яркие, пестрые вещи, было известно задолго до создания гифок-баннеров в интернете; что обыватели любят кричащие заголовки, репортеры еще 200 лет назад знали; а о том, что есть внушаемые, безвольные, доверчивые люди, известно было задолго до нашей эры. Резюме: меньше надо читать гадких газет, смотреть гадкие телеканалы и посещать маргинальные сайты. Больше критического изучения серьезных изданий, больше качественного эфира, больше посещений качественных интернет-порталов с хорошим редакторским коллективом и обязательно форумом (как средством для обсуждения материалов с другими читателями).
рудовский / 17.09.2012, 07:18

11. Ответ на 9., рудовский:

Ну, нлп это ж не только яркие баннеры. Вон сколько там техник, и это еще далеко не все. Диагностика типов репрезентации Зрительно-кинестетическая диссоциация Изменение личностной истории Интеграция конфликтующих частей Интеграция логических уровней Метод тяжелого задания Механизм успеха и неуспеха Милтон-модели Модели Т.О.Т.Е. и Score Покорение внутреннего зрения Прилагательные успеха Присоединение и ведение Процесс переднего плана — заднего плана Раппорт Свободное управление ресурсами Субмодальные техники Телесное редактирование убеждений Формула поведенческого изменения Шестишаговый рефрейминг

Еленка / 17.09.2012, 05:09

10. О НЛП

О манипуляции сознания, в том числе и с помощью НЛП, писал Кара-Мурза. К сожалению, это работает на тех, кто является "потребителем" Интернет-новостей и телевизионных передач и не защищен православной верой. То есть не исповедуется, не причащается, а бездумно принимает на веру все, что говорят и пишут наши СМИ. Ну вспомните этот год - сколько людей (нецерковных) поверили в историю с "часами Патриарха", сколько стали считать, что "эти попы", действительно, "жируют на чужие деньги". Я знаю, что, к сожалению, много, потому что защищала от нападок Церковь после провокационных статей и комментариев к ним. А про "бедных девочек" и говорить нечего - даже на передаче Мамонтова их так называли, это, действительно, уже мем. Если бы НЛП не работало, его бы не использовали, и к нам не ездили бы "гуру" психотехник. Вон, 20-22.09 в Москве опять будет семинар очередного "спеца" по "промыванию мозгов". А он просто так не приедет - кто-то пригласил и заплатил ооочень большие деньги. "Если "коучи" приезжают, значит, это кому-то нужно". Вопрос: кому?
Алина / 17.09.2012, 01:59
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Анатольевна Пырх
Месть и закон по-коченевски
Чудовищная история трагедии семьи Жаткиных в Новосибирске в Год семьи
12.12.2024
Мигранты и их дети
Свои среди своих, чужие среди нас…
02.04.2024
О жертвах ювенального Молоха помолимся!
В Новосибирске у многодетной матери отнимают детей
11.12.2023
Все статьи Галина Анатольевна Пырх
Проблемы церковной жизни
Нововведения Второго Ватиканского Собора и его последствия
Перед нами мессианский гуманизм, где Бог растворяется в человечестве
25.12.2024
Имеет ли силу церковная анафема?
Митрополит Климент (Вечеря) предлагает лукавую интерпретацию отлучения от Церкви Мазепы
25.12.2024
К чему нужно быть готовым пророку Илии?
Современное «предание», по которому живёт земная Церковь, не препятствует людям грешить
23.12.2024
Священники были приветливыми, а Патриарх Кирилл, как всегда, на высоте
Заметки участника Ежегодного Собрания московского духовенства, 20 декабря 2024 г.
21.12.2024
Когда же придёт царь?
Или За полчаса до Илии
17.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22