Протоиерей Андрей Ткачев: «Если мы начнем воевать, то, конечно, мы выиграем»

Известный пастырь призывает активизировать деятельность Церкви в СМИ

0
2613
Время на чтение 6 минут
В минувшее воскресенье, 2 сентября, в Киеве в Галерее «Соборной» состоялась встреча-дискуссия «Перспективы культурного обновления Украины: роль телевидения и масс-медиа», сообщает портал «Православие в Украине». В мероприятии приняли участие представители православных СМИ, которые работают либо в церковном медиапростанстве, либо сотрудничают со светскими изданиями, организовывая миссионерские проекты или представляя официальную позицию Церкви.

В работе круглого стола приняли участие глава Синодального отдела УПЦ МП по делам молодежи, главный редактор православного журнала для молодежи «Отрок.ua» епископ Обуховский Иона (Черепанов), главный редактор журнала «Фома в Украине» Антон Никитин, руководитель Международного фестиваля православного кино и СМИ «Покров» протоиерей Александр Акулов, священник-миссионер, публицист, автор и ведущий телепередач протоиерей Андрей Ткачев, писатель, автор и ведущий цикла телепередач на православную тематику на Луганском областном телевидении протоиерей Александр Авдюгин и протодиакон Андрей Кураев. Модератором встречи выступил глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП, пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ МП протоиерей Георгий Коваленко.

Круглый стол был запланирован на 90 минут, а продлился почти три часа.

Об итогах встречи-дискуссии «Перспективы культурного обновления Украины: роль телевидения и масс-медиа» и проблемах, стоящих перед православными СМИ, в интервью «Русской народной линии» рассуждает один из ее участников сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г.Киева протоиерей Андрей Ткачев.


«Главное не в том, как сформулировать задачу, а в том, где найти людей, которые способны качественно говорить о Православии с разными аудиториями. Со своими воцерковленными и неофитами, желающими учиться и держащимися за стереотипы; с чужими доброжелательными и злобнонастроенными. Эти типы дробятся ещё на разные категории, и получается, что у православных СМИ помимо нескольких аудиторий есть еще и множество подкатегорий.

Самый актуальный вопрос - это вопрос личности. Если мы будем говорить заезженные фразы своим и чужим, то по сути это будет означать не что иное, как отмахивание от них, как от мух. А если подходить творчески, то своим и чужим надо говорить в высшей степени креативные вещи только разной направленности. Своим надо давать «деликатесы», тут тоже нельзя крутить одну и ту же пластинку, а чужим - «святую воду» или наоборот иногда. Этот вопрос требует максимального напряжения сил, ума и воли. Нужно чтобы наши люди «к штыку приравняли перо», чтобы они обязательно учились всю жизнь, учились жадно, согласно оксфордской пословице «Учись так, как будто ты будешь жить вечно».

Я думаю, что ни одно СМИ, в том числе и РНЛ, не может быть ресурсом для всех. Пестрота аудитории требует точечного подхода. Нельзя быть средством информации для всех категорий читателей, слушателей и зрителей. Надо знать своего читателя, работать с ним. Но работать надо, желая, чтобы читатель стал лучше. Чтобы он стал богословски грамотнее, исторически внимательнее, этически более чуток. Нужно не эксплуатировать его наличные страсти, добродетели и пороки, а все-таки исходя из того, каков есть читатель, вести его дальше. Например, есть своя аудитория у журнала «Вопросы философии» и есть своя аудитория у журнала «Работница», невозможно, чтобы они стопроцентно совпадали, но они могут пересекаться. Поэтому надо знать своего читателя и помогать ему расти. Такая должна быть задача у каждого честного СМИ. Это для начала вопрос аналитики, затем выработки четкой концепции, анализа сегодняшнего дня и определение задач на будущее с точки зрения роста человека, ведь человек не может не расти. Если человек не растет, то он деградирует.

По поводу прошедшего круглого стола можно сказать, что остается желание большей активности православной общественности в вопросах информации. На повестке дня стоит вопрос о должной оценке православной полнотой Церкви вопроса об информации. У нас поднимается вопрос об истории, вопрос о земле, о свободе собраний и прочем, но вопрос об информации нами не поднят. Все наши конкуренты и недоброжелатели работают в информационном поле гораздо активнее нас. Я имею в виду и всех инославных, они работают, а мы на этот процесс смотрим со стороны. Мы должны осознать важность вопроса информации. В условиях информационного общества, подвергаясь информационным атакам, находясь под постоянным перекрестным огнем разных СМИ, мы не даем себе труда понять, насколько важным является в нужное время сказать людям верные слова, дать определенные точки координат. Вопрос информации - это вопрос ориентировки на местности. Как моряку надо читать карту звездного неба или карту глубин, топографу надо понимать все обозначения в картографии, так человеку нужны ориентиры в сегодняшнем мире. Ориентиры - это информация о том, где есть угрозы и ошибки, ямы и канавы, а где твердая дорога. Неумение читать дорожную карту - это гибель для путешественника.

Мне кажется, что проблема в том, что люди не понимают этого. Нам нужно много качественного радио. Православный информационный продукт должен конкурировать по качеству со всеми передовыми продуктами. По смыслу информация должна быть православная, а по качеству конкурентоспособная со всеми другими СМИ. Радио, телевидение, Интернет, печатные издания - всё должно быть востребовано. Простое правило: писатель без читателя не живет. Читатель без писателя может выжить. Если читательский вкус не сформирован, если людям не нужно слушать и читать правильные вещи, то те, кто говорит и пишет эти правильные вещи, умрут или уедут.

Православные СМИ не просто проигрывают в этой борьбе, они её не ведут. Они не понимают в большинстве случаев, что находятся в состоянии войны и мобилизованы на информационную войну. Когда тот, кто воюет хочет с тобой драться, а ты этого не хочешь, то, естественно, активная сторона выигрывает. Если мы начнем воевать, то, конечно, мы выиграем, потому что у нас есть ресурс для ведения этих действий - полемика, контрпроповедь, апологетика. Но мы никак не можем включиться и понять, что давно пора за это взяться. Мы делаем вид, что все в порядке, что можно и без этого обойтись. А как можно обойтись, если мы в 2000 году от Рождества Христова имеем многомиллионную абсолютно темную паству? Это вопрос просвещения, образования и информации в конечном итоге. Миллионы людей вообще не знают основ Православной веры и не идентифицируют себя как христиане, а обходятся тем, что носят крестик на шее. Это не просто наше поражение, а обвал всего. Мы должны вести информационную войну, потому что она и так уже идет. Христианское сознание предполагает некую долю воинственности, потому что мы, когда принимали крещение, плевали на дьявола, совершили нечто оскорбительное в его сторону, чем объявили ему войну. Надо знать, что он нам этого не простит, даже если мы будем очень миролюбивы. Евангелие говорит: «Никто положивший руку на плуг и оборачивающийся назад не пригоден для Царства Божия» (Лк.9:7).

Надо обязательно трудиться и распространять полезный опыт. Мы должны толковать и объяснять все знаковые события в поле социальной, гражданской и культурной современной жизни.

Неправильно полагать, что священники не должны говорить о политических, бытовых и культурных вопросах. В этом плане можно посмотреть на мусульман, которые считают, что в мусульманском сознании, как в чисто восточном, все вопросы права и веры, социальные и бытовые сплавлены в неразделимое целое. Нет отдельно вопросов политики, а отдельно вопросов веры. Например, вопрос абортов - это не просто вопрос демографии или личности, это также и вопрос веры. Как говорил Аристотель, политика - это все, кроме природы, которая нас окружает. Любая деталь нашего быта так или иначе связана с политикой. Это иллюзия, что мы можем быть нейтральными и ни к чему не прикасаться. Мы должны давать оценочные суждения для своей паствы по поводу всех знаковых событий. Если эти суждения будут качественны и точечными, т.е. глубоко проникающими, то тогда они будут резонировать во всем обществе. Например, вышел фильм, который собрал большую аудиторию, значит нужно дать ему оценку: качественную, искусствоведческую и богословскую. Мы должны реагировать на всё происходящее, чтобы люди, узнающие обо всем из светских СМИ, получали правильные смысловые ориентиры от своих пастырей, как к этому относиться. Это наша сверхзадача, мы должны воспитать плеяду своих критиков и аналитиков, которые бы могли качественно доносить важные оценки. Если это будет делаться качественно, то люди не смогут к этим оценкам не прислушаться. Иначе мы в родной стране будем маргинальной группой. На сегодняшний день все это представляет собой задачу, требующую осмысления и понимания».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

23. 20.Антоний.

"Церковь это соборность,но общество значительно шире Церкви..." Антоний. Ну вот,ув.Антоний,а говорите- "голословно". Православная Церковь-Церковь Вселенская-Богочеловеческое общество(и ангельское),где Церковь Земная, Духом Святым,- Связана(таков дословный смысл понятия "религия"),самым Тесным Образом с Церковью Небесной-это и есть Соборность. Соотносится Церковь Земная ко Церкви Небесной,как Земля ко Всей Вселенной. Выгляньте в окно и посмотрите в Небо. Можно-ли закрыть ладонью Небо,?-можно,если поднести ладонь ко глазам,но это вовсе не означает,что ладонь-шире Неба. А можно,если основательно уткнуться носом в "землю"-"сумму технологий",и вовсе,со временем, забыть о Его,Неба,Существовании.
Писарь / 07.09.2012, 18:52

22. 18.Антонию

"Голословно и безосновательно". Кому-как,особенно если "основания" лежат на самом видном месте. Впрочем,-давайте говорить предметно. Может Вы проясните,с кем конкретно собирается воевать,не только прот.А.Ткачев,лично,но призывая к тому,- всю Православную Церковь. С точки зрения "правильной информации". Кто враг? Источник. Природа. Сущность. Ипостась. От правильных ответов на эти вопросы,- достоверной и полной информации о враге,будет зависеть все-стратегия,тактика,выбор средств и,в конечном счете,-победа или поражение.
Писарь / 07.09.2012, 18:35

21. 19.Антонию.

Как нести Благую Весть? Служит батюшка,ПО УСТАВУ и ДУХОМ, Литургию в Сибири-слышно в Австралии-не сомневайтесь. Вот так и нести. Даже, если в ближайшие десять лет,- никто не придет. Дух дышит где хочет,а не только там где есть телевидение,печать и интернет. Дух Святый исходит через Слово,но не через кабель. Собственно говоря, тем и было сохранено,в советский период, сочувствие к Православию и Православной Церкви,что обусловило такой наплыв в Церковь. Кто Привел? Господь и Православное Священство,служившее не за страх,но за Совесть. Если расточим,добро,не нами собранное,обратим в суету,разменяем "мильон по рублю"- я нам не завидую. Нынешние русские люди,в подавляющем своем большинстве,УЖЕ слушать не хотят и не будут- газет,телевидения и интернета-подавляющее большинство. "Утомительно-мутный словопоток". "Церковь имеет дело с людьми-следовательно имеет дело с информацией". Антоний. Ув.Антоний. Человек не "сумма статистических данных",но Образ и Подобие Божие. Это для кибернетики(информатики)-машина,животное и человек суть одно,к тому же, Церковь не "информбюро". Обратитесь в Ватикан,там в подвальном помещении стоят три мощных сервера-под завязку набитые,надо понимать,- "правильной информацией". "Рафаил". "Михаил". "Гавриил". Впрочем-информация,даже "правильная" и знание,прежде всего,-Истины,-далеко не одно и то же. Ув.Антоний. "Научить решать,но не решать"-действительно парадокс,но "не решать вместо"-нет. Цитируйте точно. Не уподобляйтесь Горбачеву,начальнику моды на цитаты великих,изгоняя, при этом,сущность слова... "Политика искусство возможного". Горбачев. "Политика-искусство ДОСТИГАТЬ возможного". Отто фон Бисмарк. Разница. Ув.Антоний. Проф.Осипов и о.Андрей Кураев,безусловно говорят об "индивидуальном спасении",чего, безусловно, в Православной Церкви-нет,не было и быть не может. Это мотивы протестантские,равно как распостранение(пропаганда) "христианских принципов" в обществе. Православие не идеология в христианстве-,вроде католицизма и протестантизма,но Само Христианство. Другого,в природе,-не существует.
Писарь / 07.09.2012, 18:22

20. Ответ на 16., Фильтр:

Фактически священник Андрей Ткачев предлагает православным стать наиболее технологически "продвинутой" частью гражданского общество, и победить остальные конфессии в пропагандистской войне. Но это невозможно, да и сам этот путь порочен. Гражданское общество - продукт протестантских революций, его сегменты враждебны друг другу. Церковь - это соборность.

Порочен путь, при котором миллионы духовно не определившихся душ наших соотечественников будут отданы на откуп пропаганде этих самых "конфессией". Это не что иное как предательство и конфессиональный эгоизм касты "избранных". Церковь - это соборность, но общество значительно шире Церкви, и Церкви необходимо выстроить свои отношения с обществом. Пока не реализован принцип соборности в общественной жизни, придётся иметь дело с гражданским обществом. Никуда от этого не денешься.
Антоний / 07.09.2012, 03:01

19. Ответ на 12., Писарь:

Церковь имеет дело с людьми,но не с информацией-занимаясь ее сбором и анализом,используя затем,в "информационной войне"

Церковь имеет дело с людьми - следовательно имеет дело с информацией. Так действует контрразведка Ватикана-Государства,а точнее-ТНК,имеющей целью вовсе не Спасение, и в сем веке и будущем,но расширение Емперион-сферы влияния.А это уже дело политики-борьбы за власть.

А как нести Благую Весть, не расширяя сферу влияния? Власть и влияние - не одно и то же И не просто борьбы за власть,но за власть в гражданском обществе,с гражданским обществом и по правилам гражданского общества-питающего,полагаю,ныне ни у кого нет сомнений,-лютую ненависть к Православию и к Православной Церкви.

"Гражданское общество" в либеральном формате - питает лютую ненависть. АРКС, Народный Собор и др. православные объединения граждан - не питают. Тот,кто толкает Церковь на этот путь,вольно или невольно,- толкает Церковь к погибели.В революцию.Недаром Св.Синод УПЦ МП,осудил "политическое православие",вплоть до отлучения Причастия Святых Даров.

В революцию Церковь толкал Березовский. Не вышло. УПЦ МП правильно осудил, потому что на Украине запредельная политизация не могла не коснуться Церкви. Задача,как ныне,так и прежде,перед Православной Церковью-Образование Новозаветного Человека,годного для Царствия Небесного,- и в сем веке и в будущем.

Ещё при Патриархе Алексии профессор А.И. Осипов и протодиакон А. Кураев были отстранены от работы по подготовке Социальной доктрины Церкви, потому как утверждали, что Церковь должна ограничиться исключительно личным спасением своих чад, и отказаться от идеи распространения христианских принципов в жизнь общества. Человека способного, с Божией Помощью,правильно ориентироваться в современном мире. Человека владеющего реальной,но не фантастической картиной мира.

Каким образом человек сможет правильно ориентироваться в современном мире без правильной информации? Иными словами,-дело учителя математики,-научить решать задачи,подражая учителю-того довольно.Научить решать,но не решать вместо.

Научить решать, но не решать - парадокс :)
Антоний / 07.09.2012, 02:44

18. Ответ на 10., Писарь:

Православие изначально утрачивает свой Вселенский характер,- низводится до уровня конфессии.Культура-до уровня "субкультуры",иными словами-ее,Культуры,тени,а Сама Православная Церковь,трансформируется в корпорацию продвигающую на рынок,некий "духовный субпродукт",однако-качественный,призванный составить конкуренцию "передовым продуктам".Что сказать?Здесь,кажется,больше веры в прогресс и упования на "сумму технологий".Иными словами-в Человека и на Человека.

Голословно и безосновательно.
Антоний / 07.09.2012, 01:52

17. Re: Протоиерей Андрей Ткачев: «Если мы начнем воевать, то, конечно, мы выиграем»

Фильтр, если я правильно понял, предлагается просто учитывать (и обращать во благо) все некоторые новые тенденции, достижение, обычаи. Например, с помощью интернета можно вести и распространять чудесные образовательные программы, проповеди. Значит, надо этим заниматься.
рудовский / 05.09.2012, 21:41

16. Re: Протоиерей Андрей Ткачев: «Если мы начнем воевать, то, конечно, мы выиграем»

Фактически священник Андрей Ткачев предлагает православным стать наиболее технологически "продвинутой" частью гражданского общество, и победить остальные конфессии в пропагандистской войне. Но это невозможно, да и сам этот путь порочен. Гражданское общество - продукт протестантских революций, его сегменты враждебны друг другу. Церковь - это соборность. Внешне она являет собой симфонию государства и Церкви в Православном царстве, внутренне - сокровенное евхаристическое и молитвенное единство всего народа. Многие священники даже боятся слово сказать об изначальной порочности идеи гражданского общества, которое запланировано именно так, чтобы все время катится по наклонной: от ересей до признания содомских "браков". Задача Церкви - в спасении людей, возрождении Православного Царства,а не в эффективной пропаганде в СМИ. Ибо эффективная рекламная кампания Царства Божия не приблизит. Тем более, у наших врагов неизмеримо более эффективные рычаги для воздействия на общественное мнение. Нет, выступать в СМИ можно и нужно, но делать это панацеей и утопично, и смешно. /Православный информационный продукт должен конкурировать по качеству со всеми передовыми продуктами. По смыслу информация должна быть православная, а по качеству конкурентоспособная со всеми другими СМИ./ Ну и как это может быть?! Да порнография и насилие дадут неизмеримо больший рейтинг, чем Православные проповеди, ибо опускаться приятнее большинству людей. Но ни о необходимости цензуры, ни о необходимости монархии на круглом столе никто не говорит. Что и неудивительно, с таким-то составом говорителей...
Фильтр / 05.09.2012, 20:42

15. Ответ на 7., Алина:

КТО должен работать в этих изданиях? Батюшки? Если они в прошлом журналисты, то да. А если нет, то православное издание проигрывает, во-первых, тем, что священникам элементарно некогда заниматься газетой или журналом - у них требы, службы, другие послушания, и они не могут (как правило) сосредоточиться на качественном подборе материала, да просто не успевают это делать

Да,это так. На себе ипытал. Возникла потребность что-то написать, опубликовал ряд статей на РНЛ. Но чего мне это стоило, священнику, загруженному приходской работой при монастыре, где ещё и службы каждый день, и слава Богу! Пол ночи не спишь, пишешь статью, бежишь на Соборование, и сознание во время молитвы мнгновениями отключается... Ну что,посочинял, да и бросил пока. Для работы в информационном поле нужны либо гражданские люди с хорошей богословской подготовкой, либо освобожденные от треб священники со служением Литургии раз в неделю. Есть и другая проблема, которую я отчасти почувствовал на себе - некие негативные душевные изменения при долгой работе в иформ.сетях, даже с благими целями. Пример с д.Андреем Кур. показателен. То, что он иногда пишет в своих инф.разделах выглядит как антипроповедь по целому ряду причин:то это желание быстрого реагирования на событие, порождающее легковесное мнение, то это пристрастная полемика и т.п. "Сидеть" в интернете, держа руку на пульсе событий оказывается не безопасно. Информационные войны носят истощающий и фантомный характер. На некоторые события правильнее бывает вовсе не реагировать, чем создавать информационную пирамиду, которая только на руку её основателям. Так было с делом известных кощунниц, которых следовало предать суду, но лишить их вожделенного пиара. В информационных пространствах, как на рынке, побеждает тот, кто хамовитей и горластей. Поэтому слово именно "воевать" не слишком подходит. Петр то же хотел воевать ночью в Гефсимании, размахивать мечём, резать сначала уши, потом что посерьёзней, но Господь не дал ему пуститься в ТАКУЮ борьбу. Безусловно , мы - воины Христовы, поэтому и должны подражать Христу в борьбе. Не пускаться в тяжбы с фарисеями, а проповедовать истину. А вот хорошая православная газета или журнал - вещь хорошая, но редкая. Уважаемому Александру Ракову - благодарный поклон!

14. 10. Писарь : Re: Протоиерей Андрей Ткачев: «Если мы начнем воевать, то, конечно, мы выиграем»

Все верно.
дед пенсионер / 05.09.2012, 19:27
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Ткачев
Все статьи Протоиерей Андрей Ткачев
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28