Согласно общепринятому в исламе мнению сами джинны делятся на «добрых» и «злых», называемых шайтанами. Джинны-мусульмане войдут в Дженнет (рай) тогда, когда шайтаны во главе с Иблисом (дьяволом), престол которого находится на море, окруженном змеями, войдут в вечный огонь Джехеннема (ада).
В своей книге шейх Бадруддин обосновывает это рядом примеров из толкований и хадисов о том, что джинны живут в каждом доме, где проживают мусульмане. Это подтверждает и Абу Бакр ибн Убейд в книге «Мекайиду Шейтан», причем, согласно этому же автору, эти джинны защищают мусульман от других джиннов (хадис от Йезида ибн Джабира).
Согласно целому ряду хадисов джинны живут также и в нужниках, почему мусульмане при входе в нужник должны читать молитву Аллаху.
Также шейхом Бадруддином приводится хадис от Абу Дауда о том, что если мусульманин вспоминает имя Аллаха при входе в дом и во время еды, то шайтаны не могут оставаться в доме и за столом.
Убийство джинна возможно, и в книге «Мир джиннов и шайтанов» приводятся хадисы Ибн Абу Мелейкете и Хубейбы о том, как супруга Мухаммеда-Айша приказала убить змею, которая была джинном-мусульманином и во искупление греха обязана была раздать бедным милостыню, согласно одному хадису, или освободить сорок рабов, согласно другому. По мнению Хубейбы убийство джинна в виде змеи разрешалось лишь только по очень веской причине и обязательно после трёхкратного её предупреждения.
Вместе с тем джинны могут вредить людям, и в книге «Мир джиннов и шайтанов» есть строки из книги «Фенун» Ибнул Акила, где в качестве примера приводится следующий случай: в доме в Заферийи (под Багдадом) во дворе находился колодец, из которого выходили джинны и убивали людей, ночевавших в доме. Мусульманин, читавший Коран, остался жив и подружился с джинном, выходившим из колодца. Этот джинн, как и все остальные джинны, жившие в колодце, являлись мусульманами. Более того, этот мусульманин спас джинна от смерти тем, что откупился от человека, который хотел поймать змею, в образе которой находился джинн.
Таким образом, согласно мнению исламских авторитетов правоверный мусульманин должен быть защищен от джиннов и, согласно хадису Убейта ибн Кааба, переданного Абу Касимом Табарани и приведенного в книге шейха Бедруддина, от шайтанов защищает аят из суры Аль-Бакара, а также защиту от шайтанов обеспечивает чтение ряда сур Корана.
Разумеется, сама магия-«сихр» мусульманину нынешним исламским духовенством не разрешена, однако, тут мнения исламских авторитетов прошлого расходятся. Как пишет шейх Бадруддин согласно ряду хадисов и самому Корану Аллах послал в Вавилон двух мелеков - Харуна и Марута, которые согласно одним хадисам научили сихру неверных, а по другим - предупреждали об опасности от сихра. (Харуна и Марута - согласно исламскому учению - духи, созданные Аллахом из воздуха. Часто ассоциируемые с ангелами в христианстве. - Примечание редактора)
Исторически согласно работе «Дьявол - миф и истина» понятие «сихра» признается большинством исламских религиозных авторитетов, такими как Фархудин эр Рази, Ибн Фарис, Уль Муджемул-Весит, Аль Азхари, Лисанул Ареб, Ибну Кудаме Аль-Макдиси, Ибн-уль Кайим.
Так, согласно хадису, записанному Акрамом от Ибн Аббаса, «сихр» возник в египетском селе Аль-Ферема и отрицание существования «сихра» является «уходом из веры». Таким образом, все вышеуказанное может быть истолкованно теми или иными мусульманами что раз отношения джиннов и людей строяться на условно говоря равноправной основе и соответственно коли джинны «де-факто» могут быть частью мусульманской уммы (сообщества мусульман) и правоверным мусульманам разрешенно принимать помощь от джиннов, то можно предположить что при определенных обстоятельствах некоторые из этих мусульман могут и просить джиннов о подобной помощи.
В книге «Мир джиннов и шайтанов» шейх Бадруддин как раз и описывает, то как те, кто занимается «сихром» или «ширк», часто составляют послания «амайлийи», в которых пишут то что «шайтанам мило», и последние взамен оказывают этим людям услуги, например, находят источники воды, переносят их по воздуху, а также предоставляют этим людям материальные блага других людей и тому подобное
По мнениям исламских авторитетов и хадисам, приведенным шейхом Бедруддином, джинн мог вселиться в человека, оказавшегося целью ритуала «сихра» и так им приводится аят «Аль-Бакара», согласно которому шайтаны могут входить в тело человека.
В силу этого мусульманину разрешается проповедь ислама или упоминание имени Аллаха при изгнании джиннов из тел людей, но вместе с тем запрещается изгонять джиннов из людей с помощью самих же джиннов. Хотя сама такая возможность не отрицается, но рассматривается как грех.
Сами исламские религиозные авторитеты предупреждают в своих работах о большой опасности исходящей от джиннов, в первую очередь, от шайтанов. Шейхом Бадруддином в его книге приводятся строки из книги «Мекайиду-шайтан», где описывается джинн Суула в женском облике, поедающий людей, причем этот джинн также согласно «Мекайиду-шайтан» «читал даават», т.е. занимался проповедью ислама.
Как защиту от шайтанов этими исламскими авторитетами рекомендуется чтение определеной суры или аята. Например, шейх Бадруддина приводит случай, когда ночной джинн Гул в женском облике прочитала схватившему её мусульманину аят «Курсий» (Святой) как защиту от джиннов, а в книге «Аджааиб» автора Абдурахмана ибн Мунзура приводится пример когда аят из суры «Имран» защитил мусульманина от шайтанов.
Сам шейх Бедруддин писал, что от джиннов защищает обращение к Аллаху и упоминание его имени, чтение суры «муаввизетейн», чтение суры «Курсий», чтение всей суры «Аль-Бакара» либо двух её последних аятов, заучивание наизусть части суры «Ха-мим-Аль-муумин», чтение исламского символа веры - шахады.
В силу всего вышеуказанного неудивительно что в исламе появление различных оккультных движений было достаточно привычным явлением.Самой показательной тут была религиозная практика шиитов у которых, в отличии от сунитского ислама духовному сословию (аятоллам, т.е. буквально «слову Аллаха») было разрешенно толковать Корана и хадисы сообразно с собственным мнением и эти их частные мнения становились для остальной шиитской общины религиозными правилами.
Да и сам принцип «иджитихада», т.е. выработки новых религиозно-правовых установлений у шиитов продолжал достаточно свободно истолковываться в отличие от суннитских улемов, опирающихся как правило на Коран и хадисы, равно как и на соложившийся корпус ранее принятых фетв - религиозно-правовых заключений и установлений, полагающейся, как правило, на установившиеся мнения авторитетных в прошлом алимов.
Например, именно с шиитской династией Убейдаллы, провозгласившего своим предком Исмаила, потомка Фатимы, и захватившего власть в Египте, связанно появление секты исмаилитов.
Исмаилитом был и знаменитый «Старец горы»-Хасан ибн Саббах, создавший орден ассасинов с центром в замке Алавут у города Казвин на севере Ирана.
(Ассасины (хашашины, хашишины, хассасин, гашишин; от араб. хашиши, мн. ч. хашишийа или хашишийун - «употребляющий гашиш»- наименование, под которым получили широкую известность в Средние века и в настоящее время исмаилиты-низариты (шиитская ветвь ислама). Название связано с комплексом расхожих представлений о низаритах - как о террористической секте, членами которой, являются фанатики, одурманенные наркотиком. Совершающие многочисленные убийства на политической и религиозной почве. Уничтожена монголами в 1258 г. - Примечание редактора).
Управляемый «Каирской ложей» орден ассасинов представлял из себя закрытую секту, в которой стали практиковаться различные ритуалы, берущие корни в языческих мистериях, и носившие согласно мнениям современников - оккультный характер. По большому счету, сами языческие мистерии и являются оккультно-магическими практиками.
Сам Хасан ибн Саббах был, прежде всего, духовным лидером созданной им религиозной общины-ассасинов и одновременно являвшийся командующим мощной военной силы ассасин готовых убивать по первому его знаку.
Вряд ли влияние гашиша постояно упоминаемое в книгах об ассасинах могло обьяснить сознательную их самопожертвеность, ибо ныне и более тяжелые наркотики подобной самоотвержености не вызывают. Так же безосновательны обьяснения об организации какого то якобы обмана, когда кандидата напаивали вином и отводили между невольниц «Старца с горы» как якобы в рай. Вряд ли бы какая нибудь невольница когда-нибудь не выдала обман или сами ассасины в междуусобном общении не выяснили факт такого обмана и тем самым очевидно что Хасан ибн Саббах обладал умением полностью контролировать поведение и сами души своих ассасинов, иначе вряд ли бы они столь самоотверженно умирали. Очевидно, что подобное умение могло было быть им получено только в «Каирской ложе», где он и прошел инициацию.
Однако подобная практика была вовсе не специфична для исмаэлитов или только для одних шиитов. В сунитском исламе существование схожей практики можно отметить в суфийских братствах «тарикатах», известных в Европе как дервишские ордена.
Разумеется, все это является ныне историческим прошлым. Однако и в современном исламском мире до настоящего дня можно встретить ритуалы «изгнания джиннов» из больных посредством ритуалов, описанных, в том числе и в книге шейха Бадруддина. Неслучайно элементом реисламизации боснийских мусульман стал перевод и переиздания теологических работ по «исламской демонологии» или точнее говоря «исламскому джинноведению». И хотя современный салафизм многие считают своего рода «исламским пуританством», крайне рационалистической идеологией, подозрительной к любым мистическим аспектам и поискам, но идейные основатели этого течения, такие как Ибн Таймия, не ставили под сомнение основы «исламского джинноведения».
Интересно, что отличное от христианского представление о сверхъестественных существах облегчает адаптацию современных суггестивных техник последователями исламского фундаментализма.
Примечания Георгия Энгельгардта
Источники:
1. «Svijet dzina i sejtana». Љejh Bedruddin Ebu Abdullah Omer ibn Abdullah Sebli Hanefi. Prijevod Eniz Kozlic "Bemut Sarajevo".Сайт http://www.islamskeknjige.com/
2. «Davo - mit i istina". Niaz Omer. "Preporod" "Gracanica". 2007.
3. «Savremeni dzihad kao rat". "Nova Knjiga", Beograd, Serbia 1989; Grafomotalica, Prnjavor, Bosnia and Herzegovina,1995
4. «Тайные общества XX века». Боголюбов Николай
4. Re: Сверъестественные существа и магия (сихр) в исламе
3. Павлу Тихомирову
2. Ответ на 1., иерей Илья Мотыка:
1. Re: Сверъестественные существа и магия (сихр) в исламе