Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Сверъестественные существа и магия (сихр) в исламе

Олег  Валецкий, Русская народная линия

12.09.2012


Часть 1. Джинны и прочие …

При изучении ислама обращает на себя внимание представление этой религии о сверхъестественных существах и магии или «сихре», как она называется по-арабски.

В исламе традиционно деление мира на видимый человеческому глазу мир людей, сотворенных из материи (как правило, земного праха), и невидимый мир в котором существуют мелеки (часто ассоциируемые с ангелами в христианстве), сотворенных Аллахом из воздуха, и джиннов, созданных Аллахом из огня. Понятие «сихра» как раз неразрывно связано с джиннами.

В силу ограниченного числа - около 114 глав Корана (сур) для исламского богословия и правовой сферы огромное значение играет Сунна - второй после Корана источник права и установлений.

(Хадисы - отдельные сообщения о различных эпизодах жизни  Мухаммада, его высказываниях и сопутствующих этому обстоятельствах, переданные устным или письменным путем. Вся совокупность хадисов образует Сунну (дословно «Суннат Расул Аллах» - «Пример посланника Аллаха») и является вторым после Корана источником исламской религии и исламского права). В этом смысле слово «хадис» приближено по своему значению к слову «сунна». В Коране слово «хадис» упоминается в аятах 18:6 и 20:9 в значении рассказа, сообщения. Значение хадисов в исламской религии очень велико, так как пророк Мухаммад не только высказывал прямые откровения от Аллаха, но и комментировал их, а также показывал своим личным примером, каким должен быть жизненный путь мусульманина.

Все сборники хадисов делятся по степени достоверности:

Достоверные (сахих). Хорошие (хасан). Слабые (заиф). Суìра - арабское слово для обозначения главы Корана. Коран состоит из 114 сур, из которых 86 получены в Мекке, а 28 - в Медине. Каждая сура состоит из аятов (откровений). Количество аятов может быть от 3 до 286.На первый взгляд критерий расположения сур в их длине, последующие суры, как правило, короче предыдущих. Однако этот принцип выдерживается не всегда. Все суры Корана, кроме девятой, начинаются со слов (басмалы) «Во Имя Аллаха, Милостивого и Милосердного». Прим. редактора).

Знатоки Корана и Сунны, имеющие право толковать их и выносить на их основе религиозно-правовые заключения, обладают огромным влиянием на жизнь исламского общества - уммы.

Сложившаяся в таком виде система нормотворчества в исламе сделала данную религию исключительно динамичной, постоянно эволюционирующей, адаптирующейся к трансформирующемуся обществу и влияющей на его изменения.

В силу этого и  данная статья  представляет собою не личные воззрения автора, а  краткий обзор вышеупомянутого «фикха», т.е. накопленного исламского права в отношении сверхъестественного мира, изложенного в вышедшей в издательстве «Бемут» в Сараево в Боснии и Герцеговине (на «боснийской версии» «иекавского» диалекта сербского языка - прим. РНЛ) перевода с арабского книги «Мир джиннов и шайтанов» шейха Бадруддина абу Абдуллы Омера ибн Абдуллы Шебли Ханафи. [1]

Этот шейх жил в Дамаске в XIV веке и написал целый ряд книг по исламскому праву и философии, но самой значительной его работой была «Мир джиннов и шайтанов»

В этой книге шейх Бадруддин приводит строки из работ Абу Касима аль-Ансари Кади Абу аль-Бакиллани, имама Харамейна, шейха Абу Аббаса ибн Таймии и ряда других исламских религиозных авторов, опиравшихся как на Коран, так и на Сунну суры из Курана.

 Живший на рубеже XIII-XIV вв. шейх Абу Аббас ибн Таймия считается основоположником идей исламского фундаментализма и до сих пор пользуется авторитетом у современных последователей «чистого ислама» или салафизма.

(Термин Салафийя происходит от выражения aс-салаф ас-салих (праведные предки) или просто ас-салаф (предки), так как эпохой «праведных предков» или «праведных хплифов» считается время зарождения ислама, от начала проповеди Мухаммада и включая правление первых четырех халифов - Абу Бакра, Умара, Усмана и Али до начала расколов общины мусульман. - Прим. редактора).

Именно Ибн Таймие принадлежат идеи возврата ко времени Мухаммеда и его четырех праведных  халифов, принцип буквального следования Корану и Сунне с отказом от любых аллегорических истолкований и осуждения  всех «нововведений», появившихся в исламской традиции после эпохи «праведных халифов». То, что Ибн Таймия в своих работах похвально отзывался о авторитете шейха Бадрудина, является достаточно серьезным подтверждением весомости работ этого шейха.

Практически все исламские авторы подобно шейху  Бадруддину считали  что существование мира джиннов, не должно вызывать сомнения у «правоверного» мусульманина.

 

Кто такой Иблис-дьявол?

Рассмотрев мнения других исламских законоучителей, шейх Бадруддин приходит к выводу, что большинство из них считает Иблиса джинном, и лишь немногие - мелеком Фигура Иблиса (дьявола - Примечание редактора) в книге «Мир джиннов и шайтанов» шейха Бадруддина оцененная им на основе мнений  различных религиозных авторитетов представляется по-разному,но общим является то, что все считают Иблиса джинном и лишь некоторые считают его мелеком.

(Джинн - бестелесный дух созданный Аллахом из огня и обладающий известной самостоятельностью в выборе между Аллахом и Иблисом.Мелек-бестелесный дух созданный Аллахом из воздуха и служащий ему. -  Примечание редактора).

Практически все полагают, что Иблис попал на небо и долгое время служил Аллаху, к которому попал, по мнению одних исламских авторитетов,  по воле последнего; либо, по мнению других исламских авторитетов, был посредником для общения с джиннами на земле; либо, по мнению третьих, попал на небо как пленник мелеков, разбивших джиннов; либо, по мнению четвертых, Иблис как ребенок, вместе с мелеками участвовал в подавлении восстания джиннов. Следует заметить что, например,  Шехр б. Хушиб  согласно уже другой книге «Дьявол - миф и истина» уже современного боснийского автора  Нияза Омера ("Davo - mit i istina". Niaz Omer. "Preporod" "Gracanica". 2007), считал, что после восстания джиннов, подавленного мелеками, Иблис был как пленник взят на  небо, тогда как Са'адб Месу'уд считал, что Иблис вырос в плену, поклоняясь Аллаху и только затем отверг его.

Все же господствующим в исламе взглядом на дьявола является то что Иблис был одним из джиннов, живших после сотворения мира на земле. Правда тут есть определенное расхождение во взглядах между различными исламскими авторитетами и так в порядке исключения небольшая часть исламских улемов (исламского духовенства - примечание редактора) считала Иблиса одним из мелеков, но основная часть улемов, в том числе и Саид Кутб считала Иблиса одним из джиннов.

(Египтянин Саид Кутба (1906-1966), ведущий идеолог современного исламского фундаментализма, автор  книг «Фи зилал аль-Кур'ан» («В тени Кoранa») и «Мaалим-ат-тарик» («Знаки на пути»), основной теоретик египетской организации «Братья-мусульмане», был казнен президентом Египта-Насером. - Примечание редактора)

Причиной  падения Иблиса вышеупомянутые авторитеты единогласно считают созданного Аллахом Адама, которому он, в отличие от мелеков, отказался поклониться.

Что касается самих шайтанов то  как пишет шейх Бадруддин по мнению Кади Абу шайтаны - это потомки Иблиса. Согласно Корану ни Иблис, ни шайтаны не могут ничем повредить мусульманам, если те сами не пойдут за ними. В этом большое отличие от христианства, где и праведники Иов и Иисус Христос пострадали от действий демонов и тех людей, которые пошли за демонами и Сатаной.

Вместе с тем, шайтаны, как правило, рассматриваются как одни из джиннов, но четкого деления тут нет, и потому термины шайтанов и джиннов применяются без ясного различения.

При этом, согласно ряду хадисов, существовали джинны, принявшие ислам, помощь от которых для мусульманина не могла считаться однозначно зазорной, как это было бы в отношении христианина, принявшего помощь от демонов.

Так в вышеупомянутой книге Нияза Омера «Дьявол - миф и истина» пишется, что в хадисе Умара ибн Хаттаба, описывается как посланник Мухаммед встречался с джинном Хаме ибн Химе ибн Лакисом ибн Иблисом, который помогал еще Нуху (Ною). Этот джинн получил прощение от Аллаха и стал «искренним верующим», а затем служил целому ряду святых, известных из Библии, которых мусульмане признали как собственных праведников, дабы в упомянутом хадисе пророк Мухаммед благословил этого джинна и научил «некоторым сурам» из Корана.

Мир джиннов исламские авторы описывают по-разному, но общее  следующее: джинны, населяли землю до людей, а после долгого периода покорности Аллаху в их среде произошло восстание против Аллаха, подавленное мелеками.

Согласно мнению исламских авторов, джинны могут жить, есть, пить  и даже размножаться подобно людям, а также могут и умирать. Среди них существуют джинны-мусульмане и джинны-неверные, в том числе джинны-христиане и джинны-иудеи и так джинны-мусульмане могут вести войну-«джихад» против неверных.

В книге «Мир джиннов и шайтанов» приводится сура «джинн», в которой описывается о том как джинны из Басры в долине Нехлех в районе Мекки слушали проповедь посланника Аллаха - Мухаммеда, как и приводятся примеры джиннов, принявших ислам.

В этой же  книге  говорится о том, что в исламском мире существует единогласное мнение, что пророк Мухаммед был послан не только людям, но и джиннам, что подтверждается рядом хадисов, как и толкований  этих хадисов.

Согласно шейху Бадруддину это подтверждает хадис от Ибн Аббаса как и толкования  Абу-Аббас ибн Теймийи ибн Абдул-Берра и ибн Хазма, а также  строки из книги имама Харамейна «Иршад фи редд ала Исавийех».

Наконец в  самом Коране есть целая сура «Эль-джиннн», посвященная джиннам, и говорящая, что джинны обязаны слушать пророка Мухаммеда,а такие же выводы содержатся в суре «Эль-Акаф».

В хадисе от Айши, супруги Мухаммеда приведенном  в книге «Мир джиннов и шайтанов»  и переданного от Муслима и Ахмада, приведенны слова Мухаммеда к Айше о том, что шайтан, пришедший искушать Мухаммеда, был побежден последним и принял ислам.

(Айша  (613-678) - дочь Абу Бакра, сподвижника пророка, с 622 - супруга пророка Мухаммада. После смерти своей первой жены Хадиджи пророк женился на Сауде, женщине, которая, также как и Хадиджа, была старше его. Однако она не смогла заменить покойную жену, а Мухаммад не смог к ней привязаться. Тогда Абу Бакр предложил ему жениться на его дочери Айше, которой в ту пору было 6 лет. Ряд исследователей считает, что этот брак (также как и некоторые другие) был совершен с политическими целями, ибо союз Мухаммада с ее отцом Абу Бакром означал укрепление авторитета пророка в Мекке. До 9 лет Айша жила в доме Мухаммада на положении дочери, а затем, после переезда в Медину, Айша стала супругой пророка. Айша считалась любимой женой пророка, так как в отличие от других жен, она имела на него влияние. С именем Айши связано большое число хадисов, приведенных в известном сборнике хадисов «ас-Сахих» аль-Бухари. - Примечание редактора)

С этим хадисом как пишет шейх Бадруддин соглашаются большинство авторов, а  имам Ахмед,Мухаммед ибн Юсуф Фирьяни  и Шурейка ибн Тарик ибн Ханбал, также добавляют при этом, что джинны по словам Мухаммеда и помогали пророку делать добрые дела.

То же самое говорится в хадисе приведенного в книге «Делаил» автора Хафиза Абу Нуайма, приведенного в этой же книге шейха Бадруддина где также приводятся строки из другой книги «Мушкил-Асар» автора Абу Джафара Та-Хави аналогичного содержания, как и ряд хадисов о вышеупомянутом событии.

Сам Мухаммед встречался с джиннами в Медине, где обучал их исламу и всего, согласно шейху Бедруддину Муххамад шесть раз встречался с джиннами, которые добровольно приходили к нему учить Коран.

В книге «Мир джиннов и шайтанов» приводится еще целый ряд хадисов о том, что джинны слушали учение Корана с пророком Мухаммедом и сами потом обращали остальных джиннов в ислам и  приводятся  мнения религиозных авторитетов таких как, например, Абу Хузейфе Ишак ибн Бишр Курайши, о том что  Аллах посылал к джиннам своих посланников из числа самих джиннов, которых джинны же и убивали.

В ряде хадис также  описывается случай столкновения двух смерчей, после которого осталась мертвая змея и в одной из хадис этот джинн был назван мусульманином Амром ибн Джуманетом, погибшим в бою с «неверными джиннами».

 

Облик джиннов

В отношении облика джиннов также существуют различные мнения и так Абу Бекр Абу Дунла в книге «Мекайиду Шейтан» пишет, что джинн не может менять облик, но только с помощью магических приемов - «сихра» представляет возможность людям иметь обманчивое впечатление о своем облике, что же подтверждает и Коран. Вместе с тем шейх Бадруддин пишет в своей   книге, что когда враги пророка Мухаммеда совещались в Дору-Недва, то к ним пришел шайтан в облике шейха из Неджда.

В этой же книге приводится целый ряд высказываний из хадисов и книг исламских религиозных авторов о том, что джинны  могут быть и в облике черных псов, что подтверждает и хадис о словах пророка Мухаммеда, приведенный Кади Абу Яла. Часто упоминаются джинны в облике змей, о чем пишут Абу Дунла в книге «Мекайиду Шейтан» и Абу Бекр Мухаммед ибн Джафар ибн Сехл Самири эль-Хаити в книге «Ховатиф эль-Дженен».

 В то же время в описаниях джиннов много недосказанностей и противоречий и так  шейх Бадруддин пишет что, согласно книге «Хаватиф», джинны невидимы человеческому глазу, что опять-таки противоречит примерам, когда джинны видимы людям в образах псов, змей, людей или в иных человекоподобных или звероподобных обликах. Согласно исламским авторитетам  существуют джинны не только в виде собак и змей, но и большее число джиннов, имеющих человекоподобный образ, либо их описание ограничивается наличием крыльев и то что они могут летать, как и менять свой облик.

 Так как ни один хадис не содержит описания всех видов джиннов, то, исходя из того что в одном хадисе говориться о джинне ввиде змеи, а в другом о джинне в виде женщины с огромным ртом, то единственно что их может объединять, так это способность менять облик.

           

Способности джиннов

Сами джинны могут как передвигаться от места к месту так и жить  на одном месте («Ховатиф Эль Дженан» автор Абу Бекра Мухаммеда ибн Джефер ибн Сехла Саммири Эль-Хараити).

Согласно шейху Бадруддину в исламском мире того времени существовало два основных мнения о возможностях джинна: одни утверждали, что все джинны едят и пьют, другие же отстаивали мнение, что только часть джиннов ест и пьет.

При этом в большинстве хадисов приводятся слова Аллаха о том, что каждая кость от еды, за которой упомянуто имя Аллаха, вновь обрастет мясом и послужит пищей для джиннов. Мухаммед потому и запретил мусульманам чиститься после совершения нужды костями, ибо эти кости по его словам предназначаются в пищу джиннам, названным им в обращении к мусульманам «вашими братьями».

Ряд исламских авторов также утверждает, что джинны могли жениться на представителях человеческого рода, но от таких браков рождались гермафродиты.

По господствующему в исламе мнению, брак человека  с джинном вполне возможен, хотя для мусульманина непозволителен. Вместе с тем, шейх Бедруддин приводит мнения некоторых исламских авторитетов, которые считали, что такие браки все-таки разрешаются.

В книге «Мир джиннов и шайтанов» приводится рассказ Абу Бакра Курайши о том, как два исламских авторитета Вахб ибн Мунейбин и Хасан Аль-Басри годами находились на хадже вместе с джинном, который являлся толкователем хадисов. При этом, джинны часто присутствуют при исполнении мусульманами различных религиозных обязательств, начиная с намаза и хаджа и до дженазы (поминального намаза) и джихада, а также обучают людей исламу в ходе исполнения этих обязанностей. Помимо этого,  в благодарность за те или иные услуги джинны могут обучать людей искусству исцеления от болезней.

Шейх Бадруддин приводит высказывание ибн Абу Дуня о том, что джинны могут совершать намаз, как приводятся мнения и других авторитетов ислама о том что они могут совершать добрые дела, за которые получают награду Аллаха и наказываются им же за совершенные ими злые дела.

Более того, согласно шейху Бедруддину и ряду других авторов, намаз могут совершать джинны и люди вместе, и по словам Ибн Сайрефи эль Харани (книга Фавоид) джиннам разрешается возглавлять намаз.

 

Окончание следует

 

Примечания Георгия Энгельгардта

 

Источники:

1. «Svijet dzina i sejtana». Љejh Bedruddin Ebu Abdullah Omer ibn Abdullah Sebli Hanefi. Prijevod Eniz Kozlic "Bemut Sarajevo".Сайт http://www.islamskeknjige.com/  

2. «Davo - mit i istina". Niaz Omer. "Preporod" "Gracanica". 2007.

3. «Savremeni dzihad kao rat". "Nova Knjiga", Beograd, Serbia 1989; Grafomotalica, Prnjavor, Bosnia and Herzegovina,1995

4. «Тайные общества XX века». Боголюбов Николай


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 10

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

10. Лия1 : Ответ на 8., Антоний:
2012-09-17 в 20:57

Я не только двоеверец. Ещё я кровь христианских младенцев натощак употребляю.


По вере вашей да будет вам. Мф.9,29.

Имейте веру Божию. Мк.11, 23.

Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб. Ин. 3, 16.

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден. Ин.3, 18.

Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни. Ин. 3, 36.

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Ин. 6, 47.

Вот дело Божие: чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. Ин. 6, 29.

Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Мк. 16, 16.

Верующий в Меня не будет жаждать никогда. Ин. 6, 35.

Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. Ин. 11, 25.

И над этими словами Вы будете язвить?
Тогда Вы точно сумасшедший. И это в лучшем случае.
Помоги Вам Господь
9. М.Яблоков : Ответ на 8., Антоний:
2012-09-15 в 09:03

Я не только двоеверец. Ещё я кровь христианских младенцев натощак употребляю.


Значит ваше место не здесь, а в психиатрической клинике.
8. Антоний : Ответ на 7., Лия1:
2012-09-14 в 22:53

Но всё же, зачем на православном сайте такие подробности о вере сатанистов?Хотя бы затем, чтобы некоторые шибко православные не обзывали сатанистами миллионы своих сограждан.Святитель Игнатий (Брянчанинов) (6, письмо 28): «Напрасно же, ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, то есть вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной и Новозаветной… Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства… Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, заражений страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью… Сущность всякой ереси – богохульство… …Вся причина последнего вашего недоумения, так как и всех прочих, - глубокое незнание христианства!..»Завещание преподобного Феодосия Киево-Печерского: «Если скажет тебе противящийся: «Ваша вера и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь так: «Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным! Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит Писание: «Един Бог, едина вера, едино Крещение» (Ефес. 4,5). Не слышишь ли апостола Павла, глаголящего: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1,8)».Спаси Вас Господь, Антоний.


Я не только двоеверец. Ещё я кровь христианских младенцев натощак употребляю.
7. Лия1 : Ответ на 5., Антоний: Надеюсь, Антоний, Вы умеете не только читать и язвить:
2012-09-14 в 20:14

Но всё же, зачем на православном сайте такие подробности о вере сатанистов?Хотя бы затем, чтобы некоторые шибко православные не обзывали сатанистами миллионы своих сограждан.



Святитель Игнатий (Брянчанинов) (6, письмо 28): «Напрасно же, ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, то есть вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной и Новозаветной… Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства… Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, заражений страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью… Сущность всякой ереси – богохульство…
…Вся причина последнего вашего недоумения, так как и всех прочих, - глубокое незнание христианства!..»

Завещание преподобного Феодосия Киево-Печерского: «Если скажет тебе противящийся: «Ваша вера и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь так: «Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным! Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит Писание: «Един Бог, едина вера, едино Крещение» (Ефес. 4,5). Не слышишь ли апостола Павла, глаголящего: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1,8)».

Спаси Вас Господь, Антоний.
6. Антоний : Ответ на 4., Субъект:
2012-09-13 в 11:15

А если христианин найдет лампу с джинном, можно ему лампу потереть, или это грех? Ведь можно джинна заставить исполнить какие-нибудь хорошие, добрые желания?


Если субъекты про джиннов комментарии пишут - это означает что их волей и сознанием завладел шайтан Березовский!
5. Антоний : Ответ на 3., Лия1:
2012-09-13 в 06:29

Но всё же, зачем на православном сайте такие подробности о вере сатанистов?


Хотя бы затем, чтобы некоторые шибко православные не обзывали сатанистами миллионы своих сограждан.
4. Субъект : Ответ на 1., Косьма:
2012-09-13 в 02:33

"существование мира джиннов, не должно вызывать сомнения у «правоверного» мусульманина"это и у христианина не вызывает сомнений, только нужно понимать, что джинны - это бесы

А если христианин найдет лампу с джинном, можно ему лампу потереть, или это грех? Ведь можно джинна заставить исполнить какие-нибудь хорошие, добрые желания?
3. Лия1 : Сверъестественные существа и магия (сихр) в исламе
2012-09-12 в 23:44

хотелось бы понять, к чему нам, православным, разъяснение сути ислама? Или уже не только отдельные желающие и миссионеры должны изучать ислам, но и рядовые православные? Тем более, уже и некоторые иерархи говорят, что православные и сарацины верят в одного Бога: http://www.youtube.c...ch?v=HXVLuNqT-bQ&;feature=related , с чем я категорически не согласна.
Ответ, конечно, может быть: не хочешь - не читай. Но всё же, зачем на православном сайте такие подробности о вере сатанистов?
2. Алексей : Идолопоклонство в исламе
2012-09-12 в 20:29

1. Косьма : Re: Сверъестественные существа и магия (сихр) в исламе
2012-09-12 в 11:33

"существование мира джиннов, не должно вызывать сомнения у «правоверного» мусульманина"
это и у христианина не вызывает сомнений, только нужно понимать, что джинны - это бесы

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме